Отчет по результатам первого этапа «Чем дышит Москва?»



Скачать 116.57 Kb.
Дата26.04.2016
Размер116.57 Kb.
ТипОтчет
Материалы для заседания в Общественной палате 23.12.2015 г. по итогам реализации первого этапа проекта

«Чем дышит Москва?»

Проект Общероссийской Общественной организации «Чем дышит Москва?» стартовал общественным обсуждением на круглом столе 26 августа 2015 г. Более 3 месяцев специалисты «Зеленого патруля» выезжали в различные районы Москвы по жалобам жителей на загрязнение атмосферного воздуха. Пробы атмосферного воздуха отбирались силами экологов. Химический анализ отобранных проб воздуха проводился в сертифицированной лаборатории «Аналитическая инспекция» Государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосэкомониторинг», департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Анализ фондовых материалов, результаты выполненных экспедиционных работ, практических мероприятий и рекомендации по улучшению экологической ситуации на территории города Москва представлены в Отчете.

Отчет по результатам первого этапа «Чем дышит Москва?» будет также использован для реализации инициативы ОНФ по созданию «Зеленого щита г. Москва».

Отчет состоит из 4-х разделов и 3-х Приложений общим объемом 424 страницы. Из-за большого объема информации вниманию общественности предлагается основные Выводы по результатам работ (Раздел 4 Отчета).
Выводы и предложения по результатам реализации первого этапа проекта «Чем дышит Москва?».

Выводы о состоянии атмосферного воздуха в Москве осенью 2015 г. по данным собственных исследований и статистическим материалам.
Общее состояние атмосферного воздуха в Москве осенью и в начале календарной зимы 2015 года можно признать по данным наших экспедиционных исследований в целом умеренно загрязненным. Это, в первую очередь, было связано с отсутствием ярко выраженных и продолжительных периодов неблагоприятных метеоусловий (НМУ), атмосферных инверсий, с ветреной и дождливой погодой в этот период. Кроме того, по мнению экспертов «Зеленого патруля» экологическая политика Правительства Москвы продолжает приносить свои плоды.

Повышенный уровень загрязненности (от 1 до 3 предельно допустимых концентраций максимально разовых – ПДК м.р.) изредка фиксировался нами в каждом из Административных округов столицы, где имелось скопление автомобилей в часы пик.

Уровень загрязнения воздуха столицы также менялся по дням недели (наиболее загружен четверг), часам суток (наивысший транспортный поток– в 8-10 часов утра и 18-20 часов вечера в будни дни). Отборы проб проводились и в ночное время.

Наши выводы о невысоком уровне загрязнения во многом совпадают с регулярными наблюдениями «Мосэкомониторинга» в сентябре – декабре 2015 года.

Наивысший уровень загрязнения атмосферного воздуха был зафиксирован в начале календарной зимы именно нашим пробоотбором в Лефортовском тоннеле 02 декабря 2015 г. – 3.5 ПДК м.р. по фенолу.

Стоит отметить, что исследования «Зеленого патруля» пришлись на осенний бесснежный период, когда количество автотранспорта в Москве наибольшее. Исследования в месяцы стояния зимних и летних антициклонов могут показать иную картину. Мы намерены и далее продолжать наши работы по проекту «Чем дышит Москва?» и в другие сезоны года.


Выводы по экологическим рейтингам административных округов и районов Москвы.
В последние годы появились многочисленные публикации «экологических» рейтингов районов и округов Москвы. Специалисты «Зеленого патруля», имея 8-летний опыт подготовки «Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации», критически проанализировали их. Ни один из имеющихся в свободном доступе московских рейтингов, по нашему мнению, не выдерживает никакой критики. Некоторые псевдо-экологи не обнаруживают «углерода» в ЦАО, кто-то убеждает покупателей в том, что новостройки в Жулебино находятся в самом экологически чистом районе города и т.д. Мы не считаем необходимым ссылаться на эти публикации в нашем отчете, так как большинство из них тиражируют одну и ту же информацию, например о том, что Центральный и Юго-Восточный административные округа – самые загрязненные округа Москвы, а в остальных районах ситуация крайне напряженная. Наши исследования и данные официального мониторинга осени 2015 года показывают, что ситуация сложная, но г. Москва нельзя называть мегаполисом с сильно загрязненным воздухом. Специалисты «Зеленого патруля» всецело поддерживают инициативу Правительства Москвы о разработке в 2016 году, независимого экологического рейтинга, именно, районов столицы.

Попытка ранжировать Административные округи Москвы по уровню загрязненности атмосферного воздуха чрезвычайно сложно реализуема. Даже в наиболее теоретически чистом округе столицы – «Зеленоградском» специалистами «Зеленого патруля» фиксировалось локально крайне высокое загрязнение атмосферы от горящей несанкционированной свалки в районе корпуса 1624. А в районах поселка Саларьево и «Мосренген», на территории Новой Москвы, также фиксируются проблемы локального загрязнения атмосферы.

В своем анализе, опираясь, как на собственные экспедиционные исследования, так и на многочисленные фондовые научные публикации, эксперты «Зеленого патруля» предприняли попытку выявить экологически неблагополучные районы (муниципальные образования) в городе Москва по Административным Округам:
ЦАО:

Пресненское, Мещанское, Красносельское, Басманное, Таганское;

САО:

Аэропорт, Беговое;



СВАО:

Бутырское, Марьина Роща, Марфино и Ярославское;

ВАО:

Новокосино, Косино-Ухтомский, Вешняки, Кусково и Новогиреево, Ивановское и Перово;



ЮВАО:

Нижегородское, Некрасовка, Южнопортовое и Текстильщики;

ЮАО:

Братеево, Даниловском, Нагорном, Нагатино-Садовники и Царицыно;



ЮЗАО:

Зюзино, частично Черемушки, Котловка и Обручевское;

ЗАО:

Дорогомилово, частично Очаково-Матвеевское;



СЗАО:

Хорошево-Мневники, Южное и Северное Тушино;

Зеленоградский АО:

Крюково частично;

Новая Москва:

окрестности пос. Саларьево и «Мосренген».


Даже при кратком анализе ясно, что большинство районов в списке – это районы с наиболее плотным потоком автотранспорта. Однако необходимо учитывать, что при проведении такого рода исследований в первую очередь определялись уровни загрязнения на тротуарах у первой линии домов. Именно, жители первой линии домов, с окнами квартир и офисов первых этажей на проезжую часть больше всего подвергаются негативному воздействию выхлопных газов.

Внутри дворов, особенно в зимнее время, основной проблемой является стоянка автомобилей (прогрев двигателей) вблизи стен зданий, где возникают локальные чрезвычайно высокие уровни загрязнений выхлопами. Наибольшие проблемы фиксируются в дворах-колодцах, где отсутствует естественное рассеивание выхлопных газов.

При ранжировании Административных округов Москвы по степени загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать и степень озелененности территории. И речь идет не о крупных заказниках и парках, а о неохраняемых официальным статусом зеленых насаждениях столицы (51% всех зеленых насаждений столицы).

Для такого крупного города, как Москва, озелененные территории играют исключительно важную роль в решении проблемы оздоровления окружающей среды. Зеленые насаждения осуществляют множество регулирующих функций (регулирование качества воздуха, климата, водного баланса, качества почв, защита от неблагоприятных условий окружающей среды, рекреация). Главная с нашей точки зрения функция зеленых насаждений Москвы – это защиты жилых районов от негативного воздействия выбросов автотранспорта.

По исследованиям 2015 года ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» важнейшую роль по снижению количества выбросов является высадка древесно-кустарниковой растительности вдоль дорог (Таб.1).
Таблица 1. Эффективность технических и организационно-технических мероприятий по снижению выбросов автотранспорта

Мероприятия

Эффективность, %

Однорядная обсадка деревьев магистрали

10-35

Двурядная обсадка деревьев магистрали

20-45

Трех-четырехрядная обсадка деревьев магистрали

30-55

Пяти-шестирядная обсадка деревьев магистрали

35-60

В связи с этим, мы считаем крайне важным при принятии решения о экологическом благополучии того или иного района учитывать проценты озелененности округов и районов.

Приведем наглядный пример. Жители одного и того же дома по улице Яблочкова, 26, кр.1, располагающегося под углом к дороге в 8 метрах от проезжей части (ближний угол дома) и в 20 метрах (дальний угол, за 3 рядами зеленых насаждений) испытывают абсолютно разный уровень воздействия от выхлопных газов. А жильцы верхних этажей этого же дома с окнами, выходящими во двор, оказываются в еще более благоприятных условиях.

Пользуясь статистикой можно представить такую картину озелененности Административных округов Москвы по степени убывания (в % площади зеленых насаждений от площади округа):


1. ЗАО, ЮВАО и СВАО – более 13 % площади;

2. ЮАО, ЮЗАО, ВАО – около 11-12 %;

3. САО и СЗАО – 7-11%;

4. ЦАО и ЗелАО – менее 7%.


Объемы выбросов автотранспорта в ЦАО велики. В дополнение, уровень защищенности зелеными насаждениями здесь минимальный. Архитектурная застройка центра Москвы, наличие дворов колодцев, узкие улицы с пробками, еще более ухудшают ситуацию, мешая рассеиванию выхлопов. Жителей Зеленоградского АО (также невысокий процент зеленых насаждений) спасает не такая высокая транспортная нагрузка, как в ЦАО, современная застройка с широкими улицами, проспектами и возвышенное положение в рельефе.

Население ЮАО и ВАО, проживающее вдоль вылетных магистралей, обеспечены более высоким процентом зеленых насаждений, но также испытывают очень серьезное негативное воздействие от загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.


Мы хотели бы обратить внимание будущих профессиональных составителей экологических рейтингов Москвы на важнейший с нашей точки зрения индикатор состояние атмосферного воздуха в том или ином округе столицы. Это, безусловно, состояние растительности, степень ее угнетенности загрязнениями. Департамент охраны окружающей среды и природопользования по итогам 2014 года опубликовал следующую информацию, представленную на диаграмме (Рис.1).
11111.jpg
Рис. 1. Распределение состояния древесно-кустарниковой растительности по Административным округам г. Москвы, %
Конечно же, на состояние и количество древесно-кустарниковой растительности влияет интенсивность работ по озеленению, вырубка зеленых насаждений, интенсивность применения и качество противогололедных реагентов и т.д. Однако, в целом, именно, загрязнение атмосферного воздуха является первоочередным фактором негативного воздействия на растительность.

Локальные «горячие точки» с высоким уровнем загрязнения атмосферы, выхлопными газами, есть не только в любом округе, но и в любом районе столицы, и связаны они, как с условиями рельефа (начало улицы Краснобогатырская на границе национального парка – долина реки Яузы, «Обручевская яма» на пересечении с Ленинским проспектом, Русаковская улица под эстакадой железной дороги), так и с техническими сооружениями (Лефортовский тоннель – самая «горячая точка» столицы). Утверждать то, что тот или иной район «весь грязный» или «чистый» - непрофессионально.



Выводы по применению экологических стандартов автотранспорта и моторного топлива.
Именно наши замеры в Лефортовском тоннеле и многочисленные жалобы водителей (были и случаи падения в обморок от отравления выхлопными газами) привели нас к следующему выводу (это подтверждается и приведенными в отчете исследованиями ФГУП «НАМИ»). В первую очередь под негативное влияние выхлопных газов в Москве попадают сами водители автомобилей, особенно необорудованных фильтром салона и простаивающие ежедневно часами в пробках. Озеленение магистралей не спасет их от негативного влияния выхлопных газов. Необходимы другие способы защиты.

Приведенные в нашем отчете данные исследований ученых наглядно показывают, что введение более современных классов двигателей на автомобилях (Евро-3 и выше) и применение более экологичного топлива (классом Евро-5) значительно улучшают ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами.

С введением стандарта двигателей класса Евро-4 происходит снижение выбросов углеводородов по сравнению с Евро-3 - на 30,3 %, оксидов азота - 30,0 % и оксида углерода - на 28,6 %, а РМ (мелкодисперсных взвешенных частиц) - на 80,0%!

Стандарт двигателей класса Евро-5 еще более ужесточает требования по оксидам азота, сокращая их содержание в выхлопных газах на 42,9 %.

Также и со стандартами топлива. С введением в столице стандарта топлива Евро-5 количество сернистых веществ в выхлопных газах автомобилей сократится на 80% или в 5 раз! Для сравнения – закрытие даже половины московских промышленных предприятий даст эффект в 2-4%.

09 декабря 2015 года «Зеленый патруль» обратился к мэру Москвы С.С. Собянину с Открытым письмом с просьбой ускорить введение запрета в столице на продажу топлива классом ниже Евро-5. Данное решение должно было быть принято только в середине 2016 года, и его появление 15 декабря 2015 года мы приветствовали, как давно назревшее. Это решение Московского Правительства стало возможным, благодаря своевременному переходу на производство исключительно этого класса бензинов и дизельного топлива основного поставщика столицы – Московского НПЗ.

Мы понимаем все сложности принятия подобного решения в соседней Московской области, но в данном направлении также следует двигаться, так как это влияет и на загрязнение атмосферного воздуха Москвы. Первоочередными мерами для Подмосковья мы считаем введение жесткого контроля за продажей контрафактного топлива, не соответствующего никакому классу.

Дополнительный общественный контроль продажи контрафактного топлива, как в Москве, так и в Московской области, входит и в планы работы «Зеленого патруля» на 2016 год. Регулярные проверки надзорных органов представляют собой отбор проб из наливных цистерн. Общественные инспекторы, не скованные регламентами, могут обнаружить некачественный бензин при заправке, отобрав пробу в железную канистру и доставив ее в лабораторию. Наши запланированные пробоотборы не имеют судебной силы, но могут послужить основанием для внеплановой тщательной проверки конкретных автозаправок государственными инспекторами.



Предложения по решению основной экологической проблемы столицы – выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Необходимо отдать должное действиям Правительства Москвы. Впервые с 2013 года в столице обозначилось некоторое улучшение в сфере загрязнения атмосферы выхлопами автомобилей – главного источника загрязнения воздуха столицы, 93-94% общего объема выбросов. На большинстве столичных промышленных предприятий, объем выбросов которых в сумме составляет от 6 до 7% , активно внедряются автоматические системы контроля.

В Москве уже реализуются меры, направленные на улучшение экологических характеристик автотранспорта и обновление автопарка более экологичным транспортом:

1) ведется дальнейшее строительство выделенных полос общественного транспорта (увеличение скорости движения общественного транспорта в часы пик с 11 до 18 км/час);

2) развивается общественный транспорт на электротяге;

3) развивается метрополитен;

4) расширяется зона платных городских паркингов;

5) осваивается подземное пространств (развитие транспортной инфраструктуры и парковочного пространства);

6) снижается величина транзитных грузовых перевозок через Москву на 20% за счет перераспределения потоков на железнодорожный, водный транспорт;

7) интегрируется транспортная инфраструктура Москвы и Московской области;

8) развивается альтернативный транспорт (электромобили, автомобили на КПГ и др.);



12) обновляется общественный транспорт и т.д.
Однако, проблема ежегодных выбросов в атмосферу столицы более 900 тысяч тонн загрязняющих веществ от автотранспорта с ежегодным увеличением парка автомобилей на 100-300 тысяч, будет в будущем только осложняться.
По результатам первого этапа реализации проекта «Чем дышит Москва?» ОО «Зеленый патруль» в качестве первоочередных мер предлагает:
ограничить движение в городе Москве автомобилей ниже 3-го экологического класса (например, по наиболее загруженным дням недели и времени суток, по наиболее загруженным улицам и магистралям), в перспективе – ввести полный запрет эксплуатации в пределах МКАД автомобилей ниже класса Евро-3;

- с введением запрета продажи топлива ниже класса Евро-5 на территории Москвы должна быть налажена система жесткого контроля, в том числе и общественного, за реализацией этого решения на автозаправках столицы;

- разработать меры по снижению воздействия выхлопных газов на водителей автомобилей (в первую очередь, решить проблему загазованности Лефортовского тоннеля);

- более активно продолжать работы по озеленению магистралей и дворов столицы;

- разработать комплекс административных мер по снижению воздействия на жителей выхлопных газов при стоянках автомобилей во дворах с включенным двигателем;

- активно продолжать работы по внедрению экологичных видов транспорта в Москве;

- завершить работы по внедрению системы автоматического контроля за выбросами всех крупных промышленных предприятий;

- разработать на основании объективных научных данных независимый экологический рейтинг округов и районов столицы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал