Об итогах зимней навигации 2012 года на Азовском море



Скачать 62.77 Kb.
Дата02.05.2016
Размер62.77 Kb.
Об итогах зимней навигации 2012 года на Азовском море
9 апреля завершилась ледовая навигация на Азовском море.
Зимняя навигация 2012 г. на Азовском море началась сравнительно поздно — в третьей декаде января.

Согласно данным Гидрометцентра России максимальная ледовитость Азовского моря в январе месяце должна была составить 35-45 %. Однако в конце января — начале февраля 2012 г. впервые за последние 50 лет в акватории Азовского моря сложились аномально тяжелые для данного региона метеоусловия.

Начало периода ледокольных проводок судов было объявлено с 00 часов 24 января 2012 г. Начало периода ледокольных проводок в порту Ейск объявлено капитаном морского порта Ейск с 00 часов 25 января 2012 г. В каждом порту созданы Штабы ледовых операций.

Ледокольные проводки осуществлялись 4 ледоколами: «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов», «Капитан Крутов» и «Капитан Мошкин» (ФГУП «Росморпорт»).


Резкое похолодание в третьей декаде января с устойчивыми температурами воздуха -17°...-15° С обусловило интенсивное ледообразование. В течение нескольких дней лед покрыл Таганрогский залив, а затем и всю акваторию Азовского моря. Распространение льда наблюдалось также в северной части Керченского пролива.

Наряду с низкими температурами воздуха, решающее негативное воздействие на ледокольные проводки судов в Азовском море оказали продолжительные штормовые явления. Уже с самого начала периода ледокольных проводок над акваторией моря наблюдались постоянные ветра восточного и северо-восточного направления силой 15-18 м/с.

Ветер такой силы и направления неизбежно вызывает значительное падение уровня воды в Таганрогском заливе, что затрудняет судоходство в портах, расположенных в реке Дон (Ростов-на-Дону и Азов) и побережье (Таганрог, Ейск). К 27 января падение достигло уровня «- 180 см» рейки порта Таганрог.
В период с 24 по 26 января удалось провести 21 судно на выход и 28 судов на вход в эти порты.

29 января, когда имело место относительное затишье ветра и уровень воды непродолжительно поднялся выше отметки «0», удалось вывести из портов Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог 22 судна и завести в них 7 судов из каравана, состоявшего из 10 ед. Три судна остались пережидать штормовые явления в Таганрогском заливе и были заведены только 3 февраля. Из Ейска вышли 8 судов под проводкой ледокола «Капитан Крутов».

С 30 января произошло усиление ветра до штормового — 22-24 м/с. Уровень воды 1 февраля достигал отметки «- 110 см».

1 февраля капитан морского порта Таганрог довел до сведения всех заинтересованных лиц информацию о неблагоприятной обстановке в акватории Азовского моря, ситуации с ледокольными проводками и необходимости учета данных факторов при планировании работы флота, портов и береговых предприятий.


В обычно незамерзающих российских портах Азовского моря — Темрюке и Кавказе — капитанами портов также было объявлено о начале периода ледокольных проводок с 28 января и 1 февраля 2012 г. соответственно.
2 февраля караван из 22 судов под проводкой ледоколов «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов» подошел к Керченскому проливу. Днем ранее к проливу прибыл караван из 8 судов под проводкой ледокола «Капитан Крутов». Однако, сильнейшие подвижки льда не позволили вывести все суда сразу. Часть из них сдрейфовала на запад вдоль крымского побережья. Также, сдрейфовали суда, ранее прошедшие пролив в северном направлении и ожидавшие у Варзовского буя.
3 февраля распоряжением капитана морского порта Таганрог был создан Штаб ледовых операций (Бассейновая Комиссия по организации осуществления ледокольной проводки судов в российских морских портах Азовского моря и на подходах к ним). Работа всех четырех линейных ледоколов на бассейне стала координироваться из одного центра.
6 февраля последние из 22-х судов каравана из Ростова-на-Дону, Азова, Таганрога были выведены из Азовского моря. Однако остались на акватории моря суда Ейского каравана — «Орел-1» и «Кижи», которые штормовым восточным/северо-восточным ветром и подвижкой льда сдрейфовало к западу на расстояние 50 миль вдоль побережья Крыма.

Суда, пришедшие на кромку льда в район косы Должанской до 29 января назначением на российские порты Таганрогского залива, за один-два дня полностью вмерзли в лед в данном районе. Основная часть ( 16 единиц) безопасно укрылась под восточным берегом в районе Приморско-Ахтарска (коса Еленина). Однако 13 судов интенсивной подвижкой льда сдрейфовало в западную часть Азовского моря. Данная группа судов оказалась в наиболее трудном положении.

5 февраля на одном из судов данной группы – т/х «Капитан Иван Викулов», флаг Мальта произошел пожар, с которым экипажу не удалось справиться самостоятельно. Полностью выгорели помещения надстройки. После подачи сигнала бедствия экипаж был эвакуирован вертолетом МЧС Украины и подошедшим ледоколом «Капитан Мошкин».

7 февраля в условиях сжатия и подвижки льда получил водотечность т/х «Алака-1», флаг Панама. Экипаж был эвакуирован вертолетом МЧС Украины. Судно оставалось на плаву и дрейфовало во льдах как минимум до 6 марта, когда было обнаружено вертолетом в юго-западной части моря. 16 марта ледокол «Капитан Чудинов», проходя с караваном судов в районе, где наблюдалось судно, обнаружил спасательный плот с т/х «Алака-1», что дало основание предположить затопление судна. Штабом ледовых операций инициировано издание навигационного предупреждения об опасности для плавания предполагаемого района затопления т/х «Алака-1».


7 февраля ледоколы «Капитан Демидов» и «Капитан Чудинов» были направлены в западный район моря с задачей оказать содействие, обеспечить безопасность находящихся там судов, вывести их в район косы Должанской, чтобы соединить с ожидавшими 16-ю судами у косы Елениной и завести их в порты Таганрогского залива.

Оба ледокола столкнулись с труднопроходимыми наторошенными льдами, что сделало затруднительным даже продвижение самих ледоколов.

В связи с невозможностью вывода судов из западной части Азовского моря до изменения ледовой обстановки проводился ежедневный мониторинг состояния судов, количества запасов. От агентирующих фирм и судовладельцев получалась информация по поставке на суда воды и продовольствия.
24 февраля после смены направления доминирующих ветров с восточных на западные и прогнозируемого вследствие этого улучшения ледовой обстановки в западной части моря в этот район были направлены все четыре имеющихся ледокола с задачей выдать находящимся там судам аварийный запас топлива, воды, продовольствия и по возможности вывести в направлении порта Кавказ.

Все блокированные льдами суда были выведены из западной части Азовского моря к 27 февраля.

Наряду с вызволением судов, попавших в ледовый плен, не прекращалась и проводка судов в порты и из портов. Проведены в порты назначения 16 судов, ожидавших у косы Елениной. В обратном направлении проведен караван из 15 единиц. Осуществлены проводки в Темрюк от Керченского пролива и обратно. По Керченскому проливу проводились суда в порт Кавказ и из него.
С 15 февраля в связи со сложными ледовыми условиями, увеличением толщины льда в Таганрогском заливе в портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск соответствующими распоряжениями капитанов портов были ужесточены требования по категории ледовых усилений судов – минимум Ice2 по классификации РМРС, и по наличию запасов, которые должны обеспечивать судну автономность на 14 суток, а не на 10, как ранее.
В марте ледоколы осуществляли проводки караванов судов в порты Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Темрюк. С улучшением ледовых условий увеличивалось количество одновременно проводимых судов.

9-11 марта ледоколом «Капитан Мошкин» выведен на буксире из западной части Азовского моря оставленный ранее экипажем т/х «Капитан Иван Викулов». Судно находится на судоремонтном заводе в Керчи.

В морской порт Темрюк с 20 марта суда осуществляли самостоятельное плавание.
Только с 23 марта капитанами портов Таганрогского залива был объявлен переход на прежний уровень ограничений по ледовому классу (Ice1).
Большое внимание уделялось полному и объективному информированию по ситуации с ледокольными проводками судов в Азовском море общественности и заинтересованных организаций.

По распоряжению Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А. Давыденко работа Штаба ледовых операций была перенесена в Ростов-на-Дону, где сосредоточено большинство портовых мощностей и судовладельцев региона.



Информация о количестве судов в составе караванов, ожидающих проводку в портах на выход и от Керченского пролива на вход, прогнозах их движения, метеорологических и ледовых условиях регулярно размещалась на сайте Администрации морского порта Таганрог. Была организована работа справочных телефонов в Таганроге и Ростове-на-Дону.

Регулярно проводились расширенные заседания Штаба ледовых операций с участием всех заинтересованных организаций, в том числе под председательством Руководителя Росморречфлота или его заместителей.

Всего проведено 11 заседаний Штаба ледовых операций.
Таким образом, несмотря на то, что сложившиеся в зимнюю навигацию 2012 г. ледовые условия в бассейне Азовского моря практически предельны для работы имеющихся типов ледоколов, проводки судов не прекращались, что позволило избежать остановки работы портов и связанной с ними транспортной инфраструктуры.
С начала периода ледокольных проводок судов в российских морских портах Азовского моря проведено на вход во все порты – 405 судов, на выход – 355 судов.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал