Основное содержание рабочей программы 9 класс Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)



Скачать 100.06 Kb.
Дата23.04.2016
Размер100.06 Kb.
ТипРеферат
Основное содержание рабочей программы

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов).


Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления.

Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.


Лабораторные опыты:
Л.О. № 1: «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств».
Тема 1. Металлы (15 часов).


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.

Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электролитический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.

Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.

Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применения алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+, Fe3+.

Качественные реакции на Fe2+, Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.


Лабораторные опыты:
Л.О. № 2: «Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)».

Л.О. № 3: «Растворение железа и цинка в соляной кислоте».

Л.О. № 4: «Вытеснение одного металла другим из раствора соли».

Л.О. № 5 (1): «Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа».

Л.О. № 6: «Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария».

Л.О. № 5 (2): «Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа».

Л.О. № 5(3): «Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа».

Л.О. № 7: «Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей».

Л.О. № 5(4): «Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа».

Л.О. № 8: «Качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+».
Демонстрационный эксперимент:
Д.: Образцы сплавов; взаимодействие металлов с неметаллами.

Д.: Образцы щелочных металлов.

Д.: Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Д.: Образцы щелочноземельных металлов.

Д.: Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Тема 2 Практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3 часа).

Практическая работа № 1. «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Практическая работа № 2. «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств»».

Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».


Тема 3. Неметаллы (23 часа).


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. и. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства.

Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.

Сероводородная и сернистая кислоты.

Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

Соли аммония, их свойства и применение.

Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение.

Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, их применение.

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ.

Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.

Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.


Лабораторные опыты:
Л.О. № 9: «Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, нитратами, карбонатами, силикатами)».

Л.О. № 10: «Качественная реакция на хлорид-ион».

Л.О. № 11: « Качественная реакция на сульфат-ион».

Л.О. № 12: «Распознавание солей аммония».

Л.О. № 13: «Получение углекислого газа и его распознавание».

Л.О. № 14: « Качественная реакция на карбонат-ион».

Л.О. № 15: «Ознакомление с природными силикатами».

Л.О. № 16: «Ознакомление с продукцией силикатной промышленности».
Демонстрационный эксперимент:
Д.: Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния

Д.: Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.

Д.: Получение хлороводорода и его растворение в воде Д.: Взаимодействие галогенов с натрием, алюминия; вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Д.: Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Д.: Аллотропия серы.

Д.: Получение аммиака.

Д.: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Д.: Поглощение углем растворенных веществ или газов; восстановление меди из ее оксида углем.

Д.: Кристаллические решетки алмаза и графита

Д.: Образцы стекла, керамики, цемента.
Тема 4. Практикум № 2 Свойства неметаллов и их соединений (3 часа).

Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»».

Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»».

Практическая работа № 6. «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа)».

Тема 5. Органические соединения (10 часов).

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. ЕЕ свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Практическая работа № 7. «Изготовление моделей углеводородов».

Лабораторные опыты:
Л.О. № 17: «Свойства глицерина».

Л.О. № 18: «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании».

Л.О. № 19: «Взаимодействие крахмала с йодом».
Демонстрационный эксперимент:
Д: образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Д.: модели молекул метана и других углеводородов.

Д.: Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Д.: Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Д.: Образцы изделий из полиэтилена.

Д.: Качественные реакции на этилен.

Д.: Образцы этанола и глицерина.

Д.: качественная реакция на многоатомные спирты.

Д.: Получение уксусно-этилового эфира.

Д.: Омыление жира.

Д.: Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Д.: Горение белков (шерсти или птичьих перьев).

Д.: Цветные реакции белков.

Д.: Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

Д.: Качественная реакция на крахмал.
Тема 6. Химия и жизнь (6 час).


Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.



Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.


Практические работы:


Практическая работа № 8. «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены».

Практическая работа № 9. «Знакомство с образцами лекарственных препаратов».


Демонстрационный эксперимент:
Д.: Образцы лекарственных препаратов.

Д.: Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Д.: Образцы строительных и поделочных материалов.
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа).

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

Оксиды (основные, амфотерные, кислотные): состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал