Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского экологического центра



страница1/7
Дата23.04.2016
Размер1.02 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7

Образовательная программа

Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского экологического центра «Родник» (далее Центр) - документ, отражающий реальное состояние центра, а также перспективы его развития по реализации дополнительных образовательных услуг.

1. Паспорт программы

Наименование программы

Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского экологического центра «Родник» города Ярославля (далее – Центр) на 2014 – 2016 годы

Авторы программы

• Бутикова О.В – директор центра;

• Смирнова О.В. – заместитель директора по УВР;



  • Гундорова Л.В. – зам.директора по АХР;

• Громова М.В. – зав.отделением;

• Нечаева Т.Е. – зав.отделением;

• Куприянова Н.В. – зав.отделом;


  • Панова Е.В. – педагог-психолог;

  • Осинкина А.В. – методист;

• педагоги центра.


Исполнители программы

Педагогический коллектив центра


Основания для разработки программы

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

• «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», от 03.02 2011года № 163-р;

• «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы», от 20.12.2011 года № 1034;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», от 04.02.2010 года № 271;

• «Приоритетные направления развития муниципальной системы образования Ярославской области на 2011-2014 годы», от 23.03.2011 года № 710;

• «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», от 9.12.2004 года № 47.




Цель программы

Создание единого образовательного пространства для формирования успешной творческой социально-активной личности.


Задачи программы



  1. Объединить ресурсы центра и социальных партнеров для формирования личности ребенка;

  2. Реализовать компетентностный подход для формирования социально-значимых качеств личности ребенка;

  3. Обеспечить эффективность и открытость деятельности центра через внедрение механизмов общественного управления.




Ожидаемые результаты

Разработка и внедрение системы работы с социальными партнерами по формированию успешной творческой социально-активной личности.


Пояснительная записка

В настоящее время система образования города Ярославля работает в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

Федеральные, региональные, муниципальные программы развития системы образования определяют для нас основные стратегические ориентиры. В частности, в них определено, что достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение и организация творческого труда, социализации воспитанников, укреплению семейных отношений, формированию общей культуры и организации содержательного досуга.

Одна из главных проектных задач образования - формирование подрастающего поколения, которому предстоит жить в ХХI веке, через развитие индивидуальных способностей каждого и становление гражданских качеств личности, на базе интеграции социокультурного пространства. Это возможно при приведении всего образовательного процесса в определенную систему.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных граждан к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. С переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста, дополнительное образование становится важным компонентом общего образования. Базовое (школьное) образование по своей направленности адресовано всем учащимся, безотносительно их личным планам и устремлениям. Совокупность знаний, умений и навыков определяется государственными стандартами. Дополнительное образование надстраивается над базовым и позволяет получить знания, выработать умения и навыки сообразно с личными планами на будущее.

Программа определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты работыЦентра, задает основные способы и механизмы изменений.

2. Информационная справка о Центре

МОУ ДОД ДЭЦ «Родник» основан в 1999 году, как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-краеведческий центр «Родник», в 2005 году был переименован в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский экологический центр «Родник».

Юридический адрес: г.Ярославль, ул. Клубная, д. 58

Центр функционирует на основе лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 17.03.2010 регистрационный номер № 76242510/л; свидетельства о государственной аккредитации департамента от 15.02.2010 регистрационный номер № 08-2534 и устава, утвержденного приказом департамента образования мэрии города Ярославля от 14.12.11 № 6200.

В 2010 году по результатам аттестации, МОУДОД ДЭЦ «Родник» присвоена первая квалификационная категория. В соответствии с установленным государственным статусом центр имеет право на реализацию дополнительных образовательных программ следующих направленностей:


  1. Туристско-краеведческой;

  2. Эколого-биологической;

  3. Естественнонаучной;

  4. Культурологической;

  5. Социально-педагогической;

  6. Художественно-эстетической;

В центре функционирует два отделения: эколого-исследовательское, эстетико-экологическое и организационно-массовый отдел. С 2013 года в центре организованы совместные занятия для детей дошкольного возраста и их родителей.

Занятия для обучающихся проводятся как в центре, так и в образовательных учреждениях города Ярославля. На данный момент заключены договора безвозмездного пользования с СОШ № 2, 46, 47, 48, 51, 84,гимназия № 3, МДОУ № 203 (приложение 1), а также заключены договора о сотрудничестве с СОШ и библиотекой-филиалом № 9 и общественными организациями в рамках организации сетевого взаимодействия по формированию экологической культуры обучающихся.



3. Приоритетные направления и принципы деятельности

Введение нового закона об образовании, ФГОС второго поколения, Федеральной целевой программы развития образования требуют модернизации традиционных форм организации образовательного процесса. Соответственно организация образовательного процесса направлена на решение проблем, стоящих перед центром:

во-первых, сохранение конкурентоспособности среди других образовательных учреждений основного и дополнительного образования детей,

во-вторых, расширение сферы услуг дополнительного образования на всех потенциальных получателей услуг,

в-третьих, преодоление диспропорции по возрастному и половому признаку у получателей услуг (по процентному соотношению наблюдается перевес девочек и детей дошкольного и младшего школьного возраста среди обучающихся).

Анализ реальной ситуации показал, что в центре имеется потенциал для решения указанных проблем:



Кадровые возможности:

  • Наличие высококвалифицированных кадров;

  • Сплоченность и работоспособность коллектива, наличие творческих групп;

  • Опыт представления и описания инновационной деятельности центра.

Материально-технические возможности:

  • Заключение договоров безвозмездного пользования со школами;

  • Заключение договоров о сотрудничестве, совместной деятельности с образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями;

  • Привлечение дополнительных средств (родительских пожертвований) для улучшения материально-технической базы центра.

Информационные возможности:

Методические возможности:

  • Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для обучающихся центра;

  • Реализация программ досуговой, совместной деятельности детей и родителей;

  • Применение в работе педагогами дополнительного образования детей современных образовательных технологий;

  • Тиражирование собственного педагогического опыта.

В основу реализации образовательной программы заложены следующие принципы:



  1. принцип открытости – предполагает информирование общественности, социальных партнеров и родителей обучающихся через интернет-сайт Центра о результатах освоения образовательной программы;

  2. принцип системности – предполагает системность и комплексность организации образовательного процесса;

  3. принцип сотрудничества – предполагает создание партнерских отношений с общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

На основе анализа ситуации педагогическим коллективом центра были определены приоритетные направления деятельности:


  • ориентация на экологическое образование, природоохранную, учебно-исследовательскую и профориентационную работу;

  • разработка программ нового поколения;

  • реализация модели сетевого взаимодействия;

  • внедрение в практику деятельности центра государственно-общественного управления: Родительский Совет и Совет обучающихся.

  1. Модель выпускника

Результатом достижения цели является формирование личности выпускника с развитыми компетенциями.

Показатель

Критерии

Технологии

Методики отслеживания результатов

Компетенция «Учиться знать»

Умение применять и объяснять термины; общие представления о мире животных и растениях и человеке; умение объяснять взаимосвязи в мире природы; понимать влияние человека на окружающую природу; иметь представления о здоровом образе жизни

Уровень овладения дополнительной образовательной программой (высокий, средний, низкий уровень)

Образовательные технологии

Тестирование, наблюдение (карты индивидуального развития)

Компетенция «Учиться делать»

Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков работы с информацией, навыки групповой работы, навыки самопрезентации и публичного выступления, навыки делового общения, применение ЗУНов на практике

Уровень сформированности навыков:

- исследовательской и проектной деятельности,

- работы с информацией,

- навыки групповой работы,

- самопрезентации и публичного выступления,

- делового общения



Образовательные и проектные технологии

Наблюдение, методика Дембо-Рубинштейна, В. Ясвина: «Альтернатива», «Эзоп», «Натурафил»

Компетенция «Учиться жить»

Формирование навыков работы в команде, применение ЗУНов на практике, формирование качеств личности: ответственность, рационализм, толерантность

Уровень сформированности навыков работы в команде, степень выраженности качеств: ответственность, рационализм, толерантность

Образовательные, проектные и социально-психологические технологии

Тестирование, наблюдение, методика Рокича

Компетенция «Учиться быть»

Количество обучающихся, связавших свое профессиональное обучение с эколого-биологической направленностью, количество детей – членов общественных организаций,

формирование качеств личности: инициативность, ответственность, рационализм, толерантность, коммуникабельность



Степень выраженности качеств: инициативность, ответственность, рационализм, толерантность, коммуникабельность, степень вовлеченности детей в деятельность общественных организаций

Образовательные, социально-психологические технологии

Определение профессиональной предрасположенности по опроснику Е.А. Климова, метод Биркмена, методика Рокича

Таким образом, исходя из сформированных компетенций, выстраивается следующая модель выпускника центра:




Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей



Креативный, критически мыслящий, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни



Уважающий мнение других людей, умеющий вести диалог, достигать взаимопонимания



Любящий свой край, бережно относящийся к природе и культуре своей Родины

Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального народа

Выпускник Центра



Осознающий себя личность, социально активный, уважающий закон и порядок

Владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и инновационную деятельность



Готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность



Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества




  1. Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса в Центре регламентируется:

  1. Продолжительностью - определяется нормативными сроками реализации дополнительных образовательных программ, которые могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными;

  2. Фиксированными сроками начала и окончания учебного года – реализация программ для первого года обучения начинается с 15 сентября, второго и последующих годов – с 1 сентября, окончание занятий, как правило, осуществляется 31 мая.

  3. Непрерывностью - занятия могут продолжаться в период летних каникул в соответствии с программой и с согласия обучающихся и педагогов, кроме этого осуществляются занятия с обучающимися в период летних школьных каникул по краткосрочным программам в группах с постоянным и (или) переменным составом, в период каникулярного отдыха реализуются досуговые площадки для обучающихся центра. Учебные занятия могут осуществляться в любой день недели, включая каникулярный период на основании утвержденного директором центра расписания. Занятия организуются как на базе центра, так и на базе учреждений образования, заключивших с центром договор на оказании образовательных услуг,

  4. Вариативностью оказываемых услуг – возможность обучения по программам разных направленностей, реализуемых центром. Обучение детей производится в форме учебных занятий в одновозрастных или разновозрастных группах, в зависимости от специфики дополнительной образовательной программы. В объединениях, деятельность которых связана с организацией проектной и исследовательской деятельности, развития речи, театрального и вокального, художественного творчества возможна организация индивидуального образовательного маршрута. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, однако общая продолжительность времени обучения в центре не должна превышать 10 часов в неделю.

  5. Режимом занятий - регулируется расписанием занятий объединений, студий и др., утверждаемым директором Центра. Начало занятий должно осуществляться не ранее 8.00 и не позднее 20.00. При проведении занятий организуются перемены продолжительностью 10 минут.

  6. Дифференциацией обучения – определяется комплектованием групп обучающихся в соответствии с их интересами и склонностями.

  7. Доступностью - отсутствие конкурсной основы при зачислении в детские объединения, бесплатность оказываемых образовательных услуг.

  8. Предоставлением равных возможностей для различных категорий обучающихся – возможность проведений занятий для детей с особыми возможностями здоровья по месту жительства, занятия с детьми с признаками одаренности по индивидуальному образовательному маршруту и др.

  9. Допустимой учебной нагрузкой - зависит от возраста обучающихся и устанавливается согласно санитарно-гигиеническим нормам. Для детей 4-х лет занятие составляет 25 минут, для детей 5-6 лет – 30 минут, для 7-18 лет – 45 минут.

  10. Вариативностью применяемых форм занятий - определяется дополнительной образовательной программой или программой деятельности объединения.



  1. Обеспечение образовательного процесса

    1. Методическое обеспечение образовательного процесса

6.1.1 Реализуемые дополнительные образовательные программы

В центре реализуется 24 дополнительные образовательные программы (приложение 2-3):



  • Эколого-биологическая направленность: «Знатоки природы», «Игровая экология», «Эрудит», «Основы экологических и биологических знаний»;

  • Социально – педагогическая направленность: «Исследователь», «По зову сердца», «Развивающие игры школьников», «Заниматика», «Основы правоведения», «Моя профессиональная карьера», «Развитие речи дошкольников», «Логоритмика»;

  • Естественнонаучная направленность: «Химия для любознательных».

  • Художественно-эстетическая направленность: «Основы сценической речи и актерского мастерства», «Хоровое пение», «Иголка и нитка в умелых руках», «Изостудия «Каркуша»», «Цвет природы», «Мастерилка», «Юная модница», «Играем в театр», «Фольклорной студии «Веселушки»».;

  • Культурологическая направленность: «Основы сценической речи».

Из них 5программ имеют статус авторской программы: «Знатоки природы», «Основы экологических и биологических знаний», «Логоритмика», «Игровая экология», «Основы сценической речи и актерского мастерства».

При проектировании дополнительных образовательных программ, учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов разработаны следующие уровни:



  • Ознакомительный уровень (общекультурный) – предполагает расширение кругозора и информированности в определенной образовательной области. Развитие навыков общения и умений общения в коллективе, принятия коллективных решений.

  • Углубленный уровень – предполагает овладение углубленными умениями и навыками в определенной образовательной области, разработку и презентацию собственного продукта деятельности.

  • Допрофессиональный – предусматривает расширение представлений у обучающегося о мире профессий, профессиональную ориентацию, прохождения профессиональной пробы, получение опыта выстраивания собственных профессиональных перспектив.

      1. Педагогические технологии

В условиях успешного функционирования центра важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося. Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
По своей специфике образовательный процесс в центре имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и др. способностей. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. В центре используются такие технологии, как (приложение 4):

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • технология дифференцированного обучения;

  • проектные методы обучения;

  • технология групповой деятельности;

  • технология игрового обучения;

  • «Порфолио»;

  • технология исследовательской деятельности;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология творческой деятельности.





Рис. 1. Технологии, используемые в центре


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал