Общие вопросы экологии, законы, задачи, проблемы, методы исследования



Скачать 97.91 Kb.
Дата01.05.2016
Размер97.91 Kb.
ТипЗанятие
Занятие по общей и прикладной экологии
Занятие по общей и прикладной экологии развивает у учащихся интерес к изучению родной природы, воспитывает потребность в ее оздоровлении и сохранении.
Тема: Общие вопросы экологии, законы, задачи, проблемы, методы исследования.
Цель: Сформировать понятия «экология», раскрыть сущность основных законов.
В нашу задачу входит выяснить, что изучает наука экология, в связи с чем она возникла, какие законы характерны для нее, какими примерами их можно обосновать, какие экологические проблемы возникли и каково должно быть отношение людей к ним, какая задача стоит перед каждым из вас по отношению к этой науке.

Итак, экология это наука, изучающая взаимоотношения организма с условиями окружающей среды. Понятие экология было введено немецким ученым Эрнстом Геккелем в 1866 году. Экология изучает растения, животных, человека и условия той среды, где они живут. Это воздух, вода, температура, свет и др.

Почему возникла экология? Чему обязано появление экологии? Как Вы думаете. Правильно, практической деятельности человека. А было время, когда человек жил в гармонии с природой? Оказывается было это на заре становления человека, т.е. древний человек от природы не брал больше того, что ему нужно было для жизни. Он собирал растения, убивал животных, чтобы прокормиться и защитить себя от непогоды. Человек жил в гармонии с природой, соблюдая основной закон экологии – закон биологического равновесия в природе. Его сущность: комплекс организмов и условий окружающей среды на определенной территории, взаимно соответствующие друг другу. Древний человек очень бережно относился к природе. Если около его жилья численность растений и животных, которыми они питались, сокращалась, то запрещалось собирать растения и использовать животных. Провинившегося строго наказывали. Как Вы думаете, когда стал нарушаться закон биологического равновесия? С ростом потребностей человека. Верно. А есть предел потребностей? – Нет. В чем это стало выражаться? Человек стал брать от природы больше, чем ему нужно было для удовлетворения своих потребностей. А как Вы думаете, это как-то отразилось на окружающей природной среде? Возник ряд экологических проблем. Назовите их. Ребята называют проблемы: загрязнение воздуха, воды, проблемы питьевой воды, вырубка леса, экологическое состояние территорий, где они проживают. На основе основного закона экологии американский ученый Баррий Коммонер сформулировал четыре закона экологии:


  1. В природе все связанно со всем

  2. Все куда-то девается

  3. Ни что не дается даром

  4. Природа «знает лучше»

А теперь докажите конкретными примерами сущность этих законов.

Учащиеся распределяться на 4 группы и каждая группа обосновывает один из законов. Основное условие: пример должен быть убедительным; какая группа быстрее будет готова.



Задание: Для чего каждому человеку нужны экологические знания?

Подумайте, зачем Вам нужны экологические знания.

А сейчас рассмотрим вопросы биоиндикации, выясним что могут растения и животные «объяснить» человеку. Они могут быть предсказателями погоды, залежей полезных ископаемых и т.д.

Далее: Учащиеся работают небольшими группами. Им предлагаются рисунки лишайников по биоиндикации. Вводится понятие биоиндикации.


Задание:

  1. группе. Рассмотрите рисунки лишайников. Установите, что можно по ним определить?

  2. группе. Рассмотрите рисунки водных представителей. В каких водах по чистоте они встречаются?

  3. группе. Какие организмы являются индикаторами на полезные ископаемые?

После беседы, в ходе которой выступают ребята, проводиться конкурс по заданию. Рекомендуется 2-3 группам определить экологическую проблему типичную для конкретного региона, кратко объяснить причину ее возникновения, в чем ее сущность и пути ее решения.

В состав жюри входят 3 ученика, которые выбираются учащимися. Члены жюри определяют победителей по 1,2,3 месту и обосновывают качество работы победителей.

Приложение к заданию 3 (1).



Рис.1.Вегетативные тела кустистых лишайников

6. Центрария сосновая.

7. Центрария сизая. 8.Эверния шелушащаяся.

9. Эверния сливовая. 10. Эверния меморфозная.

11. Уснея хохлатая (а - таллом, б - участок таллома сосочками

соралями).






Рис.1. Вегетативные тела листоватых лишайников.

16. Канделярия одноцветная (а-таллом, б-часть таллома,

увеличено).

П.Анаптихия красивая. 18.Пармелия оливковая. 19.Пармелия козлиная.





Рис. 1. Вегетативные тела кустистых (12-14) и листоватого (15)

12. Уснея густобородая (а - таллом, б - участок таллома с сосочками)

13. Уснея жесткая.

14. Алектория перепутанная.

15. Ксантория настенная.
Приложение к заданию 3 (2)

Организмы – биоиндикаторы водного загрязнения

Головастик бурой лягушки 5 дней




Моллюск катушка





Бокоплав
Водяной клоп





Клоп гладыш


Ветвистоусый рачок Веслоногий рачок


Панцирный рачок



Приложение к заданию 3 (3)

ИНДИКАТОРЫ ПОГОДЫ

ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ

Как и почему растения и животные, насекомые и птицы могут служить человеку живыми барометрами, предсказы­вающими приближение ненастной погоды?

Растения закрывают свои цветки чтобы уберечь пыль­цу от в влаги и холода. Вот почему перед ненастьем закрываются цветки у одуванчиков, вьюнков, ноготков, а цветы кувшинок уходят под воду. Инстинктивное предчувствие перемены погоды заставляет насекомых прятаться в своих убежищах и спасает их от массовой гибели. Перед плохой погодой исчезают бабочки, не взлетают навозные жуки, не­подвижны пауки. Птицы находясь постоянно в воздушном океане, приобрети высокою чувствительность к малейшим изменениям атмосферного давления к уменьшению освещенности и скоплению электричества. Поэтому перед непогодой певчие птицы перестают петь, а чайки, утки, вороны, галки, наоборот, истошно кричат, куры, воробьи собираются группами, чистятся, купаются в пыли. Монотонно «рюмит» зяблик. Лягушки в эту пору выходят на сушу и долго неприятно квакают.



На открытке: лягушка зеленая, одуванчик, ласточки, паук крестовик, жук навозник

О ДОЛГОСРОЧНОМ ПРОГНОЗЕ

Подмеченная народом взаимная связь сезонов не отри­цается современной наукой летняя жара уравновешивается зимним холодом, а сухая осень — мокрой весной. Именно поэтому и родилось понятие о постоянной среднегодовой температуре. Большими помощниками человеку в определе­нии долгосрочного прогноза были животные, птицы, насе­комые, растения.

Так, летом сухую осень определяли по долго не улетаю­щим скворцам и большому количеству летящей паутины. К дождливой осени летом в лесу бывает мало рябины. На суровую морозную зиму указывало осенью множество вы­соких муравьиных куч, обильные запасы в норах у кротов, мышей, белок, большое количество желудей на деревьях. Дружный отлет птиц и поздний листопад предупреждал о зиме продолжительной, а на теплую зиму пчелы оставляли леток открытым. По раннему снегу, выпавшему с осени, су­дили о предстоящей ранней весне.



На открытке: сосновая шишка, кленовый лист, рябина, лесной орех, опята, желуди.

ВЕСЕННИЕ ПРОГНОЗЫ

С того времени, как человек перешел к оседлому образу жизни и занялся земледелием и скотоводством, главной его заботой стало вырастить и собрать урожай. С этого време­ни человеку стало жизненно необходимо научиться заранее узнавать погоду. Наблюдая в течение сотен лет наиболее характерные, чаще всего повторяющиеся явления в природе и связанное с ними поведение животных и растений, опыт­ный глаз человека отыскал таких предвестников, которые позволяли ему строить правильные долгосрочные прогнозы.

Особенно важными были прогнозы на весну, которая строила весь урожай, определяла лето и осень. Так дружный, ранний возврат перелетной птицы в родные края указывал, что весна будет теплая, дружная. Если птицы устраи­вали гнезда на солнечной стороне, это предвещало лето хо­лодное. К жаркому лету весной бывает много паутины и майских жуков, а к дождливому — ольха распускает лист раньше березы. По позднему цветению рябины судили о долгой осени.



На открытке: гуси, ольха серая, муравей рыжий, пчела, цветы рябины

.МЕСТНЫЕ СИНОПТИКИ

Благодаря своей наблюдательности человек установил для каждой местности свои живые барометры.

Так в Сибири предвестником плохой погоды считается крик бурундука, в степной полосе — крик тарабагана. В Ка­захстане ждут бурана, если сайгаки перестают пастись и уходят в укрытие, ждут засуху, если фламинго с весны не нарастили свои гнезда. На реке Оке о сильном паводке предупреждали утки, которые с весны гнездились не в лу­гах, как обычно, а на высоком берегу; таким же барометром служат камышевки, устраивающие гнезда гораздо выше от земли, чем всегда. Появление жучка златки пожарищ пре­дупредит о приближающемся огне, эти жучки чувствуют тепло за 100 км.

На море о приближающемся шторме узнают по стаям бабочек линейчатых бражников, появившихся у берегов, по рачкам бокоплавам, если они выползают на берег, по дель­финам, если они прячутся за скалы, и особенно но поведе­нию медуз, которые отплывают в нейтральную полосу за 15 часов до начала шторма. Замечено также, что по поведению некоторых живых организмов можно узнать о приближающемся землетрясе­нии или извержении вулкана. Так на острове Ява только накануне извержения вулкана расцветает королевская при­мула. На открытке: фламинго, бабочка бражник, златка по­жарищ, медуза светящаяся Пелагия, бокоплав, камышевка.


ЖИВЫЕ ТЕРМОМЕТРЫ

Температурное чувство живых организмов служит ям не для ориентации или обнаружения пищи, а для обеспечения благополучной жизнедеятельности — постоянно поддержи­вать оптимальную температуру тела животного И если ус­ловия среды меняются, то животные определенным образом реагируют на это и принимают дополнительные меры. Так. человек заметил, что за несколько часов до этого похолодания воробьи начинают усиленно утеплять свои жи­лища Вороны, сороки забираются под крыши, прячут голо­ву под крыло Куры рано садятся на насест и стараются залезть повыше Гусь поджимает лапу, прячет нос под кры­ло Поза спящей домашней кошки тоже зависит от окружа­ющей температуры, если холодно — кошка свертывается в «клубок» А некоторые животные и насекомые при низ­кой температуре впадают в спячку, но случись оттепель — и они просыпаются появятся на снегу паучки, клопики, снеговые блохи, комарики, ледничники, оживляются воро­бьи, весело начинают чирикать снегири, и с громким криком затевают «игры» вороны и галки. О перемене погоды вас предупредит домовой паук Рели к вечеру он начнет спус­каться по паутине — значит быть оттепели.

На открытке ледничник, ратный комарик, розанная орехотворка. домовой паук, снегирь

ИНДИКАТОРЫ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

РАДИОАКТИВНЫЕ УЛОВИТЕЛИ

Известно, что радиоактивное излучение человек может обнаружить только с помощью специальных приборов. А вот в природе среди живых организмов есть и такие, ко­торые обладают чрезвычайной чувствительностью к радио­активным лучам и различным образом реагируют на них.

Так, даже при очень слабых дозах радиоактивности втя­гивают свои рога улитки, закрывают раковины двустворчатые моллюски, сворачиваются морские анемоны, а муравьи меняют курс, спасаясь от излучения бегством.

В этой связи интересно и другое явление. Ученые пыта­ются разгадать, например «секрет» африканского скорпиона — обитателя Сахары, который выживает, получив ко­лоссальную дозу облучения — 80 тысяч рентген. Устойчи­вость его поистине феноменальна, ведь для человека губи­тельны даже 600 рентген.

На открытке рыжие лепные муравьи, улитка зебрина, скорпион, виноградная улитка, двуствор­чатая беззубка, борозчатая анемоза.


ЖИВЫЕ РУДОУКАЗЧИКИ

То, что растения меняют цвет и форму в зависимости от состава почвы, на которой они растут, подмечено еще давно и использовалось старателями в поисках полезных ископа­емых Так родилось понятие о растениях рудоуказчиках.

Если, например, в почве имеется никель, то сон-трава из­меняет не только цвет, но и форму, а голубовато-фиолето­вые цветы прострела на такой почве становятся белыми. В Туркмении кусты парнолистника указывают на присутст­вие гипса, карликовая вишня и миндаль — на известняк. Появление участков лиственного леса среди хвойных лесов Дальнего Востока свидетельствует о залегании каменного угля. Есть растения, способные накапливать золото, напри­мер полевой хвощ. В Европе на залежи цинка безошибочно указывает галлейная фиалка, в Квинсленде залежам золота и серебра часто сопутствуют кусты жимолости, на Малай­ском полуострове — гвоздика, на Рудном Алтае на присут­ствие меди указывает скромное растение качим.

На открытке: парнолистник обыкновенный, прострел, полевой хвощ, качим.


ЖИВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Еще в начале века во многих странах углекопы исполь­зовали канарейку и мышей как чутких уловителей руднич­ного газа, а многие поколения английских горняков брали в шахты клетки с чижами — прекрасными «контролерами» на присутствие в воздухе угарного газа. Современные уче­ные обнаружили, что обыкновенная муха занимает среди насекомых одно из первых мест не только по чувствитель­ности своего органа обоняния, но и по количеству химиче­ских веществ, на которые она способна реагировать.

В качестве живых индикаторов на степень загрязнения сточных вод используются золотые рыбки, которые прихо­дят в волнение, если вода недостаточно очищена от ядови­тых веществ. Впервые эти рыбки были с успехом приме­нены у нас на нефтеперегонных заводах. Такую же роль в отстойных водоемах Волго-Донского химкомбината вы­полняет зеркальный карп.



Обнаруженная необыкновенная способность голубей от­личать предметы по признакам, трудноразличимым для глаз человека, дает возможность использовать их на произ­водстве в качестве контролеров.

На открытке: кенарь, голуби, золотые рыбки, комнатная муха, рыжая лесная полевка.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал