Окрепилов, В. В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития



Скачать 74.71 Kb.
Дата26.04.2016
Размер74.71 Kb.
Окрепилов, В. В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития / В. В. Окрепилов//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.5-13
Аннотация. Международный опыт показывает, что устойчивое развитие общества в решающей степени зависит от качества человеческого фактора, показателями которого являются продолжительность жизни, ВВП на душу населения, уровень образования. Именно это определяет статус и значимость образования в области качества. В статье на основе концепции ООН «Образование для устойчивого развития» организация многоуровневой непрерывной системы подготовки кадров в области экономики качества рассматривается как важнейший фактор сбалансированного и благополучного функционирования всех сфер общества. Обсуждаются некоторые итоги опыта создания такой системы.

Зулькарнай, И. У. Российские вузы в глобальных рейтингах / И. У. Зулькарнай, Г. Р. Ислакаева//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.13-22

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ положения российских вузов в российских и международных рейтинговых системах. Особое внимание уделено федеральным университетам (ФУ) и национальным исследовательским университетам (НИУ), а также университетам, участвующим в проекте «5-100». Основной исследовательский вопрос — насколько ФУ и НИУ решают задачу улучшения позиций российских вузов в международных рейтингах. В статье показано, что по истечении достаточно большого периода времени с момента создания университетов с этими специальными статусами ряд российских вузов без специальных статусов имеет лучшие, чем ФУ и НИУ, позиции в мировых рейтингах. Сделан вывод, что необходимо внести изменения в принципы присвоения специального статуса ФУ и НИУ вузам, а также пересмотреть статус существующих ФУ и НИУ с позиций достижения ими поставленных государством целей.

Шестаков, В. П. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле / В. П. Шестаков, Н. В. Шестак//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.22-35
Аннотация. В статье предлагается перенести центр тяжести в обсуждении процесса разработки образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в социальное дискурсивное поле, в котором вопросы нестыковки и неопределенности действующей нормативно-правовой базы процессов модернизации системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации ставятся в плоскости целевого назначения аспирантуры - подготовки диссертации - и минимизируются. Рассмотрен фактор падения общественного интереса к институту аспирантуры. Сравнивается образование в магистратурах и аспирантурах, а также существующие в мире модели подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах организаций высшего образования. Делается вывод о том, что социальные проблемы аспирантуры значительно существеннее проблем разработки образовательных программ.

Мартыненко, О. О. Методический подход к оценке компетенций выпускников / О. О. Мартыненко, З. В. Якимова, В. И. Николаева//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.35-46
Аннотация. В статье проанализирована проблема оценки уровня сформированности профессиональной компетентности выпускников; представлен методический подход к оценке компетенций выпускников бакалавриата, предполагающий непосредственное участие работодателей в процессе оценивания, сформулированы необходимые условия для практической реализации такого подхода. В основе подхода лежит тезис о том, что проверка уровня сформированности компетенций может быть только в действии, в реальной среде. В рамках практико-интегрированного обучения работодатели на протяжении довольно продолжительного времени могут наблюдать разбитие и становление профессиональных качеств студентов, а самое главное - проверить наличие ключевых компетенций, которые должны присутствовать вне зависимости от направления подготовки студента. В статье представлены результаты практической апробации предлагаемого подхода на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, реализующего практико-интегрированное обучение.

Круглов, В. И. Становление и развитие систем качества образовательных учреждений / В. И. Круглов, О. А. Горленко, Т. П. Можаева//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.46-52
Аннотация. Рассмотрен методологический подход к повышению эффективности деятельности образовательных учреждений на основе анализа зарубежного и отечественного опыта по созданию и развитию систем качества. Изложены особенности типовой модели системы качества, базирующейся на рекомендациях ENQA и методологии стандартов ISO серии 9000 версии 2000 г. В связи с утверждением стандарта, ISO 9001: 2015 возникает необходимость в совершенствовании типовой модели. Базируясь на методологических принципах данного стандарта, авторы предлагают решение этой задачи. Особое внимание уделяется таким положениям, как процессный подход и лидерство руководителя. В частности, отмечается целесообразность создания интегрированных систем общего менеджмента и систем качества образовательных учреждений.

Штеренхарц, А. Основные аспекты разработки и внедрения экспериментальной модели третьего уровня высшего образования / А. Штеренхарц, Н. В. Иванова//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.70-78

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты, перспективы разработки и внедрения экспериментальной модели третьего уровня высшего образованы в области инженерии и технологии. Обсуждаются предложения по созданию и проектированию информационного Web-pecypca, основанного на базах знаний и хранилищах данных, а также по организации взаимосвязей между данными и профилями обучаемых, научными консультантами и руководителями, между предметными областями знаний и информационными ресурсами (электронными библиотеками и другими информационными источниками). Предполагается также создание механизма общедоступного онлайн-мониторинга процесса подготовки аспирантов/докторантов Описываемая в статье модель и Web-pecypc были предложены и обсуждались в рамт проекта Tempus NE1CENG для внедрения в университетах Российской Федерации, Украины и Белоруссии на базе лучшего международного опыта и в соответствиис тенденциями развития Болонского процесса.

Пугач, В. Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов / В. Ф. Пугач//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.78-89


Аннотация. В статье на основе данных российской и международной образовательной статистики рассматривается динамика гендерной структуры профессорско-преподавательского состава вузов России на рубеже XX - XXI веков, приводятся результаты сравнительного анализа с зарубежными странами. Показано, что на фоне постепенной феминизации преподавательского состава вузов как общемировой тенденции этот процесс в России происходит более быстрыми темпами, причем чем выше уровень в должностной структуре преподавательских кадров, тем в большей степени происходит феминизация.

Тулегенова, А. Г. О гендерных стереотипах преподавателя вуза: влияние СМИ / А. Г. Тулегенова, М. В. Кабанова//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.89-96

Аннотация. В представленной работе рассматриваются некоторые вопросы применения гендерного подхода к анализу работы высшей школы. Показано влияние языковых средств, используемых в СМИ, на формирование гендерных стереотипов, которые можно соотнести с профессией преподавателя вуза. Новизна данной работы заключается в систематизации и классификации различных гендерных стереотипов, а также в анализе языковых средств их выражения в современных англоязычных СМИ. Даётся обоснование появления и использования новых лексических единиц, фиксирующих изменения в оценке гендерных ролей. Результаты проведенного исследования позволяют. сделать вывод о плюральной маскулинности как инструменте реализации гендерной роли преподавателя вуза.

Аржаных, Е. В. Трудоустройство выпускников с ОВЗ вузов и ссузов: сравнительный анализ / Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.96-105
Аннотация. На основе данных социологического исследования в статье сравниба- ются различные аспекты трудоустройства выпускников с ОВЗ высших и средних профессиональных организаций г. Москвы. Наблюдаются качественные различияк процессе трудоустройства и положении на рынке труда двух групп молодых специалистов с ОВЗ. Выпускники вузов чаще руководствуются мотивами и факторами, связанными с нематериальными сторонами труда. Для выпускников ссузов, напротив, характерна направленность на «материальность » - ориентация на заработок. Отказ от продолжения образования приводит к тому, что они чаще занимают позиции с более низкими ставками оплаты. Это стимулирует нарастание недовольства среди данной группы работников и является причиной формирования намерений смены работы. Если ситуация с предложениями на рынке труда для рабочих специальностей не изменится, то в перспективе можно прогнозировать рост популярности высшего образования среди выпускников с ОВЗ школ и ссузов г. Москвы.
Сотникова, О. А. Образовательная среда-фундаментальное условие развития методической компетентности преподавателя / О. А. Сотникова, О. А. Волкова//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.112-118

Аннотация. В статье рассматривается принцип формирования универсальных и специфических компонентов методической компетентности преподавателя на основе функционирования различных уровней образовательной среды как организационной культуры вуза. Указанный принцип соотносит рефлексивный, потребностно-моти- вационный, структурный, технологический, когнитивный и конструктивный компоненты методической компетентности с уровнями развития организационной культуры вуза. Специфическая образовательная среда, рассматриваемая под призмой сквозной педагогической подготовки, способствует развитию методической компетентности преподавателя.
Безгодов, Д. Н. Профильный адаптационный модуль организационной культуры университета / Д. Н. Безгодов//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.118-125
Титова, С. В. МООК в российском образовании / С. В. Титова//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.145-152

Аннотация. Широкое распространение и признание МООК в мире говорит о том, что это совершенно иной, со своими плюсами и минусами, подход к образовательному процессу. В статье рассматриваются зарубежные модели массовых онлайн-кур- сов, их организационно-технические и методические особенности, приводятся примеры успешных проектов. Делается вывод о том, что, несмотря на неоднозначность трактовки этого явления, сегодня назрела острая необходимость изучать и внедрять интересные методические решения, предлагаемые авторами открытых образовательных ресурсов, в очное и дистанционное обучение в российских вузах.

Травкин, И. Ю. Массовое, открытое, он-лайн - параллельно или вместе? / И. Ю. Травкин//Высшее образование в России.-2015.-№12. - С.152-157
Аннотация. В работе рассматриваются два типа организации учебного сообщества массового открытого онлайн-курса: массово-совместный тип (коннективистские курсы) и массово-параллельный тип (Coursera, Udacity, Khan Academy, др.). Автор сосредоточивается на первом, показывая его связь с персонализацией обучения. Вывод: в рамках коннективистских курсов (сМООС ) ведется поиск путей развития и поддержки новой культуры массово-совместного дистанционного образования.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал