Общие требования



Скачать 189.87 Kb.
Дата26.04.2016
Размер189.87 Kb.
ТипПрограмма


Общие требования
Программа составлена в соответствии с Примерной программой вступительных экзаменов по обществознанию в целях обеспечения равных прав граждан при поступлении в учебные заведения.

Программа рассчитана на абитуриентов, окончивших среднее профессиональное образование и поступающих на очную форму обучения, имеющих высшее профессиональное образование и поступающих на заочную форму обучения.

Содержание программы определено обязательным минимумом содержания образования по предмету основного и среднего (полного) общего образования Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету.

Программа включает восемь тематических блоков:

1. Общество;

2. Человек;

3. Познание;

4. Духовная жизнь общества;

5. Экономическая сфера жизни общества;

6. Социальные отношения;

7. Политика;

8. Право.

В ходе вступительного экзамена абитуриенту следует продемонстрировать знание и понимание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах:

биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений;

тенденций развития общества как сложной динамичной системы и важнейших социальных институтов;

необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизма правового регулирования;

особенностей социально-гуманитарного познания.

Вступительные испытания по обществознанию предполагают также наличие у абитуриента умений:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять отбор по заданной теме информации, представленной в различных видах (схема, таблица, диаграмма) и оригинальных текстах (правовых, научно-популярных, публицистических и др.);

систематизировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

применять знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Содержание программы




Тема 1. Общество


Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Тема 2. Человек


Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.



Тема 3. Познание


Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Тема 4. Духовная жизнь общества


Духовная жизнь общества. Культура. Духовная и материальная культура. Народная, массовая, элитарная культура. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества


Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

Тема 6. Социальные отношения


Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность в обществе. Социальные процессы в современной России.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.



Тема 7. Политика


Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества. Власть, ее происхождение и виды. Государственная власть.

Государство: понятие, признаки, функции. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим. Государственный аппарат: понятие, основные принципы. Органы государственной власти. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Тема 8. Право


Право в системе социальных норм: понятие и признаки права; соотношение права с иными социальными нормами. Роль права в жизни человека, общества, государства.

Система права: понятие и основные элементы системы права (норма, институт, отрасль права). Публичное и частное право. Международное и внутригосударственное право. Современная система российского права.

Источник права: понятие и виды. Правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт, правовая доктрина. Правовые акты: понятие, признаки и виды.

Правоотношения: понятие и признаки. Структура правоотношений: субъекты, объект и содержание правоотношений. Праводееспособность.

Правонарушение: понятие и признаки. Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Классификация правонарушений. Проступки и преступления. Причины правонарушений.

Юридическая ответственность: понятие и признаки. Виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности и ее значение.

Правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Понятие, виды и уровни правовой культуры; пути формирования правовой культуры.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и ее значение. Система прав и свобод человека: личные, социально-экономические, политические и культурные. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Государственное (конституционное) право. Конституция в иерархии нормативных правовых актов. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Гражданин, гражданство и государство. Закрепление в Конституции Российской Федерации общепринятых международных стандартов прав человека. Участие граждан России в политике и управлении государством. Выборы и референдум. Политические организации; многопартийность.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная власть в России.

Особенности федеративного устройства России. Виды субъектов Российской Федерации. Взаимоотношения Федерации и ее субъектов.

Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление основ и гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

Гражданское право в системе отраслей отечественного права. Право собственности: сущность и содержание. Формы собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Обязательства в гражданском праве; основания их возникновения и прекращения.

Административное право в системе отраслей отечественного права. Органы государственного управления. Административная ответственность: понятие, признаки, особенности.

Трудовое право в системе отраслей отечественного права. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение и прекращение трудового договора. Оплата труда: понятие, формы и виды. Заработная плата работника. Дисциплинарная ответственность работников.

Трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения. Забастовка.

Уголовное право в системе отраслей отечественного права. Преступление: понятие, признаки, виды. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и особенности уголовной ответственности. Наказание в уголовном праве: понятие, признаки, система. Уголовная ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за преступления против собственности.

Правоохранительные органы: понятие, виды, функции. Роль правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка.
Форма проведения и критерии оценки вступительного испытания
Вступительный экзамен по обществознанию проходит в письменной форме. На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).

Очная форма обучения на базе среднего профессионального образования. Поступающие на очную форму обучения на базе среднего профессионального образования сдают вступительный экзамен по обществознанию в письменной форме (в виде теста).

Тест состоит из двух блоков (А и Б). Первая группа заданий состоит из 42 тестов, предусматривающих: вопрос и несколько вариантов ответов к нему, из которых только 1 правильный. В первой группе задание предполагает выбор 1 правильного ответа из нескольких предложенных. По форме оно соответствует заданиям ЕГЭ типа А.

Вторая группа заданий состоит из 8 тестов. Задание второй группы предполагает определение термина исходя из контекста; задание, предполагающее установление соответствия между явлениями.

За каждый правильно решенный тест из блока А и Б – 2 балла.

Основанием для снижения оценки не являются негрубые орфографические и пунктуационные ошибки (за исключением ошибок, допущенных в специальных обществоведческих терминах и понятиях), а также сокращения слов, не соответствующие правилам, если проверяющий понимает, что хотел выразить испытуемый.

Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу может составить 100.



Заочная форма обучения на базе высшего образования. Поступающие на заочную форму обучения на базе высшего образования сдают вступительный экзамен по обществознанию в письменной форме.

Задание состоит из 2 вопросов, которые предполагают развернутый письменный ответ на предложенную тему. За каждый ответ на вопрос можно получить до 50 баллов. Оценка ответов осуществляется с учетом спецификации, устанавливаемой Академией. Основными критериями оценки являются полнота и правильность.

Основанием для снижения оценки не являются негрубые орфографические и пунктуационные ошибки (за исключением ошибок, допущенных в специальных обществоведческих терминах и понятиях), а также сокращения слов, не соответствующие правилам, если проверяющий понимает, что хотел выразить испытуемый.

Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу может составить 100.



Академий устанавливается ежегодно минимальное количество баллов, необходимых для прохождения по конкурсу. Абитуриент, набравший менее этого минимума, не допускается к конкурсу.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену


  1. Понятие общества. Сферы общественной жизни.

  2. Конституционный статус Президента Российской Федерации.

  3. Взаимосвязь общества и природы.

  4. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации: понятие, основные принципы и их характеристика.

  5. Общество как развивающаяся система.

  6. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, основные стадии и их характеристика.

  7. Общественный прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса.

  8. Понятие субъекта права. Основные виды субъектов права и их характеристика.

  9. Культура и цивилизация.

  10. Понятие правонарушения. Основные виды правонарушений и их характеристика.

  11. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы современности.

  12. Закон: понятие, основные виды и их характеристика.

  13. Личность и общество.

  14. Референдум как форма непосредственной демократии.

  15. Познавательная деятельность человека. Научное и ненаучное познание.

  16. Федеративное устройство Российской Федерации: основные принципы и особенности.

  17. Истина и ее критерии.

  18. Право в системе социальных норм.

  19. Духовная сфера жизни общества, проблемы развития духовной культуры на современном этапе.

  20. Наследование по закону и по завещанию.

  21. Мораль: ее основные нормы и ценности.

  22. Конституционное правосудие в Российской Федерации.

  23. Религия и ее роль в жизни общества. Мировые религии.

  24. Понятие юридической ответственности. Основные виды ответственности и их характеристика.

  25. Наука как вид духовной культуры. НТР и ее последствия.

  26. Состав преступления: понятие, основные элементы и их характеристика.

  27. Социальная структура общества и ее основные элементы.

  28. Судебная власть в РФ. Основные принципы организации и деятельности судебных органов в Российской Федерации.

  29. Этнические общности и национальные отношения.

  30. Конституционный статус Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

  31. Семья как социальный институт.

  32. Понятие правонарушения. Основные виды правонарушений и их характеристика.

  33. Социальный конфликт и пути его разрешения.

  34. Система права: понятие, структура, характеристика основных структурных элементов.

  35. Политика как общественное явление.

  36. Понятие права. Принципы и функции права.

  37. Власть, ее происхождение и виды.

  38. Права и свободы человека.

  39. Политические партии и общественные движения, многопартийная система.

  40. Конституция Российской Федерации как нормативный правовой акт.

  41. Политическая система общества, ее структура.

  42. Административное право как отрасль права: предмет, цели, задачи, источники.

  43. Государство и гражданское общество.

  44. Понятие трудового договора. Трудовая дисциплина.

  45. Основные теории происхождения государства.

  46. Понятие нормы права и ее логическая структура.

  47. Типы и формы государства.

  48. Понятие форм (источников) права, их основные виды и характеристика.

  49. Экономическая сфера жизни общества.

  50. Республика. Основные виды республик и их характеристика.

  51. Формы и отношения собственности.

  52. Федерация. Основные типы федераций и их характеристика. Федерация и конфедерация.

  53. Рынок и рыночная экономика.

  54. Государственный (политический) режим. Основные виды государственных (политических) режимов и их характеристика.

  55. Деньги, их функция.

  56. Понятие механизма государства и его структура.

  57. Государство и экономика.

  58. Монархия: основные виды монархии и их характеристика.

  59. Мировая экономика.

  60. Гражданское право как отрасль права: предмет, цели, задачи, источники.

  61. Возможности социального познания.

  62. Политические конфликты.

  63. Социальная дифференциация и социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры современного рос­сийского общества.

  64. Избирательная кампания.

  65. Социальный статус личности. Социальные роли личности.

  66. Основные достижения русской философской мысли.

  67. Человеческая деятельность и ее многообразие.

  68. Проблемы народонаселения.

  69. Свобода в деятельности людей.

  70. Политическое поведение.

  71. Политика, ее субъекты, цели и средства.

  72. Основные понятия гражданского права. Право собствен­ности.

  73. Деятельность и общение.

  74. Сущность права. Право и мораль.

  75. Исторический процесс и его участники.

  76. 2. Бизнес и экономика.

  77. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.

  78. Трудовое право: основные понятия.

  79. Цивилизации и формации.

  80. 2. Семья и семейные отношения.

  81. Традиционное и индустриальное общество.

  82. 2. Гражданское общество и государство.

  83. Религия, ее место в системе отношений человека и окру­жающего мира. Атеизм.

  84. Политическая и правовая культура личности.

  85. Правовой статус личности в Российской Федерации.

  86. Бизнес и экономика.

  87. Демократия и парламентаризм. Политический процесс в России.

  88. Валовой национальный продукт. Национальный доход.

  89. Трудовая деятельность человека.

  90. Социальная справедливость.


Список рекомендуемой литературы
Основная литература:

  1. Обществознание. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2013.

  2. Радько Т. Н., Гребнев Л. С., Ковалкин В.С., Фокина Н.И. Обществознание. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.

  3. Обществознание. Учебное пособие. Серия: Бакалавр / Под ред. Б.И. Федорова. – М.: Юрайт, 2011.

  4. Глазунов М.Н. Обществознание. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.

  5. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание. Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2013.

  6. Кириленко Г. Г., Кудина М.В., Логунова Л.Б. Обществознание. Учебное пособие. 7-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2013.

  7. Обществознание. Понятия и термины / автор-составитель М.Ю. Бранд. – М.: Экзамен, 2014.


Дополнительная литература:

  1. Баранов П. А. Право. 10–11 классы. Профильный уровень. – М.: Вента-граф, 2014.

  2. Белокрылова О. С. Обществознание. Пособие-репетитор. Изд. 18-е доп. и переработанное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

  3. Гуревич П. С., Николаева Е.З. Обществознание. 11-й класс. Базовый уровень. – М.: Мнемозина, 2013.

  4. Лосев С.А. Обществознание. Старшая школа. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений». – М.: Интеллект-Центр, 2013.

  5. Обществознание. Старшая школа. Раздел «Экономика» / ред. Н. Н. Думная. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

  6. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю.Ю. Петрунина. 7-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2013.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал