Основные цели и задачи программы дополнительного образования



Скачать 138.42 Kb.
Дата26.04.2016
Размер138.42 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Истринского муниципального района



«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании методсовета ЦРТДиЮ «Ровесник»

Директор ЦРТДиЮ «Ровесник»:

протокол 11_от «21» _февраля_ 2016 г.

______________ Л.В. Хотеева




от «21» _февраля_ 2016г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа



«Родное Подмосковье»

Программа предназначена для обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы - 1 год

Педагог дополнительного образования

Тюрина Галина Анатольевна

2016 г.


г. Истра Московской области

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования составлена на основании авторской программы Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье».

Программа направлена на изучение особенностей расселения, быта, традиций, культуры населения, экономики, проблем взаимодействия природы и общества на территории родного края.



Основные цели и задачи программы дополнительного образования:

  • Формирование целостного представления о природе, хозяйстве, истории развития родного края. Формирование простейших навыков выполнения географических исследований;

  • Овладение умениями проводить наблюдению за природой с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать знания об окружающих объектах;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения родного края, в ходе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание любви к своей малой родине, необходимости бережного отношения к природной среде, уважения к мнению оппонента при обсуждении различных проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; правил поведения в природе.

Изучение «Родного Подмосковья» можно рассматривать, как процесс приближения образовательной сферы к реальным потребностям и учёту специфики региона, его культурно- исторических особенностей; эффективного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, преимущественными интересами и с учетом перспектив развития региона (рынка труда, его запросов), специфических условий самой территории. Предметом изучения в курсе «Родное Подмосковье» является многообразие форм и способов взаимодействия человека с природной и социокультурной средой на конкретной территории Московской области. Он включает учебный материал, учитывающий геополитические, природные, экономические, культурные, этнические и другие особенности региона Московской области. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к своей «малой Родине»- Московии (Подмосковья)

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны:

  1. Называть и показывать:

  • время образования Московской области;

  • исторические этапы ее становления;

  • крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;

  • геологическое строение, основные виды и месторождения полезных ископаемых;

  • основные формы рельефа;

  • факторы, влияющие на формирование климата и микроклимата;

  • основные реки, озера, водохранилища;

  • основные виды и распространение почв, лесов;

  • особо охраняемые природные территории;

  • города и районы области;

  • отрасли специализации хозяйства и основные промышленные центры;

  • основные транспортные пути;

  • рекреационные районы;

  • примеры рационального и нерационального использования ресурсов;

  • культурно-исторические центры

  1. Определять (по карте):

  • координаты географических объектов (населенных пунктов);

  • основные геологические структуры (по тектонической карте);

  • количество осадков, годовую амплитуду температур, господствующие ветры;

  • абсолютную высоту над уровнем моря (по топографическим картам местности);

  • функции городов;

  • расстояние между географическими объектами

  1. Наносить на контурную карту:

  • границы области, географические объекты;

  • природные и социальные явления основными картографическими способами (методы: значков, ареалов, картограммы )

  • Описывать (составлять характеристики):

  • Этапы исторического развития Московской области,

  • ландшафты заданной местности,

  • Объяснять (на примере области, района, города):

  • развитие форм рельефа;

  • взаимосвязь компонентов природы на примере природных комплексов Московской области;

  • влияние природных, исторических факторов на развитие хозяйства;

  • специализацию хозяйства отдельных территорий и городов области;

  • изменение ландшафтов в результате деятельности человека;

  • уникальность природных и историко-культурных объектов;

  • особенности в условиях работы, быта, жизни людей в регионе

  • Прогнозировать:

  • изменение отдельных природных объектов в результате деятельности человека;

  • изменение численности населения в результате действия различных факторов;

  • тенденции развития области, города, района, своего населенного пункта

Учебно-тематический план.

Продолжительность

занятия


Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа





Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Визитная карточка региона

12

8

4

2

Природа Подмосковья

42

20

22

3

Особо охраняемые природные объекты Московской области

10

4

6

4

Топонимы Подмосковья

10

2

8

5

Взаимодействие природы и человека

11

6

5

6

Население и хозяйство

24

18

6

7

Города Подмосковья

10

3

7

8

Культурное наследие региона достопримечательности

18

9

9

9

Основы ПДД

7

4

3




Итого

144

74

70

Содержание программы

    1. Визитная карточка региона. Географическое положение.

Понятия «край», «область», «регион». Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния- область, изменение границ во времени. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении ростово- суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19- начале 20 веков.

Современное положение области в центре Восточно - Европейской равнины и Центральной России. Столичность положения. Административное деление. Районы, города областного и районного значения. Современные границы Московской области характеризуются в историко - пространственном аспекте.

Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, района.

Практическая работа: Подготовка сообщений по теме «История основания Москвы»

Практическая работа: Изучение исторических карт

Практическая работа: Работа с краеведческой литературой

Практическая работа: определение по картам географического положения, административное деление региона и своего населенного пункта.

2. Природа Подмосковья.

Неживая природа.

Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно - ледниковые отложения.

Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье. Народные приметы о погоде. Наблюдения за погодой.

Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы, Истринское водохранилище.



Живая природа Подмосковья.

Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.



Практическая работа: описание природных комплексов на основе различных источников информации.

Физико - географические районы Подмосковья:

- ландшафты моренных возвышенностей ( Можайско-Волоколамской, Клинско-Дмитровской)

-вторично- моренные равнины ( Москворецко- Окская моренно- эрозионная равнина);

-низменности Верхней Волги ( Верхневолжского и Волго - Окского междуречья- Мещера, Заочье);

Практическая работа: составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края (Кострово и его окрестностей)

Рекреационный потенциал территорий. Рекреационные ландшафты: лечебно-оздоровительный , спортивный, познавательно- эстетический, заповедный. Изменение рекреационных ландшафтов в процессе использования. Особенности охраны и восстановления.

Ландшафт как источник эстетического восприятия и объект творчества. Красота и гармония ландшафта. Значение

Знакомство с произведениями искусства и литературы местных художников, композиторов, писателей, поэтов, отражающих неповторимость окружающей природы, традиционные занятия населения.



3. Особо охраняемые природные территории Московской области. ( ООПТ)

Особо охраняемые природные территории Подмосковья: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Природно-климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий Подмосковья. Приокско - Террасный государственный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», республиканские заказники( оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Киёво в Мытищинском районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных ( 34) и местных.

История создания особо охраняемых территорий, природные комплексы и основные объекты охраны. Виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области. Объекты историко- культурного наследия. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона.

4.Топонимы Подмосковья.

Основные способы образования топонимов. Происхождение топонимов на территории города Истра и Истринского района. Понятие о топонимике и антропонимике. Отражение прошло­го и природных особенностей в названиях. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов (рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области. Названия местных рек, городов, поселков.

Практическая работа: изучение топонимов своей местности на основе исторической и краеведческой литературы, опросов местного населения.

5.Взаимодействие природы и человека

Примеры рационального и нерационального природопользования, экологические проблемы своего края.



6.Население и хозяйство.

Демографическая ситуация в регионе. Особенности естественного прироста, миграции.

Ведущие отрасли хозяйства

Развитие производственно- хозяйственной деятельности на территории Подмосковья в прошлом и настоящем, факторы раз­вития и размещения хозяйственных комплексов за историческое время (географическая и историческая предопределенность) Историко-географические особенности формирования хозяйства региона, старопромышленный характер экономики. Развитие производственно- хозяйственной деятельности на территории Истринского района.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории. Условия для развития сельского хозяйства, транспортного строительства. Относительная бедность природных ресурсов: подмосковный уголь, торф, строительные материалы.

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев -Посадская матрешка, Павлово-Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево-кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Практическая работа: составление характеристики народ­ных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.

7.Города Подмосковья.

Их история, территориальное размеще­ние «портретный облик». Историко-культурные особенности и традиции городов региона. Роль в развитии Российского государства.

Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет границы, разворачивает ареал возможностей жителей региона, не позволяет замкнуть их жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения.

8. Культурное наследие региона и достопримечательности.

Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные на­ходки. Архитектура и архитектурные стили городов

«Золотое кольцо» городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпу­хов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Под­московья. Историко-культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности. (Новоиерусалимский монастырь и т.д.)

Практическая работа: работа с краеведческой ли­тературой.



9. Изучение Правил дорожного движения.

Опасные аварийные ситуации ,возникающие на дорогах ,улицах в общественном транспорте. Беседы о правилах безопасного поведения.



Методическое обеспечение программы

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ, исследовательский. 

Содержание Программы дополнительного образования «Родное Подмосковье» позволяет формировать и использовать разнообразные виды деятельности: 



  • Описание объектов и явлений;

  • Характеристика географического положения Московской области  и города Истра;

  • Умение классифицировать явления, процессы и объекты региона;

  • Работа с картами атласа Московской области и статистическими материалами;

  • Презентация географических знаний (сообщения, демонстрация видеоматериалов, тематические семинары);

  • Работа с контурными картами;

  • Поиск дополнительной географической информации с привлечением ИКТ;

  • Работа с таблицами и схемами;

  • Прогнозирование процессов и явлений, происходящих в регионе;

  • Обсуждение проблем, постановка и решение географических и экологических задач;

В программе отражены формы контроля, применяемые на занятиях по курсу «Родное Подмосковье»:

  • Практические работы;

  • Практикумы по картам атласа и контурным картам;

  • Самостоятельные работы;

  • Тематические презентации и сообщения;

  • Мониторинги окружающей среды;

Литература для учителя :

1.Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье 7.8-9 кл.». Методическое пособие для учителя. М.:Издательство Селадо.2012г.

2.Атлас Московской области. Издательство «Просвещение»2006г.

3.Дубинская Л. С. Подмосковье: музеи, мемориалы, памятники.

4.Об Истре с любовью. Сборник историко-художественных произведений. Составитель В. Н. Жуков М. Флинта: Наука.2001.

5.Лев Колодный. Москва у нас одна. Издательство Политическая литература.

6.В.Муравьёв Московские предания и были. Издательство: Московский рабочий 1988.

7.Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья. Истринская Земля. Москва 2004

8.Интернет –ресурсы.

9.Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья»,журнал «География в школе,М.,1997г.,№5.

10.Города Подмосковья в 3-х томах.М.Московский рабочий 1979г.

11. Рогачёв А.В. «Окраины старой Москвы».М.МИРОС 1993г.

12.По Москве.(под редакциейН.А.Гейнеке).М.1991г.

Литература для учащихся:

1.Москвоведение. Учебник для учащихся 8-9 классов

2.Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» Учебное пособие для учащихся. МГОУ 2005г.

3.Атлас Московской области. Издательство «Просвещение»2006г.

4.Г.П.Воларович.Цветные камни Подмосковья .Издательство «Недра»1991г.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал