Организовать общественную экологическую



Скачать 397.99 Kb.
страница1/3
Дата02.05.2016
Размер397.99 Kb.
  1   2   3

КАК


ОРГАНИЗОВАТЬ

ОБЩЕСТВЕННУЮ

ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ

ЭКСПЕРТИЗУ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Содержание
1. Основные понятия и нормативная база

Что такое общественная экологическая экспертиза?

Экспертизой чего является экологическая экспертиза?

Содержание экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза

2. Как организовать общественную экологическую экспертизу

Обнародование заявления о проведении общественной экологической экспертизы

Объект экологической экспертизы: как и где его получить?

Где получить объект экспертизы?

Как получить объект экспертизы?

Формирование экспертной комиссии



Требования к составу комиссии

Порядок формирования комиссии

Работа экспертной комиссии



Этапы работы экспертной комиссии

О независимых исследованиях

Организация взаимодействия между экспертами

Постановка заданий перед экспертами

Подготовка сводного заключения

Взаимодействие общественной экологической экспертизы с общественностью

Функции руководителя экспертизы и организации, проводящей экспертизу

Результат общественной экологической экспертизы

Финансирование общественной экологической экспертизы

Заключение. Экологическая экспертиза – слишком поздно!



Список нормативных актов, упоминаемых в брошюре

Настоящая пособие составлено на основе опыта, накопленного авторами в процессе консультационной работы с общественными объединениями и организациями, проводящими общественные экологические экспертизы, а также на основе результатов нескольких исследовательских проектов в этой области. В брошюре сделана попытка проанализировать опыт, накоп­ленный с момента принятия Закона Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.), выявить затруднения, наиболее часто встречающиеся при проведении общественных экологических экспертиз и выработать рекомендации для общественных объединений по организации работы в области общественной экологической экспертизы.

Поскольку законодательная база и практика общественной экологической экспертизы в настоящее время находится в стадии формирования, мы не ставили целью создание исчерпывающего руководства по общественной экологической экспертизе. Мы приглашаем читателей к дискуссии и будем рады любым замечаниям и дополнениям. Нам особенно интересен ваш опыт в области организации общественных экологических экспертиз, ваша оценка эффективности этого механизма и предложения по его развитию.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Что такое общественная экологическая экспертиза?
Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х годов и быстро получило широкое распространение.

Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой и произвольной. Например, в «Экологическом словаре», изданном в 1993 г., общественная экологическая экспертиза трактуется как «всенародный референдум». Многие общественные организации и научные коллективы подразумевают под общественной экологической экспертизой разного рода независимые исследования и другие действия, направленные на изучение и решение экологических проблем, например, анализ экологической ситуации, общественные слушания, референдумы и т.п. Иногда под общественной экологической экспертизой понимают оценку воздействия на окружающую среду, которая является частью подготовки проектной документации.

Между тем понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно. Впервые этот термин появился в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Более подробно экологическая экспертиза, как государственная, так и общественная, регламен­тируется Законом Украины «Об экологической экспертизе», который вступил в силу в начале 1995 г.

В Законе Украины «Об экологической экспертизе» (ст.1) содержится следующее определение: «экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основывающийся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектних, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании и воспроизвадства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.

В отношении общественной экологической экспертизы говорится, что она проводится по инициативе общественных организаций и других общественных формирований (ст.16 Закона Украины «Об экологической экспертизе». или по инициативе местных органов власти (ст.30 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»). Общественная экологическая экспертиза проводится путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований (ст.16 Закона Украины «Об экологической экспертизе»). В состав таких коллективов должны водить независимые специалисты (ст.30 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»)

Экспертизой чего является


экологическая экспертиза?
Иногда говорят об экспертизе проектируемого хозяйственного объекта, об экспертизе деятельности существующего предприятия или об экспертизе экологических последствий этой деятельности.

Согласно ст.7 Закона Украины «Об экологической экспертизе» объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, а также экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, действующие объекты и комплексы, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды.

При этом Закон достаточно полно приводит перечень объектов государственной экологической экспертизы:

государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;

проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация;

инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;

проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, деятельности, которая может негативно влиять на состояние окружающей природной среды;

документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе закупаемых за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей природной среде;

экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды.

Согласно ст.16 Закона Украины «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании, по инициативе общественных организаций или других общественных формирований.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований. Таким образом, общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная, но не ограничиваясь ими.

Законодательство Украины прямо не запрещает проведения общественной экологической экспертизы в отношении объектов, составляющих государственную или военную тайну. Вместе с тем, получение общественным эколого-экспертным формированием соответствующих сведений является проблематичным, а их разглашение влечет за собой уголовную ответственность. По этому практическое проведение общественной экспертизы в отношении таких объектов является невозможным или крайне затруднительным.


Содержание экологической экспертизы
Из законодательного определения (ст.4 Закона Украины «Об экологической экспертизе») следует, что целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Можно выделить основные направления, которые должны быть исследованы в ходе экологической экспертизы:



1. Соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;

2. Полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

3. Допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;

4. Достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

Рискнем предположить, что в большинстве случаев изъяном документации является именно неполный или некачественный прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Документация, представляемая на экспертизу, редко содержит прямые противоречия с существующими нормативами (хотя такие ситуации тоже возможны). С другой стороны, при проведении экологической экспертизы часто в первую очередь ищут именно несоответствия нормативам, уделяя меньшее внимание качеству подготовки материалов по оценке воздействия. Поэтому именно эти материалы заслуживает особого внимания при проведении общественной (да и любой) экологической экспертизы.





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал