«Основы экологического нормирования управление воздействием на окружающую среду.»



страница1/10
Дата04.05.2016
Размер2.74 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Лекция №1.

Тема: «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.»

План лекции:

1.Общая характеристика окружающей среды. Загрязнение окружающей среды. Управление воздействием на окружающую среду.

2.Контроль качества окружающей среды. Способы контроля. Методы управления воздействием на окружающую среду.

Информационные - мониторинг изменения параметров окружающей среды. Предупредительные - экологическая экспертиза.

Административно предупредительные – государственный экологический контроль, экологический аудит.

Карательные юридические, экономические, финансовые меры воздействия.
1.Общая характеристика окружающей среды. Загрязнение окружающей среды. Управление воздействием на окружающую среду.

Окружа́ющая среда́ — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.

Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую систему (человека, животного и т.д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

До недавнего времени управление социоприродной экосистемой осуществлялось в интересах только человеческого общества, что привело бы к глобальному нарушению экологического равновесия и обозначило катастрофу для человечества. Целям новой стратегии для оздоровления системы служит, в частности, экологический менеджмент.

Само управление состоит из оценки состояния ОС, контроля изменения ее параметров, прогноза, принятия решений, их реализации через производственные структуры с помощью структур управления.

Безопасное управление природными процессами предполагает контроль качества среды обитания. Уровень экологического контроля зависит от экономического и культурного развития общества. Чем более развито общество, тем эффективнее реализуются процессы социально-экологического управления средой обитания.

Социально-экологическому контролю подлежат все компоненты системы «природа–человек».

Особенность иерархических систем управления заключается в том, что информация о состоянии объекта контроля может быть получена лишь с нижних уровней управляемой системы. А это предопределяет особые (основанные на доверии) отношения между контролирующей и управляющей системами и системой производства. Отсюда концепция современных информационно-управляющих природоохранных систем основывается на знании законов саморегуляции природных систем, на знании возможного предела вмешательства человека в эти саморегулируемые системы, за которым – необратимые катастрофические последствия.



Загрязнение окружающей среды. Управление воздействием на окружающую среду.
Экологическая ситуация в настоятельно требует перехода от дискретного к непрерывному процессу учета экологического фактора в процессе жизнедеятельности общества в рамках сохранения качества ОС. При этом предусматривается оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовка экологических разделов в рамках ТЭО или проектов, экологическая экспертиза, послепроектный анализ, экологический аудит, экологическая сертификация и лицензирование использования природных ресурсов, экологическое страхование и др.

Рассмотрим этапы экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД).

Этап А. Планирование и согласование планов реализации деятельности. Здесь разрабатывается и утверждается предпроектная и проектная документация на право осуществления планируемой деятельности. Этап предусматривает проведение ОВОС.

Этап Б. Создание материальных объектов планируемой деятельности, обеспечивающих ее реализацию (строительство зданий, машин и механизмов). Этап предусматривает мониторинг ОС.

Этап В. Осуществление планируемой деятельности, происходящее: в штатном режиме (этап В1); во внештатном режиме (аварии, технологические сбои и т.д.) – этап В2. Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба, экологический аудит для определения причин возникновения нештатной ситуации.

Этап Г. Прекращение деятельности. Ликвидация должна сопровождаться проведением экологического мониторинга и аудита.

Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности включает в себя:


  • ЭСХД в приватизации. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ указывается порядок учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах. Предусматриваются экологический аудит, планы приватизации, требования по экологической санации предприятий;

  • ЭСХД в инвестиционной деятельности. При оценке целесообразности инвестирования в тот или иной проект финансовые организации обязательно рассматривают экологическую составляющую данного проекта. С 1984 г. Всемирный банк требует проведения экологической оценки финансируемых им проектов. Европейский банк реконструкции и развития также имеет аналогичные процедуры. В процедуре обоих банков проведение экологической оценки инвестиционного проекта и подготовка соответствующей документации есть обязанность тех, кто предлагает данный проект для инвестирования.

Экологический менеджмент предполагает, что предприятие и его продукция определяют структурную связь между ними и ОС. Если предприятия не станут экологически безопасными, то проблема экологической безопасности не сможет быть решена.

Совокупность управленческих, технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение давления предприятий на ОС (в рамках восстановления ее качеств) при сохранении целей производства, составляет экологизацию экономики.


2.Контроль качества окружающей среды. Способы контроля. Методы управления воздействием на окружающую среду.

Основные требования к проведению экологического контроля:



  • гарантия достижения природоохранной цели путем выявления отклонений от нормативных значений контролируемых величин: атмосферы, гидросферы, почвы, выбросов промышленных предприятий и т.д. Превентивная ориентация контроля;

  • отражение в планах производства природоохранной деятельности предприятий;

  • эффективность организационной структуры контроля защиты ОС;

  • индивидуальный подход к контролю: методы контроля должны быть понятны руководителю предприятия, рядовому работнику и контролеру;

  • прогноз изменения состояния среды обитания, выделение признаков приближения ее к опасному состоянию, контроль за критическими состояниями среды: залповыми выбросами, аварийными ситуациями по состоянию ОС и т.д.

  • работа по выходу из аварийной или стихийной ситуации, ликвидация возможности развития чрезвычайной ситуации из-за накопленных радиоактивных веществ, химического оружия, устаревших технологий и т.д.

Среди способов контроля различают: прямой непосредственный контроль за состоянием ОС с использованием технических средств по отслеживанию физических, химических, биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Для оценки состояния ОС пользуются методом биоиндикации. При этом используется высокая чувствительность некоторых живых организмов к загрязнению, например, хорошими индикаторами загрязнения являются мхи, лишайники и водоросли.

Косвенный способ контроля заключается в использовании законодательных и административных рычагов управления.

Контроль может быть ручным, когда наблюдения за изменением ОС осуществляются вручную, или автоматическим, когда контроль за изменением ОС осуществляется в автоматическом режиме. Среди типовых автоматизированных систем контроля имеются системы контроля загрязнений атмосферы (АНКОС-АГ) и воды (АНКОС-ВГ).

По способу анализа контроль может быть прямым и дистанционным. В отличие от прямого дистанционный метод анализа состояния ОС предусматривает бесконтактный процесс получения информации с помощью аэрофотосъемки или космической съемки.

Поскольку экологическая оценка имеет много неопределенностей, то полезна экспертная оценка состояния ОС; она применяется в сложных и критических условиях. Это прерогатива специалистов-экспертов высокого класса, принимающих на себя ответственность в принятии решений в сложных экологических ситуациях.

Правовое обеспечение контроля состоит в выполнении законов по обеспечению сохранности ОС, а также норм правового регулирования использования воды, воздуха, почвы, недр и т.д. Сюда включается лицензионное право организаций на вылов рыбы, отстрел животных, вырубку леса, добычу полезных ископаемых и т.д.

Технологический контроль связан с соблюдением технологического режима производства, который регулируется нормами и требованиями по обеспечению экологической безопасности среды производства и продукции. Отвечают за технологическое обеспечение производства руководитель предприятия, главный инженер, технолог и эколог-менеджер. Нарушение технологического режима и регламента производства в погоне за прибылью – обычное явление при залповых выбросах и создании аварийной ситуации на вредных производствах.

Экономический контроль ОС заключается в предпочтении экологически чистого производства и продукта. Налоговый прессинг должен возрастать по отношению к вредному производству и вредному продукту.

Методы управления на ОС включают следующие: информационные (мониторинг ОС); предупредительные (экологическаяэкспретиза); административно-предупредительные (Государственный экологический контроль и экологический аудит); карательные (юридические, экономические, финансовые меры воздействия).

Для снижения давления на ОС применяются информационные, предупредительные и карательные методы. Информационные включают мониторинг изменения параметров ОС, предупредительные – различные виды экологической экспертизы, административно-правовые – экостандарты, разрешения, лицензии и т.д., административно-предупредительные – проверку деятельности объектов возможного загрязнения, экологический аудит и т.д., карательные – различные формы пресечения (от закрытия предприятия до уголовного преследования виновных), экономические и финансовые меры воздействия.

К информационному обеспечению экологических проблем относятся сбор, обработка, анализ, синтез данных, построение моделей, создание баз данных для пользователей. Первичная экологическая информация собирается с помощью измерительных средств в процессе научно-практической деятельности. Эта информация обладает наивысшей прикладной ценностью. Вторичная информация – результат переработки первичной для дальнейшего использования в экологическом моделировании, мониторинге и экспертизе. Третичная информация является результатом переработки вторичной для предоставления потребителю для последующего принятия решений.

Экологическое моделирование занимается изучением экологических объектов и процессов на их моделях для расчета поведения человека в стационарно-изменяющихся условиях ОС, а также для выработки рекомендаций по координированию форм и масштабов хозяйственной деятельности с изменяющимися условиями среды.

Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и экологических систем, в том числе и находящихся в условиях антропогенных воздействий. Экологический мониторинг состоит из следующих ступеней: биологический мониторинг отслеживает связь в изменениях ОС с состоянием организмов биоты, в том числе и человека, особое значение придается учету канцерогенных и мутагенных факторов; геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг обеспечивает наблюдение за природными экосистемами, агробиотой и индустриальными системами; методы этой ступени мониторинга должны определять способность ОС к самовосстановлению, биопродуктивности экосистем и различные ПДК, контроль обеспечивается сетью контрольных пунктов наблюдений и полигонов; биосферный мониторинг отслеживает изменения в биосфере, вызванные антропогенными воздействиями.

В России программа фонового экологического мониторинга осуществляется в ряде биосферных заповедников (Астраханский, Воронежский, Ильменский, Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихоте-Алинский) и на кораблях Госкомгидромета.

Целью экологической экспертизы является превентивный контроль экологической безопасности, осуществление государственного контроля в области охраны ОС и рационального использования природных ресурсов. Эти функции делегированы государством Министерству природных ресурсов РК, Государственному комитету РК по охране окружающей среды и их территориальным органам соответствующими законами РК.

Заключение экспертной комиссии обязательно для всех юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную среду, с природопользованием и т.д. Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:



  • предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства;

  • проекты целевых федеральных социально-экономических и научно-технических программ, связанных с воздействием на ОС;

  • проекты федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

  • материалы экологического обследования территории для придания им статуса особо охраняемого природного объекта;

  • ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения, осуществление которых может нанести вред ОС;

  • проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны ОС и рационального природопользования, регламентирующих хозяйственную деятельность.

Экологическое нормирование – определение пороговых значений факторов влияния человека на экосистемы или здоровье человека.
Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое окружающая среда?

2.Назовите основные требования к проведению экологического контроля?

3.Какие способы контроля существуют?

4. Что является целью экологической экспертизы?

5. Дать определение экологическому нормированию?



Лекция №2.

Тема:«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: консервативный, природноресурсовый, антропоцентрический.»

План лекции:

1.Виды экологической деятельности и их взаимосвязь.

2.Контроль.ГЭК (государственный экологический контроль).

3.ПЭК (производственный экологический контроль).

4. ОЭК (общественный экологический контроль).

5. МИО (мониторинг источников и отходов).

6.ЭА ( экологический аудит).


1.Виды экологической деятельности и их взаимосвязь.

Еще доисторический человек использовал эмпирические знания об экологических требованиях живых организмов. Так рыбак ловит рыбу там, где есть соответствующие условия ее существования и воспроизводства. В сочинениях многих ученых античного времени и средних веков можно найти элементы экологии.

В 1273 г. английский король Эдуард IV издал первый закон об охране окружающей среды, запрещающий применение каменного угля в качестве топлива. До XVIII в. основными источниками загрязнения окружающей среды были бытовые сточные воды и продукты сгорания топлива. Экологическое равновесие существовало до конца XIX в. До 1930 г. наблюдалось стихийное развитие экологии. Позже появились первые попытки применения экологических знаний в сельском хозяйстве и лесоводстве. В настоящее время взаимоотношения человека и природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни. Но современные масштабы и способы использования ресурсов биосферы таковы, что начинают нарушаться естественные равновесия и биосфере грозит потеря своего основного свойства – самовозобновления.

Необходимым элементом осуществления государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является проведение экологического контроля. Данная функция управления сложилась давно, имеет определенные традиции в практике применения. В юридической литературе вопросы организации, условия и порядок проведения экологического контроля освещались достаточно полно, но применительно к ранее существовавшей экономической системе.

Вместе с тем, новые рыночные отношения внесли значительное изменения в понятие сущности экологического контроля, поэтому возможно проанализировать названные работы.

Так, по мнению Петрова В.В. экологический контроль в целом есть “проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, то есть всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества”.



Экологический контроль можно понимать и в “широком” смысле, (когда речь идет о соблюдении экологической безопасности общества) и в “узком” смысле - как проверка исполнения экологических норм и требований действующего законодательства с целью предотвращения вредных воздействий на окружающую среду, ее объекты, жизнь и здоровье человека. В законе “Об охране окружающей среды” в ст. 76 дается определение экологического контроля как наблюдения за состоянием окружающей среды и ее изменения под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды , воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований. Нетрудно заметить, что данное определение несколько объемное и включает в себя ряд самостоятельных компонентов - мониторинг, надзор. Нам представляется, что определение, данное в “узком” смысле наиболее верное. Экологический контроль имеет свои виды и формы. Согласно действующему законодательству экологический контроль подразделяется:

  1. государственный контроль;

  2. ведомственный контроль;

  3. производственный контроль;

  4. общественный контроль.

2.Государственный экологический контроль является деятельностью специально уполномоченных органов, он независим от каких- либо ведомственных интересов и наделен определенными правомочиями. Осуществление его возлагается на Министерство экологии и природных ресурсов. В качестве объектов экологического контроля выступают: состояние и степень изменений окружающей среды и ее отдельных объектов под влиянием хозяйственной и иной деятельности; соблюдение экологического законодательства; деятельность юридических и физических лиц по выполнению природоохранных мероприятий, а также предписаний государственной экологической экспертизы;

выполнение экологических требований по охране окружающей среды, условий, предусмотренных в договорах (контрактах), лицензиях на специальное природопользование.

“В зависимости от объектов различают формы экологического контроля: интегрированный, охватывающий всю окружающую среду;

комплексный, связанный с охраной группы объектов и комплексов;

дифференцированный, направленный на охрану отдельных объектов природы.

Различаются также информационный, предупредительный, текущий, карательный формы экологического контроля, закрепленные в законодательстве.

Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам государства с целью принятия предупредительных либо карательных мер.

При осуществлении предупредительного и текущего контроля принимаются необходимые меры по предотвращению возможных вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие нарушений экологического законодательства, невыполнения природоохранных мероприятий.

Применение мер государственного принуждения к лицам, виновным в причинении вреда окружающей среды, нарушениях экологического законодательства составляют содержание карательной формы контроля или самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля.

Все названные формы контроля тесно связанны между собой, взаимодополняют друг друга. В отличие от информационного и текущего контроля, карательная форма контроля осуществляется только специально уполномоченными государственными органами.

Существенным элементом в характеристике экологического контроля являются его методы.

Понятие методов экологического контроля соответствует принятому в юридической литературе определению способов воздействия на участников общественных отношений. С помощью методов осуществляется реализация на практике деятельность соответствующих контролирующих инспекций. К методам экологического контроля следует отнести:

- наблюдение за качественным состоянием окружающей среды и отдельных объектов природы;

- проверка исполнения предписаний экологических и санитарных органов; - проверка соблюдения норм и требований экологического законодательства;

- ограничение, приостановление, прекращение экологически вредных производств;

- привлечение виновных лиц к ответственности.



Осуществление ведомственного и производственного экологического контроля является существенным условием в обеспечении охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и, несомненно, этот вопрос является предметом отдельного изучения.

Нынешние министерства, акционерные общества, предприятия частной формы собственности обязаны осуществлять контроль за использованием природных ресурсов в пределах своих полномочий. Круг форм и методов ведомственного и производственного экологического контроля значительно “уже”, чем государственный надведомственный контроль. Задачи и цели осуществления ведомственного и производственного экологического контроля также определяются государством. Именно специально уполномоченный государственный орган должен определить по каким параметрам, каким способами и методами будет осуществляться ведомственный и производственный экологический контроль, какой должна быть форма отчетности ведомственных и производственных служб.

Отличительным признаком ведомственного контроля является то, что сфера его действия распространяется только на подведомственные объекты, указания обязательны для исполнения должностными лицами и работниками уполномоченных объектов.

Государственный экологический контроль - это деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по контролю за соблюдением экологического законодательства РК, нормативов качества окружающей среды и экологических требований.

Предупредительный государственный экологический контроль – его целью является не допустить планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов не отвечающих требованиям экологических правил и норм.

Текущий государственный экологический контроль – ставит целью выявить нарушения экологических правил эксплуатации предприятий и т. д, а также определить источники вредных воздействий на природную среду и источники экологического ущерба.

Карательный государственный экологический контроль – состоит в том, что государственные органы имеют право применять меры принуждения (административного пресечения) и т.д.
3.Производственный экологический контроль ставит своей задачей обеспечение выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды в пределах отдельного производства или предприятия. Данный вид контроля производится в случаях, если деятельность предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду и ее отдельные компоненты.

Производственный экологический контроль – правовой основой является экологический кодекс РК, а также специальные правовые акты определяющие обязанности хозяйственных объектов.

Правовой основой производственного экологического контроля являются Закон РК“Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 года (ст.78), а также специальные правовые акты, определяющие права и обязанности хозяйствующих субъектов. К ним следует отнести Указы Президента РК “О государственном предприятии” от 19 июня 1995 года, “О производственном кооперативе” от 5 октября 1995 года, “О хозяйственных товариществах” от 2 мая 1995 года. В них предусматривается общее положение - основные цели и задачи, права и обязанности предприятия определяются в их уставах, следовательно, полномочия, задачи органов производственного контроля определяются уставом предприятия.



4.Общественный экологический контроль завершает систему видов экологического контроля. В отличии от государственного, он не имеет обязательной силы, его заключения носят рекомендательный характер, но государственные органы обязаны реагировать на деятельность общественных экологических организаций.

Правовой основой осуществления является стю38 Конституции РК ст. 79 Закона РК “Об охране окружающей среды”, а также нормы Закона РК “Об общественных объединениях”, уставы, положения данных организаций.



Общественный контроль представляет собой одну из форм участия общественности в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Его цель - оказать содействие государственным органом в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в выявлении, предупреждении и установлении вредных воздействий на окружающую среду и ее отдельные объекты.

Правовой статус государственного экологического инспектора закреплен в ст.77 Закона “Об охране окружающей среды”. Согласно ему они имеют право:

-беспрепятственно посещать организации и другие объекты;

запрашивать необходимые материалы;

-проверять выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

-вносить предложение о проведении государственной экологической экспертизы;

-выносить предписания об ограничении и приостановлении работы предприятий, сооружений, осуществляющих деятельность с нарушением экологических требований;

-выносить предписания о запрещении ввоза на территорию Казахстана, а также транзита экологически опасных грузов, отходов и сырьевых ресурсов:

-рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и направлять материалы в правоохранительные органы;

-определять размеры ущерба, нанесенного окружающей среде-

Деятельность общественного экологического инспектора в действующем законодательстве не урегулированы. Невыполнение предписаний государственного экологического инспектора влечет применению карательных мер.

5. МИО (мониторинг источников и отходов).

Классификация отходов

Состав твердых отходов машиностроительных предприятий, несмотря на их различную специализацию, отличается сравнительной однородностью - черные и цветные металлы, шлак, окалина, зола, горелая формовочная смесь, амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), древесина, пластмассы, бумага и картон. Отходы машиностроительных предприятий в основном образуются от производства проката (концов, обрезков, обдирочной стружки, опилок, отрезки слитков на ножницах и пилах и др.); производства литья (литников, шлаков, съемов и др.) и механической обработки. основным источником образования отходов легированных сталей являются металлообработка – 84% и амортизационный лом – 16%. Утилизируются главным образом металлы, централизованно сдаваемые предприятиям вторчермета и вторцветмета. Существует проблема использования других видов отходов. Они или вывозятся на свалки, или остаются на заводской территории, сильно загрязняя ее.

В настоящее время совершенствуются пути складирования особо токсичных отходов, обезвреживания свалок, сжигания части мусора на мусоросжигающих заводах.

Стружки, металлические опилки, окалина могут найти применение при коагуляционной очистке сточных вод от активных красителей. Отходы древесины широко используются для изготовления товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, изготовляемых, главным образом, методом прессования.

Многие виды современных производств характеризуются образованием токсичных жидких отходов, для которых отсутствуют удовлетворительные технологии очистки или обезвреживания и, следовательно, требуется весьма длительная изоляция отходов от биосферы. Обеспечить такую изоляцию на поверхности земли практически невозможно, особенно для больших объемов отходов, измеряемых миллионами кубометров и размещаемых в различного рода прудах-накопителях, испарителях и других подобных сооружениях. Такие сооружения неизбежно становятся источниками постоянного или эпизодического поступления отходов в подземные и поверхностные воды прилегающих участков. Поэтому промышленность и сельское хозяйство продолжают оставаться источником развития процессов, оказывающих отрицательное влияние на состояние подземных вод.

Значительно более безопасным в экологическом отношении способом обращения с жидкими отходами является их подземное захоронение в глубокие водоносные горизонты платформенных артезианских бассейнов. Такие горизонты содержат, как правило, высокоминерализованные и не представляющие практической ценности подземные воды и имеют надежную природную изоляцию от поверхности земли, поверхностных вод и пресных подземных вод верхней части земной коры, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Этот способ обращения с жидкими отходами надежно обеспечивает длительную (прогнозируемую на многие тысячи лет) изоляцию отходов, что и определяет его экологическую безопасность.

До 90% сильнотоксичного металла, каким является кадмий, можно удалить из сточных вод с помощью обычных древесных опилок, предварительно обработанных щелочью. Возможна переработка промышленных отходов, содержащих органические вещества (опилки, стружки, обрезки и т.д.) наряду с другими естественными и искусственными органическими материалами в сырье для получения пористых углеродных адсорбентов – активных углей, широко используемых в промышленности для очистки жидких и газообразных сред и производства катализаторов.

В машиностроительном комплексе используется огромное количество пластмасс и синтетических смол. Поэтому утилизация, безопасное хранение и переработка огромного количества полимерных материалов, входящих в состав пришедших в негодность машин – важная составляющая современных природоохранных проблем машиностроения. Наиболее рациональным методом ликвидации пластмассовых отходов служит высокотемпературный нагрев без доступа воздуха (пиролиз), в результате которого их отходов пластмасс в смеси с другими отходами (дерево, резина и т.д.) получаются ценные продукты: пирогаз, горючий газ и пиролизная смола.

Шламы из отстойников очистных сооружений и цехов химической и электрохимической обработки металлов содержат большое количество твердых частиц, от 20 до 300 г/л. После нейтрализации и сушки шламы используют для извлечения соответствующих металлов, в качестве добавки к агломерационной шихте, в строительной индустрии и т.д.

Таблица 1. Классификация причин образования отходов производства



Конструкционные

Проектные

Технические

Технологические

Организационные

Несоответствие оборудования характеру процесса

Несовершенство технологии

Нарушение регламента эксплуатации оборудования

Нарушение

технологического регламента



Нарушение требований к составу, хранению,

подготовке сырья



Несоответствие конструкционных свойств материалов

Несоответствующий уровень автоматизации управления

Применение морально устаревшего оборудования

Нестабильность протекания химических реакций

Небрежная эксплуатация оборудования

Конструкционные недостатки оборудования

Ошибки проектирования

Эксплуатация неисправного оборудования

Нестабильный технологический режим. Отсутствие

непрерывности

производства

при многостадийно

сти процессов


Недостаточный уровень квалификации

Персонала. Слабый контроль, отсутствие

нормативных материалов


Движение отходов осуществляется в нескольких направлениях:

1). Временное размещение:

- на территории предприятия;

- на пунктах централизованного сбора.

2). Переработка (на государственных или коммерческих предприятиях)

3). Реализация:

- населению;

- предприятиям (в т.ч. специализированным - «Вторчермет», «Вторцветмет»).

г). Захоронение (на государственных или коммерческих предприятиях).

Промышленные твердые отходы кроме классификации по токсичности подразделяются на металлические, неметаллические и комбинированные.

К неметаллическим отходам относят химически инертные (отвалы пустой по роды, зола и т. д.) и химически активные (пластмассы, резина и т. д.), к комбинированным — промышленный и строительный мусор.



Классификация отходов по физическим свойствам приведена в табл.2.

Таблица 2. Классификация отходов по физическим свойствам



Группа

Вид отхода

Водные растворы и шламы

Кислые, щелочные, неорганические нейтральные, органические нейтральные, смешанные органические и неорганические

Неводные растворы и шламы

Органические растворители (сжигаемые), органические растворители (несжигаемые), использованные масла, использованные смолы и жиры

Твердые отходы

Огарки, остатки, пыль, биологические твердые отходы, отходы добычи и разработки сырья

Газообразные отходы

Дымы, отходящие газы, газообразные тепловые

потоки


Специфические отходы (особо токсичные)

Асбестовые, фенолсодержащие, мышьяксодержащие, ртутьсодержащие, цинксодержащие, хлорированные бифенилы и др.

Классификация отходов по методам утилизации или ликвидации. Различают следующие методы:

- биологическая обработка;

- химическая обработка;

- извлечение компонентов;

- разделение фаз;

- ликвидация (удаление) отходов.



Классификация отходов по источнику образования. Отходы производства образуются:

- при добыче и обогащении полезных ископаемых;

- при переработке:

а) механической;

б) физико-химической;

в) иных видах.



Отходы потребления:

а) производственного;

б) бытового.
Классификация отходов по методам обезвреживания и переработки представлена в таблице 3.

Таблица 3. Классификация отходов по методам обезвреживания и переработки



Категория

Характеристика

Методы захоронения (обезвреживания)

1

Инертные

Для планировки

2

Биологически окисляемые

Складирование и переработка совместно с ТБО

3

Слаботоксичные, малорастворимые

Складирование совместно с ТБО

4

Нефтемаслоподобные

Сжигание, в т.ч. совместно с ТБО

5

Токсичные со слабым загрязнением воздуха

Складирование на полигоне промотходов

6

Токсичные

Обезвреживание на спецсооружениях

Для таких отходов как гальванический шлам, оксиды и гидроксиды, соли, кислоты, щелочи и концентраты следует учитывать также рН среды. Показатель рН является фактором, повышающим класс опасности, при определенных условиях. Это означает, что из значений классов опасности отхода, определенных расчётным методом и по рН среды, выбирается более опасное значение (табл. 4).

Таблица 4. Класс опасности отхода



2 класс

рН>11,5и рН<2,5

3 класс

рН=2,5-3,5 и рН=10,1-11,5

4 класс

рН=3,6-5,0 и рН=8,5-10,0

В случае присутствия в составе отхода органических или биогенных веществ, проводится тест на устойчивость к биодеградации для решения вопроса о возможности отнесения отхода к классу меньшей опасности. Устойчивостью отхода к биодеградации является способность отхода или отдельных его компонентов подвергаться разложению под воздействием микроорганизмов.

При определении класса опасности отхода для ОПС с помощью метода биотестирования водной вытяжки применяется не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии и инфузории, церио-дафнии и бактерии или водоросли и т.п.). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, проявившем более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Класс опасности устанавливается по кратности разведения водной вытяжки, при которой не выявлено воздействие на гидробионтов в соответствии со следующими диапазонами кратности разведения в соответствии с табл.5.

Таблица 5. Кратность разведения водной вытяжки из отходов



Класс опасности отхода

Кратность разведения водной вытяжки из опасного отхода, при которой вредное воздействие на гидробионтов отсутствует

I

Более10000

II

От 10000 до 1001

III

От 1000 до 101

IV

От 100 до 1

V

1 и менее

Использование промышленно-бытовых отходов имеет разные формы, предполагающие повторное вовлечение вторичных ресурсов в промышленный оборот. Это становится возможным в процессе следующих действий:

1) отделения и переработки содержащихся в отходах полезных компонентов (металлолом);

2) включения отходов в состав другого конечного продукта (шлаки для изготовления шлакобетона);

3) сжигания или окисления с получением энергии (метан в процессе перегнивания мусора для получения биотоплива).



Методы утилизации промышленно-бытовых отходов.

Промышленно-бытовые отходы классифицируются на:

1) Практически инертные (отвалы горных пород);

2) Биологически окисляемые, легко разлагающиеся органические вещества (пищевые отходы);

3) Слаботоксичные, малорастворимые в воде (пластмассы);

4) Нефтемаслоподобные, не поддающиеся регенерации;

5) Токсичные со слабым загрязнением воздуха, в пределах 2-3 ПДК (минеральные удобрения);

6) Особо токсичные (ртутные приборы).

Методы обезвреживания промышленно-бытовых отходов бывают:

1) Утилизационные;

2) Ликвидационные.

Утилизационные отходы способствуют замкнутости ресурсного цикла (топливно-энергетические и материальные ресурсы);

Ликвидационные -подлежат захоронению или ликвидации в силу несовершенства существующих технологий утилизации промышленно-бытовых отходов.

В связи с невозможностью применения безотходных технологий с полной и безусловной ликвидацией всех отходов производства на большинстве промышленных предприятий используются малоотходные технологии, например, большая часть используемой массы золошлаков ТЭС служит сырьем для производства строительных материалов и изделий.

Золы и шлаки от сжигания углей, сланцев и торфа могут широко использоваться в качестве вяжущего для производства силикатного кирпича при содержании в них не менее 20% CaO виде кремнеземистого заполнителя, если содержат до 5% CaO; содержание частиц несгоревшего топлива при этом не должно превышать 5%. Золы с высоким содержанием частиц угля используются в качестве отощающей и топливной добавки к глине в количестве 15-50% по весу (иногда до 80%) при производстве красного (глиняного) кирпича.

Золы ТЭС используются для получения искусственных пористых заполнителей – аглопористого (с содержанием не менее 5-10% горючих) и зольного гравия (с содержанием не менее 3% горючих).

Как кислые золошлаковые отходы, так и основные, с содержанием свободной извести до 10% до и 5% горючих, используют в качестве активной минеральной добавки при производстве цемента; их же можно применять в качестве гидравлической добавки (10-15%) к цементу. Золошлаковые отходы широко используют в дорожном строительстве, для производства минераловатных изделий. Использование золошлаковых отходов по перечисленным направлениям является не только экономически выгодным, но и позволяет повысить качество соответствующих изделий.

Золы сланцев и торфа содержат значительные количества CaO и используются для известкования кислых почв вследствие содержания значительных количеств К и Р, а также микроэлементов, необходимых ряду сельскохозяйственных культур; они применяются практически без какой-либо дополнительной обработки в качестве удобрений. Некоторые виды золошлаковых отходов используют в качестве агентов очистки промстоков.

Золы углей и нефти содержат многие металлы, причем в ряде случаев их концентрация в золе такова, что извлечение становится экономически выгодным; так, максимальные концентрации Sr, V, Zn, Ge в золе углей могут достигать 10 кг/т. В золе нефтей содержание V2O5 в отдельных случаях достигает по массе 65%, кроме того, в ней в значительных количествах содержатся Mo и Ni. Зола торфа содержит значительные количества U, Co, Cu, Ni, V, Pb. Поэтому извлечение металлов становится еще одним направлением переработки этих отходов; из золы некоторых углей извлекают редкие и рассеянные элементы (в частности Ge и Gа), из золы металлов - V, Ni и другие металлы.

Основным методом ликвидации промышленно-бытовых отходов является их складирование.



Формы складирования промышленно-бытовых отходов следующие: терриконы и отвалы горнодобывающих предприятий, шахт и рудников; отвалы золы и шлаков тепловых электростанций; хвостохраиилища и шламохранилища обогатительных фабрик предприятий черной и цветной металлургии;

полигоны твердых бытовых отходов, свалки и отбросы бытового мусора и др.



Неорганизованные (стихийные) свалки промышленно-бытовых отходов являются источником потери многих видов минерально-сырьевых и других ресурсов, служат каналами проникновения чуждых природной среде токсичных веществ и включения их в естественный круговорот.

Распространение различных природных веществ в окружающей человека природной среде, связанное с промышленно-бытовыми отходами, вызывает различные побочные, в т.ч. и негативные последствия. Очень часто последствия взаимодействия промышленно-бытовых отходов с окружающей средой не предсказуемы. Экологические последствия влияния природно-технических геосистем свалок промышленно-бытовых отходов на окружающую среду отражаются на устойчивости включающих их геосистем. Это чаще всего проявляется в изменении естественного геохимического фона атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и биоты, нарушения рельефа в местах скопления свалок промышленно-бытовых отходов.



Вышесказанное дает основание очень внимательно относиться к местам расположения промышленно-бытовых отходов посредством всестороннего изучения сложных синергических реакций при трансформации различных веществ в местах их складирования и хранения. Уместно отметить, что масштабы объема и количества свалок твердых промышленных и бытовых отходов не равнозначны. Места скопления промышленных свалок обычно немногочисленны, но поражают воображение своими размерами и объемами складируемого материала. В силу объективных причин свалки отходов бытового мусора менее значительны по размерам (за исключением мегаполисов и крупных городов), но зато встречаются повсеместно, и являются неотъемлемой частью каждого населенного пункта. Это обстоятельство позволяет именовать геотехсистемы свалок промышленно-бытовых отходов санирующими, т.е. имеющими функциональное назначение связанное с поддержанием соответствующего нормального санитарно-гигиенического уровня окружающей среды. Оздоровление окружающей среды на территориях расположения свалок промышленно-бытовых отходов является важной составляющей стратегии оптимизации природной среды.

В структуре геосистем свалок промышленно-бытовых отходов по формам складирования выделяются следующие виды природно-антропогенных комплексов.

Терриконы — конусообразные отвалы из пустой шахтной или рудниковой породы. Наиболее известны терриконы в окрестностях угольных шахт. Использование терриконов предполагает как их рекультивацию и последующее хозяйственное освоение выровненных площадок, так и использовании рудничной или шахтной породы в качестве балластного и строительного материала.

Отвалы - искусственные насыпи из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, коммунально-бытовых отходов. Состоят из разрыхленных и перемешанных горных пород в процессе их выемки, транспортировки и отвалообразования. Отвалы рудниковой горной породы нередко повторно (многократно) используются с целью извлечения некондиционных в прошлом рудных ископаемых, которые в процессе совершенствования технологии излечения разных видов полезных ископаемых, становятся вновь пригодными для эксплуатации.

Горные выработки - полости в земной коре, образующиеся в результате ведения горных работ. Бывают двух видов: открытые (карьеры, разрезы) и закрытые (шахты, штольни). Горным выработкам сопутствуют перемещения огромного объема горных пород, большая часть которого складируется в виде твердых промышленных отходов и лишь 1/8 часть используется в качестве исходного сырья для производства.

Золоотвалы (золохранилшца) - места складирования и хранения золы тепловых электростанций, работающих на твердом топливе. Зола в золоотвалах обычно обогащена тяжелыми металлами и радиоактивными элементами. В связи с этим золоотвалы подлежат засыпке грунтом, захоронению и другим видам технической рекультивации.

Шахтные отвалы - искусственные насыпи, образуемые в результате отсыпки пустых пород, извлекаемых при подземной разработке. Отвалы рудничных пород нередко используются вновь для извлечения полезных ископаемых признанных ранее некондиционными из-за низкого содержания полезного сырья.

Шламохрапштца - территории, специально обустроенные для хранения шлама: илистого осадка, извлеченного из сточных вод в процессе их флотации и очистки. Содержат высокие дозы тяжелых металлов и токсичных веществ. Слой илистой грязи в шламохранилищах при высыхании нередко сильно пылит, загрязняя атмосферный воздух. В отдельных случаях илистые осадки шламохранилищ используют для изготовления кирпича и шлакоблоков.

Шлакохранилища — отходы металлургического производства, формирующиеся в виде бесформенных отвалов из пустой породы расплава на поверхности жидкого металла в плавильных печах. Образуют при остывании характерное камневидное или стекловидное вещество, пригодное для изготовления строительного материала (шлакобетон).

Хвостохралплища -замкнутые понижения рельефа или искусственные емкости, созданные для очистки от взвесей жидких отходов, в виде пульпы, возникающих при добыче или обогащении полезных ископаемых или других технологических процессах.

Свалки - специально отведенные территории, предназначенные для складирования и захоронения бытовых и промышленных отходов. Свалки бывают санкционированные (специально оборудованные) и стихийные (несанкционированные), куда население выбрасывает мусор и бытовые отходы.

Особый интерес вызывают специально оборудованные централизованные полигоны для сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов. По своей структуре и функциональному назначению полигоны ТБО представляют собой типичную природно-техногенную геосистему, предназначенную для захоронения ТБО.

В качестве примера рассмотрим структуру коммунального государственного предприятия «Тартып» по управлению твердыми бытовыми отходами г. Алматы, созданного решением Акимата в 1999 г. Основной вид деятельности предприятия заключается в оказании услуг жителям г. Алматы по вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. С этой целью в г. Алматы образованы 6 предприятий (по числу районов города), которые обслуживают 42 % территории города и занимаются приемом и вывозом ТБО на специально организованный полигон. Кроме этого на полигоне ТБО, расположенном в 35 км западнее г. Алматы, организована еще одно предприятие, осуществляющее прием, утилизацию и захоронение отходов на территории городского полигона ТБО.

Технология захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) г. Алматы на полигоне в Карасайском районе Алматинской области состоит из нескольких этапов:

1. Спецавтотранспорт, груженный ТБО подъезжает к весовой полигона для взвешивания ТБО;

2. Автомашины направляются регулировщикам к месту выгрузки привезенного груза ТБО, на специально оборудованную площадку;

3. Выгруженные из автомобилей ТБО сдвигаются бульдозером с разгрузочной площади, разравниваются, уплотняются и покрываются изолирующим слоем суглинков мощностью 20 см.;

4. Процесс выгрузки новой партии ТБО, их разравнивания, покрытия бытовых отходов изолирующим слоем повторяется до полного захоронения отходов на действующем полигоне (обычно - глубоком естественном овраге).

Таким образом, процесс захоронения ТБО напоминает структуру «слоеного пирога». Подобная схема функционирования природно-технических систем промышленно-бытовых отходов в общих чертах соответствует принципам складирования и захоронения различных видов отходов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал