«Общие проблемы философии науки», «История биологии»



Скачать 244.95 Kb.
Дата26.04.2016
Размер244.95 Kb.
ТипРеферат






Введение

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история биологии. Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и биолого-почвенным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.

Доработана на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБОУ ВПО «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» к.ф.н., доцентом Черкашиным Г.В.

Сдающие кандидатский экзамен должны освоить содержание программы состоящей из двух частей: «Общие проблемы философии науки», «История биологии».

Проблемы историографии биологии. Основные этапы и тенденции развития биологического знания. Методология историко-биологических исследований. Формы и типы научных революций в биологии. Эволюция методов биологического познания и языка биологических наук. История биологии и классификация биологических наук. Место истории биологии в современном естествознании и в системе гуманитарных наук. Взаимосвязь биологии с религией, философией, искусством, политикой, этикой. Когнитивная история биологии в социально-культурном контексте. Влияние биологии на социально-политические движения XX века и ее роль в решении глобальных проблем современности.


  1. ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ


1. От протознания к естественной истории

(от первобытного общества к эпохе Возрождения)
У истоков биологического знания. Антропогенез и знания первобытного человека о природе. Мезолит и «неолитическая революция». Центры происхождения культурных растений. Бессознательный отбор. Сакрализация биологического знания в цивилизациях Древнего Востока. Культ животных и первые природоохранные мероприятия

Культурный переворот в античной Греции: от мифа к логосу, от теогонии к возникновению природы. Борьба, комбинаторика и селекция как способы установления гармонии. Сведения об обитателях ойкумены. Концепция естественных причин и гуморальной патологии в трудах Гиппократа. Эссенциализм Платона и его влияние на развитие биологии. Синтез античного теоретического и опытного знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных». Судьба телеологии Аристотеля. Биология в перипатетической школе. Труд Феофраста «Об истории растений».

Эллинизм как синтез восточной и древнегреческой науки. Снятие запрета на анатомирование (Герофил, Эризистрат). Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена. Варрон и римский энциклопедизм. Труд Лукреция Кара «О природе вещей». «Естественная история» Плиния Старшего. Биологические знания и сельское хозяйство. Сводки лекарственных растений.

Отношение к образованию и к науке в средневековье. Использование библейских сказаний для изложения знаний об организмах. Провиденциализм, томизм, номинализм и реализм. Сообщения о путешествиях, «бестиарии» и «гербарии». Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания. Ископаемые как игра природы. Сочинения Альберта Великого, Венсана де Бове и Фомы Аквинского. Биологические и медицинские труды Авиценны. Биологические знания в средневековой Индии и Китае.

Инверсии античного и средневекового биологического знания. Наблюдение и описание как основа нового знания. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет). Алхимия и ятрохимия. Зарождение представлений о химических основах процессов. Травники и «отцы ботаники». «Отцы зоологии и зоографии». Становление естественной истории, ее фантомы и фантазии. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия организмов. Возникновение ботанических садов, кунсткамер и зоологических музеев. Геогнозия и ископаемые организмы.
2. От естественной истории к современной биологии

(Биология Нового времени до середины XIX в.)
Геополитика, колониализм и биология. Кругосветные плавания и академические экспедиции. Влияние философии Нового времени на развитие биологии. Дифференциация теорий и методов. Сравнительный метод и актуализм. Проникновение точных наук в биологию.

Век систематики. От неупорядоченного многообразия живых существ к иерархическим построениям. Система К. Линнея. «Лестницы существ» и «древо» П. Палласа. Основные результаты флоро-фаунистических исследований. Переход от искусственных систем к естественным. Открытие мира ископаемых. Метод тройного параллелизма. Изучение низших форм жизни.

Концепции экономии и политики природы. Баланс и гармония природы. Естественная теология. Учение о жизненных формах и начало биогеографического районирования. Проблема геометрического роста. Социальная физика А. Кетле. Логистическая кривая популяционного роста Р. Ферхульста. Демография как источник экологии.

Познание строения и жизнедеятельности организмов. В. Гарвей и изучение системы кровообращения. Анатомия и физиология животных в трудах Р. де Граафа, А. Галлера. Микроскопия в биологических исследованиях. Открытие сперматозоида и микроорганизмов. Рождение концепций обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, катаболизма. Гумусовая теория питания. Исследования минерального и азотного питания. Представление о роли белка как специфическом компоненте организмов.

Преформизм или эпигенез — первоначальная проблема эмбриологии (Ш. Бонне, В. Гарвей, К. Вольф). Проблемы пола, наследственности, физиологии размножения растений и гибридизации (Й. Кельрейтер, Т. Найт и др.). Создание эмбриологии растений. Открытие зародышевых листов у животных (Х. Пандер) и эмбриологические исследования К. Бэра. Первые исследования процессов оплодотворения и дробления яйцеклетки. Описания клетки и открытие ядра (Ф. Фонтане, Я. Пуркине). Создание клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейдон).

Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции. Биогенез и абиогенез. Опровержения гипотез самозарождения (Ф. Реди, Л. Спаланцани). Творение или возникновение? Начало дискуссий об эволюции (К. Линней, Ж. Бюффон, П. Паллас). Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов. Катастрофизм и униформизм. Реконструкция ископаемых. Идея «прототипа» и единства плана строения. Идеалистическая морфология. Первые данные об антропогенезе. Додарвиновские концепции эволюции и причины неприятия их биологическим сообществом.


3. Становление и развитие современной биологии

(с середины XIX в. до начала XXI в.)
Особенности современной биологии. Интеграция и дифференциация. Эволюционизм. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология. Системно-структурные и функциональные методы исследования. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований. Значение молекулярной биологии для преобразования классических дисциплин. Феномены «идеологизированных» биологий. Этические проблемы биологии.

Изучение физико-химических основ жизни. Первые попытки создать специфическую физику и химию живого. Попытки реконструировать предбиологическую эволюцию. Труд Э. Шредингера «Что такое жизнь? С точки зрения физики». Структурная и динамическая биохимия. Исследования в области молекулярной биоэнергетики и механизма фотосинтеза. Исследования механизмов биосинтеза и метаболизма биоорганических веществ. Изучение структуры белков и нуклеиновых кислот, их функций и биосинтеза. Концепции вторичных мессенджеров, факторов роста и «белок-машина». Биологические макромолекулярные конструкции. Механохимия молекулярных моторов. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

Становление и развитие генетики (материализация гена). Законы Г. Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Теории мутаций и индуцированный мутагенез. Гомологические ряды наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Сложное строение гена и внутригенные рекомбинации (А. С. Серебровский и его школа). Формирование генетики популяций (С. С. Четвериков). Матричные процессы и молекулярная парадигма. Определение генетической роли ДНК и РНК (Т. Эвери, Дж. Мак Леод, А. Херши и др.). Открытие структуры и репликации ДНК (Э. Чаргафф, Дж. Уотсон, Ф. Крик, А. Корнберг и др.). Репарация генетического материала. «Один ген-один фермент» (Дж. Бидл и Э. Тейтем). Транскрипция и трансляция. Открытие мРНК (А. Н. Белозерский и др.). Расшифровка генетического кода (Э. Ниренберг, Дж. Матей и др.). Мутации как ошибки репликации, репарации и рекомбинации. Транспозоны и транспозонный мутагенез (Б. Мак Клинток). Регуляция действия генов. Теория оперона Ф. Жакоба и Ж. Моно. Интрон-экзонная структура генов эукариот. Перекрывание генов бактериофагов и вирусов. Генетика пластид и митохондрий. Гены и генетические элементы (вирусы, паразиты, эндосимбионты). Генная инженерия. Генодиагностика и генотерапия. Проблема идентификации генов. Перестройки генетического материала в онтогенезе. Предетерминация цитоплазмы. Кортикальная наследственность. Геномный импритинг и проблема клонирования млекопитающих. Прионный механизм наследования (Б. Кокс, Р. Уикнер). Геномика и генетика. Геном человека.

Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию. Эволюция представлений о бактериях и их разнообразии. Учения о брожениях, открытие анаэробиоза. Практическое применение иммунизации и химиотерапии (Л. Пастер, П. Эрлих и др.). Фагоциторная концепция И. И. Мечникова. Учение об искусственном иммунитете. Золотой век медицинской микробиологии (Р. Кох). Разработка методов культивирования бактерий (Р. Петри), создание селективных сред и начало изучения физиологических процессов в бесклеточных системах (К. Бухнер). Открытие хемосинтеза (С. Н. Виноградский). Закладка фундамента физиологической бактериологии (А. Клюйвер). Изучение анаэробного метаболизма бактерий (Х. Баркер). Создание почвенной и экологической бактериологии (С. Н. Виноградский). Открытие антибиотиков (А. Флеминг, З. Ваксман и др.). Биоредиамиация. Молекулярная палеонтология, доказательство полифилетической природы прокариотов, концепция архей (К. Воз и др.). Молекулярное секвенирование и построение глобального филогенетического древа. Экологическая бактериология и круговорот биогенных элементов.

Открытие вирусов (Д. И. Ивановский, М. Бейеринк, Ф. Леффлер) и возникновения вирусологии. Основные этапы изучения вирусов и вирусоподобных организмов. Доказательство неклеточной природы вирусов и инфекционной природы нуклеиновых кислот. Биоразнообразие вирусов. Стратегии вирусных геномов. Острые, латентные, хронические и медленные вирусные инфекции. Интерферон и антивирусные агенты.

Изучение клеточного уровня организации жизни. «Клеточная патология» Р. Вирхова и «Клеточная физиология» М. Ферворна. Начало цитологических исследований: структура клетки, организация яйца и цитоплазмы, активация яйца, оплодотворение, митоз и мейоз, кариотипа. Ультраструктура и проницаемость клетки. Клеточное деление и его генетическая регуляция. Симбиогенез и современная целлюлярная теория.

От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза. Аналитическая эмбриология. Зарождение экспериментальной эмбриологии. Мозаичная теория регуляции. Гипотеза проспективных потенций и энтелехии. Теория организационных центров и эмбриональной индукции. Теория поля. Анализ явлений роста. Механика развития и менделизм. Проблема неизменности генов в онтогенезе. Гетерохронии и генная регуляция скорости эмбриогенеза. Дифференциальная экспрессия генов в онтогенезе. Генетическая регуляция онтогенеза. Гомеозисные гены. Тотипотетность соматических клеток растений и амфибий.

Основные направления в физиология животных и человека. Учение об условных и безусловных рефлексах И. П. Павлова. Открытие электрической активности мозга. Введение методов электроэнцефалографии. Физиология ВНД. Учение о доминанте. От зоопсихологии к этологии. Главные результаты изучения физиологии вегетативной нервной системы, пищеварения, кровообращения и сердца, органов чувств, выделения, нервов и мыщц. Реакция организма на чужеродный белок. Открытие групп крови. Эндокринология.

Биоразнообразие и построение мегасистем. Различные типы систематик: филогенетическая, фенетическая, нумерическая, кладизм. История флор и фаун. Фауна эдиакария и изучение венда. Открытие новых промежуточных форм. Живые ископаемые (латемирия, неопилина, трихоплакс). Обоснование новых типов и разделов. Фагоцителозоа как живая модель гипотетического предка многоклеточных. Разработка макро- и мегатаксономии. Единство низших организмов. Империи и царства. Флористика и фаунистика. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения. Красные книги. Создание банка данных и разработка информационно-поисковых систем.

Экология и биосфера. Введение понятия экологии Э. Геккелем. Аутоэкология и синэкология. Концепция экосистемы А. Тэнсли. Холистская трактовка экосистем. Экосистема как сверхорганизм. Концепция трасмиссивной зависимости между возбудителями заболеваний и их носителями. Внедрение математических и экспериментальных методов в экологию. Программа популяционной экологии растений. Изучение динамики численности популяций. Развитие концепции экологической ниши. Нишевой подход к изучению структуры экосистем. Трофо-динамическая концепция экосистем. Эколого-ценотические стратегии. Учение В. И. Вернадского о биосфере и концепция «Геи». Эволюция биосферы. Биосфера и постиндустриальное общество. Глобальная экология и проблема охраны окружающей среды.

Эволюционная теория в поисках синтеза. Теория естественного отбора Ч. Дарвина, ее основные понятия. Учение о происхождении человека. Поиски доказательств эволюции, построения филогенетических древ и дифференциация эволюционной биологии. Основные формы дарвинизма и формирование недарвиновских концепций эволюции: неоламаркизм, автогенез, сальтационизм и неокатастрофизм. Кризис дарвинизма в начале ХХ в.: мутационизм, преадаптационизм, номогенез, историческая биогенетика, типострофизм, макромутационизм. Формирование представлений о макро- и микроэволюции. Теория филэмбриогенезов. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты. Концепция биологического вида. Формы и типы видообразования. Макро- и микроэволюция. Трансформация СТЭ. Эволюция эволюции. Молекулярные часы. Коварионы и теория нейтральная эволюция. Эволюция путем дупликации; блочный (модульный) принцип в эволюции. Парадоксы молекулярной эволюции. Роль симбиогенеза в макро- и мегаэволюции. Горизонтальный перенос генов. Макромутации и макроэволюция. Направленность эволюции. Мозаичная эволюция и гетеробатмия. Концепция прерывистого равновесия. Эволюция экосистем. Время возникновения жизни.

Антропология и эволюция человека. Первые ископаемые гоминиды. Евгеника и генетика. Позитивная и негативная селекции человека. Открытия Д. Джохансона, Л., М., Р. и Д. Лики и концепции происхождения человека. Современная филогения гоминид. Данные молекулярной биологии, сравнительной биохимии и этологии о филогенетической близости человека с человекообразными обезьянами. Человек как уникальный биологический вид. Проблема расообразования. Генетика популяции человека. Биосоциология и эволюция морали. Проблема эволюции современного человека.



II. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.




III. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ПО ИСТОРИИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
1. Основные этапы и тенденции развития биологического знания.

2. История биологии и классификация биологических наук.

3. Влияние биологии на социально-политические движения ХХ века и ее роль в решении глобальных проблем современности.

4. У истоков биологического знания: антропогенез и знания первобытного человека о природе.

5. Центры происхождения культурных растений.

6. Культ животных и первые природоохранные мероприятия.

7. Культурный переворот в античной Греции: теории происхождения природного мира у философов — досократиков.

8. Синтез античного теоретического и опытного биологического знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных».

9. Биология в перипатетической школе. Труд Феофраста «Об истории растений».

10. Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена.

11. Труд Лукреция Кара «О природе вещей».

12. «Естественная история» Плиния Старшего.

13. Биологические знания и античное сельское хозяйство.

14. Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания в Средние века.

15. Биологические представления в сочинениях Альберта Великого и Фомы Аквинского.

16. Биологические и медицинские труды Авиценны.

17. Биологические знания в средневековых Индии и Китае.

18. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет).

19. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия живой природы.

20. Влияние философии Нового времени на развитие биологии: дифференциация теорий и методов, проникновение точных наук в биологию.

21. 18 век — век систематики в биологии: система К. Линнея, «лестницы существ» и «древо» П. Палласа, переход от искусственных систем к естественным.

21. Познание строения и жизнедеятельности организмов: В. Гарвей и изучение системы кровообращения, анатомия и физиология животных в трудах Р. де Граафа, А. Галлера. Микроскопия в биологических исследованиях. Открытие сперматозоида и микроорганизмов.

22. Рождение концепций обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, катаболизма.

22. Преформизм или эпигенез — первоначальная проблема эмбриологии (Ш. Бонне, В. Гарвей, К. Вольф).

23. Проблемы пола, наследственности, физиологии размножения растений и гибридизации (И. Кельрейтер, Т. Найт и др.).

24. Открытие зародышевых листов у животных (Х. Пандер) и эмбриологические исследования К. Бэра.

25. Описания клетки и открытие ее ядра (Ф. Фонтане, Я. Пуркине).

26. Создание клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден).

27. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции.

28. Опровержения гипотез самозарождения (Ф. Реди, Л. Спаланцани).

29. Начало дискуссий об эволюции (К. Линней, Ж. Бюффон, П. Паллас).

30. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов. Катастрофизм и униформизм.

31. Додарвиновские концепции эволюции и причины неприятия их биологическим сообществом.

32. Теория эволюции Ч. Дарвина.

33. Изучение физико-химических основ жизни и попытки реконструировать предбиологическую эволюцию. (Труд Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики»).

34. Структурная и динамическая биохимия.

35. Изучение структуры белков и нуклеиновых кислот, их функций и биосинтеза.

36. Становление и развитие генетики (материализация гена). (Законы Г. Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Теории мутаций и индуцированный мутагенез).

37. Гомологические ряды наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

38. Сложное строение гена и внутригенные рекомбинации (А. С. Серебровский и его школа).

39. Формирование генетики популяций (С. С. Четвериков).

40. Определение генетической роли ДНК и РНК (Т. Эвери, дж. Мак Леод, А. Херши и др.).

41. Открытие структуры и репликации ДНК (Э. Чаргафф, дж. Уотсон, Ф. Крик, А. Корнберг и др.).

42. Расшифровка генетического кода (Э. Ниренберг, Дж. Матей и др.).

43. Генная инженерия.

44. Геномный импритинг и проблема клонирования млекопитающих.

45. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию.

46. Практическое применение иммунизации и химиотерапии (Л. Пастер, П. Эрлих и др.).

47. Фагоцитарная концепция И. И. Мечникова.

48. Учение об искусственном иммунитете. Золотой век медицинской микробиологии (Р. Кох).

49. Открытие хемосинтеза и создание почвенной и экологической бактериологии (С. Н. Виноградский).

50. Открытие вирусов (Д. И. Ивановский, М. Бейеринк, Ф. Леффлер) и возникновения вирусологии.

51. Изучение клеточного уровня организации жизни. «Клеточная патология» Р. Вирхова и «Клеточная физиология» М. Ферворна.

52. Основные направления в физиологии животных и человека.

53. Учение об условных и безусловных рефлексах И. П. Павлова.

54. Физиология ВНД. Учение о доминанте. От зоопсихологии к этологии.

55. Реакция организма на чужеродный белок. Открытие групп крови. Эндокринология.

56. Биоразнообразие и разработка макро- и мегатаксономии.

57. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения. Красные книги.

58. Экология и биосфера. Введение понятия экологии Э. Геккелем.

59. Аутоэкология и синэкология.

60. Концепция экосистемы А. Тэнсли.

61. Холистская трактовка экосистем. Экосистема как сверхорганизм.

62. Внедрение математических и экспериментальных методов в экологию.

63. Программа популяционной экологии растений. Изучение динамики численности популяций.

64. Развитие концепции экологической ниши. Нишевой подход к изучению структуры экосистем.

65. Трофо-динамическая концепция экосистем.

66. Учение В. И. Вернадского о биосфере и концепция «Геи».

67. Биосфера и постиндустриальное общество.

68. Глобальная экология и проблема охраны окружающей среды.

69. Эволюционная теория в поисках синтеза: основные формы дарвинизма.

70. Недарвиновские концепции эволюции: неоламаркизм, автогенез, сальтационизм и неокатастрофизм.

71. Кризис дарвинизма в начале ХХ в.: мутационизм, преадаптационизм, номогенез, историческая биогенетика, типострофизм, макромутационизм.

72. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты.

73. Проблема эволюции экосистем.

74. Концепции происхождения человека. Современная филогения гоминид.

75. Человек как уникальный биологический вид.

76. Проблема расообразования.

77. Проблема эволюции современного человека.

IV. ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «История и философия науки»
1. Наука в культуре современной цивилизации: Соотношение науки, культуры и цивилизации. Традиционные и техногенные ТИПЫ цивилизаций. Наука как социокультурный феномен. Наука и искусство.

2. Наука в культуре современной цивилизации: Специфика научного знания. Ценности научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

3. Наука и философия. Предмет философии науки.

4. Наука как социальный институт: Понятие социального института. Историческое развитие форм научной деятельности. Научное сообщество. Дисциплинарность и междисциплинарность.

5. Наука как социальный институт: Эволюция способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

6. Генезис науки. Наука и преднаука.

7. История науки: Истоки естествознания: Эпоха мифологии. Античная преднаука: Эпоха философии. Евклид. Архимед.

8. Античная философия: первые натурфилософы.

9. Античная философия: Пифагор и пифагорейцы.

10. Античная философия: Левкипп и Демокрит.

11. Античная философия: Платон и Аристотель.

12. История науки: Средневековая Преднаука: Эпоха религии.

13. История науки: Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства.

14. История науки. 1 .Истоки естествознания: Эпоха мифологии. 2. Античная Преднаука: Эпоха философии. 3. Средневековая преднаука: Эпоха религии. 4. Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

16. История науки: Возникновение новоевропейской науки. И. Ньютон: Первая (механистическая) научная картина мира.

17. История науки: М. Фарадей и д. Максвелл: Вторая (электромагнитная) научная картина мира.

18. История науки: Квантовая механика и А. Эйнштейн: Третья (квантово-релятивистская) научная картина мира.

19. Современная (синергетическая) картина мира (Г. Хакен, И. Пригожин).

20. Концепция глобального эволюционизма.

21. Эволюция философско-методологических проблем Науки. Сциентизм и антисциентизм.

22. Структура научного познания: Научное понятие. Научный закон. Научное объяснение.

23. Структура научного познания: Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

24. Научный метод: Методологический арсенал Науки. Описание, сравнение, измерение.

25. Научный метод: Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Обобщение и обработка эмпирических данных.

26. Научный метод: Методология теоретического уровня.

27. Формы научного познания. Научная проблема. Научный факт. Научная теория.

28. Формы научного познания: Научная теория. Научно-исследовательская программа.

29. Динамика научного познания. Становление и развитие научной теории. Рост научного знания.

30. Динамика научного познания. Проблема рациональности научного познания. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Научное творчество.

31. Общеметодологические принципы научного познания.

32. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Специфика гуманитарных Наук. Общий методологический проект: понимание и объяснение. Специальные методы.



Специальные вопросы по философским проблемам биологии

1. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.

3. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

4. Философские проблемы биологии: Современные представления о сущности жизни.

5. Проблема философских оснований биологии.

6. Философские аспекты эволюции живой материи.

7. Философские проблемы биологии: Концепция уровней в системе философских оснований биологии.

8. Философские основы учения о биосфере. В.И. Вернадский.

9. Философские проблемы экологии.

10. Экологические основы хозяйственной деятельности.

11. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем.



Литература

для подготовки кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

«История биологии»


Основная литература

1. Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербаков А. А. Краткая история ботаники. М.: Наука, 1968.

2. Бляхер Л. Я. Очерк истории морфологии животных. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

3. Гайсинович А. Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Наука, 1988.

4. Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. М.: Мир, 1984.

5. История биологии: В 2 т. М.: Наука. Т. 1. 1972. Т. 2. 1975.

6. Колчинский Э. И. Неокатастрофизм и селекционизм: Вечная дилемма или возможность синтеза? (Историко-критические очерки). СПб.: Наука, 2002.

7. Нидхэм Дж. История эмбриологии. М. : Ин. лит-ра. Т. 1. 1947.

8. Ноздрачев А. Д., Марьянович А. Т. , Поляков Е. Л., Сибаров Д. А., Хавинсо  В. Х. Нобелевские премии по физиологии или медицине за 100 лет. СПб.: Гуманистика, 2002.

9. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология.: В 3-х томах. – 3-е изд. – М.: Мир, 2005. – 454с.

10. Уотсон Дж. Двойная спираль. М.: Мир, 1969.

11. Ярыгин В.Н. Биология. – М.: Медицина, 1984. – 560 с.

12. Ярыгин В.Н. Биология. В 2-х т. – М.: Высш. шк, 1999. – 448 + 352 с.

13. Ярыгин В.Н. Биология. В 2-х т. – М.: Высш.. шк., 2003. –432 + 333 =765с.

14. Ярыгин В.Н. Биология. В 2-х т. – М.: Высш.. шк., 2005. – 431+431= 862 с.

Дополнительная литература

1. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

2. Канаев И. И. Избранные труды по истории наука. СПб.: Алетейя, 2000.

3. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.

4. Развитие эволюционной теории в СССР. Л.: Наука, 1983.

5. Руководство к лабораторным занятиям по биологии / Под ред. Н.В. Чебышева. – М.: Медицина, 1996. – 352 с.

6. Geschichte der Biologie: Theorien, Methoden, Institutionen, Kurzbiographien / Hrs. I. Jahn unter Mitwirkung von E. Krausse R. Loether, H. Querner, I. Smidt u. K. Senglaud. Jena,: Fischer, 1998.

7. Mayr E. The Growth of Biological Thought: Diversity, Evolution and Inheritance. Cambridge (Mass); London: Belknapp Press, 1982.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал