Организация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как способ эффективного самоопределения учащихся в рамках реализации фгос симанова Е. И. Маоу гимназия №10



Дата02.05.2016
Размер85.3 Kb.
Организация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как способ эффективного самоопределения учащихся в рамках реализации ФГОС

Симанова Е.И. МАОУ Гимназия №10

Ключевые термины
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии;

Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и соответствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Хорошо известно, что в настоящее время популярность

естественных наук, и химии особенно, невелика. Много более

престижными стали профессии юриста, экономиста, управленца и т.п.

Однако уже произошло насыщение рынка и свежеиспечённым

специалистам по купле-продаже, маркетингу и рекламе не так-то просто

найти хорошо оплачиваемую работу. Кроме того, по мере возрождения

промышленности и роста экономики усиливается, и будет усиливаться в

дальнейшем, спрос на инженеров, техников, квалифицированных рабочих.

В этих условиях абитуриенты с неотчётливо выраженными

способностями оказываются перед проблемой выбора конкретной

инженерно-технической или естественнонаучной специальности. Поэтому необходимо в школе уже с восьмого класса внедрять различные профессиональные пробы по различным предметам, чтобы учащиеся имели возможность выбора среди большого количества различных профессий. Не исключением является и предмет химия. В стандартах второго поколения большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

В гимназии в течении нескольких лет на различных предметах релизуем проведение профессиональных проб.



Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и соответствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Проведение профессиональных проб решает следующие задачи:

  1. ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих различных отраслей химического производства;

  2. формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении;

Педагогические условия проведения профессиональных проб

  • Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы.

  • Осуществление диагностического тестирования.

  • Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности.

  • Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Учащиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

  • технологию выполнения профессиональной пробы;

  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Учащиеся должны уметь

  • выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Рассмотрим подробнее программу профессиональных проб по химии для учащихся 9 класса. Стержнем программы выступают профессиональные пробы, моделирующие деятельность.

Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.

Цель программы: сформировать интерес к профессиональной деятельности в сфере химического производства.

.

Задачи:



  • показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины, сферы обслуживания, экологии;

  • сформировать у учащихся умения и навыки в проведении химического эксперимента, развить их учебную мотивацию;

  • дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.

Профессиональные пробы основываются на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода;

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • сотрудничества и ответственности;

  • сознательного усвоения учащимися учебного материала;

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • эвристический;

  • проблемный;

  • исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с учащимися.

Фронтальная работа предполагает охват учебного материала сразу по нескольким темам, что обеспечивает продуктивность образовательного процесса.

Групповая работа обеспечивает эффективную проверку усвояемости материала, позволяет выявить индивидуальные возможности учащихся.

Индивидуальная работа предполагает возможность интеллектуального общения с каждым учащимся; позволяет развивать их творческие способности.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:



  • типовое занятие, сочетающее в себе объяснение, практические упражнения;

  • консультации;

  • практическая работа под руководством педагога;

  • самостоятельная работа;

Прогнозируемые результаты

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:



  • основные требования проведения химического эксперимента;

  • как работать над научно – исследовательскими проектами.

должны уметь:

  • выполнять практические работы;

  • включать химический эксперимент в научно – исследовательскую деятельность.

Средства, необходимые для реализации программы: учебно-методическая литература, материально – техническое обеспечение химическим оборудованием и реактивами.

Тематический план

№п.п

Тема

Количество часов




общее

На теорию

На практику

1.

Введение

Пищевая промышленность



3

1

2

2.

Косметология

3

1

2

3

Химия и производство

8

3

5

4

Химия и экология

4

1

3

5

Агрохимия

2

1

1

6

Химия в медицине и фармакологии

4

2

2


Тема № 1. Пищевая промышленность (3 часа)

Политех виноделия. Профессия – винодел. Технология процесса брожения. Кондитерское искусство. Профессия кондитер. Молочное производство. Процессы, лежащие в основе производства кисло-молочных продуктов. Перечень ВУЗов г.Перми, выпускающих специалистов по данным профессиям.

Практика:

№1.“Процесс брожения”.


№2.“Приготовление карамели”.
№ 3. “Опыты с молоком”.

Тема № 2. Косметология (3 часа)

Профессия косметолог. Понятие – косметология. Разновидности косметологии. Химические средства гигиены. Классификация химических средств гигиены. Косметические средства. Применение косметических средств.



Практика

№ 1. “Испытание защиты яичной скорлупы, покрытой слоем зубной пасты, от кислой среды”.


№ 2. “Перекись водорода – отбеливатель”.

Тема № 5. Химия и производство (8 часов)

Нефтепереработка. Методы разделения смесей. Перечень ВУЗов г. Краснодара, выпускающих специалистов по данным профессиям. Металлургия. Разновидности металлургии. Текстильное производство. Виды тканей, их классификация. Сфера обслуживания. Востребованные специальности.

Опыт № 1. Стирка с применением различных моющих средств.
Опыт № 2. Удаление пятен различного характера загрязнения.

Практика:

№ 3 “Разделение жидкости с помощью делительной воронки”.
№ 4. “Исследование взаимодействия различных металлов с различными кислотами”.
№ 5. “Умение распознавать вид ткани”.
№ 6. “Стирка. Химчистка”.

Тема № 3. Химия и экология (4 часа)

Озоновый “щит” планеты. Озоносфера. Экология. Водоочистка. Существующие способы очистки воды. Живой “фильтр” окружающей среды. Природоохранные мероприятия.

Практика:

№ 1. “Исследование загрязненной воды”.


№ 2. “Насаждение деревьев на пришкольном участке”.

Тема № 4. Агрохимия (2 часа)

Состав почвы. Классификация почв Краснодарского края. Плодородие почв. Профессия – агроном. Удобрение. Классификация удобрений. Применение удобрений. Вред от внесения лишних удобрений.

Практика:

№ 1. “Исследование почвенных растворов различных проб”.


№ 2. “Заполнение таблицы применения удобрений”.

Тема № 5. Химия в медицине и фармакологии (4 часа)

Химия в основе медицины. Первые шаги химии в области медицины. Химия в борьбе с инфекцией. Профессия – медик. Лекарственные препараты в химической лаборатории. Антибиотики. Итоговое занятие.

Практика:

№ 1. “Обнаружение глицерина и глюкозы”.



Используемая литература

  1. Браун А. Д. , Фадеева М.Д. “Молекулярные основы жизни”. М. “Просвещение” 1976 г.

  2. Бухарин В.Ю. “Химия живой природы”. М. “Знание” 1966 г.

  3. Добровольский В.В. “Химия земли”. М. “Просвещение” 1980 г.

  4. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М. “Высшая школа” 1992 г.

  5. Николаев Л.А. “Химия жизни”. М. “Просвещение” 1977 г.

  6. Митрофанов Н.М. “В мире науки и техники”. М. “Профсоюз” 1993 г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал