Организация работы с молодежью б12 «Безопасность жизнедеятельности» Цели и задачи дисциплины



Скачать 81.93 Kb.
Дата24.04.2016
Размер81.93 Kb.
39.03.03 Организация работы с молодежью

Б1.Б12 «Безопасность жизнедеятельности»

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: формирование основных знаний и умений студентов по вопросам обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в экстремальных ситуациях.

Учебные задачи изучения курса:

  • дать основные материалы, относящиеся к характеристике вредных и опасных факторов производственной, природной и жилой среды, профилактики их негативных воздействий на человека, средств обеспечения безопасности и экологичности технологических и производственных процессов

  • познакомить с основными положениями организации защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций, со структурой и механизмами действующей в РФ системы управления безопасностью жизнедеятельности; с ее правовыми и нормативными основами; с некоторыми особенностями решения данных вопросов в торговле, общественном питании и потребительской кооперации

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций:



После изучения курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

  • Способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике (ПК-1)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия и закономерности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий чрезвычайных и экстремальных ситуаций; особенности социально опасных явлений; основы безопасности жизнедеятельности на предприятиях торговли и общественного питания;

Уметь: использовать полученные знания в разнообразных природных, производственных и бытовых условиях для сохранения жизни и здоровья в различных, в том числе и критических ситуациях; решать практические задачи и применять полученные знания в процессе изучения специальных дисциплин;

Владеть: основными правилами и методами обеспечения техники безопасности, навыками самостоятельно применять меры помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего), в т.ч.

39

39










Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего), в т.ч.

33

33










Курсовой проект (работа)
















Реферат (при наличии)

30

30










Другие виды самостоятельной работы

3

3










КСР

3

3










Вид промежуточной аттестации - зачет
















Контактная работа

42

42










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



72

72










2

2










Содержание разделов и тем дисциплины:

Раздел 1. Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности

1.1 Понятия опасность, безопасность жизнедеятельности, естественные и антропогенные опасности, вредные и травмирующие воздействия, острые и хронические отравления. Первичные и отдаленные последствия воздействия опасностей.



Раздел 2. Загрязнение окружающей среды

2.1. Химическое загрязнение атмосферы: вредные примеси пирогенного происхождения, содержащиеся в промышленных выбросах, аэрозольное загрязнение, фотохимический туман (смог), загрязнение атмосферы подвижными источниками выбросов, влияние загрязнения атмосферы на организм человека. Влияние радиоактивных веществ на живые организмы.

2.2. Загрязнение естественных водоемов и океанов: тепловое загрязнение, пестициды, синтетические поверхностно-активные вещества, соединения с канцерогенными свойствами.

Раздел 3. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

3.1. Понятия и классификация ЧС (по природе возникновения, по масштабам распространения, по возможности предотвращения, по скорости развития). Понятие риска, индивидуальный и социальный риск.

3.2. ЧС природного характера и защита от них. Общие закономерности стихийных бедствий (СБ). Геологические, гидрологические, метеорологические, биологические, космические СБ, природные пожары. Понятия об основных СБ: землетрясение, извержение вулкана, наводнение, затор, зажор, половодье, паводок, ураган, буря, смерч, пурга, оползень, сель, лавина, цунами, гроза, пожары (лесные, степные, торфяные), засуха, гололед и гололедица. Действие человека вовремя и после СБ.

3.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них. Понятие авария, виды аварий. Химическая авария, виды аварийно химически опасных веществ, действия при химической аварии, признаки отравления и первая помощь. Радиационная авария, радиоактивное загрязнение и облучение. Поведение при радиационной аварии для предупреждения и ослабления воздействий радиоактивных веществ на организм. Действия при авариях на транспорте (автомобильной, авиационной, водной). Поведение в ЧС, связанных с внезапным обрушением здания, при пожарах и взрывах.



    1. Биологические ЧС. Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

3.5Социально опасные явления и защита от них. Виды психического воздействия на человека и поведение или действия по защите от них (шантаж, мошенничество, вымогательство, воровство, ограбление, нападение в автомобиле или в общественном транспорте). Бытовое и сексуальное насилие и защита от них. Соблюдение правил дорожного движения, поведение при заведомо неправильных действиях «оборотней в погонах». Проблемы преступности (несовершеннолетние, организованная преступность, террористический акт). Правила поведения по предотвращению возможного террористического акта, при захвате заложников, при попадании в перестрелку. Стратегия и тактика поведения при попадании в экстремальную ситуацию, связанную с нападением. Уход от конфликта, защита от вооруженного нападения. Диагностика противника и его эмоционального состояния. Правила и приемы самообороны.

Раздел 4. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС)

4.1. Государственная политика защиты окружающей среды и природоохранное законодательство. Основные правовые нормы и законы природоохранного и природоресурсного законодательства.

4.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Законодательство по охране труда. Организация и функции служб охраны труда на предприятии. Государственный и общественный контроль за соблюдением законодательства. Производственный травматизм и меры по его предупреждению.

4.3. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников. Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем и оформление документов.

Размер вреда, подлежащего возмещению вреда, подлежащего возмещению потерпевшему в результате трудового увечья (определение размера возмещения вреда и исчисление заработка, определение компенсации дополнительных расходов: расходы на уход, на проведение и ремонт специальных транспортных средств, на протезирование, на приобретение санаторно-курортных путевок, лекарств, возмещение морального вреда).

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца. Порядок и сроки выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью работника.



Раздел 5. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях торговли, общественного питания и системы потребительской кооперации

5.1 Обеспечение техники безопасности в отрасли: воздействие поражения электрическим током и защита от этой опасности; требования, предъявляемые к устройству и обслуживанию холодильного оборудования; эксплуатация измельчительного и режущего оборудования; меры безопасности подъемно-транспортных средств; меры безопасности при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением; техника безопасности при производстве строительно-монтажных и ремонтных работ.

5.2 Особенности условий труда и заболеваемости работников на объектах отрасли

5.3 Обеспечение прав граждан на потребление безопасных для здоровья товаров



Форма промежуточной аттестации: зачет

Разработчик:

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал