Обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»



Скачать 67.01 Kb.
Дата30.04.2016
Размер67.01 Kb.
ТипУрок
План- конспект урока русского языка в 9 классе
ТЕМА: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Цель урока:

обобщить знания и умения по теме «Сложноподчинённое предложение;

Развивающие задачи:

Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания;

Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Воспитывать внимание, орфографическую и пунктуационную зоркость.



Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
(тип урока –комбинированный(обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний)
Оборудование: доска, раздаточный материал
ХОД УРОКА

  1. Оргмомент




  1. Разминка

2.1.Задание: назвать специальные выразительные средства синтаксиса


  • Как можно судить о творчестве Л.Н. Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (риторический вопрос)




  • «Чудо –руки бабушки, её ворчание и шумная ругань. Чудо- встречный человек. Чудо- его голос , глаза, уши. Чудо- это жизнь!(В.П. Астафьев. Повтор)




  • Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф.И. Тютчев.- анафора)




  • Досталась им буханка светлого хлеба-радость! Сегодня фильм хороший в клубе –радость! Двухтомник Паустовского привезли в книжный магазин –радость!(Солженицын –эпифора)




  • Идёт Жилин, всё тени держится. ( инверсия)




  • Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (парцелляция)



  • Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла. (градация)




  • Ты богат, я очень беден, ты-прозаик, я- поэт (антитеза)



  • Есть тоска весёлая в алости зари. Или но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (оксюморон)




    1. Что такое паронимы?




    1. Объяснить значение паронимов?

  • Исторический- истерический;




  • абонемент –абонент (документ, предоставляющий право на обслуживание, абонент –тот, кто пользуется абонементом);




  • вдохнуть -вздохнуть(вобрать дыханием –делать вздохи);




  • гарантийный –гарантированный(содержащий гарантию- поддержанные законом, приказом);

  • дефективный-дефектный(имеющий физические или психические недостатки- испорченный, с дефектом);

  • добротный- добрый(прочный, доброкачественный- делающий добро);

  • невежа –невежда (грубый, невоспитанный человек –малообразованный человек).




    1. Цифровой диктант.



Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте 1, если нет 0

Верно ли утверждение, что:

  • Союзы что, если, где –подчинительные? 1

  • Определение не отвечает на вопрос чей? 0

  • Предложение –это синтаксическая единица? 1

  • Местоимение себя не имеет именительного падежа? 1

  • Союз однако –подчинительный? 0

  • Двусоставное предложение может быть неопределённо-личным? 0

  • Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей? 1

  • В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть- придаточное предложение? 0

  • [ ], (который…. ) схема сложноподчинённого предложения? 1




  1. Тема и цель урока.

  2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

4.1.Мозговой штурм
НАЙДИ ОШИБКУ ( НА ДОСКЕ __________ИДИАЛ, КОЛИЧЕСТВО, ПРЕЖНЕЕ РЕКОРД, [ЕСЛИ], (ТО)
4.2. «КАРУСЕЛЬ» - опроси товарища. Отметь лучший и худший ответ. (оценка вносится в оценочный бланк) – распечатать на парту.


  • Какие предложения называются простыми?




  • Какие предложения называются сложными?







  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?




  • На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?




  • Какие предложения называются сложносочинёнными?




  • Какие предложения называются сложноподчинёнными?




  • Какие группы сложноподчинённых предложений знаете?

4.3. Найди предложения, соответствующие схемам. ( предложения на доске)



  • Мы пошли вдоль канавы, чтобы найти место поглубже и выкупаться.




  • Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов.






  • Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные.



  • На следующий день все разъехались в разные стороны, чтобы подготовиться к экспедиции и закончить личные дела.






  • Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слёзы изредка падали на её работу.


4.4. Работа в группах сменного состава.
Задание 1-й группе

  • Выписать предложения с придаточными места и времени.

  • Расставить знаки препинания.

  • Определить место придаточного в предложении.

  • Начертить схему предложений.

Задание второй группе:



  • Выписать предложения с придаточными сравнения, уступки, следствия.

  • Расставить знаки препинания.

  • Определить место придаточного в предложении.

  • Начертить схему предложений.

Задание третьей группе:



  • Выписать предложения с придаточными условия, причины, цели.

  • Расставить знаки препинания.

  • Определить место придаточного в предложении.

  • Начертить схему предложений.

Задание четвёртой группе:




  • Выписать предложения с придаточными образа действия, степени

  • Расставить знаки препинания.

  • Определить место придаточного в предложении.

  • Начертить схему предложений.


ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

1.Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.


2.Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдалённые звуки
3.Куда ни оглянись, всюду рожь густая.
4.Если прочитаете Гоголя, вы почувствуете в нём сатирика.
5.Как ни старались мы добраться до высокой горы, нам это не удалось.
6.Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
7.Савельич мало-помалу успокоился, хотя всё ещё изредка ворчал про себя.
8.Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
9.Не жаль сил, если они дают такие результаты.
10.Небо хмурилось, так что становилось прохладно.
11.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

12.Загрузка пошла до того быстро, что подвозы не успевали подвозить зерно.


13.Машина мчалась так быстро, как мы не ожидали.
14. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
15.Гроза прошла, так что ветка белых роз дышит ароматом.
16.Через час я подошёл так быстро к ущелью, что мог разглядеть внизу каждое дерево.
4.5. Проверка. Выступает представитель от группы.
4.6. Переход учеников в группах. Диктовка и запись предложений (по 2) из заданий каждой группы.

4.7. Графический диктант. ( у доски работают 4 ученика, остальные работают самостоятельно в тетрадях).




  • Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности.




  • Ночь была такая тихая, что даже осины замерли и не дрожали листья.




  • Когда мы подошли к правому берегу, мне указали там, где я меньше всего ожидал, узкую тропку вверх




  • Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нём.




  • Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

4.8. ТЕСТИРОВАНИЕ


  1. Выбери группу подчинительных союзов

А) а, но, когда, и

Б) ни-ни, то-то, да, или

В) где, когда, хотя, так что
2.Найди сложноподчинённое предложение

А) Стало душно в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) На улице был такой туман, что не было видно в нескольких шагах.

В) Я всё ждал встречи с птицами, но их не было.


3. В каком из предложений придаточное находится в середине предложения?

А) Бабушка не была уверена в том, что поедет к внуку на лето.

Б) Чтобы добраться до озера, понадобилось много времени.

В) Ранней весной, как выпадет снег, залегают в берлоги медведи.


4. Определить вид придаточных предложений.

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод

А)места


Б)цели

В)уступки


5. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы:

А) Где? С какой целью? Насколько?

Б) Какой? Чей?

В) Что? Кому? Кого? Чем?



  1. Какое подчинение вы знаете? Постройте схемы.




  • В тамбовской области есть место, где родился великий русский поэт, и где провёл он своё детство.

  • Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка.

  • Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо.

  • Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся.

7. Итоги урока БЛАНК САМООЦЕНКИ

Домашнее задание: подготовиться к к\д



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал