Отчет экспертной группы №11 «Здоровье и среда обитания человека»



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.78 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4
Направления политики охраны здоровья
Отчет экспертной группы №11 «Здоровье и среда обитания человека» за февраль-июнь 2011 г.

Предметом рассмотрения экспертной группы стали ключевые факторы, влияющие на состояние здоровья граждан страны в ближайшее десятилетие, главные вызовы системе охраны здоровья населения России, мера соответствия этим вызовам политики, проводимой государством, возможные направления и механизмы более эффективных действий.

В качестве ключевых факторов, определяющих состояние здоровья населения, группой рассматривались образ жизни, состояние окружающей среды, уровень развития физической культуры и спорта и системы оказания медицинской помощи.


  1. Главные вызовы системе охраны здоровья

Высокие показатели смертности и заболеваемости населения являются главным вызовом российской системе охраны здоровья. Несмотря на заметное сокращение смертности в последние годы – с 16,1 на 1000 чел. населения в 2005 г. до 14,3 в 2010 г., этот уровень все еще очень высок по сравнению с европейскими странами (9,6 в странах ЕС в 2009 г.). Показатели заболеваемости продолжают расти, при этом темп прироста общей заболеваемости за период 2005-2009 гг. - 9,8% превысил темп прироста первичной заболеваемости (то есть, число впервые выявленных случаев заболеваний), который составил 7,6%.

По уровню финансирования здравоохранения Россия намного отстает от западноевропейских стран: доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС (5,2% и 9,0% в 2008 г. соответственно), а доля государственных расходов в ВВП - в 2 раза меньше (3,4% и 6,9% соответственно). В абсолютном выражении в расчете на одного человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем в странах ЕС (соответственно 567$ и 2203$ по паритету покупательной способности в 2008 г.).

Несмотря на рост государственного финансирования оказания бесплатной медицинской помощи увеличивается число пациентов, платящих за нужное лечение. При этом возможности для рационального привлечения личных средств населения ограничены, а развитие рынка платных медицинских услуг не сопровождается необходимым развитием его регулирования в интересах защиты прав потребителей и обеспечения эффективной конкуренции. Сложившаяся система здравоохранения обладает рядом изъянов в решении задач обеспечения доступности качественной медицинской помощи для населения, его защиты от финансовых рисков, связанных с заболеваниями, эффективного использования имеющихся в здравоохранении ресурсов. Почти половина населения (48% опрошенных1) считают в настоящее время, что здравоохранение, как отрасль, находится в плохом состоянии.

Системе оказания медицинской помощи присущи серьезные структурные диспропорции: доминирование стационарной помощи и слабое развитие первичной, реабилитационной и медико-социальной помощи, недостаточная координация деятельности медицинских учреждений и врачей на разных этапах оказания медицинской помощи. Доля расходов на стационарную помощь в общем объеме расходов на здравоохранение почти в 2 раза превышает долю амбулаторной помощи, в то время как в западноевропейских странах они примерно равны. Более 30% госпитализаций могут быть перенесены на амбулаторный этап без ущерба для здоровья больного.

Среди многочисленных факторов, определяющих здоровье человека, первое место, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, принадлежит здоровому образу жизни2. В последние годы политика формирования здорового образа жизни заметно активизировалась в нашей стране: приняты важные программные документы, созданы центры здоровья, несколько повышены ставки акцизов на алкоголь и табак и т.д.. Вместе с тем внимание к мерам, содействующим распространению здорового образа жизни, не адекватно их роли в возможном снижении заболеваемости и смертности в сравнении с собственно медицинской помощью.

Согласно данным государственной статистики, число граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается: по состоянию на начало 2011 года этот показатель зафиксирован на отметке 18,5%. Однако возможности роста масштабов этой деятельности ограничиваются слабой мотивацией большинства населения к таким занятиям, отсутствием или аварийным состоянием специальных спортивных площадок по месту жительства, сокращением спортивных «кружков» и секций, востребованных, прежде всего, среди детей и молодежи. Среди детей, подростков и молодежи от 12 до 24 лет лишь 22,3 процента систематически занимаются спортом, не систематически – 28,6 процента и каждый пятый не занимается.

На состояние здоровья населения непосредственно влияет состояние дел в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Текущее состояние окружающей среды характеризуется усилением нерешенных экологических проблем, в том числе:



  • загрязнением атмосферы: в период с 1994 по 2007 гг. произошла «экологическая маргинализация» 19 из 38 российских городов, стабильно попадающих в список городов с очень высоким уровнем загрязнения; загрязненность атмосферного воздуха может являться непосредственной причиной до 8 % общего количества смертей ежегодно;

  • загрязнением воды: около 10 млн. человек употребляют питьевую воду, не соответствующую национальным допустимым нормам по содержанию одного или нескольких вредных веществ, в том числе по концентрациям опасных химических веществ; свыше 72 % сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % - загрязненными без очистки и только 11 % - очищенными до установленных нормативов;

  • загрязнением почвы: тенденция превышения объемов восстанавливаемых (рекультивируемых) земель над нарушенными, начиная с 2004 г., сменилась на противоположную;

Кроме этого развитие экономики порождает новые экологические вызовы, на которые пока нет адекватных ответов. Это прежде всего проблемы нарастания отходов производства и потребления, роста масштабов загрязнения от мобильных источников в городах, изменение климата и рост числа опасных природных явлений.

По данным Минприроды России, примерно на 15 % территории Российской Федерации, где проживает 60 % населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным.



В широко понимаемом комплексе охраны здоровья населения пока абсолютно преобладает лечебная деятельность медицинских учреждений. Но в силу указных причин назрела потребность в глубоких структурных сдвигах. Эти сдвиги выходят за рамки ответственности отдельных ведомств и предполагают принципиальные изменения в ресурсной базе охраны здоровья и поведении всех его субъектов. Соответствующие меры должны адресоваться всему населению страны с учетом особенностей его конкретных групп. Необходимые сдвиги должны осуществляться, разумеется, не в ущерб в дальнейшему развитию медицинской помощи. Она в свою очередь нуждается в существенном техническом перевооружении и привлечении талантливой, амбициозной молодежи, нацеленной на постоянный творческий рост и овладение инновациями. Все эти задачи предстоит решать в условиях значительно более медленного, чем в 2000-2008 годы, экономического роста. Отсюда потребность в выборе оптимальной реалистичной стратегии комплекса охраны здоровья.


  1. Предлагаемая стратегия действий

В качестве базовых экспертной группой рассматривались две потенциальные стратегии действий государства. Как фактически реализуемый, так и намечаемый курс развития системы охраны здоровья не совпадает ни с одной из них в чистом виде, однако базовые стратегии задают своего рода «систему координат» для оценки принимаемых и планируемых мер.

1. Стратегия догоняющего развития: вектор развития системы охраны здоровья населения ориентируется прежде всего на сокращение разрыва с западноевропейскими странами в объемах высокотехнологичной медицинской помощи, уровне технической оснащенности медицинских учреждений, качестве лекарственной помощи пациентам и т.д. главным образом за счет наращивания финансирования здравоохранения. К такой стратегии во многом тяготеют меры, реализуемые в нашей стране начиная с 2006 года. Размеры государственного финансирования здравоохранения выросли за последние 5 лет в 2,3 раза в номинальном выражении, или в 1,4 раза в реальном выражении. Эти меры дали значительные позитивные результаты. Однако для того, чтобы в 2020 году размер государственных расходов на здравоохранение в нашей стране достиг сегодняшнего уровня таких расходов в странах ЕС, необходимо ежегодно увеличивать финансовые средств, направляемые государством в эту сферу, на 15% в реальном выражении. Это явно лежит за пределами коридора экономических возможностей страны в ближайшее десятилетие.

2.Стратегия асимметричного ответа: приоритет отдается обеспечению комплексности мер по охране здоровья населения и оптимизации соотношений затрат и результатов применительно к каждой из мер. Данная стратегия исходит из того, что значительные улучшения в состоянии здоровья российского населения должны быть достигнуты прежде всего не за счет наиболее дорогостоящих и технически сложных методов лечения уже заболевших людей, а за счет профилактики заболеваний и повышения эффективности и качества работы основной массы лечебно-профилактических учреждений. Комплексность обеспечивается включением в рассмотрение широкого спектра действий, способных снизить риски заболеваний, включая формирование здорового образа жизни и снижение загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения. Данная стратегия не означает призыва к отказу от увеличения затрат на оказание медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной: речь идет о более рациональном распределении прироста расходов на здравоохранение между разными целями. Расходы на широко понимаемую профилактику должны быть адекватны ее роли в сохранении здоровья.

Учитывая, с одной стороны, остроту проблем здоровья населения страны, а с другой – реальные экономические возможности в ближайшее десятилетие, представляется, что Правительству необходимо перейти от стратегии догоняющего развития к стратегии асимметричного ответа.

Реализация данной стратегии предполагает уточнение целей государственной политики в сфере охраны здоровья. Прежде всего предлагается использовать в качестве целевых показателей не уровень смертности и ожидаемой продолжительности жизни, как это делается сейчас, а показатель «продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья», который применяется Всемирной организацией здравоохранения и полнее характеризует состояние здоровья населения. По этому показателю Россия отстает от стран Западной Европы на 13 лет (в России - 60,1 года, в странах – «старых» членах ЕС – 73,0 в 2007 г.)

Новая стратегия будет воплощена в совокупности долгосрочных проектов, нацеленных на решение крупных комплексных задач по обеспечению необходимых структурных сдвигов. Но на данном этапе ее разработки экспертной группой основное внимание было сосредоточено на постановке соответствующих целей, определении ключевых подходов к их достижению и обосновании первоочередных мер, которые необходимо реализовать в ближайшие годы.


2.Формирование здорового образа жизни

Целью государственной политики в этой сфере является снижение потребления продуктов, порождающих высокие риски заболеваний, и повышение двигательной активности граждан. Для достижения этой цели предлагается реализация комплекса мер регулирующего, экономического и информационного характера:



2.1. Меры регулирующего воздействия

2.1.1. Введение полного запрета на рекламу табачной продукции. Реклама табачных изделий оказывает сильнейшее влияние на потребление табачной продукции, особенно на формирование привычки у молодых людей. Благодаря рекламе табачной продукции в обществе формируется терпимое отношение к курению, и тем самым ослабляется положительный эффект усилий по борьбе против табака.

В настоящее время в России действует частичный запрет на рекламу табачной продукции, который оставляет достаточно пространства для воздействия табачных производителей на молодежь и детей. В частности, рекламу табачных изделий можно встретить в местах непосредственных продаж, в интернете, в витринах и на вывесках, она осуществляется в виде спонсорства популярных у молодежи мероприятий - фестивалей, спортивных соревнований, в виде раздачи бесплатных образцов и т.д. Кроме того рекламу табачных изделий можно увидеть в вестибюлях метро, в семейных печатных изданиях («7 Дней», «Антенна»), журналах, ориентированных на молодых людей и подростков.

Согласно результатам исследований, проведенных в 102 странах мира, частичные запреты на рекламу табачных изделий неэффективны, тогда как введение полного запрета способно снизить потребление табака примерно на 8%, независимо от других мер контроля. Следует отметить, что данная мера активно поддерживается российским населением (уровень поддержки - 86% населения).

Предлагается ввести полный запрет на рекламу табачной продукции в 2012 г..



2.1.2. Введение периодически обновляемых графических предупреждений на пачках сигарет. С 2010г. в России введены текстовые предупредительные надписи о вреде курения, в размере не менее 30% от стороны пачки сигарет. Это минимальные размеры, требуемые Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). В то же время в 15 странах мира предупреждения занимают более 50% основной упаковки передней и задней сторон сигарет. Еще в 18 странах предупреждения занимают ровно 50% упаковки. Помимо текстовых надписей 38 стран применяют графические предупреждения, поскольку их эффективность намного выше: они наглядно демонстрируют последствия курения и взывают не только к разуму, но и к эмоциям. В среднем, они позволяют на 5% сократить потребление табачной продукции уже через год после введения.

Предлагается ввести периодически обновляемые графические предупреждения на пачках сигарет в 2012 г..



2.1.3. Поэтапное введение запрета на курение в общественных местах. Необходимы более строгие ограничения мест курения. США и многие европейские страны уже ввели полный запрет на курение в общественных местах (что соответствует п.8 РКБТ). В России должно быть обеспечено поэтапное введение запретов в образовательных и медицинских учреждениях, на транспорте, на рабочих местах, в барах и ресторанах. Исследования, проводившиеся в тех странах, где запреты уже давно введены, показывают, что в результате снижаются: потребление табака (в целом); доля курильщиков среди молодежи; смертность от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний (в том числе, за счет сокращения пассивного курения). Один лишь запрет на курение на рабочем месте приведет к сокращению распространенности курения среди работающего населения на 4%.

Ограничения курения в общественных местах должны распространиться и на курение кальяна в кафе и ресторанах, которое не менее вредно для здоровья курильщиков и окружающих, однако не квалифицируется в нашей стране как курение и доступно подросткам.

Предлагается введение в 2012 г. полного запрета на курение в образовательных, медицинских учреждениях, учреждениях культуры, органах государственного и муниципального управления, социального обеспечения, на транспорте; а в 2013-2014 гг. - запрета на курение на рабочих местах, в барах и ресторанах.

2.1.4. Введение нормы Административного кодекса в виде штрафа за курение в общественном месте и за выбрасывание окурков на улице и т.п. неположенных местах. Установить размер такого штрафа на экономически значимом уровне (например, в Гонконге он составляет 2000 гонконгских долларов за брошенный на тротуар окурок) и обязать органы полиции уделять особое внимание этому правонарушению.

2.1.5. Ужесточение наказания за несоблюдение правил потребления спиртных напитков, включая пиво и другие слабоалкогольные напитки. В настоящее время наибольший объем спиртного, потребляемого молодыми людьми в возрасте 16-24 лет, потребляется на улице. Терпимое отношение общества к этому уже сформировалось, благодаря чему приобщение детей к алкоголю происходит уже в школьном возрасте. Несмотря на то, что распитие спиртных напитков в общественных местах регулируется законодательно и подразумевает штрафы, данный механизм, очевидно, не работает. Необходимо ужесточение наказания за распитие любых спиртных напитков (включая пиво, слабоалкогольные коктейли и пр.) в общественных местах.

Предлагается в 2012 г. повысить штрафы за несоблюдение правил потребления спиртных напитков, включая пиво и другие слабоалкогольные напитки.



2.1.6. Ограничение территориальной доступности алкогольной продукции. Государство может прямо воздействовать на объем продажи алкогольных напитков с помощью лицензирования торговли. Сегодня в России этот инструмент практически не используется для ограничения , в отличие от многих других стран мира. Так, одна торговая точка по продаже спиртного приходится на 500 взрослых жителей, тогда как в европейских странах этот показатель в десятки раз выше. При сокращении мест продажи до соотношения 1 на 5000 человек к 2020 году можно ожидать сокращения потребления алкоголя на 8-10%, преимущественно среди молодежи. Потери бюджета из-за снижения объема продаж - 2 млрд. руб. ежегодно могут быть компенсированы ростом акцизов.

Предлагается поэтапное сокращение числа лицензий на торговлю спиртными напитками, в течение 2013-2014 гг. – на 20% ежегодно.



2.1.7. Гармонизация технических регламентов на продукты питания с нормами Евросоюза. Безопасность и качество продуктов питания являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. На фоне постоянного изменения и развития мирового рынка и технологических условий производства продуктов питания, во всем мире и в России усугубляются проблемы, связанные с безопасностью продуктов питания (аллергия на продукты, чувствительность к продуктам, заболевания пищевого происхождения, интоксикации и т.д.). После введения в действие федерального закона "О техническом регулировании" №ФЗ -124 от 27.12.2002 ведется активная работа над изменением нормативно-правовой базы в сфере производства, хранения, реализации пищевых продуктов с целью создания системы национальных стандартов. Однако во многих случаях принимаемые в России технические регламенты устанавливают менее жесткие требования к качеству продуктов питания, чем в странах Евросоюза. В настоящее время уровень гармонизации национальных стандартов на продукцию различных подотраслей пищевой отрасли с международными стандартами составляет примерно 20-25%. И хотя в ряде случаев несоответствие принимаемых стандартов было вызвано объективными причинами, часто снижение требований к качеству определялось давлением со стороны производителей продукции.

Необходимо обеспечить реальную приоритетность требований охраны здоровья при разработке любых новых регламентов в пищевой отрасли. Для этого необходимо сделать процесс принятия регламентов максимально прозрачным, а сами регламенты привести в соответствие с нормами стран-членов Евросоюза, что позволит существенно улучшить качество продуктов отечественной пищевой промышленности. Эту задачу можно решить к 2020 году (странам Центральной и Восточной Европы потребовалось для этого как раз 7-8 лет). При этом в 2012 г. возможно довести уровень гармонизации национальных стандартов на продукцию различных подотраслей пищевой отрасли с международными стандартами до 30%, а в 2013-2014 гг. – до 40%.


2.2.Меры экономического воздействия

2.2.1. Поэтапное повышение доли акцизов в цене табачной продукции до 50-70% к 2020 г. В России как сами розничные цены на табачные изделия, так и акцизы крайне низки – и в сравнении с ценами в европейских странах, и в сравнении со средней зарплатой. Акциз в России составляет около 15% цены сигарет, для сравнения: в европейских странах - до 70%. Важно, что существенное повышение цен, прежде всего, сокращают число новых курильщиков среди молодежи. Поэтому поэтапное увеличение акцизов до уровня, сопоставимого с европейским, должно стать одной из основных мер. Прирост налоговых доходов составит 200 - 400 млрд. руб. при сокращении объемов курения на 6-10% ежегодно.

Предлагается в 2012 г. повысить акциз на табачную продукцию до 15 рублей за пачку, в 2013-2014 гг. –до 25-50 рублей за пачку.



2.2.2. Повышение цен на спиртные напитки. Эта мера недавно была декларирована в качестве необходимого инструмента антиалкогольной политики. Однако цена на водку в России продолжает снижаться относительно средней зарплаты. Так, если в 1995 году на среднюю зарплату можно было купить 25 бутылок, то в 2009 году – уже 79 бутылок. Соотношение цен пива и водки в России равно примерно 1:4, тогда как в других странах оно достигает от 1:8 до 1:12. Исследования показывают, что в России пиво не замещает, а дополняет водку; замещения крепкого алкоголя слабым не происходит. В качестве целевого ориентира может быть установлено постепенное снижение доли водки в структуре потребления алкогольных напитков с 50 до 30%. Рост доходов бюджета при этом может составить от 35 до 50 млрд. руб. в год.

Предлагается в 2012 г. повысить акциз на водку на 15%.; в 2013-2014 гг. – на 20-25% в год.



2.2.3. Повышение косвенных налогов на отдельные продукты питания, наносящие наибольший вред здоровью. Во многих странах такие меры давно используются. Так, в США отдельный налог на продукты питания устанавливается на уровне штатов, им облагаются сладкие напитки, кондитерские изделия и снэки; в Канаде и Австралии используют специальный налог с продаж, в странах ЕС – повышенный НДС на те же группы товаров и фаст-фуд. Исследования показывают, что такие налоги особенно эффективны в отношении поведения детей и подростков, а также малообеспеченных групп населения с низким уровнем образования. Увеличение ставки НДС, по аналогии с европейскими странами, может составить 4-5 процентных пунктов. При сокращении масштабов потребления сладких напитков и кондитерских изделий это принесет бюджету не менее 30 млрд. руб. в год.

Предлагается в 2012 г. провести подготовительную работу, обоснование и отбор товарных групп, ставок налогов, а в 2013-2014 гг. ввести повышенные ставки НДС на отдельные продукты питания, наносящие наибольший вред здоровью.



2.2.4. Снижение НДС на отдельные виды продуктов, способствующих сокращению риска заболеваний (богатых клетчаткой, с пониженным содержанием жиров и т.п.). Многие скандинавские страны ввели субсидии на производство/продажу ягод, фруктов, овощей, в результате чего душевое потребление за несколько лет удвоилось. Потери бюджета могут быть компенсированы повышенными налогами на сладкие напитки, кондитерские изделия и пр.

Предлагается в 2012 г. провести подготовительную работу, обоснование и отбор товарных групп, ставок налогов, а в 2013-2014 гг. снизить ставки НДС на отдельные виды продуктов, способствующих сокращению риска заболеваний.



2.2.5. Налоговое стимулирование работодателей, предоставляющих работникам возможность горячего питания по месту работы. Введение льготы в виде снижения ставки взносов на социальное страхование на 3-5% позволит к 2020 году увеличить долю таких работодателей с 16% до 25-30% при затратах бюджета 0,05-0,08% ВВП в год.

Предлагается в 2012 году снизить ставку взносов на социальное страхование для работодателей, предоставляющих работникам возможность горячего питания по месту работы.



2.2.6. Налоговое стимулирование населения к ведению здорового образа жизни. Предлагается установить налоговые вычеты по НДФЛ при осуществлении расходов на занятия физкультурой и спортом. Вычеты могут устанавливаться по аналогии с расходами на образовательные и медицинские услуги, с ограничением максимальной суммы и документальным подтверждением расходов. Это позволит к 2020 году увеличить долю лиц трудоспособного возраста, регулярно занимающихся спортом, с 15% до 18-20% при затратах бюджета – 26-30 млрд. руб. в год.

Предлагается ввести с 2012 г. налоговый вычет по НДФЛ при осуществлении расходов на занятия физкультурой и спортом до 30 тыс. рублей в год.


2.3. Информационно – консультационные меры

2.3.1. Включение уроков здорового образа жизни в стандарт обучения в младших и средних классах. Подавляющее большинство взрослых людей, которые неправильно питаются, считают свой образ жизни здоровым – они просто не получили соответствующей информации. Наиболее результативными в таком информировании являются школьные уроки для детей от 7 до 11 лет. Разработка программ обучения, их апробация, обучение тренеров, переподготовка школьных учителей может обойтись в 1,5 млрд. руб. в первые годы реализации программы, с последующим существенным снижением расходов.

Предлагается в 2012-2013 гг. разработать программы обучения, провести их апробацию, обучение тренеров, переподготовку школьных учителей. В 2013/2014 учебном году включить уроки здорового образа жизни в стандарт обучения в младших и средних классах



2.3.2. Расширение социальной рекламы здорового образа жизни в прессе, на телевидении, в сети интернет. Развитие федеральной кампании социальной рекламы, в том числе на нетрадиционных массовых носителях (например, на оборотной стороне счетов за коммунальные платежи), включая предоставление материалов о методах отказа от курения (в том числе о психологических подходах, лекарственной никотинзамещающей терапии и лечении никотиновой зависимости). Необходимые расходы на телевизионную рекламу, как наиболее эффективную (включая производство ТВ-роликов, их тестирование и ежедневный прокат), составят от 1 до 5 млрд. рублей в год.

Для вовлечения населения, и в первую очередь молодежи, в процесс борьбы с вредными привычками эффективной мерой будет организация и проведение ежегодного всероссийского конкурса на лучшую социальную рекламу по профилактике и лечению зависимости от табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, для разных возрастных групп населения, с широким освещением хода конкурса в СМИ и дальнейшей массовой реализацией этой социальной рекламы (плакаты на улицах городов и в медицинских учреждениях, листовки для жителей и т.д.).

Предлагается начиная с 2012 увеличить размеры государственного финансирования социальной рекламы здорового образа жизни в прессе, на телевидении, в сети интернет.

2.3.3. Регулярное проведение общественных акций по пропаганде здорового образа жизни (дни здорового сердца, массовые профилактические мероприятия, например, «Скажи нет курению и наркотикам», «Измерь свой холестерин» и др.) Стоимость акций может существенно варьироваться, для экономии бюджетных средств целесообразно использовать ресурсы некоммерческих организаций и волонтеров. Наиболее эффективны подобные инициативы на местном уровне, когда их проводят и/или поддерживают городские власти, как происходит, например, в городах, включенных в европейскую региональную сеть ВОЗ «Здоровые города». Сегодня таких городов в России всего 7, и стоит распространять и тиражировать их опыт по стране.

Предлагается с 2013 г. обеспечить регулярное проведение общественных акций по пропаганде здорового образа жизни, а также изучение, поддержку и распространение инициатив, возникающих на местном уровне.




    1. Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи

2.4.1. Консультации врачей по ведению здорового образа жизни. Как показывают исследования, российские врачи редко консультируют население по данным вопросам, а иногда считают неэтичным обращать внимание пациентов на избыточный вес, неправильное питание и прочие факторы риска. Соответствующее развитие деятельности созданных центров здоровья является одним из способов решения данной проблемы. Однако намного чаще пациенты обращаются к таким врачам, как педиатры, терапевты, гинекологи, педиатры и пр. Целесообразно разработать специальные программы повышения квалификации для участковых врачей и врачей-специалистов поликлиник по обучению их навыкам общения с пациентами по разным вопросам, затрагивающим проблемы здорового образа жизни. Внедрение таких программ может обойтись бюджету примерно в 1,7 млрд. руб. в первые годы реализации программы, с последующим существенным снижением расходов.

Необходимо широкое информирование населения о возможности проверить базовые характеристики здоровья в медицинских учреждениях и в Центрах здоровья для взрослых и детей. Предлагается также ввести процедуру консультации по отказу от курения и алкоголя в перечень осуществляемых во время дополнительной диспансеризации населения, в первую очередь, работающего.

Предлагается в 2012-2013 гг. провести разработку программ повышения квалификации, их апробацию, обучение тренеров, переподготовку врачей – педиатров, терапевтов, гинекологов. В 2013-2014 гг. ввести обязательные консультации врачей по ведению здорового образа жизни при первичном и повторном обращении лиц, подверженных рискам (курящих, употребляющих алкоголь или наркотики, имеющих избыточный вес, повышенный уровень холестерина).

2.4.2.Содействие расширению охвата лечением лиц с алкогольной и никотиновой зависимостью.

Следует предоставить возможность врачам Центров здоровья назначать и выписывать лекарственные средства для борьбы с табакокурением, алкогольной и никотиновой зависимостью.

Обязать назначать лечение алкогольной и никотиновой зависимости (в том числе методами лекарственной терапии) больным категориям риска, для которых курение табака и употребление алкоголя является одним из факторов, повышающих вероятность развития заболевания и неэффективности его дорогостоящего лечения, в частности:


  • больным, перенесшим инфаркт;

  • больным, планирующим или прошедшим хирургические вмешательства на сердце, особенно аорто-коронарное шунтирование и стентирование сосудов сердца

  • женщинам, планирующим проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения.


2.5. Статистическое и методологическое обеспечение политики здорового образа жизни

Информационное обеспечение политики формирования здорового образа жизни сейчас крайне ограничено. Потребление алкоголя и табака оценивается по данным статистики продаж, что дает достаточно грубые оценки (не включается теневая составляющая, можно оценить только среднее потребление в расчете на душу населения). Питание отражается статистикой лишь в форме суммарного потребления отдельных укрупненных групп продуктов. Занятия населения физкультурой и спортом оценивается только в части посетителей спортивных сооружений. Ни самостоятельные занятия, ни занятия в частных секциях, спортивных клубах, фитнес-центрах, ни занятия в спорткомплексах вузов не отражаются при таком учете.

Необходимо регулярное статистическое наблюдение (мониторинг) физической активности и стиля питания населения, включая потребление алкоголя и табака, на основе выборочных опросов, с тем чтобы можно было отслеживать динамику и результаты проводимых мер на основании сопоставимых данных.

Предлагается в 2012 г. разработать методологию и методики проведения регулярного мониторинга здоровья и образа жизни населения. С 2013 г. обеспечить проведение регулярного статистического наблюдения (мониторинга) состояния здоровья, физической активности и стиля питания населения, включая потребление алкоголя и табака, на основе выборочных опросов. С 2014 г. проводить оценку динамики и результатов реализуемых мер, их эффективности, в целях корректировки политики здорового образа жизни.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал