Образовательная программа дополнительного образования детей «География туризма в Бурятии» Сроки реализации: 1 год



Скачать 127.26 Kb.
Дата02.05.2016
Размер127.26 Kb.
ТипОбразовательная программа
Министерства образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Республиканский эколого-биологический центр учащихся»


«Утверждаю»

Директор РЭБЦУ

. ___________ В.Н.Тимофеев

«____»____________2014г

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«География туризма в Бурятии»
Сроки реализации: 1 год

Возраст учащихся: 6-8 классы

Разработчик: Воротникова О.А.,

педагог дополнительного образования



Согласовано:

Зам. директора по УВР

_____________И.А.Андриянова

Зам.директора по НИиОР

_____________Н.Н.Тумуреева

«__»__________2014 г.


г.Улан-Удэ

2014г

Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии. Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования в Республике Бурятия.



Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими условиями.

Задачи:

1. Показать место рекреационной деятельности в оздоровлении, развитии личности, в формировании экологической культуры.

2. Сформировать навыки и умения по прогнозированию и мониторингу.

3. Расширить знания о видах рекреационной деятельности и туризма, об оптимизации взаимодействия в системе “природа - человек - общество”.

4. Сформировать навыки и умения работы с картографическим материалом и другими источниками знаний.

Цели и задачи факультативных заключается в систематизации и углублении имеющихся экологические знания учащихся, а также подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных экологических исследований в экологической экспедиции (эколого-туристической экспедиции) и просто туристическом походе.

В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир новых информационных технологий с помощью Интернет-ресурсов, мультимедийных технологий, научной литературы, различных тематических баз данных. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми передовыми технологиями, способными поднять качество получаемой информации и самого познавательного процесса на новый уровень, в отдельных случаях - перейти на более свободный – индивидуальный режим освоения нового материала.

Факультативные занятия не заканчиваются с окончанием школьного учебного процесса (учебного года), они логически подготавливают учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и возможность сбора фактического материала для реализации намеченных групповых и индивидуальных научных экологических и краеведческих исследований.

Таким образом, последующая эколого – туристическая экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться, как дополнительный практикум.

Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетений – готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов.



Программа факультативных занятий предполагает проведение экскурсий, однодневных и многодневных походов.

Учебно – тематический план



пп

Содержание

Кол.часов

Из них

Теория

Экскур

сии

Практи

ческие

работы

I

География туризма – отрасль рекреационной географии

8

6




2

1

Проблемы географии туризма, их связь с социологией, экологией, экономикой

3










2

Основные понятия географии туризма

3










3

Практическая работа «Оценка туристических ресурсов Республики Бурятия»

2










II

Виды туризма и туристических ресурсов республики

9

6




3

4

Виды туризма Виды туристических ресурсов

3










5

Классификация туризма


3










6

Практическая работа по изучению условий региона для развития туризма

3










Ш

Туризм – как форма оздоровления

9

6




3

7

Функции туризма. Виды туристических ресурсов Республики Бурятия

3










8

Виды туристических ресурсов Республики Бурятия

3










9

Оценка туристических ресурсов Бурятии. Практическая работа по изучению физико – геграфических условий региона

3










IV

Учебные тропы природы

9

6




3

10

Туристско – познавательные учебные экологические тропы

3










11

Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением.

3










12

Практическая работа по подборке материала к реферату об истории и типах учебных троп своего края

3










V

Эколого – туристическая тропа

9

2

4

3

13

Эколого – туристическая тропа на карте местности

2










14

Ориентирование по карте и местным признакам

3










15

Экскурсия на учебную экологическую тропу

4










VI

Типы туристического природопользования Республики Бурятия

8

4

4




16

Типы туристического природопользования

2










17

Туристическое природопользование края. Нагрузка от туризма

2










18

Экскурсия – практикум: формы воздействия туризма на лесную растительность

4










VII

Природа Республики Бурятия

27

15

6

6

19

Рельеф и полезные ископаемые Бурятии

3










20

Климат и внутренние воды Республики Бурятия

3










21

Внутренние воды. Минеральные источники Бурятии

3










22

Природные комплексы Бурятии

3










23

Животный и растительный мир Бурятии

3










24

Экскурсия в музей природы Бурятии

3










25

Экскурсия в этнографический музей бурятии

3










25

Практическая работа по изучению реки Итанца

3










26

Практическая работа по изучению озера Байкал

3










VIII

Особо охраняемы природные территории Бурятии и озера Байкал

20

10

10




27

Национальные парки Бурятии

2










28

Заповедники на Байкале

3










29

Заказники Республики Бурятия

2










30

Памятники природы Бурятии

3










31

Экскурсия в Забайкальский национальный парк

10










IX

Жизнь в озере Байкал

15

12




3

32

Биологическое разнообразие Байкала

3










33

Растительный мир Байкала

3










34

Животный мир Байкала

3










35

Эндемики Байкала

3










36

Байкальские сообщества. Пищевые связи в Байкале. Практическая работа

3










X

Человек на Байкале

15

12




3

37

Как люди поселились на Байкале и заселяли его

3










38

Легенды о Байкале

3










39

Основные загрязнители Байкала. Охрана окружающей среды в районе озера Байкал

3










40

Влияние туристов и отдыхающих на озеро. Практическая работа

3










41

Миры на Байкале

3










42

Подведение итогов работы

3

3







42

Комплексный туристический поход

12




12




43

Итого

144

82

36

26

Содержание программы:

I.   География туризма - отрасль рекреационной географии: (8 часов)

Проблемы географии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой, экологией, Понятия: туризм, экология, рекреация, их соотношение.Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы и условия туризма, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район. Предмет исследования географии туризма.


II. Виды туризма и туристских ресурсов республики: (9 часов)

Виды туризма по целям: лечебный, оздоровительный, познавательный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой. Классификация туризма по продолжительности, по сезонности, по району, по составу туристов.Функции туризма: социально-культурная, экологическая, медицинская.Виды туристских ресурсов России, своей области, республики.



Практическая работа по оценке туристских ресурсов края, прогнозирование и планирование перспективных направлений туризма в республике. Организация работы по детскому экологическому проекту “Парки и скверы - как место отдыха.” (можно по другой теме “Школа - Экодом”).


III. Туризм - как форма оздоровления: (9 часов)

Виды спортивного самодеятельного туризма. Категории сложности. Физическая, психическая и тактическая подготовка туриста - спортсмена, нагрузки на его организм.

География спортивного туризма в своей области в связи с физико-географическими и историко-географическими условиями региона,

Практическая работа по изучению физико-географических условий региона для развития спортивного туризма, работа с тематическими картами, с контурной картой по нанесению туристских маршрутов.

IV. Учебные тропы природы: (9 часов)

Туристско-познавательные, прогулочно-познавательные, учебные экологические тропы. История троп природы, их образовательно-воспитательное значение. Эколого-туристская тропа: особенность её создания, назначение (на конкретном примере).

Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением.



Практическая работапо подборке материала к реферату о истории, типах учебных троп природы своей республики.

V. Эколого-туристская тропа: (9 часов)

Эколого-туристская тропа на карте местности. Навыки чтения плана местности, карт спортивного ориентирования. Ориентирование по карте и местным признакам. Ориентирование: в заданном направлении, по маркировке, по выбору.

Практическая работа. Экскурсия на учебную экологическую тропу, эколого-туристскую тропу. Подведение итогов работы по экологическому проекту.

VI. Типы туристского природопользования республики: (8 часов)

Типы туристского природопользования по функциям и по критерию соотношения в природопользовании неизменной природы и урбанизированной среды.

Туристское природопользование края. Нагрузка от туризма (рекреационная нагрузка) на ландшафт.



Экскурсия-практикум:формы воздействия туризма на лес (парк) и последствия воздействия на лесную растительность. Визуальная оценка степени рекреационной нагрузки (нагрузки от туризма) на парковый (лесной) ландшафт.

VII. Природа Республики Бурятия: (27 часов.)

Рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, минеральные воды, природные комплексы Бурятии, животный и растительный мир.

VIII. Особо охраняемые природные территории Бурятии и озера Байкал(20 часов)

Национальные парки (Прибайкальский, Забайкальский), заповедники (Байкало – Ленский, Баргузинский, Байкальский, Джергинский)

Памятники природы на Байкале.



IX. Жизнь в озере Байкал: (15 часов)

Биологическое разнообразие, растительный и животный мир, байкальские сообщества, пищевые связи в Байкале.



X. Человек и Байкал: (15 часов)

Как люди появились на Байкале и заселяли его. Загрязнители, загрязнения, охрана окружающей среды, влияние туристов и отдыхающих на озеро.



Список литературы:

  1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2006. – 96 с.

  2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.

  3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1970.

  4. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.

  5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.

  6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

  7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.

  8. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.

  9. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.

  10. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

  11. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.:Бурят.кн.изд-во, 1991.

  12. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

  13. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

  14. Интернет-ресурсы

  15. 1. http://www.buryatia.ru

  16. 2. http://baikalrav.narod.ru

  17. 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия

  18. 4. http://gov/buryatia/ru


 



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал