Об обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, особенно в отношении финансовых издержек и



страница1/6
Дата26.04.2016
Размер1.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ВОПРОСНИК

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ ПО ВОПРОСАМ,

КАСАЮЩИМСЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,

ОСОБЕННО В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ИЗДЕРЖЕК И

ИМЕЮЩИХСЯ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Республика Казахстан

Информация представлена по состоянию на 31 января 2011 года

Эксперт: Борисов Владимир Михайлович – судья Верховного Суда, председатель Республиканского общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан».
Целью этого исследования является выявление препятствий, которые имеются в странах ВЕКЦА при обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, основываясь на положениях Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее - Орхусской Конвенции) и подготовка рекомендаций об устранении этих препятствий.

Терминология, используемая в вопроснике, отражает сравнительно-правовой характер исследования и может не совпадать с конкретными терминами, используемыми в национальном законодательстве.

Просим национальных экспертов, заполняющих вопросник, по возможности ссылаться в ответах на нормативные правовые акты, указывая наименование, дату принятия, номер, официальный источник опубликования (если имеется), либо делать ссылку на текст акта в Интернете, а также, где это возможно, указывать на различия положений законодательства и практики правоприменения.

Просим, по возможности, кратко описать практические ситуации, указанные в части (Ж) вопросника, а также учитывать в ответе на вопросы указанные практические ситуации.

Основные понятия и термины, используемые в вопроснике:

законодательство – национальное законодательство страны, на основе которого эксперт представляет информацию в вопроснике;

неправительственная организация (НПО) – ассоциация, организация или группа представителей общественности, способствующая охране окружающей среды с учетом статьи 2, пунктов 4 и 5, и статьи 3, пунктов 4 и 9, Орхусской конвенции;

понятия «общественность», «заинтересованная общественность», «экологическая информация» используются в вопроснике с учетом смысла данных понятий, указанных в статье 2, пункта 3 и 5 Орхусской конвенции.

А. Общая информация о системе управления и законодательстве, относящемся к окружающей среде

Кратко опишите систему управления в области охраны окружающей среды и законодательство, относящееся к окружающей среде, указав основные законы, кодексы (не более 1-2 страниц).

В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Казахстан охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, является одной из важнейших целей государства.

Это означает, что эффективное применение законодательства об охране окружающей среды, а также обеспечение реализации прав граждан на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду является обязанностью уполномоченных государственных органов.

Охрана окружающей среды — система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
К государственным органам, осуществляющим функции охраны окружающей среды, относятся центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды и органы специальной компетенции.

Согласно Положению о Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года № 1201, центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию по вопросам реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и обеспечения экологически устойчивого развития общества является Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, которое имеет в своей структуре ведомство - Комитет экологического регулирования и контроля и территориальные органы.



К органам специальной компетенции относятся иные центральные исполнительные органы Республики Казахстан, осуществляющие функции в сфере охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, компетенция которых устанавливается действующим законодательством в указанной области.
Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, (опубликована: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217), и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (опубликован: Ведомости Парламента РК, 1999 г., № 16-17, ст. 642; № 23, ст. 929; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; № 22, ст. 408), Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-I (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644), Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99), Лесного кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477-II (опубликован: Ведомости Парламента РК, 2003 г., № 16, ст. 140), Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481-II (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 17, ст. 141), Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, январь, 2007 г., № 1 (2482), ст. 1), Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 год, сентябрь, № 20-21 (2548-2549), ст. 89), а также Законов Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года № 175-III (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан июль, 2006 г., № 16 (2473), ст. 96), «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года № 593-II  (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 18 (2427), ст.107), О недрах и недропользовании от 24 июня 2010 года № 291-IV (опубликован: ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 год, июнь, № 12 (2565), ст. 60), «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 7 апреля 2003 года № 402-II (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 6, ст. 33; САПП Республики Казахстан 2009 г., № 57, ст. 486), «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-II (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст.243), «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года № 219-I (опубликован: Ведомости Парламента РК № 5-6 (2271) от 28.04.98 г.), «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года № 19-I (опубликован: Ведомости Парламента РК, 1996 г., № 11-12, ст. 263.) и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

При этом следует отметить, что Концепция реформирования национального законодательства в области охраны окружающей среды была принята 26 апреля 2005 года на совещании у Премьер-министра Республики Казахстан Д.Ахметова протокольным решением.

Кроме национального законодательства в Казахстане в порядке статьи 4 Конституции действуют нормы международных договоров. В частности 23 октября 2000 года Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В силу пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан Орхуская Конвенция после ратификации, являясь международным договором, имеет приоритет перед законами Республики Казахстан и ее положения и нормы применяются непосредственно.

Также в Казахстане ратифицировано более 20 других экологических конвенций.


Кратко опишите систему органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, и их полномочия. Опишите роль и полномочия прокуратуры.
В Казахстане существует как система общественного контроля, так и система государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В целях реализации положений Орхусской конвенции Республикой Казахстан приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан № 35-ө от 20 марта 2009г. на базе РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» создан Орхусский центр Республики Казахстан.

В 2009 г. на основании приказа министра ООС № 221 была создана межведомственная рабочая группа по реализации Орхусской конвенции. В состав рабочей группы входят представители:


  • Министерства охраны окружающей среды Республикой Казахстан,

  • Верховного Суда Республики Казахстан,

  • Министерства сельского хозяйства Республикой Казахстан,

  • Министерства здравоохранения Республикой Казахстан,

  • Министерства культуры и информации Республикой Казахстан,

  • Министерства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям,

  • Министерства образования и науки Республикой Казахстан,

  • Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республикой Казахстан,

  • Акимата г. Астаны,

  • Экологического форума НПО Республикой Казахстан,

  • Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития (КАПУР),

  • МАД «Невада-Семипалатинск»,

  • Института биологии и биотехнологий растений.

Согласно меморандума между МООС, государственной администрацией Атырау, Центром ОБСЕ в Астане и Экофорумом НПО был создан Жайык-Каспийский Орхусский Центр.

В Казахстане действует помимо сети экологических НПО, объединенных Экофорумом, также другие экологические общественные объединения, использующие возможности осуществления общественного контроля, предоставленные экологическим законодательством, в том числе Орхусской конвенцией. Наиболее активным из них в части обращения в судебные органы за защитой прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, является Общественное объединение "Зеленое спасение".


Следует отметить, что целью государственного контроля в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются обеспечение экологической безопасности, экономия природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной продукции.

В указанной области действуют следующие виды государственного контроля:

1) экологический контроль;

2) контроль за использованием и охраной земель;

3) контроль в области использования и охраны водного фонда;

4) контроль в области изучения и использования недр;

5) контроль в области лесного законодательства Республики Казахстан;

6) контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

7) контроль в области особо охраняемых природных территорий.

К органам, осуществлящим контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды относятся центральные исполнительные органы и должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль в пределах своей компетенции.

Органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, являются:

1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды - Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, осуществляющий функции регулирования и государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Полномочия закреплены статьями 17, 21, 38, 42, 55, 77. 86, 136, 143, 148, 151, 156, 162, 172, 292, 311, 313, 316, 317 Экологического кодекса Республики Казахстан, положением о Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года № 1201, положением о Комитете экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, утвержденным приказом ответственного секретаря Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 1-п;

2) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан (Комитет по водным ресурсам), осуществляющий реализационные и контрольные функции в области использования и охраны водного фонда, возложенные на него законодательством Республики Казахстан (статья 37 Водного кодекса Республики Казахстан и положение о Комитете по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 октября 2008 года № 650);

3) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, осуществляющим руководство в сфере управления земельными ресурсами, геодезической и картографической деятельности, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (статья 14 Земельного кодекса Республики Казахстан и положение об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 января 2005 года № 14);

4) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства – Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющий реализационные и контрольные функции в области лесного хозяйства, охраны воспроизводства и использования животного мира (кроме рыбы и других водных животных), особо охраняемых природных территорий, возложенные на него Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан (статья 13 Лесного кодекса Республики Казахстан и Положение Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 ноября 2007 года № 725);

5) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира - Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющий реализационные и контрольные функции в области лесного хозяйства, охраны воспроизводства и использования животного мира (кроме рыбы и других водных животных), особо охраняемых природных территорий, возложенные на него Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан (статья 9 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года № 593-II и Положение Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 ноября 2007 года № 725);

6) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий – Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющий реализационные и контрольные функции в области лесного хозяйства, охраны воспроизводства и использования животного мира (кроме рыбы и других водных животных), особо охраняемых природных территорий, возложенные на него Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан (статья 8 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года № 175-III и Положение Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 ноября 2007 года № 725);

7) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр – Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере индустрии и индустриально-инновационного, научно-технического развития страны, горно-металлургического комплекса, машиностроения, химической, фармацевтической, легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, стройиндустрии и производства строительных материалов; государственной поддержки инвестиций, безопасности машин и оборудования и безопасности химической продукции в соответствии с отраслевой направленностью; создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон; экспортного контроля; технического регулирования и обеспечения единства измерений; электроэнергетики; минеральных ресурсов, за исключением углеводородного сырья; государственного геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального и комплексного использования недр, государственного управления недропользованием в части твердых полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей; угольной промышленности; использования атомной энергии, поддержки использования возобновляемых источников энергии, энергосбережения, а также межотраслевой координации государственных органов в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции (статья 20 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», постановление Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 1237 «Некоторые вопросы Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан»);

8) уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности - Комитет по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, осуществляющим реализационные и контрольные функции в области промышленной безопасности (статья 7 Закон Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 3 апреля 2002 года № 314-II (опубликован: «Казахстанская правда» от 18 апреля 2002 года № 085 (23734); «Егемен Қазақстан» от 16 апреля 2002 г. № 81 (22984); Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 7-8, ст.77; «Юридическая газета» от 19 июня 2002 года № 24 (447) и Положение о Комитете по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 12 февраля 2008 года № 24);

9) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения - Министерство здравоохранения Республики Казахстан (Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора), осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, контроля за качеством медицинских услуг (статья 7 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV (опубликован: «Казахстанская правда» от 29 сентября 2009 г. № 230-231 (25974-25975); Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 год, сентябрь, № 20-21 (2548-2549), ст. 89) и Положение о Комитете контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 октября 2009 года № 565);

10) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии - Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющий выполнение функций государственного управления ветеринарией и обеспечивающим надлежащее руководство системой государственной ветеринарной службы и проведение единой государственной политики в области ветеринарии (статья 8 Закона Республики Казахстан «О ветеринарии» от 10 июля 2002 года № 339-II (опубликован: «Казахстанская правда» от 16 июля 2002 г. № 154 (23803); Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 15, ст. 148) и Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденное приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от "18" апреля 2003 года N 214);

11) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений – Министерство сельского хозяйства (Статья 7 Закона Республики Казахстан «О карантине растений» от 11 февраля 1999 года № 344-1 (опубликован: Газета «Казахстанская правда», 19 февраля 1999 года № 34 (22751); Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 2-3, ст. 34) и постановление Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2005 года № 310 «Некоторые вопросы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан»);

12) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии - Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, осуществляющий в пределах своей компетенции реализационные и контрольные функции в сфере использования атомной энергии (статья 8 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 года № 93-I (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, cт. 83) и Положение о Комитете по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, утвержденное приказом Ответственного секретаря Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 21 января 2008 года № 20-К);

 13) органы транспортного контроля; Транспортный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о транспорте, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется уполномоченным органом - Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 года № 156-XIII (опубликован: Ведомости Верховного Совета РК, 1994 г., № 15, ст. 201; Ведомости Парламента РК, 1996 г., № 2, ст. 186) и постановление Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2004 года № 1232 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан» и иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан.

К должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, относятся:

Главный государственный экологический инспектор Республики Казахстан, являющийся по должности руководителем подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

заместитель Главного государственного экологического инспектора Республики Казахстан, являющийся по должности заместителем руководителя подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

старшие государственные экологические инспекторы Республики Казахстан, являющиеся по должности начальниками и заместителями начальников управлений и начальниками отделов подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

государственные экологические инспекторы Республики Казахстан, являющиеся по должности главными и ведущими специалистами подразделения государственного экологического контроля уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;

главные государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности заместителями начальников территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

старшие государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности начальниками подразделений государственного экологического контроля территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности главными и ведущими специалистами подразделений государственного экологического контроля территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

государственные экологические инспекторы городов областного значения и районов.

Решения государственных экологических инспекторов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами и могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган и (или) должностному лицу или в суд.


В Казахстане значительную роль в области охраны окружающей среды играет прокуратура, наделенная значительными полномочиями.

Так, согласно статье 83 Конституции прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяется Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года № 2709 (опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст.184).

В соответствии со статьей 4 данного Закона в целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства:

1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики;

2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;

3) представляет интересы государства в суде;

4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики;

5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;

6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.

В силу статьи 5 данного Закона высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок.

Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с:

1) поручением Президента Республики Казахстан;

2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;

3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;

4) поручением или запросом вышестоящего прокурора.

Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.

Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.

Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных Законом «О прокуратуре» и другими нормативными правовыми актами.

Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав.

Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению.

Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.

Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина.

Статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрены правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

В своей деятельности прокуроры также руководствуются Инструкцией об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в гражданском судопроизводстве, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 46.

 

Б. Информация о процедурах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и возможностях их оспаривания

1. Информация о правовом регулировании принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и возможности их оспаривания в несудебном (административном) порядке
1.1. Опишите кратко порядок принятия решений по конкретным видам деятельности, касающимся окружающей среды, применительно к статье 6, пункт 1 (а) и (в), пункты 10, 11, и приложению I, пункт 22, Орхусской конвенции, указав информацию в таблице, приведенной ниже.

Укажите в столбце 1 «Наименование процедуры (решения)…»:

- решение о строительстве объекта, реализации деятельности;

- решение по ОВОС, заключения экспертиз (экологической, градостроительной, комплексной и др.);

- разрешения на использование природных ресурсов (в рамках деятельности предусмотренной Приложением I к Орхусской конвенции), включая их продление, пересмотр их условий;

- разрешения на выбросы/сбросы загрязняющих веществ, включая их продление, пересмотр их условий;

- разрешение, связанное с вопросами управления отходами;

- другие, если имеются, в рамках деятельности, предусмотренной Приложением I к Орхусской конвенции.


Наименование процедуры (решения) по вопросам, касающимся окружающей среды1

Орган, уполномоченный на осуществление процедуры (принятие решения)

Срок действия решений, разрешений или других документов, выдаваемых при осуществлении процедуры

Предусмотрено ли участие общественности

Орган, куда можно обжаловать решение/действие/ бездействие

Нормативный правовой акт, регулирующий проведение процедуры (принятие решения)

Решение о строительстве объекта, реализации деятельности

Выдача (обоснованный отказ в выдаче) разрешений на производство строительно-монтажных работ

(далее - СМР) (начало строительства) производится:

1) уполномоченным государственным органом по дедам архитектуры, градостроительства и строительства, осуществляющим государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительства объектов республиканского значения;

2) местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющим государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительства объектов местного значения.

В случаях, предусмотренных Правилами, разрешение на производство строительно-монтажных работ по реконструкции (перепланировке, переоборудованию) отдельных помещений или отдельных частей в жилых зданиях (домах, общежитиях) выдается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), осуществляющими государственный архитектурно-строительный контроль на подведомственной территории.
Разрешение выдается на основании заявления и прилагаемых документов, перечень которых устанавливается уполномоченным государственным органом.


Документы, представленные заявителем для получения разрешения на производство СМР (начало строительства), рассматриваются не более 7 рабочих дней с момента подачи заявления.

Разрешение на производство СМР (начало строительства) действует в течение всего срока нормативной продолжительности строительства, утвержденной в составе проектной (проектно-сметной) документации. Если объект не был завершен в течение этого срока, то для продолжения строительства заказчик (застройщик) обязан получить новое разрешение.

При смене первоначального заказчика (застройщика) стройки или ведущей строительство подрядной (генподрядной) организации, ранее выданное разрешение подлежит перерегистрации, о чем подается заявление в срок не позднее 20 календарных дней со дня произошедших изменений подается в орган, выдавший это разрешение. В противном случае ранее выданное разрешение утрачивает силу по истечении указанного срока подачи заявления на перерегистрацию.

Выполнение СМР на объекте без разрешения, либо на основании разрешения, утратившего силу, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является незаконным строительством.



Да. Участие физических и юридических лиц в обсуждениях при принятии градостроительных, архитектурных или строительных решений может выражаться в форме:

1) прямого участия;

2) представительства;

3) иной, не запрещенной законодательством форме.





Если архитектурная, градостроительная и (или) строительная деятельность на данной территории затрагивает интересы граждан, общественных объединений и юридических лиц, то они имеют право:

1) на отмену в административном или судебном порядке решения о размещении, проектировании, строительстве (реконструкции) или вводе объектов в эксплуатацию;

2) на введение ограничений, приостановление или прекращение в административном или судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства или государственных нормативов;

3) обжаловать в судебном порядке действия местных исполнительных органов, а также заключения экспертизы проектов;

4) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан и (или) имуществу в связи с допущенными субъектами или должностными лицами нарушениями законодательства или государственных нормативов;

5) обращаться по иным фактам нарушения законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Таким образом, решения, действия/бездействие могут быть обжалованы как уполномоченные государственные органы, так и непосредственно в суд.


Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», Правила

прохождения разрешительных процедур на строительство

новых и изменение существующих объектов, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425.

Экологический кодекс РК.





Решение по ОВОС, заключения экспертиз (эколог., градостроит., комплекс. и др.)

Министерство охраны окружающей среды среди прочих полномочий:

1) устанавливает сроки и порядок обеспечения доступа к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) утверждает инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок проведения государственной экологической экспертизы;
Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды и его территориальные подразделения) и местными исполнительными органами в пределах их компетенции.

2. Государственная экологическая экспертиза объектов I категории проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, II, III и IV категорий — местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы). Распределение объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями устанавливается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

2.1. комплексная градостроительная экспертиза - государственная экспертиза градостроительных проектов различного уровня, осуществляемая экспертными комиссиями, образуемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, по проектам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан и экспертными рабочими группами, образуемыми соответствующими местными исполнительными органами, по проектам, утверждаемым маслихатами.

Градостроительные проекты различного уровня проходят комплексную градостроительную экспертизу в порядке, установленном настоящим Законом, а также государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства. Положительные заключения комплексной градостроительной экспертизы являются основанием для утверждения градостроительных проектов соответствующего уровня и их дальнейшей реализации.


Положительное заключение государственной экологической экспертизы к проектной документации действует в течение пяти лет со дня его выдачи.

2.1. Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства организует и проводит

комплексную градостроительную экспертизу проектов генеральных планов города республиканского значения, столицы, городов областного значения с расчетной численностью населения свыше ста тысяч жителей, иной градостроительной документации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан.
В компетенции акиматов областей в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой на территории подведомственной области, находятся:

организация и проведение комплексной градостроительной экспертизы проектов генеральных планов городов областного значения с расчетной численностью населения до ста тысяч жителей.


Да. При разработке материалов ОВОС к предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, осуществляется учет общественного мнения.

Учет общественного мнения обеспечивается участием общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС и организуется заказчиком намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Основными организационными формами учета общественного мнения являются

общественные слушания. Заказчик (разработчик) предпроектной, проектной документации организует публичное слушание путем проведения собрания представителей общественности. Для этого заказчик (разработчик) заблаговременно представляет в средствах массовой информации (далее - СМИ) информацию о проводимых общественных слушаниях, порядке доступа общественности к проекту ОВОС, дате, времени и месте их проведения.

В общественных слушаниях принимают участие представители заинтересованной общественности, заказчика и разработчика, местных исполнительных органов, территориальных органов охраны окружающей среды;

сбор письменных предложений и замечаний общественности, при котором прямая связь обеспечивается заказчиком (разработчиком) путем информирования общественности в СМИ о порядке доступа общественности к материалам проекта ОВОС и представления предложений и замечаний. Заказчик (разработчик) организует пункт приема и регистрации предложений и замечаний,

сбор письменных предложений и замечаний путем анкетированного опроса населения района деятельности. Для проведения этого мероприятия заказчик (разработчик) информирует общественность в СМИ о результатах и порядке допуска общественности к материалам проекта ОВОС, о сроках и условиях организации анкетированного опроса.
2.1. Участие физических и юридических лиц в обсуждениях при принятии градостроительных, архитектурных или строительных решений может выражаться в форме:

1) прямого участия;

2) представительства;

3) иной, не запрещенной законодательством форме.




Экологические споры разрешаются судами в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

Экологические споры между субъектами экологических правоотношений могут быть решены путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров.

2.1. Если архитектурная, градостроительная и (или) строительная деятельность на данной территории затрагивает интересы граждан, общественных объединений и юридических лиц, то они имеют право:

1) на отмену в административном или судебном порядке решения о размещении, проектировании, строительстве (реконструкции) или вводе объектов в эксплуатацию, осуществляемых с нарушением законодательства или государственных нормативов;

2) на введение ограничений, приостановление или прекращение в административном или судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства или государственных нормативов;

3) обжаловать в судебном порядке действия местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), а также заключения экспертизы проектов;

4) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан и (или) имуществу в связи с допущенными субъектами или должностными лицами нарушениями законодательства или государственных нормативов;

5) в установленном законодательством порядке обращаться по иным фактам нарушения законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.




Экологический кодекс РК,

Вопросы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2007 года № 1201, Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации, утвержденная приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п.

2.1. Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-II


Разрешения на использование природных ресурсов (в рамках деятельности, предусм. Приложением 1 к Конвенции), включая их продление, пересмотр их условий

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя среди прочих мер

выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами, установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов.

Право специального природопользования возникает на основании:

- лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности,

- решений Правительства или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование,

- договоров (контрактов) на природопользование.

Право специального природопользования может возникнуть на основании одного, двух либо всех вышеуказанных актов.

Соответственно, принятие решения о выдаче разрешения на использование природных ресурсов находится в компетенции соответствующего органа (уполномоченного на выдачу лицензий, и т.п.), в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан. 



Сроки действия разрешений на использование природных ресурсов урегулированы

Различными нормативными актами.




Участие общественности в вопросе о выдаче разрешения на природопользование осуществляется по правилам статей 13 и 14 Экологического кодекса РК

(см. комментарии ниже таблицы)




Решение, действие/бездействие может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган либо в суд.

Экологический,

Земельный, Водный, Лесной кодексы РК,


Законы «Об особо охраняемых природных территориях»,

«Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «О недрах и недропользовании» и др. нормативные акты




Разрешения на использование природных ресурсов (в рамках деятельности предусмотренной Приложением I к Орхусской конвенции), включая их продление, пересмотр их условий;

недропользование

Министерство нефти и газа, Комитет геологии, местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы

Контракт на разведку - до 6 лет, контракт на добычу – срок определяется проектом на проведение работ

Контракт на разведку - до 6 лет, контракт на добычу – срок определяется проектом на проведение работ

Да.

Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании

Разрешения на использование природных ресурсов (в рамках деятельности предусмотренной Приложением I к Орхусской конвенции), включая их продление, пересмотр их условий;

водопользование

Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства и его региональные органы.


Краткосрочное водопользование - до пяти лет, долгосрочного пользование - от пяти до сорока девяти лет


В рамках проведения экологической экспертизы

Судебные органы

Водный кодекс РК и подзаконные акты

Разрешения на выбросы/сбросы загрязняющих веществ, включая их продление, пересмотр их условий

уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, а именно Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды и его территориальные подразделения, местные исполнительные органы областей (столицы, города республиканского значения)

Статьей 76 Экологического кодекса РК предусмотрены

сроки действия разрешений на эмиссии в окружающую среду, которые

выдаются на срок до изменения применяемых технологий и условий природопользования, указанных в действующем разрешении, но не более:

1) трех лет для природопользователей на объект I категории;

2) пяти лет для природопользователей на объекты II, III и IV категорий.


Участие общественности в вопросе о выдаче разрешения на природопользование осуществляется по правилам статей 13 и 14 Экологического кодекса РК

(см. комментарии ниже таблицы)




Решение, действие/бездействие может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган либо в суд.

Экологический кодекс РК,

Правила ограничения, приостановления или снижения выбросов

парниковых газов в атмосферу, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2008 года № 128 ,

Закон о радиационной безопасности,

Закона о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и др. нормативные акты


Разрешение, связанное с вопросами управления отходами

Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды и его территориальные подразделения, местные исполнительные органы областей (столицы, города республиканского значения)

Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды

2) утверждают в пределах своей компетенции программы по управлению отходами.

Комплексные экологические разрешения выдаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.


Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды и его территориальные подразделения, местные исполнительные органы областей (столицы, города республиканского значения)

Комплексное экологическое разрешение выдается вместо разрешения на эмиссии в окружающую среду в случаях, когда природопользователь планирует поэтапное внедрение наилучших доступных технологий, предусматривающих снижение эмиссий в окружающую среду и повышение эффективности использования природных ресурсов.

Комплексное экологическое разрешение действует до момента изменения применяемых технологий и условий природопользования, указанных в данном разрешении.

В период действия комплексного экологического разрешения природопользователь обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды соответствующих заключений государственной экологической экспертизы в случае истечения срока действия ранее представленных



В рамках проведения экологической экспертизы

Участие общественности в вопросе о выдаче разрешения на природопользование осуществляется по правилам статей 13 и 14 Экологического кодекса РК

(см. комментарии ниже таблицы)


Решение, действие/бездействие может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган либо в суд.

Экологический кодекс РК,

Перечень наилучших доступных технологий, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2008 года № 245,

Правила

выдачи комплексных экологических разрешений и перечня типов промышленных объектов, для которых возможно получение комплексных экологических разрешений вместо разрешений на эмиссии в окружающую среду, утвержденные

постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года № 95



Применительно к строке 1 Таблицы (решение о строительстве объекта, реализации деятельности):

 Порядок принятия решений в отношении строительства новых и изменения существующих объектов определяется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, Законом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, Правилами прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов, утвержденными постановлением Правительства от 6 мая 2008 года № 425, правилами застройки населенных пунктов (территорий), утвержденными на уровне местных исполнительных органов, а также иными нормативными правовыми актами. Основные стадии процесса строительства объектов и принимаемые по их результатам разрешительные (правоустанавливающие) документы приведены ниже в виде схемы.


С

хема 1.  Стадия процесса строительства - Разрешительный документ











 Выбор земельного участка и решение о его предоставлении под строительство объекта либо разрешение на использование под строительство участка, принадлежащего заказчику на праве собственности или землепользования, принимается местным исполнительным органом района (города) на основании заключения создаваемой для этого комиссии. Общие требования к порядку предоставления земельных участков под строительство установлены статьей 44 Земельного кодекса Республики Казахстан.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается по объектам республиканского значения Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли, по объектам местного значения - государственными органами архитектурно-строительного контроля. Основные требования к процессу строительства регламентируются статьей 68 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», Правилами прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих документов, утвержденных постановлением Правительства от 6 мая 2008 года № 425, и приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 9 марта 2010 года № 92 «Об утверждении перечня документов, необходимых для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ».

Акт о приемке в эксплуатацию объектов, связанных с производственными процессами, имеющими потенциальную опасность для людей и окружающей среды, выдается государственной приемочной комиссией. Положения, определяющие порядок ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, установлены статьей 663 Гражданского кодекса Республики Казахстан, главой 11 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», Правилами установления полномочий, обязанностей, а также обязательного состава приемочной и рабочей комиссий по приемке построенных объектов в эксплуатацию в Республике Казахстан, утвержденными постановлением Правительства от 15 октября 2001 года № 1328.
Применительно к строке 2 Таблицы (решение по ОВОС, заключения экспертиз):

Порядок и требования к общественному участию в принятии решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности с потенциальным воздействием на окружающую среду установлены статьей 6 Орхусской Конвенции, положениями специальных глав 6 и 7 Экологического кодекса Республики Казахстан применительно к процедурам оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы. На уровне подзаконных актов вопросы учета мнения общественности наиболее детально регламентируются разделом 8 Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации, утвержденной приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п (далее – Инструкция об ОВОС). Кроме того, Министерством охраны окружающей среды утверждены также специальные правила по отдельным аспектам общественного участия в принятии решений, а именно по общественным слушаниям, доступу к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, общественной экологической экспертизе.

 

 В случае принятия решений по экологическим аспектам проектов хозяйственной деятельности в Казахстане обязательный учет общественного мнения предусматривается в рамках процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы. Законодательная основа для применения требований по общественному участию в этих случаях определена соответственно в статьях 41 (подпункт 14 пункта 1) и 57 Экологического кодекса Республики Казахстан.


Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду – процедура, в рамках которой оценивается возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан – статья 35 Экологического кодекса Республики Казахстан.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется физическими и юридическими лицами, получившими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивает заказчик (инициатор) планируемой деятельности – пункты 1 и 2 статьи 38 Экологического кодекса Республики Казахстан


 Стадии процедуры оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, на которых законодательством Республики Казахстан предусмотрено общественное участие, представлены ниже в виде схемы.

 

Схема 2. Стадии процедуры ОВОС с общественным участием

 

Стадия процедуры ОВОС Предмет и основная цель обсуждения:


Оценка территории и обоснование оптимального выбора участка для размещения объекта







Предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС)






Оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС)




Раздел: «Охрана окружающей среды»


Вышеуказанная схема описывает стадии общественного участия для объектов, по которым оценка воздействия на окружающую среду проводится в полном объеме. Для объектов с незначительным воздействием на окружающую среду процедура ОВОС носит более упрощенный характер и может состоять из меньшего количества стадий. Например, для автостоянок открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, не имеющих автономных источников теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений сточных вод и полигонов твердых бытовых отходов, и размещаемых вне земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного фонда, водоохранных зон, рекреационных зон, не связанных со сносом зеленых насаждений оценка воздействия на окружающую среду проводится в одну стадию (см. Приложение 5 к Инструкции об ОВОС).

 

Государственная экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий – пункт 1 статьи 1 Экологического кодекса Республики Казахстан.

Государственная экологическая экспертиза проводится Министерством охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями, департаментами (управлениями) природных ресурсов и регулирования природопользования акиматов областей и городов Астана и Алматы.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Экологического кодекса Республики Казахстан материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности являются обязательным объектом государственной экологической экспертизы, на которую они представляются вместе с результатами общественного обсуждения экологических аспектов планируемой деятельности. Наряду с этим режим гласности государственной экологической экспертизы, установленный статьей 57 Экологического кодекса Республики Казахстан, предусматривает возможности для представителей общественности выразить свое мнение непосредственно органу государственной экологической экспертизы, в том числе посредством представления письменных замечаний и предложений.



Субъекты права на участие в принятии решений

В статье 13 и 14 Экологического Республики Казахстан а определены соответственно права физических лиц и общественных объединений на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Однако в широком смысле в качестве субъекта данного права Орхусская Конвенция и экологическое законодательство Республики Казахстан признает общественность, и это означает, что любое физическое или юридическое лицо вправе выразить свое мнение по любому проекту планируемой хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Орхусской конвенции признается право любого представителя общественности выразить свое мнение по обсуждаемому решению в форме письменных замечаний и предложений либо в ходе слушаний.

В главе по экологической экспертизе Экологического кодекса Республики Казахстан, в Инструкции об ОВОС, Правилах проведения общественных слушаний в качестве субъектов прав на общественное участие указываются «заинтересованные граждане», «заинтересованные лица», «заинтересованная общественность». Заинтересованность в этом случае выражается во влиянии реализации принимаемых решений на определенных лиц, например, в связи с проживанием, владением недвижимостью, осуществлением прав природопользования в зоне потенциальных воздействий проекта намечаемой деятельности. Указание на нее выражает требование экологического законодательства по вовлечению в процесс принятия решений конкретных целевых групп общественности, чьи права и интересы могут непосредственно затрагиваться в случае реализации объекта, в частности, при организации уведомления о возможностях общественного участия, приглашении на общественные слушания.

 



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал