Общие сведения Используемые понятия и термины



Скачать 134.98 Kb.
Дата02.05.2016
Размер134.98 Kb.
Материалы для общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации полигона ТБО в селе Горнозаводск Невельского района Сахалинской области.

  1. Общие сведения

Используемые понятия и термины.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.

Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.



Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления принимают решения о хозяйственном развитии с пониманием того, к каким экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям приведет их реализация.

В соответствии с действующим законодательством РФ и ее субъектов осуществляют следующие функции:

1) принимают решение о согласии (или отказе) на подготовку предложений по обоснованию намечаемой деятельности;

2) определяют границы затрагиваемого района, в рамках которого должны быть проведены исследования в связи с возможным воздействием будущего объекта на окружающую среду подведомственной территории;

3) принимают решение о предварительном резервировании и изъятии земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ по обоснованию намечаемой деятельности;

4) устанавливают пункты и время проведения общественных слушаний, способы информирования общественности и местного населения о намечаемой деятельности;

5) информируют население о принятом решении.

Инициатор намечаемой деятельности – юридическое или физическое лицо инициирующее процесс хозяйственного развития территории. Инициатор намечаемой деятельности фиксирует и представляет обществу совокупность условий, в которых он осуществлял выработку решений по объекту.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

По поручению инициатора обеспечивает всю подготовку к реализации намечаемой деятельности. Основными функциями, осуществляемыми заказчиком в рамках ОВОС, являются организация и финансирование соответствующих работ.



Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо), которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Права и обязанности участников общественных слушаний.

Заказчик (Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду)

- отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;

- предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;

- отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);

- оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний;

- обязан реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.



Органы местного самоуправления

- организуют общественные слушания;

- координируют их проведение;

- принимают решение (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельностью.



Общественность имеет право

- получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;

- участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;

- вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе об ее проведении по альтернативному варианту.

Примечание:

Все участники процесса общественных слушаний несут правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предметом обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями) является оценка воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации полигона ТБО в селе Горнозаводск Невельского района Сахалинской области.



Инициатор намечаемой деятельности – МПР Сахалинской области.

Основание для выполнения работ - Государственная программа Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 415.



Заказчик – отдел капитального строительства Администрации Невельского района;

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду – Отдел архитектуры и градостроительства Администрации Невельского района

Г. Невельск ___________________________.

Тип обосновывающей документации - рабочий проект (утверждаемая часть).

Ответственное лицо _________.



  1. Пояснительная записка.

Общественные слушания ОВОС проводятся в период выполненных работ по комплексным инженерным изысканиям и рабочей документацией по объекту «Полигон ТБО в Невельском районе».

Инженерные изыскания для объекта: «Полигон ТБО в Невельском районе» Сахалинской области выполнены ООО «Компания» в апреле 2014 г.

Рабочий проект по объекту «Полигон ТБО в Невельском районе» выполнен в декабре 2014 года ИП Дружининым Н.Р.

В итоговых материалах по комплексным инженерным изысканиям в разделе «Экология» имеется описание современного экологического состояния территории в зоне действующей свалки.

Согласно этим данным, имеются ряд превышений ПДК атмосферного воздуха, поверхностных вод, подземных вод. Имеются загрязнения тяжелыми металлами донных отложений р. Лопатинка.

Наличие всех этих факторов объясняется наличием существующей свалки.

В рабочем проекте в разделах ООС (охрана окружающей среды) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) разработаны мероприятия, нивелирующие все вышеперечисленные факторы, а также даны прогнозные (ожидаемые) уровни загрязнений окружающей среды.

Материалы для ознакомления доступны с ___ до_____ по адресу ____________.



  1. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Основной целью реализации намечаемой хозяйственной деятельности является строительство современного полигона ТБО для Невельского района. Реализация вышеуказанной деятельности оздоровит экологическую обстановку в районе, позволить построить цивилизованную систему управления отходами.

Вопрос наведения порядка в части обращения с отходами производства и потребления (ТБО) имеет для Невельского района колоссальную экологическую, социальную и экономическую значимость. На сегодняшний день основная масса ТБО на территории района вывозится а несанкционированную свалку, расположенную близ с. Горнозаводск в нижнем течении реки Богдановка.

f:\жесткий диск\айфон\2014-08-27\234.jpg

f:\жесткий диск\айфон\2014-08-27\237.jpg

f:\жесткий диск\айфон\2014-08-27\236.jpg

Размещение ТБО производится на существующий рельеф местности без проведения мероприятий, исключающих негативное воздействие на окружающую среду (см. фото). При этом говорить о соблюдении природоохранного законодательства не приходится.

Научно-исследовательским институтом гигиены (МНИИГ) им. Ф.Ф. Эрисмана проведены посезонные санитарно-микробиологические исследования воздушной среды в местах складирования ТБО.

При этом также изучалось санитарно-микробиологическое состояние некоторых компонентов ТБО (макулатуры, текстиля, пищевых отходов).

При оценке влияния технологического процесса на микробное состояние воздуха определялись общее микробное число (ОМЧ), бактерии группы кишечных палочек (БГКГ1), стафилококки и плесневые грибы.

Исследования показали, что наиболее загрязнен воздух при прохождении потока ТБО по открытым конвейерам: в весенне-летний период, характеризующийся максимальной микробной обсеменённости (на 1—2 порядка более высокой, чем в осенне-зимний период), общее содержание микробов находится в пределах 10-20 тыс. кол./м3; при этом содержание БГКП составляет 1-6 тыс. кол./м3, стафилококка - 0,4 тыс. кол./м3, плесневых грибов — 10—12 тыс. кол./м3.

Из компонентов ТБО наиболее опасны в плане распространения микробов макулатура, текстиль и особенно пищевые отходы: их индексы общего числа микробов весьма высоки (107— 108), причем бактериальная составляющая загрязненности этих компонентов распространяется на весь состав ТБО.

Проектируемый полигон призван ограничить контакт отходов с окружающей средой.



  1. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).

До настоящего времени в России наиболее распространенным методом решения проблемы ТБО и приравненных к ним отходов является их полигонное захоронение: на полигоны вывозят 95—97 % образующихся ТБО.

Альтернативным вариантом может быть лишь максимальное вовлечение образующихся ТБО во вторичный оборот с целью уменьшения объемов захоронения. При этом ощутимый экономический эффект возможен только при организации процесса раздельного сбора ТБО на составляющие. В Российской Федерации в этом направление дальше всего продвинулось ОАО «Ростоввторресурсы» -универсальный приемник советского треста «Севкаввторсырьё». Для того, чтобы получить чёткие рекомендации, необходимо провести дополнительные научно-изыскательские работы, что не является предметом обсуждаемых вопросов.

"Нулевой вариант" (отказ от деятельности) также не возможен, ввиду того, что ситуация с существующей свалкой может перерасти в экологическую катастрофу.


  1. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

Участок перспективного расположения полигона ТБО определен заказчиком (см. рис).

f:\жесткий диск\невельск полигон\невельск полигон тбо\ситуационный план.jpg

ООО «Компания» предложила и обосновала 2 варианта (см. приложение 1).

Взвесив все «за» и «против» ИП Дружинин Н.Р., по согласованию с отделом архитектуры и градостроительства Невельского района, остановился на варианте 2 (см. таблицу).

Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной деятельностью в результате ее реализации, оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по альтернативным вариантам, меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности приведены в таблице.



п/п


Наименование критерия

Вариант 1

Вариант 2

1

Наводнение (затопление)

Опасный фактор, противодействие требует больших капитальных вложений, что приведет к значительному сокращению объема полигона

Незначительное воздействие. Решено посредством устройства противопаводковой железобетонной отбойной стены.

2

Цунами

Возможно при прохождении большой воды в устье реки Лопатинка

Угроза отсутствует. Более высокие абсолютные отметки тела полигона, наличие подпорной стены.

3

Снежные лавины

Возможны, при движении по склонам значительных по объему снежных масс, сопровождаемое динамическим давлением снега и ударной воздушной волной, действующими на сооружение

Возможны, однако объем снежных масс незначителен.


4

Селевые потоки

Аналогично п. 3

5

Русловой процесс

Возможно эрозионное воздействие на берег с последующим его отступлением и разрушением размещаемых сооружений

Исключено из-за отсутствия водотоков.

6

Соблюдение размеров СЗЗ, установленной СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200

Невозможно из-за близости жилой зоны. Требует больших капитальных вложений на мероприятия по сокращению СЗЗ.

Обеспечено требование СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200

7

Уровень загрязнений атмосферного воздуха

В пределах санитарных норм

8

Попадание фильтрата в поверхностные и грунтовые воды

Исключено. Предусмотрено:

  • водонепроницаемая геомембрана по дну

площадки для хранения ТБО;

  • и локальные очистные сооружения фильтрата

9

Водоохранная зона в размере пятидесяти метров

Не соблюдается

Соблюдена

10

Подъездные автодороги

Через населенный пункт

Вне населенного пункта

11

Мероприятия по предотвращению выноса ТБО за территорию полигона

Предусмотрены

12

Подземные воды

Находятся в опасной близости

Низкий уровень стояния

13

Редкие и исчезающие растения

Не обнаружены

14

Редкие и исчезающие животные и птицы

Не обнаружены

15

Объекты историко-культурного наследия

Не обнаружены

16

Сейсмические риски

Высокие

17

Пригодность территории для хозяйственного освоения

Пригодная

Выявленных при проведении оценки неопределенностей в определении воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду не обнаружены.



  1. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

Мониторинг полигона ТБО включает в себя систематическое наблюдение за состоянием подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы (грунта) и снега, уровнем фильтрата, а также шумовым воздействием в зоне возможного влияния полигона.

Контроль качества окружающей среды как метод экологического мониторинга базируется на лабораторных исследованиях, в ходе которых аналитический контроль токсичных загрязнений в почве и воде осуществляется с использованием методов химического и инструментального анализа.

Мониторинг позволяет оценить эффективность работы полигона и обеспечивается путем создания наблюдательных постов (пунктов). Их размещение, обустройство и эксплуатация в должной мере не оговорены в нормативных документах. Поэтому важнейшее значение имеет обобщение практики мониторинга на действующих полигонах (как в части периодичности отбора проб и количества контролируемых показателей, так и в части размещения наблюдательных постов).

Для контроля поверхностных вод требуются два наблюдательных пункта. Пункт НП I, размещенный в верхней точке нагорной канавы, позволяет оценить состав воды выше полигона. Для оценки состава воды ниже полигона НП2 оборудуется в 10—20 м от окончания отводной канавы, сбрасывающей воды из нагорных канав на рельеф местности. Периодичность отбора проб поверхностных вод — 2 раза в год (весна, осень). В отобранных пробах определяют рН, ХПК, БПК, ПАВ. Допустимые превышения показателей НП2 по сравнению с НП1 - не более 20 %.

Контроль за загрязнением грунтовых вод осуществляют с помощью проб, взятых из скважин (2 шт.).

Периодичность отбора проб грунтовых вод составляет 2 раза в год (весна, осень). В отобранных пробах определяют рН, ХПК, БПК, ПАВ, хлориды.

В Российской Федерации регламентируется контроль за состоянием грунтовых вод выше и ниже полигона.

При анализе проб достаточно определить наличие катионов Na+ и анионов Cl- (для ТБО весьма характерно содержание поваренной соли NaCl).

Предусмотрено также наблюдение за состоянием воздушной среды. Воздух контролируется на уровне дыхательных путей человека на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и в рабочей зоне.

Периодичность отбора проб воздуха— 2 раза в год (весна, осень). В воздухе определяют соединения, характеризующие процесс биохимического разложения ТБО и представляющие наибольшую опасность, — пыль, сероводород, оксиды углерода и азота, ртуть, аммиак.

На границе СЗЗ (ПДКмр, мг/м3):


  • пыль - 0,5;

  • Н2S - 0,008;

  • СО-5,0;

  • Hg и СН4 — 0;

  • 3 — 0,2.

В рабочей зоне (ПДКмр, мг/м3):

  • пыль — 4;

  • H2S — 10;

  • СО — 20;

  • NO-5;

  • Hg — 0,01;

  • NH3 — 5.

Для анализа почвы (грунта) и снега устанавливаются два наблюдательных пункта вдали от автодорог.

Периодичность отбора проб — 2 раза в год (лето, зима). В почве определяют содержание бактерий группы кишечной палочки, ртуть, нефтепродукты. Их содержание не должно превышать показатели до строительства полигона более чем на 20 %.

Помимо мониторинга полигона осуществляется мониторинг СЗЗ шириной 500 м (осуществляет инженер-эколог или мастер совместно с владельцем территории). В этой зоне запрещаются строительство, разведение костров, устройство скважин и колодцев для питьевых целей.


  1. Материалы общественных обсуждений

См. приложение 2,3.

  1. Резюме нетехнического характера.

Строительство нового полигона ТБО, отвечающего всем требованиям экологической безопасности имеет для Невельского района колоссальную экологическую, социальную и экономическую значимость.

Правильность принятия решений по выбору земельного участка под новый полигон обосновано.



Приведенные доводы в пользу строительства полигона ТБО носят исчерпывающий характер, исполнение природоохранного законодательства обеспечено.

Проведение общественной экологической экспертизы не требуется.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал