Организационно-экономический механизм управления использованием вторичных ресурсов в регионе



Скачать 300.63 Kb.
Дата29.04.2016
Размер300.63 Kb.
ТипАвтореферат



На правах рукописи


Шуварикова Евгения Владимировна


Организационно-экономический механизм управления использованием вторичных ресурсов в регионе

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством (региональная экономика)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Пермь 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет».



Научный руководитель:

Научный консультант:




кандидат экономических наук, доцент

Станишевская Светлана Петровна (Россия), доцент кафедры экономической теории и отраслевых рынков Пермского государственного университета

доктор экономических наук, профессор



Перский Юрий Калманович (Россия), профессор кафедры экономической теории и отраслевых рынков Пермского государственного университета

Официальные оппоненты:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:


доктор экономических наук, профессор



Прудский Владимир Григорьевич (Россия), заведующий кафедрой менеджмента Пермского государственного университета
кандидат экономических наук,

Жуланов Евгений Евгеньевич

(Россия), заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства Пермского государственного технического университета

Уральский государственный экономический университет

Защита состоится «25» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.189.07 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного университета, с авторефератом – в библиотеке и на сайте Пермского государственного университета www.psu.ru
Автореферат разослан «25» мая 2010 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Ю.А.Малышев ВПО «Челябинский государственный Челябинск


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Проблема достижения устойчивого экономического развития расширяет сферу воздействия человека на окружающую среду и интенсифицирует использование природно-сырьевой базы, что неизбежно порождает проблему рационального использования вторичных ресурсов. Основными источниками вторичных ресурсов служат отходы производственной и потребительской деятельности человека.

Проблема рационального использования вторичных ресурсов является одной из приоритетных для каждого российского региона РФ. Существующие в настоящее время места размещения отходов практически максимально заполнены, что вытекает из несовершенства применяемых технологий их использования. Вместе с тем, создание новых мест размещения отходов наталкивается на трудности территориального и социального характера.

Регион становится самостоятельно действующим экономическим агентом, активным субъектом конкурентных отношений в национальной и мировой экономике. В таком аспекте повышение эффективности использования природно-экономического потенциала территории, в т.ч. на основе капитализации отходов производ­ства и потребления, становится одной из приоритетных задач регионального развития.

Непрерывно возрастающее количество отходов во всех сферах жизнедеятельности предъявляет особые требования к формированию систем использования вторичных ресурсов на национальном и региональном уровне. Решение данной проблемы, по нашему мнению, лежит в плоскости управления, разработки работоспособных механизмов, направленных на гармонизацию экономических, социальных и экологических интересов территории.

Следует отметить недостаточную изученность и разработанность концептуальных и методических подходов к решению сформулированной проблемы, что определяет насущную необходимость в развитии и исследовании данного направления.



Разработанность темы исследования. Анализ и обобщение литературных источников и специальных научных исследований показал, что решение проблемы, связанной с рациональным использованием вторичных ресурсов в регионе, носит достаточно фрагментарный характер.

Отдельные аспекты управления рациональным использованием вторичных ресурсов рассматриваются в трудах российских ученых: О.Ф. Балацкого, Л.Г. Бурыловой, А.А. Голуба, А.С.Гринина, В.И. Данилова-Данильяна, В.В. Журковича, Н.Н. Лукъянчикова, М.А. Любарской, А.Н. Мирного, В. Пахомовой, А.И. Потапова, И.М. Потравного, В.Г. Сергеева, В.Г. Струковой, А.Л. Новоселова, В.В, Хаскина, Т.С. Хачатурова, С.Н. Ходжаева, В.Н. Чапека, Н.В. Чепурных, Я.Я. Яндыганова и других.

Актуальные вопросы территориального развития и региональной экономики освещаются в трудах Е.Г. Анимицы, Е.М. Казакова, В.Н. Лексина, Ю.А. Малышева, О.А. Романовой, Ю.К. Перского, В.Г. Прудского, А.И. Татаркина и других.

В зарубежной литературе проблематика рационального использования вторичных ресурсов разработана более основательно. Среди работ, представляющих основу современного видения проблемы рационального использования вторичных ресурсов, можно выделить труды А. Амундсена, Р. Андерсона, Ван Ден Берга, Б. Билитевски, И. Брауна, М. Кларка, А. Клейтона, В. Макдонаха, Дж.Крутиллы и А.Фишера, М.Коммона, Дж. Корхолена, М. Космо, С. Крарупа, О'Нейла, А.Низа, Л. Палмера, Р. Пермана, Л.-Дж. Стоуна, П.Уайта, Л. Фабера, Т. Чуа, Дж. Элкингтона и др.

Однако в работах названных исследователей вопросы системной организации управления рациональным использованием вторичных ресурсов в масштабах региона освещаются недостаточно. Единичными являются работы, в которых бы рассматривался состав важнейших блоков функционирующей системы использования ресурсов (целевого, нормативно-правового, институционального, инструментального и др.). Еще недостаточно разработаны экономические инструменты стимулирования процесса рационального использования вторичных ресурсов. Все это востребует необходимость совершенствования региональных организационно-экономических механизмов управления использованием вторичных ресурсов.

Все вышеизложенное определило актуальность темы, цель, задачи, логику и структуру настоящего исследования, его востребованность в экономической науке и практике.



Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических положений по формированию организационно-экономического механизма рационального использования вторичных ресурсов региона на основе интегрированного подхода.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:



  • обобщить теоретические положения к определению понятия «интегрированный подход к системе использования вторичных ресурсов». Проанализировать особенности существующих инструментов воздействия на данную систему в контексте формирования регионального механизма управления использованием вторичных ресурсов;

  • построить интегрированную модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов в регионе;

  • рассмотреть возможность развития институционального базиса, обеспечивающего совершенствование взаимодействия государства и частного бизнеса в сфере сортировки вторичных ресурсов в регионе;

  • разработать организационно-экономический механизм управления использованием вторичных ресурсов региона на основе формирования рыночных взаимосвязей между субъектами управления;

  • оценить результативность регионального механизма управления использованием вторичных ресурсов в контексте устойчивого развития экономики региона.

Объектом исследования является система использования вторичных ресурсов в регионе.

Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие при управлении рациональным использованием вторичных ресурсов в регионе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области современных теорий региональной экономики, теории экономического развития, современных теорий стратегического и инновационного менеджмента, концепции устойчивого развития экономики.

В процессе исследования применялись методы системного анализа и синтеза, экономико–математического моделирования, методы статистического, графического анализа, логического, структурного, факторного и сравнительного анализа, использовались классификация и типология.

Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

п. 5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование; анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления;



п. 5.18. Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах; рациональное использование природно-ресурсной базы.

Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации и Пермского края, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, статистического отчета Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, официальной статистики Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), труды российских и зарубежных исследователей, посвященные проблемам обращения с отходами, стратегическому планированию, устойчивому развитию регионов.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе исследования автором получены следующие результаты, являющиеся предметом защиты и определяющие научную новизну работы:

  • обоснован и разработан интегрированный подход к формированию системы использования вторичных ресурсов, предусматривающий возможность применения государственно-рыночного инструментария управления процессами использования вторичных ресурсов. В отличие от существующих в литературе толкований, данный подход характеризуется триединой экономико-социально-экологической направленностью, включает в себя возможность использования всех фракций отходов из всех источников их образования, а также предполагает функционирование системы в замкнутом цикле обращения вторичных ресурсов. Это позволяет, с учетом характера и особенностей социально-экономических взаимосвязей объектов и субъектов управления, возникающих на различных иерархических уровнях, принимать научно-обоснованные управленческие решения по рациональному использованию вторичных ресурсов на уровне региона;

  • теоретически обоснована и построена концептуальная интегрированная модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов производства и потребления в регионе, отражающая содержание институциональных и функциональных элементов механизма управления использованием вторичных ресурсов. На основе разработанной модели появляется возможность создания рынка вторичных ресурсов;

  • предложен организационно-экономический инструментарий взаимодействия государства и частного бизнеса в сегменте сортировки отходов в качестве институциональной основы эффективного управления использованием вторичных ресурсов;

  • разработан организационно-экономический механизм управления процессами использования вторичных ресурсов в регионе, основу которого составляет взаимообусловленное функционирование трёх рынков: рынка транспортных услуг по перевозке отходов, рынка твердых отходов и их ценных компонентов, рынка продукции мусороперерабатывающих комплексов. Механизм интегрирован в экономико-социально-экологические цели региона и направлен на достижение его устойчивого развития;

  • в контексте эффективного использования вторичных ресурсов предложен метод интегрированной оценки результатов экономического, социального и экологического развития региона. Разработаны показатели, отражающие потенциально возможную оценку уровня экономического, социального и экологического развития региона в различных сферах его экономической деятельности.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в уточнении и углублении подходов к управлению процессами использования вторичных ресурсов на уровне различных субъектов управления, а также подходов к построению целостного механизма управления использованием вторичных ресурсов в регионе, интегрированной оценке её эффективности.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности приложения и использования полученных теоретико-методических выводов и результатов для разработки программ социально-экономического развития регионов и формирования интегрированной системы управления использованием вторичных ресурсов, как неотъемлемой составляющей устойчивого экономического развития региона.

Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке к изучению дисциплин «Региональная экономика», «Государственное управление», для студентов экономических специальностей.



Апробация и практическая реализация результатов работы. Основные положения и результаты исследования представлены на следующих научно-практических семинарах и конференциях:

  • Четвертый школа-семинар молодых ученых России «Проблемы устойчивого развития региона», Улан-Уде, 2007 г.;

  • Летний практический семинар в Манчестер Метрополитен Университете “Discussion papers in economics», Манчестер, 2007 г.;

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации», Пермь, 2007 г.;

  • Девятый всероссийский форум молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий в формирующейся новой экономике», Екатеринбург, 2008 г.;

  • Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения», Пермь, 2008 г. (по итогам конференции присужден диплом II степени);

  • Десятая международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21 столетии», Санкт-Петербург, 2008 г.;

  • Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения», Пермь, 2009 г. (по итогам конференции присужден диплом III степени).

Публикации. Результаты диссертационного исследования изложены в 12 публикациях автора, общим объемом 5,9 печатных листа. В их составе нашли отражение ведущие положения и результаты диссертационного исследования, в том числе статьи в изданиях, реферируемых ВАК: «Вестник Оренбургского государственного университета», «Вестник Южно-Уральского государственного университета», «Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета».

Объем и структура диссертационного исследования подчинены решению поставленных задач и достижению цели исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 169 страницах, содержит 13 рисунков, 6 приложений, список литературы включает 232 наименования источников.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна, степень разработанности, практическая значимость и изложены результаты апробации исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты использования вторичных ресурсов в экономике» раскрыто понятие и дано описание интегрированного подхода к изучению системы использования вторичных ресурсов. Систематизированы методы управления использованием вторичных ресурсов в иерархии уровней управления; построена базовая модель замкнутого цикла использования вторичных ресурсов.


Вторая глава «Формирование региональной модели управления использованием вторичных ресурсов» посвящена разработке интегрированной модели взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов на уровне региона. Для построения модели проводится анализ существующих инструментов формирования рыночного механизма использования вторичных ресурсов. В качестве новой институциональной основы взаимодействия государства и частного бизнеса в сфере сортировки отходов в рамках интегрированной модели предлагается форма государственно-частного партнерства. Анализ вводимых структурных элементов модели и ее инструментария проводится на основе изучения международного и отечественного опыта.

В третьей главе «Механизм управления использованием вторичных ресурсов в регионе и разработка показателей оценки эффективности его функционирования на примере Пермского края» адаптирована модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов для Пермского края с учетом особенностей структуры образующихся отходов. Исследованы основные субъектно-объектные отношения и сущностные взаимосвязи, возникающие при управлении процессами использования вторичных ресурсов в Пермском крае. Разработан инструментарий формирования и функционирования рыночных взаимосвязей в данной сфере деятельности. Предложена методика расчета интегрированной оценки эффективности организационно-экономического механизма на основе выявления экономического, социального и экологического эффектов для региона. Приведены результаты расчета, на основе которых сформулированы выводы и рекомендации по формированию качественно нового механизма управления использованием вторичных ресурсов в регионе.

В заключении обобщены теоретические и практические выводы, полученные в ходе исследования.
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Обоснован и разработан интегрированный подход к формированию системы использования вторичных ресурсов, предусматривающий возможность применения государственно-рыночного инструментария управления процессами использования вторичных ресурсов. В отличие от существующих в литературе толкований, данный подход характеризуется триединой экономико-социально-экологической направленностью, включает в себя возможность использования всех фракций отходов из всех источников их образования, а также предполагает функционирование системы в замкнутом цикле обращения вторичных ресурсов. Это позволяет, с учетом характера и особенностей социально-экономических взаимосвязей объектов и субъектов управления, возникающих на различных иерархических уровнях, принимать научно-обоснованные управленческие решения по рациональному использованию вторичных ресурсов на уровне региона.

Задача простого избавления от отходов уступает в настоящее время размышлениям о глубине данной проблемы, а также о трансформации сущности понятия отходов и об их представлении в качестве вторичных ресурсов для обеспечения производственной деятельности.

Отличительной особенностью отходов как товара, является их отрицательная предельная полезность для общества, что приводит к отсутствию спроса на них и, соответственно к, несостоятельности рынка отходов. Тем не менее, в рамках данной работы отходы представлены в качестве потенциальных вторичных ресурсов, на которые можно определить спрос. Именно поэтому, роль государства в становлении рынка вторичных ресурсов является первоочередной и реализуется с помощью различных инструментов.

Вмешательство государства в процесс управления использованием вторичных ресурсов принимает форму жестких стандартов, законов и инструкций, как государственных инструментов регулирования. В дополнение к ним, появляется настоятельная необходимость применения экономических инструментов, являющихся наиболее перспективными в потенциальном решении проблемы рационального использования вторичных ресурсов, т.к. создание благоприятных, экономически-выгодных условий дает возможность вовлечения коммерческих предприятий, частный бизнес в развитие сектора переработки отходов.

В диссертации отмечается, что использование отдельных потоков вторичных ресурсов приводит к увеличению их количества. Более современной является ориентация на интегрированную систему использования вторичных ресурсов (ИСИВР). ИСИВР основана на использовании тройственного управленческого взгляда, охватывающего, экономические, социальные и экологические составляющие.

При интегрированном подходе решения являются многомерными и мультидисциплинарными, отражают комплексность решаемой проблемы.

В результате реализации интегрированного подхода к системе использования вторичных ресурсов возникает тройственный эффект:

1. Экономический, предполагающий оптимизацию использования ресурсов, получение выручки от продажи переработанных ресурсов;

2. Социальный, предполагающий создание рабочих мест в отрасли по управлению отходами, снижение заболеваемости населения;

3. Экологический, предполагающий снижение уровня воздействия на окружающую среду.

Тройственность интегрированного подхода к созданию системы использования вторичных ресурсов является ее основным отличительным признаком. В настоящее время преимущественно используются схемы, ориентированные на индивидуальные задачи и технологии, например, утилизация отходов, или только на отходы из одного источника. По сравнению с интегрированной системой использования вторичных ресурсов такие схемы являются неэффективными с экономической, социальной и экологической точек зрения. В рамках же ИСИВР происходит взаимное замещение доходов, поскольку некоторые составляющие приносят прибыль, а некоторые убыток. Система включает использование всех фракций отходов (а не только тех, которые выгодно использовать) и из всех источников образования отходов.

В процессе экономической деятельности твердые материальные ресурсы только меняют свою форму. В этом смысле экономическая деятельность представляет собой пример «закрытой» системы. Ресурсы не могут быть созданы или уничтожены - они лишь преобразуются из одной формы в другую. В основе этого утверждения лежит «Принцип материального баланса», который устанавливает тождество между массой потока материалов от окружающей среды и массой потоков остаточных материалов в окружающую среду.

А
нализ интегрированного подхода к использованию вторичных ресурсов, основанного на принципе материального баланса в системе «экономика-экология», позволил построить в диссертации базовую модель замкнутого цикла использования вторичных ресурсов с учетом иерархии приоритетных методов управления их использованием (рис.1).


Рис. 1. Модель замкнутого цикла использования ресурсов в процессе производства и потребления
Показано, что восстановление ресурсов происходит в процессе переработки «потенциальных» отходов, а также в процессе преобразования отходов в производство энергии (сжигание отходов). Восстановленные из отходов ресурсы и преобразованная энергия являются, собственно говоря, исходными ресурсами производственной деятельности. Тем не менее, при этом остаются «непотенциальные» отходы, дальнейшее использование которых либо невозможно, либо экономически нецелесообразно. Такие отходы подлежат безопасному захоронению.

2. Теоретически обоснована и построена концептуальная интегрированная модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов производства и потребления в регионе, отражающая содержание институциональных и функциональных элементов механизма управления использованием вторичных ресурсов. На основе разработанной модели появляется возможность создания рынка вторичных ресурсов.

Поскольку центр тяжести в обеспечении условий экономико-социально-экологической направленности развития сместился в регионы РФ, и именно здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, а региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и государством за положение дел в регионе, то особенно актуальным является построение интегрированной системы управления рациональным использованием вторичных ресурсов на уровне субъекта РФ – на региональном уровне.

В диссертации на основе интегрированного подхода к использованию вторичных ресурсов разработана интегрированная модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов производства и потребления в регионе, представленная на рис. 2.

Центральным звеном данной схемы является Управление по контролю за обращением и образованием отходов (УКООО), которое организуется при Правительстве региона. УКООО - некоммерческая правительственная организация, основными задачами которой выступает анализ существующей системы использования вторичных ресурсов; создание единой политики в данной сфере; установление приоритетных направлений и технологий по транспортировке, использованию, обезвреживанию и утилизации отходов; определение основных инструментов управления системой использования вторичных ресурсов.

Основным достоинством создания УКООО является централизованное управление использованием вторичных ресурсов региона, а также контроль за всеми стадиями системы управления использованием вторичных ресурсов.

С целью адаптации предложенной интегрированной модели взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов в регионе был рассмотрен Пермский край. Структура образующихся в крае отходов включает несколько многотоннажных групп, и определяется, прежде всего, структурой промышленности края.






Рис. 2. Интегрированная модель взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов производства и потребления в регионе
Региональные особенности Пермского края оказывают определённое влияние на трансформацию модели взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов, однако общий подход остается принципиальным. Объективной необходимостью является усиление регионального регулирования и концентрации ответственности за использование ресурсов. В диссертации предлагается создание УКООО на базе Государственной Инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. В этом случае УКООО будет дополнять функции Инспекции в части контроля за образованием и использованием образующихся отходов производства и потребления в крае.

Такой метод управления использованием отходов как сжигание был исключен из предлагаемой интегрированной модели: во-первых, метод требует серьезных инвестиций и, во-вторых, большую часть отходов в Пермском крае составляют отходы добычи, которые не подвергаются сжиганию.

Качественная сортировка отходов на различные однородные фракции превращает их в потенциальные ресурсы. Для определения мест размещения мусоросортировочных заводов на уровне Пермского края в диссертации были выделены шесть крупных градопромышленных агломераций на основании анализа данных об объемах отходов, производимых на данных территориях.

В качестве инструмента информирования участников рынка о спросе и предложении образующихся видов и объемов отходов в крае в диссертации предлагается организация и внедрение электронной биржи отходов. УКООО. Имея информацию о количественном и качественном составе производимых в регионе отходов, биржа сможет осуществлять мониторинг предложения отходов на рынке. Создание электронной биржи отходов производства и потребления, а также восстановленных из них материалов позволит создать баланс спроса и предложения на соответствующие ресурсы в Пермском крае.


3. Предложен организационно-экономический инструментарий взаимодействия государства и частного бизнеса в сегменте сортировки отходов в качестве институциональной основы эффективного управления использованием вторичных ресурсов.

В качестве институциональной основы разграничения ответственности за образующиеся в регионе отходы в диссертации предлагается использовать достаточно новую для Российского опыта организационную форму - Государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство является эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, направленным на развитие инновационных проектов и секторов экономики. В нашем случае речь идет о перераспределении полномочий между государством и бизнесом в отрасли сортировки отходов, которая не может быть приватизирована, но для которой у государства отсутствуют средства на развитие.

Вопрос взаимодействия государства и бизнеса в сфере сортировки отходов является первоочередным. С одной стороны, образующиеся после сортировки потенциальные вторичные ресурсы, представляют собой товары, пригодные для последующей продажи, и частный бизнес может быть заинтересован в инвестициях в мусоросортировочные комплексы. С другой стороны только государство может гарантировать соблюдение общественных интересов в равной степени по каждому из трех направлений – экономическому, социальному и экологическому.

Взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом в сфере сортировки отходов рассматривается как необходимое условие развития эффективного рыночного механизма управления использованием вторичных ресурсов региона. Государственно-частное партнерство определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал предпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимой сфере - сортировке отходов, с другой. Вместе с тем, государство не лишается прав собственника, привлекая при этом ресурсы бизнеса к решению широкого круга проблем. Стоит так же отметить, что участие бизнеса в реализации проекта строительства мусоросортировочных комплексов требует правового закрепления партнерства как особого рода взаимодействия государства и бизнеса, что приведет к существенным институциональным изменениям внутри системы отношений «власть – бизнес», позволяющим расширять участие предпринимателей в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций.

Таким образом, признание государственно-частного партнерства, в качестве институциональной основы взаимодействия государства и частного бизнеса в механизме использования вторичных ресурсов региона, будет содействовать тому что, частный бизнес получит широкие полномочия в сфере повторного использования отходов производства и потребления – в первую очередь выраженные в возможности их вторичного использования в качестве потенциальных ресурсов. Государство, в свою очередь, будет привлекать ресурсы частного бизнеса к решению проблем рационального использования вторичных ресурсов региона.
4. Разработан организационно-экономический механизм управления процессами использования вторичных ресурсов в регионе, основу которого составляет взаимообусловленное функционирование трёх рынков: рынка транспортных услуг по перевозке отходов, рынка твердых отходов и их ценных компонентов, рынка продукции мусороперерабатывающих комплексов. Механизм интегрирован в экономико-социально-экологические цели региона и направлен на достижение его устойчивого развития.

Результативность применения региональной интегрированной модели взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов в основном зависит от того, как в регионе будет организована система отношений и связей между ними в заданных параметрах. Механизм управления использованием вторичных ресурсов в регионе рассматривается как сложная многоуровневая система. Он представляет собой совокупность составляющих его компонентов (методов, институтов, инструментов, связей и отношений) и воздействует на функционирование и развитие экономики региона, а также приводит в движение ИСИВР региона в соответствии с заданными целями, преобразуя ее в единое согласованное движение во времени и пространстве.

С
оздание и функционирование инфраструктуры сферы управления использованием вторичных ресурсов должно проходить параллельно с развитием рыночных отношений в данной сфере. Продолжая в диссертационном исследовании анализ адаптированной модели взаимодействия субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов в Пермском крае, мы выделяем потенциальные рынки функционирования данной системы (рис.3).
Рис. 3. Механизм управления использованием вторичных ресурсов производства и потребления в Пермском крае

где:


- рынок сбора и транспортировки отходов;

- рынок твердых отходов и их ценных компонентов;

- рынок продукции мусороперерабатывающих комплексов.
Ключевым субъектом, объединяющем все три рынка, является УКООО, которое, осуществляя финансирование создания транспортной сети по сбору и перевозки отходов, создает конкуренцию на рынке транспортных услуг, занимающихся перевозкой отходов. Таким образом формируется рынок транспортных услуг по перевозке отходов, конкуренция на котором позволит реализовать тенденцию к сокращению транспортных тарифов. В свою очередь, строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов позволит создать в Пермском крае рынок твердых отходов и их ценных компонентов, а также рынок продукции мусороперерабатывающих комплексов.

Необходимо отметить, что одни и те же субъекты трех названных рынков могут выступать в качестве и потребителей и производителей услуг (ресурсов).

Все элементы предлагаемого организационно-экономического механизма управления взаимосвязаны между собой. Для становления и развития выделенных рынков, а, следовательно, и для развития организационно-экономического механизма управления использованием вторичных ресурсов в Пермском крае в целом, необходимо обеспечивать их единство и взаимовыгодное сотрудничество. Это достигается посредством использования соответствующего государственно-рыночного инструментария управления процессами использования вторичных ресурсов региона.

Формирование упорядоченной системы взаимодействия и управления смежными сегментами трех выделенных рынков, а также их поддержка со стороны правительства региона, позволит проводить общую ценовую, поведенческую и техническую политику на рынке, обеспечивать его динамичное развитие.


5. В контексте эффективного использования вторичных ресурсов предложен метод интегрированной оценки результатов экономического, социального и экологического развития региона. Разработаны показатели, отражающие потенциально возможную оценку уровня экономического, социального и экологического развития региона в различных сферах его экономической деятельности региона.

Для оценки эффектов, возникающих в ходе разработки и реализации механизма управления использованием вторичных ресурсов, в диссертации использован интегрированный показатель эффективности (ИПЭ). Данный показатель суммирует значения экономического (Ээкон.), экологического (Ээкол.) и социального (Эсоц.) эффектов, которые могут быть выражены в стоимостной форме и соотносит их к совокупным капитальным (Зкап.) и текущим затратам (Зтек.) реализации проекта, учитывая коэффициент дисконтирования (i). (формула 1).


О
собенностью интегрированного показателя эффективности разработки и реализации схемы замкнутого цикла обращения ресурсов является его многофакторность. Составляющие экономического, экологического и социального эффектов различаются по содержанию, однако имеют единый вектор – достижение устойчивого развития региона.

Экономический эффект от реализации организационно-экономического механизма управления использованием вторичных ресурсов предполагает стоимостную оценку результата функционирования данной системы.

В качестве экономического результата при расчете экономического эффекта предлагаемых решений для региона выступает сумма следующих величин:



1.Плата, собираемая с производителей за количество образующихся отходов за счет повышения качества услуг по обращению с ними.

2.Увеличение налоговых поступлений от расширения деятельности предприятий сферы обращения с отходами.

3. Выручка от продажи ресурсов после сортировки на мусоросортировочных комплексах.

Социальный эффект от функционирования механизма отражает результат деятельности, направленный на благо населения региона в целом, не связанный с получением прибыли.

Общий социальный эффект от сокращения заболеваемости населения (с частичной или полной утратой трудоспособности) благодаря предотвращению или уменьшению загрязнения окружающей среды и проведению других средозащитных решений определяется как сумма следующих результатов:



1. Предотвращение потерь чистой продукции за время болезни трудящихся, занятых в сфере материального производства.

2. Сокращение суммы выплат из фондов социального страхования за период временной и постоянной нетрудоспособности рабочим и служащим, заболевшим по причинам, связанным с загрязнением среды.

3. Сокращение затрат в сфере здравоохранения на лечение трудящихся от болезней, вызванных загрязнением среды.

Сложность расчета возникающих социальных эффектов заключается в отсутствии региональной статистики о количестве случаев заболевания населения, связанных непосредственно с загрязнением окружающей среды. Поэтому для анализа в рамках настоящего диссертационного исследования социальные результаты представим как дополнительные не стоимостные положительные эффекты от реализации предлагаемых решений (α >0).



Экологический эффект реализации механизма управления использованием вторичных ресурсов показывает воздействие функционирования предложенного механизма на окружающую среду.

В понятие экологического эффекта от реализации предлагаемого механизма использования вторичных ресурсов включаются:



1. Общая величина предотвращенного ущерба.

2.Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель.

3. Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от захламления земель несанкционированными свалками.

4. Дополнительно для расчета полного экологического эффекта от реализации предлагаемых решений к стоимостной оценке предотвращенного ущерба земельным ресурсам региона следует добавить количество сокращаемых потерь природных ресурсов экономики региона, вовлекаемых в производственный процесс, вследствие использования вторичных ресурсов.

В диссертации предложен расчет показателей эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления использованием вторичных ресурсов в Пермском крае на десятилетний период.

Общая дисконтированная стоимость капитальных и текущих затрат при реализации механизма в сумме за 10 лет составила 60.211,7 млн. руб.

Общая величина экономического эффекта за весь срок проведенного расчета составила 109.196,5 млн. руб., а величина чистой приведенной стоимости экономического эффекта реализации механизма составила 60.521,2 млн.руб.

Общая стоимостная оценка экологического эффекта за весь срок проведенного расчета составила 36.411,3 млн. руб., а величина чистой приведенной стоимости экологического эффекта реализации механизма составила 20.176,7 млн.руб. Текущая величина потока чистой стоимости воздействия механизма на окружающую среду на протяжении всего расчетного срока его реализации (EC) составила -20.176,7 млн.руб. Отрицательное значение EC показывает положительное экологическое воздействие результатов предлагаемого механизма на окружающую среду региона.

Общая эффективность предлагаемых решений за весь срок расчета без учета экологического и социального эффекта выражается следующими показателями: величина чистой приведенной стоимости составила 15.850 млн.руб.; общий показатель эффективности проекта составил 81,4%; внутренняя норма доходности (IRR) составила 39%; срок окупаемости – 3,41 года. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что предлагаемый механизм управления использованием вторичных ресурсов обеспечивает возмещение произведенных затрат (в 2014 году) и получение 27% чистой прибыли, а также дополнительной прибыли, равной величине чистой приведенной стоимости. Выполнение условия IRR > r, в совокупности с эффективностью проекта на уровне 81,4% говорит о средне - высоком потенциале механизма и о возможности его реализации.

Общая эффективность функционирования предлагаемых решений на весь срок проведенного расчета с учетом экологического и социального эффекта (интегрированная эффективность) составила: величина чистой приведенной стоимости за весь срок составил 31.950,9 + α (α>0) млн.руб.; общий интегрированный показатель эффективности увеличился до 141,8%; внутренняя норма доходности (IRR) составила 59%; срок окупаемости сократился до 2,44 года. Расчет показывает более высокие данные отдачи вложенных средств и обеспечивает получение 47% чистой прибыли. Эффективность предлагаемого механизма свидетельствует о высоком потенциале его реализации.


Основные выводы и результаты:


  1. Интегрированный подход к построению механизма управления использованием вторичных ресурсов в пространстве региона полностью отражает сущность социальной ориентации экономики региона.

  2. Основу научной гипотезы исследования процессов вторичного использования ресурсов в регионе составляет тезис о необходимости комплексного решения задач экономического, социального и экологического характера.

  3. Формирование рыночных взаимосвязей субъектов управления процессом использования вторичных ресурсов в регионе должно быть основано на использовании смешанного, государственно-рыночного инструментария, позволяющего реализовать принцип «загрязнитель платит».

  4. Процесс сортировки отходов на однородные фракции превращает их в потенциальные ресурсы. Взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом в сфере сортировки отходов рассматривается как необходимое условие развития эффективного государственно-рыночного механизма управления использованием вторичных ресурсов региона.


III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Шуварикова Е.В. Совершенствование системы управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник Оренбургского гос. ун-та, №1 (95) 2009 (0,95 п.л.).

  2. Шуварикова Е.В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник ЮУрГУ, № 1, 2010 (0,95 п.л.).

  3. Станишевская С.П., Шуварикова Е.В. Построение интегрированной модели управления отходами производства и потребления на уровне региона // НТВ СПбПУ, №1, 2010 (0,55 п.л. (в том числе личный вклад 0,45 п.л.)).


Публикации по теме диссертационного исследования:

  1. Шуварикова Е.В. Разработка системы управления отходами как способ социально-экономического развития региона // Проблемы устойчивого развития региона: Сборник тезисов IV школы-семинара молодых ученых России, Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 2007 (0,1 п.л.).

  2. Shuvarikova E.V. Waste Management in Perm Region: The Problem of Waste in a Modern Society ["Проблема отходов в современном обществе: Управление отходами в Пермском крае"] (ISSN 1460-4906) // Discussion papers in economics, Manchester Metropolitan University, Working Paper: 2007-07 (1,45 п.л.).

  3. Станишевская С.П., Шуварикова Е.В. Административные и рыночные методы управления отходами в регионе // Совершенствование управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации: материалы Всеросс. Науч.-практ. Конференции ПГУ – Пермь, 2007 (0,35 п.л. (в том числе личный вклад 0,3 п.л.)).

  4. Шуварикова Е.В. Инновационный подход к управлению отходами в Пермском крае // Конкурентоспособность территорий в формирующейся новой экономике: материалы IX всероссийского форума молодых ученых и студентов, г. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 2008 (0,1 п.л.).

  5. Шуварикова Е.В. Угроза экономической безопасности России как результат неэффективного управления отходами производства и потребления // Экономика, экология и общество России в 21 столетии: труды 10-й международной научно-практической конференции, СПб: изд-во политехн. Ун-та, 2008 (0,3 п.л.).

  6. Шуварикова Е.В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения: тезисы региональной научно-практич. конференции молодых ученых и студентов, Пермь: изд-во ПГУ, 2008 (0,15 п.л.).

  7. Шуварикова Е.В. Использование прогрессивного опыта Великобритании для решения проблем управления отходами в Пермском крае // Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения: статьи региональной научно-практич. конференции молодых ученых и студентов: сборник статей, Пермь: изд-во ПГУ, 2008 (0,35 п.л.).

  8. Шуварикова Е.В. Использование интегрированного подхода к формированию механизма управления отходами в Пермском крае // Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения: тезисы региональной научно-практич. конференции молодых ученых и студентов, Пермь: изд-во ПГУ, 2009 (0,2 п.л.).

  9. Шуварикова Е.В. Использование интегрированного подхода к формированию механизма управления отходами в Пермском крае // Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения: материалы региональной научно-практич. конференции молодых ученых и студентов, Пермь: изд-во ПГУ, 2009 (0,6 п.л.).

Подписано в печать 21.05.2010. Формат 60х84/16

Усл. печ. л. 1,4. Тираж 140 экз. Заказ
Типография Пермского государственного университета

614990. г. Пермь, ул. Букирева, 15








База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал