Общие цели учебного предмета



Скачать 391.67 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер391.67 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
c:\documents and settings\user\рабочий стол\скан окруж мир.jpg

1 Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1- 4-х классов составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО), разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 (протокол №1 от 31.08.2015г), авторской программы «Окружающий мир» Начальная школа 21 века, 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова, М.:Вентана- Граф, 2013.



Общие цели учебного предмета

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».



Роль учебного курса

Изучение предмета «Окружающий мир» реализует социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.


Обоснование выбора программы
Мы выбрали программу «Начальная школа 21 века», т.к. учителю удобно самому распределять учебные часы по разделам, исходя из уровня подготовленности уч-ся. По этой программе обучаются 1-4 классы.
2 Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы.



  • Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолко-

вость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

  • Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

  • Культурологический принцип — это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

  • Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

  • Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

  • Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.


3 Место предмета в учебном плане.

По авторской программе на изучение данного курса отводится 270 часов, а по учебному плану МБОУ СОШ №3 на данный курс отводится 135 часов. С этим связано изменение количества часов рабочей программе.

По учебному плану МБОУ СОШ №3 на курс « Окружающий мир» отводится 135 ч:

в 1 классе - 33 ч – 1 час в неделю;

в 2-4 классах - 34 ч – 1 час в неделю.
4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы: интеграции, педоцентрический, культурологический, экологизация содержания, поступательности, краеведческий.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.


  1. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

  • знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированное логической связной речи, коммуникативных умений,

обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты прелставлены 2-мя группами:

Первая группа относится к личности субъекта обучения:

. готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

. высокий уровень учебной мотивации , самооценки и самооценки;

. личностные качества,позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействия с её участниками;

Вторая группа передаёт социальную позицию школьника:

. формирование основ российской гражданственности,понимание роли России в мировой истории;

. воспитание уважительного отношения к своей стране, краю, семье, гуманного отношения к людям;

. понимание роли человека в обществе;

. формирование основ экологической культуры.



Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание .


6 Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч)

Введение. Мы — школьники (4ч)

Давай познакомимся. Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Мы – школьники. Правила поведения в школе. О правилах поведения на уроке.

Универсальные учебные действия:

 определять время по часам с точностью до часа;

 описывать назначение различных школьных помещений;

 конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;



Твое здоровье (3 ч)

Что такое здоровье. Наши помощники – органы чувств. О режиме дня. Будем закаляться! Здоровая пища.

Универсальные учебные действия:

 демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила

гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди. Труд людей. (3ч)

Ты и вещи. Все профессии важны. Труд, отдых в семье. ОБЖ: правила пожарной безопасности.

Универсальные учебные действия:

 классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

 ориентироваться при решении учебных и практических задач на

правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.


Родная природа (14ч)

Прогулка в лес(экскурсия).Человек и домашние животные. Октябрь уж наступил. Экскурсия в парк. Явления природы. Ноябрь – родной брат зиме. Декабрь. Какая бывает вода? Экскурсия. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

 описывать сезонные изменения в природе;

 создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

 определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

 устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

 описывать внешние признаки растения;

 характеризовать условия роста растения;

 выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

 различать животных по классам (без термина);

 сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;

 различать животных по месту обитания.



Наша страна- Россия. Родной край. Семья (9 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов

семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.



Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

 составлять небольшой рассказ о своей семье;

 взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

 различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

 называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

 различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

 реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.


2класс (34ч.)

1. Введение. Что окружает человека (1ч. )

Окружающий мир: неживая и живая природа. Время: настоящее, прошлое, будущее.

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

2. Кто ты такой (7 ч.)

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

3. Кто живёт рядом с тобой (3 ч.)

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения.

4. Россия — твоя Родина (8 ч.)

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

5. Мы — жители Земли (5 ч.)

Солнечная «семья». Земля как планета жизни Характеристика планет Солнечной системы.

6. Природные сообщества. (9 ч.)

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители.

7. Природа и человек (1ч.)

Человек — часть природы. Правила поведения в природе.

Часы, отведенные на экскурсии и практические работы, распределены по темам.

Экскурсии (2):

1.Экскурсия в краеведческий музей.

2. Экскурсия в Старый парк.

Практические работы (7):

1.Составление режима дня для будней и выходных.

2.Первая помощь при ушибах, ожогах, порезах, ударах.

3. Составление семейного « дерева».

4. Различение грибов полезных и ядовитых.

5. Рассматривание различных частей растений.

6. Наблюдение за переходом воды из одного состояния в другое.

7. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.


3 класс (34 ч)

Земля — наш общий дом (4 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. ; -



Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающихразличные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (2 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.



Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (13 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.



Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина: от Руси до России (5 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.



Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (4 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.



Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Универсальные учебные действия

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенно-

сти труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.



Как трудились в старину (4 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения (2 ч)

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).



Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие

(сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.



Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.



Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
4 класс (34ч.)
Человек – живое существо (организм 7 ч).

Человек –живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система головной и спинной мозг.

Кора больших полушарий(общие сведения) .Роль нервной системы в организме. Опорно – двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения ). Её значения в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения) Значение пищеварительной системы .Зубы , правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система . Её органы (общие сведения) Значение дыхательной системы .Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.) Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце-главный орган кровеносной системы (общие сведения).Предупреждения заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения) .Их роль в организме .Главный орган –почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи

и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир Органы чувств, их значения в жизни человека.Эмоции : радость, смех, боль, плачь, гнев.

Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями . Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье 4 ч

Человек и его здоровье. Знание своего организма- условие здоровья и эмоционального благополучия.

Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным . Улица и дорога. Опасности на дороги. Поведение во время грозы ,при встрече с опасными животными.
Человек-часть природы. 2 ч

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство .Отрочество. Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребёнка : значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка.

Человек среди людей 3 ч

Доброта ,справедливость, забота о больных и стариках- качества культурного человека .

ОБЖ :почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе.



Родная страна от края до края. 7 ч.

Природные зоны России: Арктика, тундра ( растительный и животный мир, труд и быт людей ).

Природные зоны России:тайга изона смешанных лесов( растительный и животный мир, труд и быт людей ).

Природные зоны России: степи и пустыни,влажные субтропики ( растительный и животный мир, труд и быт людей )

Почвы России: Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России: Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина ( особенности, положение на карте )

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания ( особенности географического положения, природы, труда и культуры народов )

Россия и ее соседи: Финляндия, Дания ( особенности географического положения, природы, труда и культуры народов ).

Человек-творец культурных ценностей 6 ч

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи.

Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров.Просвещение России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена ( исторические эпохи ). Памятники архитектуры ( зодчества ) Древней Руси.

Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В,И, Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества ).

Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников ( В.А. Жуковский, А.П.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль,

А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка,П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов,писателей. Известные сооружения советского периода ( Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др. )

Произведения художников России ( А.А.Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др. )

Поэты XX века ( М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский и др. )

Детские писатели и поэты ( К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др. ). Композиторы и их произведения ( С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович ).

Современный театр.



Человек-защитник своего Отечества. 3 ч

Борьба славян с половцами, Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

Монгольское иго и борьба русских людей с Золотой Ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий

Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь в тылу врага.



Гражданин и государство. 2 ч

Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Символы государства. Органы государственной власти.

Темы практических работ:

П/Р№ 1 « Подсчет пульса в спокойном состоянии после физических нагрузок».

П/Р№2 « Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях ( обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр. )».

П/Р №3 «Составление режима школьника для будней и выходных.»

П/Р №4 «Работа с исторической картой ( в соответствии с заданиями в учебнике)»




  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал