«Освещенность. Значение освещенности»



Дата02.05.2016
Размер75.8 Kb.
ТипИсследовательская работа
Исследовательская работа

Тема: «Освещенность. Значение освещенности»

Выполнили: учащиеся 7 класса Денисов В., Дернов Г., Давыдов В.

Руководитель: учитель физики Чудмаева Л.В.

Введение.

Актуальность проблемы:

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального
зрения среди лиц разного возраста.


Возрастная группа  

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные  

5

Учащиеся средней школы  

20

Учащиеся институтов  

40

40 лет  

60

60 лет  

95







Одним из факторов, влияющих на ухудшение зрения, является – недостаточное освещение рабочего места.

Исходя из этого, я решил провести исследование и выявить процент заболеваний органов зрения по лицею №4, проследить динамику заболеваемости, измерить освещенность учебных кабинетов и узнать, отвечает ли санитарным нормам освещенность наших кабинетов, т.к. основную часть дня школьники проводят сидя за партой в кабинетах лицея.



Цель исследовательской деятельности:

Измерить освещенность учебных кабинетов лицея №4 и проверить, отвечает ли санитарным нормам освещенность наших кабинетов.

Основная часть.

  1. Глаз и зрение.

95% информации о мире человек получает благодаря зрению.

Глаз – орган зрения человека и животных. Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Как возникают и воспринимаются изображения различных предметов?

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образует роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов.

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном стоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза, Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней. Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако, по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается. И этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается.

Близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.

Развивается близорукость обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Нами были проанализированы данные медицинских осмотров по лицею №4.







Вывод: Из этих данных видно, что в нашем лицее число детей с нарушением зрения увеличивается за время обучения от 9,5% до 38,2%.

Наиболее ранимые возрастные группы школьников – дети первого года обучения (процент заболевания возрастает на 10,5%) и дети в возрасте 10-12 лет (процент заболевания возрастает на 10%). Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма.



Напомню, что близорукость обычно развивается в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

2. Освещение рабочего места.

Освещение подразумевает создание освещенности поверхностей предметов, которая обеспечивает возможность зрительного восприятия этих предметов.

Физической характеристикой освещенности рабочего места является световой поток (Ф), падающий на единицу поверхности; выражается в люксах.

Различают освещение естественное и искусственное. Оба вида освещения оказывают существенное влияние на психику человека. При недостаточном освещении рабочего места возрастает опасность несчастного случая. Недостаточное естественное освещение компенсируется искусственно. Рабочее освещение обеспечивается осветительными приборами, как по всему помещению, так и в отдельных местах.

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение. Все кабинеты нашего лицея оснащены люминесцентным освещением.



3. Значение освещенности для глаз.

Нельзя считать дефекты зрения неизбежными, поскольку лишь менее 5 % из них являются врожденными. Что можно сделать для того, чтобы не допустить этих дефектов?

1. В основном потеря зрения происходит в результате неправильного освещения при чтении и письме: если ярко осветить страницу, то нам будет легче читать ее, чем, если бы страница была слабо освещена.

Другим фактором, определяющим легкость рассматривания, является время, в течение которого мы смотрим на предмет.

2. Глаз реагирует на действие таких раздражителей как: яркость, цветность, интенсивность освещения, блескость, чередование света и темноты.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:



  • для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

  • для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

  • для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

  • для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

3. Грязные, запыленные окна задерживают до 30-40% световых лучей. Через два месяца грязные окна отнимают 10-12% света.

4. Особое значение имеет освещение при работе в дисплейных (компьютерных) классах. Яркий свет затрудняет считывание показателей с экрана монитора, поэтому в солнечные дни рекомендуется закрывать окна светлыми шторами. Во избежание отражения на экране окружающих предметов монитор должен иметь некоторый наклон (10-15°) в сторону учащегося.

Рекомендуется освещать класс верхним светом (150-300 лк). При необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах должна быть 300лк.

4. Измерение освещенности.

Измерение освещенности проводилось нами с помощью датчика освещенности цифровой школьной лаборатории.



Результаты измерений:

кабинет

Доска (естественное

освещение)



Доска (искусственное

освещение)



Парты

(естественное

освещение)


Парты

(искусственное

освещение)


У окна

302

35 лк

302 лк

120 лк

210 лк

102 лк

304

94 лк

302 лк

95 лк

300 лк




306

85 лк

300 лк

120 лк

300 лк




311

135 лк

300 лк

120 лк

300 лк




313

60 лк

302 лк

110 лк

302 лк




314

65 лк

302 лк

65 лк

302 лк




317

75 лк

300 лк

146 лк

300 лк

290 лк

библиотека




Стол выдачи книг: 108/140

108 лк

140 лк

130/150

Анализ результатов измерения:

Измерения проводились в 13.00. Освещение кабинетов естественное и искусственное. Все кабинеты нашего лицея оснащены люминесцентным лампами.

Недостаточная естественная освещенность. При искусственном освещении освещенность соответствует норме 300 лк.

Плохая естественная освещенность наблюдалась при закрытых жалюзи. В каб. №317, 311 окна были открыты – естественная освещенность соответствует норме 150 лк.

Очень плохая освещенность в библиотеке.

Заключение.

Предложения:



Для соблюдения норм освещенности и сохранения здоровья органов зрения необходимо:

- выполнение санитарно гигиенических требований к естественному и искусственному освещению в помещениях, что в нашем лицее наблюдается.

-обеспечение необходимых типоразмеров мебели (столов, стульев);
- оптимальная нагрузка на органы зрения;
- усиление внимания со стороны учителей на охрану органов зрения и правильную посадку;

Желательно использовать следующие цвета красок:



  • для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

  • для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

  • для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

  • для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются на светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены 1,5 м от внутренней стены.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раза в год и заменять перегоревшие лампы (освещенность возрастает на 37%), а после замены старой лампы на новую лампу – 75%.

Не использовать в учебных кабинетах жалюзи на окнах.

Мыть окна каждые два месяца.

Использовать в основном естественное освещение. Искусственное освещение использовать согласно таблице.

Для снятия утомления с глаз во время уроков рекомендуется выполнять комплекс упражнений способствующих восстановлению нормального зрительного восприятия.

Искусственное освещение использовать для экономии электроэнергии в соответствии


с осветительным календарем для нашей широты:

Месяц

Время

Месяц

Время

Сентябрь

после 16.30

Февраль

9.00-16.00

Октябрь

до8.00; после 15.30

Март

до 8.00; после17.00

Ноябрь

до 9.30; после 15.00

Апрель

после 18.30

Декабрь

до 10.00; после 14.00

Май

после 18.30

Январь

10.00-15.00

 

 











Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал