Общая биология с основами экологии



Скачать 37.41 Kb.
Дата01.05.2016
Размер37.41 Kb.
А.П. Вилесов1

Пермский университет



Место и значение курса “Общая биология с основами экологии” в системе специальных дисциплин геологического факультета

Справедливым требованием к преподаванию любой фундаментальной дисциплины, входящей в систему учебных курсов отдельной специальности университета, является её адаптация к особенностям специальности, учет специфики и запросов. К сожалению, преподавание общеобразовательных дисциплин зачастую ведется без учета этого требования. В результате у студентов появляется апатия к предмету, возникает ощущение его ненужности. В отношении курса “Общая биология с основами экологии” с полной уверенностью можно сказать, что на геологическом факультете эта адаптация возможна и может быть успешно осуществлена. По утвержденному учебному плану курс “Общая биология с основами экологии” читается на 1-м курсе геологического факультета и состоит из 16 лекций и 8 семинаров. Лекционный курс, разработанный к настоящему времени, включает четыре крупных тематических блока или цикла. Название этих циклов: 1-й – Основные свойства жизни; 2-й – Основные события и закономерности в развитии биосферы; 3-й – Основные концепции эволюции живого; 4-й – Разнообразие живого. Второй тематический лекционный цикл является центральным и основным во всем учебном курсе; ему отводится и большая часть аудиторного времени (как лекционного так и семинарского). Весь цикл делится на несколько крупных тем. Изучение любой темы обусловлено связью каждого биосферного события к геохронологической шкале; итог такой работы - освоение студентами геохронологической шкалы и осознание её еще и как шкалы биологической. Каждый временной рубеж получает ту или иную событийную биологическую характеристику.

Первая тема цикла “Появление жизни на Земле” посвящена разбору и анализу существующих взглядов на появление жизни на нашей планете. Особое внимание уделяется рассмотрению зарождения жизни на Земле. С изучения этой темы студенты учатся использовать геологическую карту.

Вторая тема лекционного цикла – “Ранняя биосфера Земли”, - посвящена рассмотрению основных составных звеньев экосистем древней прокариотической биосферы, существовавшей с раннего архея почти до конца позднего протерозоя, т.е. около 3 млрд лет. Становление основных биогеохимических циклов происходило именно в это время. Рассматривается особенность эволюции бактерий, направленная на биохимическую сложность при морфологической примитивности. Приводятся примеры способов существования некоторых групп прокариот и продуктов их жизнедеятельности (археи и нек. бактерии вырабатывают углеводороды; образование бокситов происходит при переработке иловых частиц сообществами бактерий; железобактерии принимают активное участие в образовании железных руд и т.д.). Особое внимание уделено ознакомлению с цианобактериальным сообществом – основной структурной единицей ранней биосферы. Рассмотрен механизм образования строматолитов в ходе жизненного цикла цианобактериального сообщества. На основе модели цианобактериальной экосистемы студенты усваивают и учатся оперировать основными характеристиками экосистемы, применимыми к экосистемам любой степени сложности. Начиная с этой темы студенты знакомятся с основными понятиями экологии: сообщество, экосистема, экосистемный цикл, экосистемный кризис и др. Важной составной частью второй темы является рассмотрение особых условий осадконакопления на Земле во время развития прокариотической биосферы.

Третья тема цикла посвящена становлению эукариотического уровня биосферы. Рассматриваются причины появления многоклеточных и основные пути развития первых многоклеточных организмов. Важное место отводится знакомству со своеобразием экосистем вендского периода.

Четвертая тема – “Кембрийский “взрыв жизни” посвящена рассмотрению гипотез, объясняющих появление минерального скелета у живых существ раннего кембрия. Оценивается значение этого события для геологической летописи.

В пятой теме – “Становление и развитие наземных экосистем”, - освещены такие важные биосферные события, как освоение суши животными и высшими растениями. Эти процессы в геол. масштабе времени охватывают около 400 млн лет, т.е. большую часть фанерозоя. Рассматриваются этапы этого процесса, адаптации различных групп, направленные на освоение континентальных условий. Особое внимание уделяется анализу параметров позднепалеозойских наземных экосистем и связь с этими процессами таких важных геологических событий, как угленакопление.

Шестая тема цикла – “Причины крупных вымираний в истории Земли”. Для иллюстраций крупных вымираний берутся три события – поздневендское, позднепермское и позднемеловое. Рассматриваются различные гипотезы, объясняющие вымирание. Даются общая классификация гипотез и их критический анализ. В ходе изучения темы студент получает представление о таких явлениях, как инверсии геомагнитного поля, трансгрессии и регрессии, тектонический цикл и др. Завершается тема рассмотрением внутриэкосистемных причин крупных вымираний.

В завершающей теме цикла “Взаимовлияние биосферы и геологических оболочек Земли” рассматриваются цикличность развития литосферы и биосферы, тесная взаимообусловленность некоторых событий в их развитии.

Таким образом, курс “Общая биология с основами экологии”, адаптированный для студентов геологического факультета, подготавливает хорошую базу для такой сложной фундаментальной дисциплины, как “Историческая геология”, позволяет взглянуть с позиций биологии на целый ряд событий и явлений геологического развития Земли. Знания, полученные при изучении курса, важны для лучшего понимания таких дисциплин, как “Основы стратиграфии”, “Геохимия”, “Эволюция литогенеза” и некоторых др.



1© А.П. Вилесов, 2000




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал