Образование: начальное профессиональное образование



Дата30.04.2016
Размер279 Kb.
ТипПояснительная записка



СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

___________________________________________________________


ПРОФЕССИЯ: АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

ОСТ 9 ПО 02.15.1-2003



Издание официальное





УТВЕРЖДАЮ




Первый заместитель Министра

образования Российской Федерации


А. Ф. Киселев





Дата введения:
“____”__________2003 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

________________________________________________________




ПРОФЕССИЯ: АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

ОСТ 9 ПО 02.15.1-2003



Издание официальное
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

________________________________________________________________

Образование: начальное профессиональное образование

Education: initial vocational education

Профессия: аппаратчик-оператор

экологических установок ОСТ 9 ПО 02.15.1-2003

Profession:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Аппаратчик-оператор экологических установок” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 г. №1362, и включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания образования.

Содержание общетехнического цикла обучения определяется стандартами по предметам: “Черчение” (ОСТ 9 ПО 03.03.01-96), “Автоматизация производства” (ОСТ 9 ПО 03.02-97), “Электротехника” (ОСТ 9 ПО 03.01-96) и блоком учебных элементов по предмету “Материаловедение” (ОСТ 9 ПО 03.04.01-95); общепрофессионального (отраслевого) цикла — соответствующим стандартом для профессий химической промышленности (ОСТ 9 ПО 02.(90-103)-99), которые издаются отдельными выпусками.

Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.

В структуре федерального компонента содержания образования (профессионального цикла) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;

- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии, как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия начального профессионального образования

Аппаратчик-оператор экологических установок
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):


  • аппаратчик газоразделения (4-5 разряд);

  • аппаратчик нейтрализации (2-3 разряд);

  • аппаратчик обессоливания воды (3-4 разряд);

  • аппаратчик осаждения (2-3 разряд);

  • аппаратчик осушки газа (3-4 разряд);

  • аппаратчик отстаивания (2-3 разряд);

  • аппаратчик очистки газа (2-3 разряд);

  • аппаратчик очистки жидкости (2-3 разряд);

  • аппаратчик очистки сточных вод (2-3 разряд);

  • аппаратчик перегонки (2-3 разряд);

  • аппаратчик переработки отходов химического производства (3-4 разряд);

  • аппаратчик фильтрации (2-3 разряд);

  • аппаратчик химводоочистки (2-3 разряд);

  • оператор по обслуживанию газоулавливающих установок (2-3разряд);


  1. Назначение профессии

Аппаратчик-оператор экологических установок осуществляет подготовку, проведение, регулирование и контроль технологических процессов переработки отходов производства, очистки вод, воздуха, а также техническое обслуживание и ремонт применяемого оборудования и контрольно-измерительных приборов.


  1. Квалификация

В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Аппаратчик-оператор экологических установок” относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.
4. Содержательные параметры профессиональной деятельности


Практические основы

профессиональной деятельности



Теоретические основы

профессиональной деятельности



1

2

Профессиональные параметры




Подготовка реагентов, вспомогательных материалов, инструментов, оборудования к технологическому процессу.


Химические и физико-химические свойства реагентов и вспомогательных материалов, методы подготовки их к технологическому процессу.

Назначение и правила пользования инструментом.

Устройство, принцип работы основного и вспомогательного оборудования.

Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования.



Выбор методов по защите окружающей среды от загрязнений.

Экология, природопользование и охрана окружающей среды.




Государственные стандарты и нормативная документация по охране окружающей среды.




1

2




Правовые основы и законодательные документы в области охраны окружающей среды.




Методы очистки воды, газа, воздуха и переработки промышленных отходов.




1

2

Контроль и измерение технологических параметров процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП).

Параметры технологических процессов, методы их измерения.

Назначение, устройство, принцип действия, место установки, правила технической эксплуатации контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств.



1


2




Материаловедение.

Метрология: цели, задачи.

Допуски, посадки и технические измерения.

Основы технической механики.

Схемы и карты обслуживаемых установок.

Виды, периодичность и технология технического обслуживания и ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов.



1

2

Специальные параметры







Ведение технологического процесса очистки воды механическими, химическими, биохимическими методами и методом ионного обмена.

Состав и свойства воды.

Источники загрязнения.

Способы сокращения и ликвидации выбросов в водоемы.

Способы очистки воды от примесей.

Устройство и принцип действия оборудования, применяемого для очистки воды.

Правила эксплуатации технологического оборудования, КИП и А.

Факторы, влияющие на ход технологического режима, их причины, способы предупреждения и минимизации влияния.





1

2







Регулирование параметров технологического процесса очистки воды, подачи реагентов, воды, электроэнергии на обслуживаемом участке.

Параметры технологического процесса очистки воды и жидкостей.

Методы контроля и регулирования технологического процесса очистки воды и жидкостей.

Правила загрузки и дозировки сырья и вспомогательных материалов в аппараты.








Пуск, останов и вывод на рабочий режим технологического оборудования.

Правила подготовки к пуску, пуска, останова и вывода рабочий режим очистных сооружений.







Отбор проб.

Правила и способы отбора проб воды.

Свойства пробируемых материалов.

Требования, предъявляемые к качеству проб.

Устройство пробоотборников.



Анализ проб воды различного назначения.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природных водах.

Промышленные стоки, их состав.

Методы химического и физико-химического анализа природной, питьевой и сточной воды.





1

2




Требования, предъявляемые к качеству воды различного назначения.

Очистка жидкостей и обессоливание сточных вод механическими и химическими методами и ионного обмена и перегонки.

Методы и технология механической, химической и ионнообменной очистки жидкостей.

Перегонка.

Ректификация.





1

2










Отгонка с водяным паром.







Очистка жидкостей от растворенных газов.

Классификация, устройство и принципы действия вакуум и отдувочных колонн, перегонных и ректификационных колонн, конденсаторов-холо-дильников, испарителей, оборудования для химической, механической и ионнообменной очистки жидкости,

Правила технической эксплуатации оборудования.








Регенерация ионнообменных фильтров.

Классификация, устройство, принципы действия и правила технической эксплуатации ионнообменных, биохимических, механических фильтров, выпарных установок.




Способы регенерации ионнообменных фильтров.




1

2






Профессии аппаратчиков очистки воздуха и газов:

аппаратчик газоразделения;


  • аппаратчик осушки газа;

  • аппаратчик очистки газа;

  • оператор по обслуживанию пыле-

газоулавливающих установок

Ведение технологического процесса очистки газа и воздуха методами разделения, осушки и осаждения.

Строение атмосферы.

Свойства газа.

Состав и баланс газов в атмосфере.

Источники загрязнения атмосферы.

Последствия загрязнений и нарушений газового баланса атмосферы.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе производственных помещений, порог вредного воздействия вещества.



1


2




Технологический режим очистки воздуха.



Требования предъявляемые к качеству воздуха и газа.




1

2

Очистка и осушка воздуха и газа от газообразных выбросов методами абсорбции, адсорбции и ректификации.

Очистка, осушка и разделение газовых смесей методом глубокого охлаждения.



Методы очистки, осушки и разделения воздуха и газа.

Технологическая схема участков осушки, очистки и разделения газовых смесей и воздуха.

Устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации

1


2

Регулирование параметров технологического процесса пылеулавливания.

Параметры технологического процесса пылеулавливания, методы их контроля и регулирования.

Методика пылегазовых измерений.






Профессия: аппаратчик переработки отходов химического производства




Ведение технологического процесса переработки отходов химического произодства.

Классификация отходов, их состав и свойства.

Сущность и способы переработки отходов химического производства.





Правила эксплуатации технологического оборудования КИП и А.




1

2

Регулирование параметров технологического процесса переработки отходов химического производства, подачи и загрузки сырья, полупродуктов в аппараты в соответствие с рецептур и установленной последовательности.

Параметры технологического процесса переработки отходов химического производства.

Методы контроля и регулирования технологических процессов переработки отходов химического производства.

Правила загрузки и дозировки сырья, вспомогательных материалов в аппараты.


1

2




Методы контроля качества сырья, полупродуктов и готовой продукции.

Контрольные точки производства.



Учет расхода сырья, полупродуктов, количества вырабатываемой продукции, энергоресурсов.

Нормы расхода сырья и полуфабрикатов.

Правила учета количества выработанной продукции.




5. Специфические требования
Минимальный возраст приема на работу — 18 лет.

Пол - не регламентирован.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ БРАЗОВАНИЯ

/№

Учебные элементы и уровни их усвоения

1

2


1.1

Общая химическая технология









Технология производства: выбор и подготовка сырья, основные стадии производства, физико-химическая сущность процесса, выбор оптимального режима и оборудования, технологическая схема производства, требования к качеству, применение, защита окружающей среды от загрязнения.




1

2




Технология производства неорганических веществ

Технология производства органических веществ.



1


2

1.2.5.

Массообменные процессы и аппараты (2): основы массообмена, абсорбция, десорбция, перегонка, ректификация, экстракция, адсорбция, ионообменные процессы, сушка, применяемые аппараты.










1

2

1.3.9.

Твердые отходы: понятие, классификация, источники образования, состав, физико-химические свойства, область использования, влияние на окружающую среду.

Отходные производства.

Отходы потребления.


1

2













1.4.3.

Допуски, посадки и технические измерения (2)

Стандартизация в машиностроении. Погрешности при изготовлении деталей и сборке машин: общая характеристика, причины, классификация. Номинальный и предельные размеры. Действительный размер. Допуск размера. Поле допуска.

Посадки, их виды и назначение. Точность обработки. Квалитеты. Шероховатость поверхности. Системы допусков и посадок.

Метрология: понятие, цели, задачи структура.


1


2




Сопротивление материалов. Детали машин. Соединения: типы, назначение, характеристика, область применения.

1.4.9.


Ремонт технологического оборудования (2): цели, виды, периодичность, объем выполняемых работ, технология ремонта, правила испытания и сдачи в эксплуатацию.





1

2

1.4.10.

Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте оборудования экологических установок (3).









1

2

2.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

для профессий аппаратчиков очистки воды и жидкостей:

Аппаратчик нейтрализации”;

Аппаратчик обессоливания воды”;

Аппаратчик осаждения”;

Аппаратчик отстаивания”;

Аппаратчик очистки жидкости”;

Аппаратчик очистки сточных вод”;

Аппаратчик перегонки”;

Аппаратчик фильтрации”;

Аппаратчик химводоочистки”








2.1.1.


Вода: состав, свойства, классификация, назначение, область применения, требования к качеству в зависимости от назначения.










Методы каогуляции: классификация, характеристика, область применения.




1

2




Гетерокаогуляция: физико-химические основы, факторы, влияющие на каогуляцию, применяемые каогулянты. Способы, схема процесса каогуляции.

2.1.9.


Химические реагенты: назначение, свойства, требования, способы приготовления и регенерации.




1

2

2.1.10.

Адсорбционная очистка воды: назначение, свойства, физико-химические основы, способы, область применения, факторы, влияющие на процесс адсорбции.

1


2

2.1.14.

Ионнообменные фильтры и установки: назначение, виды, устройство, принцип действия, правила технической эксплуатации, возможные неполадки, способы устранения и предупреждения.

1


2




Очистка сточных вод от органических соединений: биохимические, физические и электрохимические методы, экстракция, сорбция

2.1.21.


Безопасность труда при очистке воды, жидкости и сточных вод (3).




1

2

3.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

для профессий аппаратчиков очистки воздуха и газов:

Аппаратчик газоразделения”;

Аппаратчик осадки газа”;

Аппаратчик очистки газа”;

Оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих

установок”













3.1.1.

Воздух: состав, физические и химические свойства, требования к качеству воздуха.







3.1.2.

Источники загрязнения воздушной среды: классификация, характеристика, предельно допустимое содержание вредных веществ в воздухе, эффект суммации.







3.1.3.

Пыль: химический и дисперсный состав.







3.1.4.

Сокращение и ликвидация выбросов в воздушную среду: способы, направления, технология.







3.1.5.

Контроль основных параметров пылегазовых потоков: виды контроля, контрольные параметры, методы, технология выполнения, применяемое оборудование.



Обеспыливание промышленных газов. Улавливание газообразных выбросов. Осушка и разделение газов.




1

2

3.1.7.

Технология пылеулавливания: способы, характеристика, область применения, параметры технологического режима, его возможные нарушения, причины, способы предупреждения и устранения.

Обеспыливание промышленных газов. Транспортировка пыли: способы, основные операции, оборудование.


3.1.10.


Оборудование для очистки и осушки газов: назначение, классификация, устройство, принцип действия, правила технической эксплуатации, возможные неполадки, способы устранения и предупреждения.




1

2




Аппараты для охлаждения, очистки и осушки газов: холодильники, котлы утилизаторы, скрубберы, абсорберы, барбатеры, регенераторы, конденсаторы, ректификацоннные колонны.

Вспомогательное оборудование: насосы, компрессоры, трубопроводы.




4.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

для профессии

Аппаратчик переработки отходов



химического производства”

4.1.

Технология переработки отходов химического производства (2)



Переработка нефтяных шлаков с последующей утилизацией нефтепродуктов.

Сжигание газообразных вредных отходов в печах методом прямого и каталитического сжигания.






1

2




Пиролиз органических твердых и полужидких отходов.

Улавливание и обезжиривание газообразных выбросов. Утилизация извлеченных из сточных вод продуктов.



4.1.6.


Безопасность труда при переработке отходов химического производства (3).


Распределение времени обучения по профессии

Аппаратчик-оператор экологических установок”



по разделу “Профессиональная подготовка”



Количество часов


на базе среднего (полного) общего

образования

на базе основного общего образования с получением среднего

(полного) общего образования
Сроки обучения

1 год

3 года

Профессиональная подготовка

1262

2368

Резерв времени

50

100

Консультации

50

200
Экзамены

36

36


СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН

ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Директор

Института развития профессионального


образования Минобразования России,

д. филос. н., профессор И.П. Смирнов


Зам. директора Института развития


профессионального образования

Минобразования России, д. п. н. О.Б. Читаева



Руководитель разработки


зав. лабораторией методического

обеспечения профессий тяжелой промыш-

ленности и транспорта, к.в.н., доцент А.С. Хрипков
Исполнитель

старший научный сотрудник лаборатории

методического обеспечения профессий

тяжелой промышленности и транспорта Н.Я. Драчева

СОГЛАСОВАНО:

Министерство промышленности,

науки и технологий РФ

Зам. руководителя Департамента

промышленной и инновационной

политики в химической



промышленности В.В. Семенов

Управление начального


профессионального образования

Минобразования России


Начальник управления

д. э. н., профессор Е. Я. Бутко

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал