Организация деятельности образовательного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса Охрана труда в образовательном учреждении



Скачать 278.8 Kb.
Дата02.05.2016
Размер278.8 Kb.
Организация деятельности образовательного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса
Охрана труда в образовательном учреждении
Правовые основы создания здоровых и безопасных условий труда граждан, в том числе участников образовательного процесса, изложены в Конституции РФ (12.12.93 г.), Кодексе законов о труде РФ (КЗоТ с изменениями и дополнениями от 1988 г., 1992 г. и 1999 г.), а также в федеральных законах и других нормативных правовых актах (приложение 1 раздела 2.5.). С целью облегчения применения на практике КЗоТ РФ, а также основ законодательства об охране труда, в Приложении 1 к данному разделу предложены комментарии к главе X КЗоТ РФ "Охрана труда" [1, с. 300 - 325].
Для улучшения организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, проведению образовательного процесса, созданию структуры управления охраны труда в системе Министерства образования (МО) РФ утверждено и введено в действие Положение о службе охраны труда в системе МО РФ (приказ МО РФ № 92 от 27.02.95 г.) (далее Положение о службе ОТ), согласно которому под Службой охраны труда в системе образования понимается организационная структура, включающая руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, отделов (секторов, бюро), специалистов органов управления образованием, административных и педагогических работников, функциональные и должностные обязанности которых включают вопросы, регулируемые настоящим Положением о службе ОТ (пункт 1.4) [2].
Общее руководство службой и ответственность за организацию и проведение работы по охране труда в образовательных учреждениях возлагается на их первых руководителей если иное не предусмотрено Уставом образовательного учреждения (ОУ) (пункт 1.5). Порядок организации работы по охране труда в ОУ определяется его Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями в соответствии с требованиями настоящего Положения о службе ОТ.
Образовательное учреждение, несущее в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (пп.3 пункта 3 ст. 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников данного учреждения во время образовательного процесса, организует работу по охране труда согласно Примерным рекомендациям (приложение 1 к Положению о службе ОТ), которые могут быть оформлены в виде отдельного документа, включены или учтены в Уставе ОУ, Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностях работников, годовых планах работы, приказах и других локальных актах, определяющих степень личной ответственности руководителей, административных и педагогических работников за соблюдением правил и норм охраны труда (пункт 5.1) [2].
Руководитель или иное ответственное лицо, определенное Уставом ОУ, обеспечивает проведение в жизнь мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за ведением обязательной документации, предусмотренной номенклатурой дел по охране труда (приложение 2).
В целях организации сотрудничества по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в учреждении с численностью более 10 работников руководителем ОУ создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в состав которого входят на паритетных началах представители администрации, профессиональных союзов, иных представительных органов, уполномоченных работниками, обучающимися и их родителями. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия руководителя и работников ОУ по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок (ст. 13 ФЗ № 181 - ФЗ от 17.07.99 г. "Об основах охраны труда в РФ").
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в ОУ возлагаются на руководителя (ст. 14 ФЗ № 181 - ФЗ). Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда обеспечивает федеральная инспекция труда (ст.20 ФЗ № 181 - ФЗ). Контроль за условиями труда и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях осуществляет Всероссийская государственная экспертиза условий труда (ст. 21 ФЗ № 181 - ФЗ). Кроме того, в организациях осуществляется общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в лице профессионального союза и иного уполномоченного работниками представительного органа, который вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (ст. 22 ФЗ № 181 - ФЗ). Для оптимального управления службой охраны труда в ОУ целесообразно разрабатывать план работы, вариант которого представлен в приложении 4.
Список литературы:
1. Комментарий к Кодексу законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное. / Под ред. засл. деятеля науки РФ, академика РАСН, профессора, д.ю.н. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. - 576 с.
2. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации. // Информационный вестник. Новосибирск: Управление образованием мэрии. - 1997. - № 1. - c. 133 - 163.
3. Фриш Г.Л. В помощь директору школы ("Книга приказов"). Серия: Библиотека администрации школы. Москва, 1996. - 72 с.
4. Фриш Г.С. Сборник материалов для практического руководства современной школой. - М.: УЦ "Перспектива", 2000 - 176 с. - (Б-ка работника школы).
Приложение 1.
Комментарии к главе X КЗоТ РФ "Охрана труда" (извлечение) [3]
Статья 139. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда
На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.
Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечить санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.
Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов (в ред. Указа Президиума Верховного совета РСФСР от 18 января 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, № 4, ст. 117).
§ 1. Охрана труда - это создание здоровых и безопасных условий труда различными средствами. В зависимости от последних охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июня 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) ( в дальнейшем - Закон об охране труда).
§ 2. В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому (о безопасности техники, средств производства), лечебно-профилактическому и т.д. Но лишь охрана труда в широком её понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то её компонент (то есть охрана труда в узком смысле) не обеспечивается должным образом, то вся охрана труда плохо обеспечена.
§ 3. Здоровые и безопасные условия труда обязаны обеспечить работодатель, его администрация, то есть на них возлагается обеспечение охраны труда в широком её понятии, закрепленном Законом об охране труда, а именно обеспечение охраны труда не только в правовом, но и в социально-экономическом, организационно-техническом и других её аспектах.
§ 4. Работодатель, его администрация вместе с органами власти и управления обязаны проводить в жизнь принципы (направления) государственной политики в области охраны труда, среди которых выделяют три группы:
1. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:
1.1. Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
1.2. Координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды.
1.3. Установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых субъектов Федерации, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда.
1.4. Государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.
1.5. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
1.6. Взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.
1.7. Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
1.8. Установление государственной статистической отчетности об условиях труда, несчастных случаях на производстве, профессиональной заболеваемости.
1.9. Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.
2. Принципы экономической государственной политики по охране труда. К ним относятся следующие:
2.1. Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасной техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты.
2.2. Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда.
2.3. Установление компенсаций и льгот за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
2.4. Защита законных интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.
3. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:
3.1. Подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования.
3.2. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве.
3.3. Международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
К этим положениям, закрепленным Законом об охране труда, следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщины, молодежь, особенно подростки, инвалиды), что отражено в российском трудовом законодательстве (см. гл. XI и XII КЗоТ и комментарии к ним; ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья также отражают эту особую защиту).
§ 5. Работодатель, его администрация обязаны внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечить санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний.
Данное положение Закона направлено на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Закон прямо указывает, что производственный травматизм связан с нарушением техники безопасности и несовершенством её. Техника должна быть безопасной для работающего с ней. Производственный травматизм у нас в последние годы значительно вырос.
Профессиональные заболевания связаны с санитарно-гигиеническими условиями по данной профессии, их нарушением, превышением допустимых производственных вредностей на работе по профессии. Эти заболевания определяются на основании утвержденного специального перечня профессиональных заболеваний, учитывающего, какое заболевание может вызвать длительное воздействие производственных вредностей по данной профессии.
§ 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда подробно предусматривает Закон об охране труда. Он указывает в ст. 14, что работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, сырья и материалов и эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
2) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
3) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
5) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на вредных производствах или на производствах, связанных с загрязнением;
6) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;
7) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
8) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, о компенсациях и льготах;
9) беспрепятственный допуск представителей органов надзора и контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) своевременную уплату штрафа, наложенного органами надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда;
11) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, включая первую помощь пострадавшим;
12) выполнение всех предписаний должностных лиц органов надзора и контроля и предоставление им необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
13) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные обязанности работодателя не являются исчерпывающими по обеспечению им охраны труда. Они дополняются соответствующими стандартами по системе стандартов безопасности труда по конкретным видам работ, нормами КЗоТа и других законов и нормативных актов, а также коллективными договорами и соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка. Все должностные лица администрации по своей сфере деятельности обязаны создавать для подчиненных им работников здоровые и безопасные условия труда.
§ 7. Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ непосредственно и по его поручению соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Государственное управление охраной труда заключается в организации реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных нормативных актов в этой области, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда. Государственное управление охраной труда осуществляет государственный орган - Межведомственная комиссия по охране труда. Комиссия координирует всю деятельность министерств и ведомств в области охраны труда и разработку межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.
§ 8. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые ими службы охраны труда. В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.
В целях сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях с численностью более 10 человек создается паритетный орган - совместный комитет (комиссия) по охране труда из равного числа представителей работодателя и профсоюзов (или иных уполномоченных работниками представительных органов) (ст. 13 Закона об охране труда).
§ 10. Ныне комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, которые обсуждают и одобряют трудовые коллективы согласно ч. 4 ст. 139 КЗоТ, на большинстве производств, к сожалению, перестали приниматься. Практика их утверждения на пять лет появилась в 70-х годах, и затем они конкретизировались в ежегодно заключаемых коллективных договорах. С переходом к рыночным отношениям началось повальное, ничем не оправданное уничтожение всяких планов, в том числе и отмена принятия пятилетних комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда, по которым предусматривались меры по данным вопросам. Ныне они учитываются лишь в коллективных договорах и социально-партнерских отношениях (см. гл. II КЗоТ о коллективном договоре и комментарий к ней).
Статья 140. Соблюдение требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования
Производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда.
Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиениечскими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.
При проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зданий и сооружений должны соблюдаться санитарные правила и нормы по охране труда (в ред. закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст. 2254).
Проекты машин, станков и другого производственного оборудования должны соответствовать требованиям по технике безопасности и производственной санитарии.
§ 1. Статья 140 КЗоТ относится, как и следующие ст. 141, 142, 144, 147, к предупредительному (в отличие от текущего) надзору за охраной труда, который осуществляется ещё до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования и т.д., начиная с проверки чертежей, проектов их и кончая вводом в эксплуатацию, когда уже начинает действовать текущий надзор.
Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и строительству указанных объектов, включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.
Все указанные требования по охране труда подробно содержаться в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов.
Статья 143. Правила по охране труда, обязательные для администрации
Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленным законодательством.
При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствующим выборным органом предприятия, учреждения, организации принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, № 47, ст. 1725; в ред. Закона РФ от 25. Сентября 1992 г. № 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 41, ст. 2254).
§ 1. На каждом рабочем месте администрация обязана создать условия работы, соответствующие правилам охраны труда, включая санитарно-гигиенические правила, и государственным стандартам безопасности труда.
§ 5. Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. (Собрание Законодательства РФ, 1994, № 17, ст. 1998).
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 (Российская газета от 31 мая 2000 г.) установило, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых (ПОТ РМ) и отраслевых (ПОТ РО) правил и типовых инструкций по охране труда (ТИ РО), строительных (СНИП) и санитарных норм и правил (СанПин), правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Это постановление утвердило перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда с указанием, какой федеральный орган их издает. Все эти акты при их разработке согласовываются с соответствующим профсоюзным органом. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года.. Установлен и такой же порядок их пересмотра.
К нормативным актам по охране труда относятся:
государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ), утверждаемые Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства; отраслевые стандарты (ОСТ) - соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти; стандарты предприятий (СТП) - предприятиями;
санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Госсанэпидслужбой РФ, Минздравом РФ (см. постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 680 - Российская газета от 27 августа 1998 г.);
правила устройства и безопасности эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утверждаемые соответствующими федеральными надзорами России.
Инструкции по охране труда (ИОТ) могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Они разрабатываются на основе правил по охране труда. Координирует работу по разработке правил по охране труда Минтруд РФ.
Статья 144. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии
На администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается проведение инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.
§ 1. Порядок и виды инструктажа работников предусмотрены единым ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда". Согласно данному акту обучение и инструктаж по безопасности труда проводятся во всех предприятиях, ассоциациях, концернах и организациях, учебных заведениях.
Инструктаж работников оп срокам и его содержанию подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме их на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение и практику.
Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первичной помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными и опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.
Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий ст. 18 Закона об охране труда.
Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене оборудования и т.д., а также если в акте о несчастном случае на производстве указана необходимость проведения такого инструктажа.
Целевой инструктаж проводится при выполнении других разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф и т.д.
Статья 145. Инструкции по охране труда, обязательные для работников
Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и проведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации. Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора (статья 224) могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий ( в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 г. и от 19 ноября 1982 г. --Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 34, ст. 1063; 1982, № 47, ст. 1725; закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 41, ст. 2254).
Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми средствами индивидуальной защиты.
Трудовые коллективы контролируют соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, №4, ст. 117).
§ 1. Если обеспечение здоровых и безопасных условий труда является обязанностью администрации, работодателя, то работники тоже имеют определенные обязанности - они обязаны соблюдать правила и инструкции по охране труда. Нарушение работником этой обязанности является дисциплинарным поступком, за который может быть применена дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения (см. ст. 135 КЗоТ и комментарий к ней).
§ 2. В обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии входит:
а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
в) проходить обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, а также предварительные и периодические обязательные медицинские осмотры;
г) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей (ст. 15 Закона об охране труда).
Статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда
Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятия, учреждения, организаций.
§ 1. Постоянный контроль за соблюдением всеми работниками норм, правил и инструкций по охране труда, правильным применением ими коллективных и индивидуальных средств защиты осуществляет администрация организаций. Трудовые коллективы также контролируют соблюдение всеми членами коллектива правил и инструкций по охране труда (ст. 145 КЗоТ).
§ 2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Статья 147. Обязанности администрации по расследованию и учету несчастных случаев на производстве
Администрация предприятий, учреждений, организаций с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, а в установленных законодательством случаях с участием представителей других органов, обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему.
При отказе администрации в составлении акта о несчастном солучае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в выборный профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации.
На основе материалов расследования и учета несчастных случаев администрация обязана своевременно принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСО, 1982, № 47, ст. 1725).
§ 1. Расследование и учет несчастных случаев на производстве регулируются Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (далее - Положение о расследовании), утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. (Российская газета от 30 марта 1999 г.)
Расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, выполняющими работу по заданию организации или индивидуального предпринимателя, практикантами (студентами, учащимися) и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей на данном производстве. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
Работник имеет право участвовать в расследовании несчастного случая с ним и может решение о нем обжаловать в Государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд.
Несчастными случаями на производстве являются те, которые произошли:
при выполнении трудовых обязанностей, включая время командировки, при совершении действий в интересах предприятия, хотя бы и без поручения администрации;

в пути на работу и с работы на транспорте предприятия или арендованном им;

во время субботника, независимо от места его проведения, оказания шефской помощи предприятиям;

при авариях на производственном объекте, оборудовании;

на транспортном средстве:во время сменного отдыха:;

в рабочее время на личном легковом транспорте, если есть распоряжение администрации на право его использования для служебных поездок;



в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом либо преднамеренного убийства работника при исполнении им трудовых обязанностей.
Когда несчастный случай произошел в быту или по дороге на работу или с работы не на транспорте предприятия, то он не расследуется по положению и оформляется актом произвольной формы.
К причинам несчастных случаев на производстве относятся и острые профессиональные заболевания, тепловые удары, ожоги, повреждения от контакта с животными и насекомыми, а также при стихийных бедствиях (землетрясениях, оползнях, ураганах, наводнениях).
§ 2. Профессиональные заболевания от длительного воздействия производственных факторов не расследуются, их устанавливают медицинские органы.
§ 3. Если несчастный случай на производстве вызвал потерю трудоспособности работника не менее одного дня или необходимость его перевода на другую работу по медицинским показаниям на один день и более, то он оформляется актом формы Н-1.
§ 4. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастного случая и незамедлительно создает для этого комиссию. Расследование причин и обстоятельств несчастного случая должно быть произведено в течение трех суток комиссией в составе руководителя данного производственного участка, специалиста по охране труда и представителя профкома.
Акт по форме Н-1 составляется комиссией в четырех экземплярах, один из которых выдается потерпевшему (его семье). В акте указываются причины несчастного случая, по чьей вине он произошел и профилактические меры для предотвращения в дальнейшем таких несчастных случаев.
§ 5. Специальному расследованию подлежат групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя работниками и более, и случаи со смертельным исходом. Их расследует комиссия в составе: председателя - технического инспектора труда профсоюзов или Рострудинспекции, членов - представителей вышестоящего хозяйственного органа, руководителя предприятия, представителя профкома. В особых случаях приглашаются представители прокуратуры. Такие несчастные случаи обязательно обсуждаются на заседании профкома. Акт о них оформляется в течение суток после составления акта специального расследования и в соответствии с выводами комиссии по специальной форме (приложение 1 Положения о расследовании).
Если инспектор специализированного органа надзора за охраной труда не принимал участия в комиссии или не согласен с выводами комиссии, он может дать свое заключение по форме приложения 3 Положения о расследовании.
§ 6. Когда администрация отказывается составить акт формы Н-1 или когда потерпевший работник не согласен с составленным актом, он (или другое заинтересованное лицо) может обратиться в профком, решение которого по этому вопросу обязательно для администрации. Все споры о документации несчастного случая рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при Минтруда РФ или судом (ст. 29 Положения о расследовании).
Минтруд утвердил формы: 1) сообщения о групповом несчастном случае; 2) журнала регистрации несчастных случаев на производстве№ 3) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве, а также порядок заполнения акта формы Н-1.
§ 7. Несчастный случай на производстве с работником, временно переведенным в другое предприятие, организацию либо выполняющим работу по совместительству в другой организации, расследуется и учитывается этой другой организацией.
§ 8. Администрация обязана своевременно анализировать материалы расследования и учета несчастных случаев на производстве и принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи (см. также ст. 159 КЗоТ и комментарий к ним).
Статья 158. Перевозка в лечебные учреждения работников, заболевших на месте работы
Перевозка в лечебные учреждения работников, заболевших на месте работы, производится транспортными средствами или за счет предприятия, учреждения, организации, где работает заболевший работник.
§ 1. Администрация обязана организовать первую медицинскую помощь работнику, заболевшему на месте работы, и в случае необходимости перевезти его в лечебное учреждение транспортными средствами или за счет того производства, где работает заболевший работник.
Статья 159. Возмещение вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья
Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с законодательство Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ - Российская газета от 5 августа 1998 г.).
§ 1. Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ закреплены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
Этот Закон вступил в силу в связи с принятием Федерального закона "О тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 января 2000 г.
Действовавшие до этого правила возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г., отменены. Указанным законом изменена, как видно, ст. 159 КЗоТ. Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. ст. 2402 КЗоТ и комментарий к ней. В настоящее время это должно быть отнесено к отрасли права социального обеспечения.
Указанный закон изменил и отраслевую принадлежность отношений по возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем. Этот вред возмещается теперь из средств фонда социального страхования, а отношения по возмещению вреда перешли в предмет права социального обеспечения. Моральный же вред возмещает по-прежнему работодатель из своих средств, и ответственность за него осталась в предмете трудового права, и заявление в первом случае подается в Фонд, во втором - работодателю, а после этого - в суд.
Статья 2402. Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом <Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний> (введена Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3803).
§ 1. Указанный в ст. 2402 КЗоТ Федеральный закон вступил в силу 6 января 2000 г. одновременно со вступлением в силу положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с этим законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей экономики к классу производственного риска (Сборник законодательства РФ, 1999, № 36, ст. 4408). Все отрасли экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Предусмотрено 14 классов. Класс профессионального риска страхователя определяется Фондом социального страхования РФ. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание отнесены, например, к 01 классу, а добыча угля подземным способом - к 14 классу.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 25-ФЗ "О тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2000 г." (Сборник законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 131) установлены на 2000 г. страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска в следующих размерах: I класс профессионального риска - 0,2; II класс профессионального риска - 0,3; III класс профессионального риска - 0,5; IV класс профессионального риска - 1,4; V класс профессионального риска - 1,7; VI класс профессионального риска - 1,8; VII класс профессионального риска - 1,9; VIII класс профессионального риска - 3,1; IX класс профессионального риска - 3,7; X класс профессионального риска - 3,8; XI класс профессионального риска - 4,3; XII класс профессионального риска - 5,9; XIII класс профессионального риска - 6,8; XIV класс профессионального риска - 10,7.
Приложение 2.
Номенклатура дел
по охране труда, ведущихся в образовательном учреждении
(приложение 2 к Положению о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ, [4])
Акт Государственной комиссии о приемке образовательного учреждения (ОУ) в эксплуатацию с пакетом обязательной технической документации (технический паспорт).

Акт готовности ОУ к новому учебному году (составляется ежегодно перед началом учебного года).

Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и в спортивном зале (составляется ежегодно перед началом учебного года).

Акты испытания гимнастических снарядов и оборудования (составляется ежегодно перед началом учебного года, после ремонта).

Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики (для вновь организованных и реконструированных).

Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).

Приказ по ОУ о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда ( к началу учебного года) (Приложение 3).

Соглашение администрации и профсоюзного комитета ОУ по охране труда (составляется на календарный год).

Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (2 раза в год).

Должностные инструкции по охране труда работников ОУ с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).

Документация по охране труда должна включать следующие журналы (соответствующие инструкции по видам работ):
регистрации вводного инструктажа по охране труда (оформляется при приеме на работу);

регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется на всех работников 2 раза в год);

регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно полезного, производительного труда, внеклассных и внешкольных мероприятий;

регистрации несчастных случаев (с приложением актов по формам Н-1, Н-2);

административно-общественного контроля;

вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте учащихся (в классных журналах) по химии, физике, биологии, трудовому обучению, информатике, физкультуре, ОБЖ;

здоровья (карточки, листок в классном журнале) на всех обучающихся, воспитанников.
12. Акты государственных органов надзора:
санэпиднадзора;

пожарнадзора;

энергонадзора;

котлонадзора и др.


(указанные документы могут быть заменены записью в Акте готовности образовательного учреждения к новому учебному году, заверенной в установленном порядке представителем соответствующего органа государственного надзора).



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал