Охрана окружающей среды



Скачать 157.77 Kb.
Дата01.05.2016
Размер157.77 Kb.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ





Природные парки Камчатки:

история создания, проблемы и перспективы




А.А. Полетаева,

заместитель начальника отдела охраны

окружающей среды Министерства

природных ресурсов Камчатского края




Алевтина Андреевна Полетаева окончила Геологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «Геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых», геолог.

В 1978 – 1996 г.г. - геолог, начальник тематической группы в ЦКТЭ ПГО «Камчатгеология»; в 1994-2001 г.г. – геолог 1 категории, геохимик 1 категории, ведущий геохимик Камчатского территориального гидроэкоцентра ДП «Камчатнедра» ФГУГП «Камчатгеология».

В 2001-2007 г.г. – консультант, заместитель начальника, начальник отдела охраны окружающей среды Управления природных ресурсов Камчатской области; с 01.01.2008 – заместитель начальника отдела охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Камчатского края.

Осуществляет курирование и координацию деятельности краевых государственных природоохранных учреждений: КГУ «Природных парков «Налычево», «Быстринский», «Ключевской» и «Южно-Камчатский», а также КГУ «Дирекция лососевого заказника «Река Коль». Принимала активное участие в разработке регионального закона «Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области», в подготовке нормативных правовых документов по вопросам функционирования ООПТ.

История создания природных парков Камчатки

Три природных парка «Быстринский», «Южно-Камчатский» и «Налычево» созданы в августе 1995 года постановлениями Главы администрации Камчатской области от 18.08.1995 г №№ 192, 193 и 194 (с изменениями от 05.07.1996 № № 186, 187 и 188).

Инициаторы создания: Камчатский областной комитет по охране природы (В.И.Санталов), сессия Народных Депутатов Быстринского района Камчатской области, 1991 г., Общественный Фонд защиты Камчатки, клуб туристов и путешественников им. Г.Травина, жители городов Петропавловска – Камчатского и Елизово, 1993 г.

Обоснование подготовлено: по природным паркам «Налычево» и «Быстринский» - Камчатским институтом экологии и природопользования (КИЭП ДВО РАН, Р.С. Моисеев и Казаков Н.В.); по «Южно-Камчатскому» - научно–производственным центром «Экосервис» (В. Ю. Нешатаев). Финансирование – из средств областного Экологического фонда.

Государственная экологическая экспертиза материалов обоснования: Проведена областной комиссией (по «Налычево» -А.Т.Науменко, июнь 1995, по «Быстринскому» - Ю. М. Стефанов 08.07.1996 г., «Южно-Камчатский» - Ю.М.Стефанов 29.11.1996 г.). Финансирование экспертизы осуществлялось за счет средств Всемирного фонда дикой природы (WWF) и областного Экологического фонда.

Согласование создания парка: Депутатские слушания в Совете Народных Депутатов Камчатской области.

Инициаторы подготовки материалов для включения в Список Всемирного природного наследия: Камчатский областной комитет по охране природы (В.А.Санталов), общественная организация «Гринпис», Общественный Фонд защиты Камчатки.

Распоряжением главы администрации Камчатской области от 24.07.1995 № 291-р создана рабочая группа по подготовке документации в комитет ЮНЕСКО, финансирование – за счет средств Экологического фонда Камчатской области.



Включение в Список всемирного природного наследия: осуществлено на 20-й сессии Комитета ЮНЕСКО 2-7 декабря1996 г, г Меридо (Мексика) на основании письма-представления Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 19.10.1994 № 01-17/34-2944 - В.И. Данилова-Данильяна.

Природный парк «Ключевской» создан в декабре 1999 года постановлением губернатора Камчатской области от 14.12.1999 г № 284 (с изменениями от 09.06.2005 № 246):

Инициаторы создания: Государственное учреждение «Дирекция природных парков Камчатки» (В.А.Санталов), Общественный Фонд защиты Камчатки.

Обоснование подготовлено: Государственным учреждением «Дирекция природных парков Камчатки» (В.И.Меньшиков, А.В.Мациевский).

Государственная экологическая экспертиза обоснования создания парка: выполнена 26.08.1999 г областной комиссией (Г.А.Карпов). Финансирование осуществлялось из средств WWF.

Согласование создания парка: Сессия Совета Народных депутатов Камчатской области, 20.10.1999 г.

Включение в Список Всемирного природного наследия – на 25-й сессий Комитета ЮНЕСКО 25-30 июня 2001 г, г. Париж.
Проблемы

При создании в 1995 г природных парков особо не задумывались, как они будут вписываться в социально-экономическое развитие региона. Создатели и инициаторы парков – смотрели на это сквозь «розовые», вернее - «зеленые очки», и надеялись, что «заграница нам поможет». Поспешно создавали сразу 3 природных парка и на огромных площадях. В состав парков планировалось включить площадь более 2,5 млн.га (или 14,6% территории Камчатской области), в том числе: «Быстринский» – 1400 тыс. га, «Южно-Камчатский» – 860 тыс.га, «Налычево» – 265 тыс.га. В 1996 году площадь «Южно-Камчатского» и «Быстринского» природных парков была уменьшена до 1325,0 и 489,0 тыс. га соответственно, и сейчас общая площадь 4-х природных парков составляет 2,475 млн.га.

В те годы в России не было опыта создания и функционирования природных парков. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – ФЗ «Об ООПТ») был принят только 14 марта 1995 г № 33-ФЗ. В связи с этим, при создании природных парков Камчатки был допущен ряд нарушений.
1. Нарушения норм ФЗ «Об ООПТ» при создании природных парков:

В постановлениях Главы администрации Камчатской области от 18.08.1995 № № 192, 193 и 194 «О создании природных парков «Быстринский», «Южно-Камчатский» и «Налычево» существовал пункт, в котором говорилось «об изъятии земель лесного фонда» (в размере 500,0 тыс.га – Быстринский, 360 тыс.га – Южно-Камчатский и 265 тыс.га – Налычево), а также пункт о «направлении материалов по созданию природных парков в Правительство РФ для согласования».

В действительности же, при создании природных парков была нарушена ст.19 ФЗ «Об ООПТ», в которой говорится, что «решение об образование природных парков принимается органами власти субъекта РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды» , а «создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков.., осуществляется по согласованию с Правительством Российской Федерации».

Данное упущение может быть объяснено тем, что создание природных парков впервые проходило по недавно принятому федеральному закону «Об ООПТ». Поэтому, хотя и не было получено соответствующих «представлений» и «согласований» из Москвы, однако следует учитывать, что инициатива создания природных парков исходила от территориального органа федерального органа исполнительной власти - Камчатоблкомприроды (В.А.Санталов), а документы по природным паркам направлялись в ЮНЕСКО Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Эти факты можно засчитать как наличие «представления».



2. Процедурные нарушения при принятии постановлений:

В 1995 году при подготовке постановлений не проведено согласование с управлением недропользования по Камчатской области. В связи с тем, что в границы природных парков попали ряд крупных золоторудных месторождений Камчатки (Асачинское, Мутновское, Родниковое, Агинское), руководитель Геолкома (М.Г. Патока) отказался согласовывать эти постановления, – и тогда его просто исключили («вымарали») из листа согласований. Несмотря на отсутствие согласования Геолкома – постановления о создании природных парков «Налычево», «Быстринский», «Южно-Камчатский» были подписаны В.А.Бирюковым (постановления от 18.08.1995 г. № № 192, 193 и 194).

Однако, благодаря проведенной геологами работе (статьям в газетах, выступления в СМИ, обсуждение вопроса в администрации Камчатской области), в июле 1996 года был осуществлен вывод месторождений за границы парков с внесением соответствующих изменений в постановления 1995 года.

При внесении в 1996 году изменений в постановления главы администрации Камчатской области от 18.08.1995 № № 192, 193 и 194 (постановления от 05.07.1996 № № 186, 187, 188) были утверждены новые описания границ и схемы границ парков (изменены границы природных парков «Быстринский» и «Южно-Камчатский»), а также утверждены в новой редакции Положения о каждом из трех природных парков. При этом были допущены следующие упущения:

- в постановлениях не был указан размер площади природных парков с новыми измененными границами;

- в нарушение статьи 9 и пункта 6 статьи 21 ФЗ «Об ООПТ» вопрос изменения границ природных парков, а также согласования новой редакции Положения о природном парке, не был согласован с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.



3. Отсутствие в постановлениях 1996 года сведений о реальных размерах площадей каждого из природных парков Камчатки вызвало проблему разночтения размеров площадей природных парков: по региональным нормативным документам общая площадь парков- 2475,1 тыс. га, а по данным ЮНЕСКО размер площади природных парков, включенной в состав объекта всемирного природного наследия – 2900,9 тыс.га.

При создании в 1995 году природных парков «Налычево», «Быстринский» и «Южно-Камчатский», размер площадей был определен ориентировочно в связи с отсутствием точных данных по землеустройству и отсутствием компьютерных технологий расчета площадей земельных участков. В 1996 году, при внесении изменений в постановления были представлены новые схемы и описания границ природных парков «Быстринский» и «Южно-Камчатский» - их площадь была существенно уменьшена. Однако размер площади этих парков с измененными в 1996 году границами – в постановлении не был указан. В последующие годы размер площади названных природных парков основывался только на основании Актов технического обследования участков лесного фонда, находящихся в границах природных парков.



4. Не развитость в 1995-96 г.г. компьютерных технологий.

В 2009 году, в соответствии с картографическими требованиями и рекомендациями ЮНЕСКО, для границ природных парков выполнено описание в географических координатах и произведен расчет их площадей с использованием ГИС. При этом границы природных парков выносились на цифровую топографическую карту Камчатского края масштаба 1:100 000 согласно описаниям и схемам границ парков, утвержденным в постановлениях главы администрации Камчатской области от 1996 г. Работа выполнялась Филиалом по Камчатскому краю ФГУ «Территориальный фонд информации по Дальневосточному федеральному округу» (В.Н. Федореев).



Название


природного парка

Площадь парка

(в числителе курсив - указанная в постано­в­лении 1995 г, в знаменателе – в постановлении 1996 г.),

тыс. га


Площадь

по Акту техни-ческого обсле-дования учас-тков лесного фонда,

тыс. га


Расчетная площадь

(с использованием ГИС),

га


Расхождение (+ увеличение площади; - уменьшение площади),

га


Налычево

265,0 /не указана

287,155

286 025

- 1 130

Быстринский

1400,0 /не указана

1 325,0

1 368 592

+ 43 592

Ключевской

375,981

375, 981

371 022

- 4 959

Южно-Камчатский

- северный участок

- южный участок

860, 0 /не указана

488,676

489 019

79 339

408 680

+ 343

Итого:

Общая площадь природного парка «Вулканы Камчаки»





2 900,981



2 476,812



2 513 658

+ 36 846

Отмеченные в данной таблице незначительные расхождения в значениях площади природных парков объясняются использованием более точных современных технологий для исчисления размеров земельных участков.

Таким образом, по уточненным расчетным данным общая площадь природных парков увеличивается на 36 846 га, а общая площадь объекта всемирного природного наследия «Вулканы Камчатки» увеличивается на 42 331,17 га (в связи с увеличением на 5 485 га площади Кроноцкого ГПБЗ по данным землеустройства 2008 г).

В настоящее время продолжается работа по подготовке картосхемы природного парка «Вулканы Камчатки», проводится уточнение рисовки одного из фрагментов границ кластера «Южно-Камчатский», а также ведется проверка описаний границ кластеров парка в географических координатах.

5. Не предоставление в июле-августе 1996 года администрацией Камчатской области сведений и документов о произошедшем изменении границ и площадей природных парков Камчатки (т.е. до их включения в состав объекта всемирного природного наследия) в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ – не позволило своевременно информировать об изменениях границ парков Комитет ЮНЕСКО.

Таким образом, в декабре 1996 года природные парки Камчатки, наряду с Кроноцким заповедником и Южно-Камчатским федеральным заказником, были включены в состав объекта «Вулканы Камчатки» в первоначальных границах и размерах площадей, утвержденных еще в 1995 году: общая площадь объекта «Вулканы Камчатки» по данным ЮНЕСКО составляет 4 133 тыс. га, вместо фактической – 3 708 тыс. га.



Придание 6-ти камчатским объектам ООПТ статуса «объекта всемирного природного наследия» не позволило в полной мере реализовать ряд преимуществ, о которых говорилось при создании природных парков Камчатки и включении их в Список всемирного природного наследия:

1) «Придание высокого статуса будет способствовать развитию туризма на Камчатке». Однако количество туристов на Камчатке увеличилось незначительно и в настоящее время составляет порядка 35-40,0 тысяч в год, из них посещают природные парки около 15-17 тысяч туристов. Большая часть из них – это приезжающие в с. Эссо (парк Быстринский), порядка 5-6 тысяч туристов - парк Налычево, до 2-2,5 тысяч – Южно-Камчатский парк, около 1,0 тысячи туристов в год - природный парк Ключевской.

2) Не подтвердилась версия о «доходности природных парков для бюджета области». За 14 лет со дня их образования доход от деятельности природного парка наблюдается в основном только в парке «Налычево» (порядка 0,8-1,3 млн. руб.), в котором создана природоохранная и рекреационная инфраструктура за счет весьма значительных средств международных фондов и областного (краевого) бюджета. При этом, заработанные средства также поступают природному парку и расходуются им самостоятельно на выполнение уставных целей и задач, а также премирование сотрудников.

3) Неоднозначно можно рассматривать реализацию тезиса о том, что «не ограничивается развитие отраслей экономики региона, в лице ЮНЕСКО приобретаем пропагандиста Камчатки», поскольку в 1996 году было заторможено развитие горнорудной отрасли на Камчатке (Агинский рудник), сформировано негативное мнение «зеленых» и зарубежным банкам не рекомендуется вкладывать деньги в развитие экономики камчатского региона. Однако это сыграло важную положительную роль для сохранения экологического баланса на данной территории.

К реализованным преимуществам включения природных парков в объект всемирного природного наследия «Вулканы Камчатки» можно отнести только факт, что «в лице ЮНЕСКО приобретаем финансового помощника», поскольку появилась реальная возможность привлечения иностранных инвестиций международных экологических фондов.

За период 1997-2009 г.г. средства, привлеченные из различных Международных фондов, составили более 15 млн. долларов, в том числе:





Название проекта

Фонд

Долл. США

«Развитие природных парков»

Фонд Сороса

250 000

«Сохранение лесов Камчатки»

WWF

867 000

«Изучение бурого медведя»

WWF

350 000

«Сохранение биоразнообразия на 4-х ООПТ»

ПРООН/ГЭФ

14 000 000*

Всего




15 467 000 $


* эти средства проекта ПРООН/ГЭФ выделяются на 4 ООПТ: Кроноцкий ГПБЗ, Южно-Камчатский федеральный заказник и на 2 природных парка Налычево и Быстринский.
Начиная с 2007 года на Камчатке начал работу Камчатский/Берингийский экорегиональный офис WWF, за счет средств которого ежегодно стали выделяться до 0,8-1,0 млн. руб. на развитие инфраструктуры природных парков «Южно-Камчатского» и «Ключевского».
Перспективы

1. Реорганизация системы управления природными парками

В соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 14.08.2009 № 191 проводится реорганизация 4-х краевых государственных учреждений (КГУ) природных парков «Налычево», «Быстринский», «Ключевской» и «Южно-Камчатский» путем их слияния с 01.01.2010 г. в одно учреждение - КГУ «Природный парк «Вулканы Камчатки».

Реорганизация учреждений осуществляется с учетом рекомендаций 32-й сессии Комитета ЮНЕСКО (июль 2008 г.) в целях улучшения системы менеджмента, гарантирующей лучшую сохранность природных парков, как объекта всемирного природного наследия «Вулканы Камчатки».

Устав КГУ «Вулканы Камчатки» утвержден 05.11.2009 г., опубликован в газете «Официальные ведомости» - 17.11.2009 года.

В структуре создаваемого учреждения сохранится существующая на данный момент общая штатная численность - 37 ед., из них 18 ед. – госинспекторов. Планируемая структура учреждения: директор, 2 заместителя директора, главный бухгалтер, 2 бухгалтера, и 5 отделов: административно-хозяйственный - 5 ед., оперативная группа по охране ООПТ - 4 ед., отдел охраны участка Северный (Быстринский и Ключевской природные парки) – 7 ед., отдел охраны участка Южный (Налычево и Южно-Камчатский парки) – 7 единиц. И впервые будет создан отдел мониторинга, экопросвещения и рекреации – 8 ед. (при этом каждый природный парк будет иметь специалиста по мониторингу).

Созданием «отдела мониторинга…» будет положено начало экосистемному мониторингу на уровне региональных ООПТ (природных парков). Этому отделу затем предстоит огромная работа по экологическому обследованию территории (с привлечением сотрудников и студентов научных учреждений и организаций Камчатки), обобщению и анализу мониторинговых наблюдений. Эта работа в дальнейшем позволит получить ответ «Стала ли экосистема природных парков здоровее в результате применения установленного режима охраны и управления территорией?».

О необходимости создания эффективной системы мониторинга было указано в отчете эксперта Филиппа Тортелла (Веллингтон, июнь 2009) по среднесрочной оценке проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия на 4-х ООПТ Камчатской области Российской Федерации. Однако в существовавшей с 2005 г. по 2009 г. системе управления парками, когда каждый природный парк был самостоятельным учреждением со штатной численностью от 5 до 9 чел, и лишь в одном парке - 17 чел, создать действенную систему мониторинга при такой площади парков (2,475 млн.га) - было невозможно.

Объединение 4-х учреждений будет способствовать повышению эффективности управления данным участком объекта всемирного природного наследия и в полной мере соответствовать рекомендациям миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, посетивших Камчатку в сентябре 2007 года.

2. Образование природного парка «Вулканы Камчатки» на базе существующих 4-х природных парков.

В настоящее время Министерством природных ресурсов Камчатского края подготовлен соответствующий проект постановления Правительства Камчатского края, в котором будет произведено объединение в виде отдельных кластеров четырех существующих природных парков с подтверждением статуса ООПТ регионального значения, без изменения режима особой охраны и природопользования, а также без изменения фактически существующих границ природных парков.
В данном проекте постановления Правительства Камчатского края:

1) утверждаются границы природного парка «Вулканы Камчатки», представляющие собой объединенные границы (совокупность границ) его кластерных участков, установленные ранее, но приведенные в соответствие с современными картографическими требованиями с указанием географических координат поворотных точек;

2) производится более точный расчет размеров площадей кластерных участков Природного парка (с использованием ГИС-технологий);

3) утверждается Положение о природном парке «Вулканы Камчатки», определяющее задачи и функциональное зонирование природного парка «Вулканы Камчатки», соответствующие определенным ранее для природных парков «Налычево», «Быстринский», «Ключевской» и «Южно-Камчатский», устанавливающее режим особой охраны и природопользования и отдельные запреты и ограничения, аналогичные ранее установленным на территориях указанных природных парков;

4) обеспечение охраны и использования природного парка «Вулканы Камчатки» возлагается на Краевое государственное учреждение (КГУ) «Природный парк «Вулканы Камчатки», образованное в результате слияния четырех КГУ: КГУ «Природный парк «Налычево», КГУ «Природный парк «Быстринский», КГУ «Природный парк «Ключевской» и КГУ «Природный парк «Южно-Камчатский». Учредитель природного парка «Вулканы Камчатки» - Министерство природных ресурсов Камчатского края.

Материалы, обосновывающие образование природного парка «Вулканы Камчатки» на базе природных парков «Налычево», «Быстринский», «Ключевской» и «Южно-Камчатский», не являются объектом экологической экспертизы, поскольку:

- статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) уже был определен в отношении этих природных парков ранее принятыми нормативными актами;

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса ООПТ (природных парков «Налычево», «Быстринский», «Ключевской» и «Южно-Камчатский») уже получали положительное заключение государственной экологической экспертизы.


В настоящее время задачей Министерства природных ресурсов Камчатского края является: приведение документации по природным паркам Камчатки в соответствие с нормами федерального закона «Об ООПТ», утверждение реально существующих их границ и уточненных размеров их площадей, разработка нового Положение о едином природном парке «Вулканы Камчатки» и схемы функционального зонирования его территории.

При этом важно на этапе подготовки проекта постановления «Об образовании природного парка «Вулканы Камчатки», соблюсти все нормы закона: от Минприроды РФ получить соответствующее представление и согласование, а в дальнейшем –направить документы по единому природному парку «Вулканы Камчатки» в ЮНЕСКО.



Таким образом, будет положен конец спорам о легитимности природных парков Камчатки и размерах площади объекта всемирного наследия «Вулканы Камчатки», а также прекратятся необоснованные выступления в СМИ и Интернете различной «зеленой братии» об уменьшении границ природных парков Камчатки и ослаблении режима особой охраны на этих территориях, противоречащих требованиям Конвенции об охране объектов культурного и природного наследия и ее руководящих документов.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал