Образовательная программа по организации лесохозяйственной учебы в школьном лесничестве п. Правдинский 2013 год



Скачать 134.62 Kb.
Дата30.04.2016
Размер134.62 Kb.
ТипОбразовательная программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Образовательная программа по организации лесохозяйственной учебы
в школьном лесничестве


п. Правдинский

2013 год

Образовательная программа по организации лесохозяйственной учебы в школьном лесничестве. ФБУ «УМЦ» п. Правдинский, 2013.- 16.

Разработчики:

Иващенко В.Д. - учитель биологии МБОУ «Ельдигинская средняя

общеобразовательная школа»

Сидорова Н.Н. - начальник отдела ФБУ «Учебно-методический центр»



1. Пояснительная записка

Образовательная программа по лесохозяйственной деятельности в школьном лесничестве (далее образовательная программа) разработана в целях реализации Программы развития движения школьных лесничеств Рослесхоза (приказ Рослесхоза от 16.04.2012 №145).

Образовательная программа рассчитана на 1 год (36 часов) и предназначена для членов школьных лесничеств, как углубленное изучение тем по биологии 6-7 класса общеобразовательных учреждений.

Данная образовательная программа способствует углублению знаний по лесоводству, даёт общее представление о лесном хозяйстве и лесной промышленности с целью ориентации членов школьного лесничества на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.

Образовательная программа включает теоретические занятия по основам лесного хозяйства, практические задания и лабораторные работы; экскурсии в лес.

Практическую работу членов школьного лесничества непосредственно на лесных участках лесохозяйственной организации, органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, организуют специалисты лесного хозяйства, закрепленные за школьным лесничеством в соответствии с договором между общеобразовательным учреждением и органом государственного управления лесами, лесохозяйственной организацией или арендатором леса.



Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она дает возможность членам школьного лесничества:

  • применить знания, полученные на уроках биологии, для изучения основ лесоводства;

  • углубить теоретические знания по основам лесоводства и строению древесной растительности;

  • получить общее представление о лесном хозяйстве с целью ориентации на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.

Данная образовательная программа может являться ориентиром для руководителей школьных лесничеств в разработке авторских образовательных программ для школьных лесничеств.

Цели образовательной программы:

  • сформировать у членов школьного лесничества чувство любви, сознательное и бережное отношение к лесу и его обитателям;

  • сформировать культуру поведения в лесу;

  • развить осознанный интерес по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

  • дать начальные знания об основах лесоведения;

  • организовать трудовое воспитание членов школьного лесничества;

  • создать условия для профессионального самоопределения и формирования интереса к профессиям лесной отрасли.

Задачи образовательной программы

  • освоение начальных знаний, умений и навыков по изучению леса и его обитателей;

  • теоретическое ознакомление с мероприятиями по уходу и восстановлению леса;

  • формирование и развитие умений, практических навыков проведения исследования строения дерева;

  • приобретение членами школьного лесничества трудовых навыков выполнения лесовосстановительных работ;

  • приобретение знаний о рациональном, неистощительном использовании лесных ресурсов.

2. Требования к уровню подготовки членов школьного лесничества
В результате освоения образовательной программы член школьного лесничества

должен знать:



  • о правилах поведения в лесу;

  • уметь собирать лекарственные растения, грибы и ягоды;

  • о направлениях деятельности организаций и предприятий лесного хозяйства своего региона;

должен уметь:

  • осуществлять природоохранные работы по посадке леса, его выращиванию, уходу и защите;

  • распознавать основные породы древесной растительности Российской федерации и своего региона.

  • использовать имеющиеся знания для дальнейшего изучения лесных богатств;

  • проводить наблюдения, исследования в природе;

  • разумно использовать лесные ресурсы.

3. Учебно-тематический план



Наименование темы

Часы




Темы теоретических занятий




1

Введение

2

2

Значение леса

4

3

Дендрология

5

4

Животный мир леса

4

5

Охрана и защита леса

5

6

Лес и грибы

3

7

Природное сообщество – лес

2




Всего

25




Темы лабораторных и практических работ




1

Лабораторная работа «Формы жизни растений леса».

1

2

Лабораторная работа «Строение побегов».

1

3

Лабораторная работа «Строение почек».

1

4

Лабораторная работа «Строение и расположение листьев на побеге».

1

5

Лабораторная работа «Строение и расположение хвоинок на побеге».

1

6

Лабораторная работа «Строение древесины и сердцевины».

1

7

Лабораторная работа « Строение шишек и семян сосны и ели».

1

8

Практическая работа «Развешивание кормушек. Подкормка птиц».

1




Темы экскурсий




1

Экскурсия в зимний лес «Зимняя книга леса»

1

2

Экскурсия в весенний лес «Весенние изменения в лесу»

1

3

Экскурсия в организацию лесного хозяйства

1

4. Содержание образовательной программы
Тема 1. Введение

Дать понятие о лесе, типы лесов, площадь лесов, его географическое размещение. Познакомить с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Тема 2. Значение леса

Защитная роль леса. Лес как экосистема.

Что дает нам древесина? Лесное хозяйство. Лесная промышленность.

Экскурсии в лес. Экскурсия в зимний лес «Зимняя книга леса», экскурсия в организацию лесного хозяйства.

Тема 3. Дендрология

Морфология древесных растений (лиственных и хвойных пород). Побеги древесных растений. Листья. Хвойные породы. Описание деревьев и кустарников по внешнему виду коры. Плоды и семена лиственных пород. Шишки и семена хвойных пород. Размножение растений.

Лабораторные работы. Формы жизни растений леса. Строение побегов. Строение почек. Строение и расположение листьев на побеге. Строение и расположение хвоинок на побеге. Строение древесины и сердцевины. Строение шишек и семян сосны и ели.

Экскурсии в лес. Экскурсия в весенний лес «Весенние изменения в лесу».

Тема 4. Животный мир леса

Насекомые леса. Птицы леса. Звери леса.

Практическая работа «Развешивание кормушек. Подкормка птиц»

Тема 4. Охрана и защита леса.

Охрана зеленых насаждений. Лесные пожары. Охрана животных леса. Лекарственные растения.

Тема 6. Лес и грибы

Съедобные и ядовитые растения леса. Роль грибов в жизни леса. Грибы-паразиты.

Тема 7. Природное сообщество – лес

Приспособленность растений к совместной жизни. Смена природного сообщества.

5. Проверка и контроль знаний членов школьного лесничества

Важным звеном в процессе изучения образовательной программы является проверка знаний членов школьных лесничеств. Она будет успешной при соблюдении объективности и индивидуального подхода.

В процессе изучения материала используется текущий, тематический и итоговый виды проверки знаний. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опросов.

Итоговая проверка уровня теоретических знаний и умений в области лесоводства членов школьного лесничества осуществляется в различных формах:



  1. устный опрос;

  2. отчет о результатах опытно-исследовательской работы;

  3. тестирование по различным разделам образовательной программы;

  4. учебная дискуссия;

  5. участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и уголков леса;

  6. участие в региональных смотрах-конкурсах, слетах и форумах школьных лесничеств.

  7. подготовка рефератов;

  8. участие в олимпиадах.

Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений применять полученные знания на практике членами школьного лесничества.

6. Учебно-методические обеспечение образовательной программы
Плакаты и таблицы:

  • основные элементы и признаки леса;

  • календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

  • техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

  • виды зеленых насаждений;

  • типы птичьих домиков;

  • наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

  • болезни леса;

  • охрана лесов от пожаров;

  • виды лесных пожаров;

Образцы и коллекции:

  • набор семян древесных и кустарниковых пород;

  • образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

  • гербарии основных лесообразующих пород;

  • гербарии лекарственных растений;

  • коллекции шишек основных лесообразующих пород;

  • муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование:

  • для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

Измерительные приборы и инструменты:

  • мерные ленты, рулетки, компасы.

Оргтехника:

  • компьютер;

  • телевизор;

  • аудио- и видеомагнитофон;

  • DVD-плеер;

  • Аудио- и видеодиски (CD, DVD).

Список рекомендуемой литературы

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

  2. Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. 240с.: ил.

  4. Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В.М. Константинова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.: ил.

  5. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов / Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001.- 208 с. : ил.

  6. Боголюбов А.С. Определители деревьев в осенне-зимний период. – М.: Вентана-Граф.

  7. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана -Граф.

  8. Боголюбов А.С. Определители травянистых растений по цветкам. Растения (цветы) лесов. – М.: Вентана-Граф.

  9. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана -Граф.

Содержание




  1. Пояснительная записка …………………………………… ……………2

  2. Требования к уровню подготовки членов школьного лесничества …3

  3. Учебно-тематический план………………………………………….…..6

  4. Содержание образовательной программы………………………… ….8

  5. Проверка и контроль знаний членов школьного лесничества…........12

  6. Учебно-методические обеспечение образовательной программы….13

7. Список рекомендуемой литературы…………………………………….



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал