Отчета Развитие системы экологического



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3
Часть 4 отчета “Развитие системы экологического

образования в Российской Федерации

в 1992-2002 годах”
Раздел 1. Средства массовой информации
Современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем.

Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации.

Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося “жареные” факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологических передач на радио и телевидении осталось очень мало. К типичным ошибкам относят стилистические ошибки, создание мифологических представлений у читателей и зрителей, нечеткое владение журналистами специальной терминологией. Сюда же следует отнести недостаточную информированность журналистов, обильное и неточное использование ими цифр и специальной терминологии. Не способствует хорошему восприятию текста излишняя эмоциональность авторов, освещающих экологические темы. Например, к стилистическим недостаткам относятся выражения: “плохая экология”, “мы дышим всякой выхлопной гадостью”.

Местные или региональные экологические проблемы, кроме общеизвестных, как правило, меньше известны читателям, чем глобальные. К последним следует отнести озоновые дыры, наступление пустынь, кислотные дожди и др. Однако недостаточно материалов, подчеркивающих, что глобальные экологические проблемы часто начинаются с локальных проблем. Известно, что региональная проблема Байкала давно стала глобальной. Об этом пишут многие издания. Надо отметить, что благодаря усилиям территориальных природоохранных органов местные и региональные СМИ в последнее десятилетие уделяют внимание экологической проблематике. Появились специальные экологические издания, в ряде СМИ – экологические странички или постоянные рубрики.

Большое значение для экологизации СМИ имеет Всероссийский конкурс журналистов “Экология России”, который проводится с 1996 г. Гильдией экологической журналистики и направлен на привлечение различных СМИ к освещению экологических вопросов.

В Вологде 15 января 2002 г. были подведены итоги смотра-конкурса среди средств массовой информации “Экология–2002” (СеверИнформ), объявленного департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и областной организацией ВООП, названы победители. Цель конкурса – привлечение внимания общественности к освещению экологических проблем в СМИ, извлечение позитивного опыта работы органов местного самоуправления в решении экологических проблем, поощрение инициативы юридических лиц, направленной на улучшение экологической обстановки на местах. Среди критериев отбора победителей конкурса были не только актуальность и качество печатных материалов, но и результаты природоохранной деятельности. В смотре-конкурсе участвовали 15 районных газет.

Важная особенность современного состояния экологических СМИ – это возможности знакомства с региональными изданиями этой направленности с помощью Интернета. В сетях Интернета равно присутствуют как центральные, так и провинциальные газеты, журналы, агентства. Существенно, что именно региональная пресса лидирует в освещении экологических проблем. Типичным примером такого лидерства является официальный вебсайт Рязанской экологической группы “Зеленый луч” (http://www.ecoline.ru/org/greenbeam). Еще недавно это была скромная газета небольшого формата. Теперь это полновесная информационная структура, предлагающая качественную экологическую информацию, которой читатели доверяют. По тематике, подходам близка Карельская экологическая газета “Зеленый лист” (http://www/onego.ru/win/pages/greenleaf/index/html).

В целом СМИ не остаются равнодушными к экологическим проблемам. Более того, даже традиционные СМИ, которые осваивают сетевую нишу, все больше поворачиваются лицом к экологической тематике. Например, в некоторых изданиях есть приложения с соответствующей тематикой, например, “МК.RU” с приложением “МК-здоровье”. В нем много материалов, посвященных проблемам здоровья людей и окружающей среды.

Многие электронные издания пользуются хорошо отлаженной обратной связью – после изложения материала задается вопрос: “А что вы думаете об этом?”. Появилась возможность интерактивного взаимодействия между коммуникатором и адресатом. Это электронная почта, интерактивные пресс-конференции и многое другое. Примером такого электронного издания являются “Известия.RU”.

Что касается оперативности СМИ, то в этом плане одно из первых мест занимает “UTRO.RU”: здесь передаются самые свежие новости с телевизионных каналов, в том числе наиболее часто предоставляются экологические новости. Экологические проблемы теперь волнуют не только специалистов, они все активнее вторгаются в повседневную жизнь людей. Поэтому расширяется тематика информации в СМИ, идет поиск решений экологических проблем, хотя для этого требуется взаимодействие различных слоев общества.

Экокультура должна стать модной” – так называется статья президента Федерации экологического образования Санкт-Петербурга, проректора Университета педагогического мастерства, профессора С. В. Алексеева (UTRO.RU.12.12.02). Он пишет: “Сейчас в Петербурге действует система непрерывного экологического образования, разработанная ведущими специалистами города. Она позволяет давать экологические знания на всех ступенях образования: от детского сада до повышения квалификации работающих специалистов”.

МПР России и его территориальные органы уделяют внимание СМИ как источнику экологической информации и средству экологического просвещения широких масс населения. Заседание постоянно действующего круглого стола “Экологическое образование в Российской Федерации: шаг в XXI век”, состоявшееся 26 августа 2002 г. в Министерстве, обсуждало тему “Средства массовой информации в экологическом просвещении населения”. В дискуссии, прошедшей под эгидой Консультативного совета по экологическому образованию МПР России, приняли участие представители центральных российских и ведомственных (экологических) СМИ, ученые-экологи, преподаватели высших и средних учебных заведений, руководители подразделений МПР России. Участники круглого стола отметили важную роль СМИ в экологическом просвещении российского общества. В дискуссии говорилось о том, что “мало принимать на государственном уровне принципиальные и своевременные решения. Не менее важно, чтобы их реализация широко освещалась в СМИ”.

На прошедшем в мае 2000 г. семинаре “Журналисты – за экологическую информированность” в очередной раз обсуждали вопросы экологической информированности населения. Свою лепту в ликвидацию экологической безграмотности населения вносит межрегиональная добровольная общественная ассоциация граждан и организаций “Экологическое образование” (АсЭкО), которая разработала проект “Проведение кампании в региональных печатных СМИ с целью экологического просвещения населения”. Его осуществление стало возможным благодаря поддержке, предоставленной Институтом устойчивых сообществ и Агентством международного развития США. Большое значение для экологического образования имеют периодические издания, предназначенные для педагогов и детей (см. Приложение 3).

Таким образом, СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, способствуют формированию экологического мировоззрения. В связи с широким внедрением электронных средств массовой информации возрастает требовательность к точной, последовательной и эмоционально уравновешенной информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме демонстрации обеспокоенности журналистов состоянием окружающей среды необходим показ позитивных явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. В связи со спецификой экологического материала, серьезностью и сложностью проблем целесообразна экологическая специализация при подготовке журналистов.


Раздел 2. Учреждения культуры:

библиотеки, музеи, ботанические сады, зоопарки

Библиотеки
В создаваемой в России системе непрерывного экологического образования и просвещения населения все более активную роль играют библиотеки. Библиотечная сеть в стране насчитывает около 150 тыс. библиотек всех систем и ведомств. Из них 9 федеральных, 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации (универсальные научные, юношеские, детские, специальные библиотеки для слепых), 48,9 тыс. муниципальных публичных библиотек, из которых 38,7 тыс. находятся в сельских населенных пунктах и 10,3 тыс. в городах.

В учреждениях высшего и среднего специального образования сосредоточено около 3 тыс. библиотек, учреждениях общего образования – более 63 тыс. школьных библиотек.

Сеть библиотек, являясь уникальной отраслью культуры, охватывает значительную часть территории страны и оказывает влияние на все категории населения. Роль библиотек как носителей экологически знаний благодаря сосредоточенным в них ресурсам и высокому уровню подготовки библиотечных кадров непреходяща.

Библиотеки – наиболее демократичные учреждения культуры. Располагая организованным фондом тиражированных документов в области экологии, они обеспечивают всем желающим свободный доступ к экологической информации, что способствует повышению культурного, научного и образовательного уровня населения.

За последнее десятилетие библиотеки России интенсивно развивались как информационные и культурные центры в области экологических знаний, чему в немалой степени способствовали Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, проводимые с 1995 г.

Организаторами смотра-конкурса выступили федеральные органы исполнительной власти – Министерство природных ресурсов Российской Федерации (ранее – Минприроды России, Госкомэкология России), Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации. Именно их видение значимости библиотек в общей структуре эколого-просветительской деятельности стало основным фактором осознания библиотеками своей важной миссии в этой работе и мощной поддержки местных администраций, территориальных природоохранных органов, общественных экологических организаций.

В прошедших трех смотрах-конкурсах (1995–1996, 1997–1998, 2000–2001 гг.) приняли участие около 50 тыс. библиотек почти всех субъектов Федерации. Из них вобщероссийском туре участвовали 583 библиотеки всех типов (научные, городские, районные, сельские, школьные, юношеские, детские). Победители смотров-конкурсов – 41 библиотека, лауреаты – 282 и дипломанты –260 библиотек (см. Приложение 7).

Функции научно-методического центра в период смотров-конкурсов были возложены на отдел экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки, который был создан еще в 1981 г. Центр оказывал всестороннюю помощь библиотекам в форме консультаций, проведения семинаров, научно-практических конференций, издания информационных и методических пособий и впервые в библиотечной практике приступил к разработке научных и методических основ эколого-просветительской деятельности библиотек.

Настоятельная жизненная потребность населения иметь информацию о состоянии окружающей среды определила роль библиотек в решении этой проблемы, побудила совершенствовать методику работы, обобщать опыт. Идея создания так называемых экспериментальных баз по экологическому просвещению была воплощена, например, в Брянской и Вологодской научных областных библиотеках. Здесь проводятся всероссийские, международные, межрегиональные научно-практические конференции, школы-семинары для библиотекарей при непременном участии представителей государственных и общественных экологических организаций. По программе “Резонанс”, разработанной в Брянской областной научной библиотеке им. Ф. Ю. Тютчева, училась вся библиотечная Россия.

Министерство культуры Российской Федерации стало уделять большое внимание повышению квалификации библиотекарей в области экологии. Проводимые в Российской государственной юношеской библиотеке на протяжении ряда лет тематические школы-семинары: “Экологическое просвещение и библиотека”, “Экология и культура”, “Игровая экология” углубляют представление о многообразии форм и методов работы библиотек на ниве экологического просвещения. Введен курс повышения квалификации “Библиотека как центр экологической информации и культуры”, разработанный и реализуемый Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма Минкультуры России совместно с Российской государственной юношеской библиотекой. В течение двух недель перед слушателями курса выступают специалисты Минкультуры России, природоохранных органов, преподаватели ведущих вузов, представители общественных экологических организаций. Программа курса позволяет слушателям ориентироваться в экологических проблемах, узнавать об инновациях в методике и практике библиотечной деятельности в сфере экологического просвещения.

Уже много лет востребованы организуемые Российской государственной юношеской библиотекой недельные стажировки, предоставляющие специалистам возможность изучать опыт работы библиотек, в том числе призеров всероссийских смотров-конкурсов. За последние 5 лет стажировку прошли свыше 150 библиотекарей из 60 субъектов Федерации.

Крупной экологической акцией стал организованный в 2001 г. по инициативе Иркутской областной юношеской библиотеки марафон библиотек региона в защиту Байкала. Начавшись в Иркутске, эта акция охватила все библиотеки области и соседней Республики Бурятия и завершилась в Улан Удэ, в Бурятской республиканской юношеской библиотеке. Библиотечные мини-марафоны и другие акции приобрели массовый характер и в других регионах России. Работа библиотек все теснее увязывается с решением практических природоохранных задач в регионе.

Основной тенденцией становится не только активизация эколого-просветительской деятельности библиотек, но и превращение их фактически в центры экологической информации и культуры, поддерживающие постоянные контакты с природоохранными государственными и общественными организациями, СМИ, с властными структурами.

Благодаря развитию новых технологий и использованию их библиотеками в целях сбора и концентрации экологической информации, созданию баз данных экологической направленности, использованию Интернета, выпуску компакт-дисков обеспечивается всесторонний анализ запросов потребителей в информации по многоаспектной экологической тематике. Современные технологии пришли сегодня не только в большие библиотеки, они стали достоянием многих школьных, вузовских, районных, городских и сельских библиотек.

В феврале 2002 г. на коллегии Минкультуры России был рассмотрен вопрос “Об итогах третьего Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 гг. и перспективах дальнейшего развития этого направления деятельности”. Коллегия отметила высокую активность библиотек, растущий уровень и разнообразие направлений, форм и методов работы по формированию экологического сознания граждан и общественного мнения, усиление заинтересованности в сотрудничестве с библиотеками региональных и муниципальных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды и природопользование, научных институтов, общественных экологических объединений.

По решению коллегии на базе Российской государственной юношеской библиотеки создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры. В задачи Центра входит разработка совместно с центральными библиотеками субъектов Федерации программ и проектов в сфере экологического просвещения с последующим включением их в целевые федеральные и региональные документы, содействие организации на базе библиотек центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по различным направлениям экологического просвещения. Квалифицированная помощь Центра библиотекам ускорит процесс формирования и развития всероссийской библиотечной системы экологического просвещения различных категорий населения.

Таким образом, за период с 1992 по 2002 гг. библиотеки России сумели занять достойное место в системе экологического образования и просвещения, реализовать свой потенциал и внести значительный вклад в формирование экологической культуры населения.
Музеи
Музеи, обладая богатым ресурсным и творческим арсеналом (наличие природных экспозиций, квалифицированных кадров, методик культурно-образовательной работы с населением разных возрастных категорий, связей с природоохранными организациями, детскими творческими коллективами, научными учреждениями и т. п.), способствуют повышению экологической культуры населения. Более того, цели экологического образования учитываются при разработке всех основных направлений деятельности музеев: при проектировании и создании новых природоведческих экспозиций, в выставочной и просветительской деятельности.

В 1997 г. Государственный Дарвиновский музей стал научно-методическим центром естественнонаучного музееведения для естественнонаучных музеев России и отделов природы краеведческих музеев. За это время на его базе проведено 5 конференций, в которых участвовало 398 человек, представляющих 134 музея страны. В ежегодных семинарах по повышению квалификации сотрудников естественнонаучных музеев приняли участие 148 человек из 100 музеев. Кроме того, в музее постоянно проводятся индивидуальные консультации и рецензирование разнообразных методических материалов. Все это позволило выявить общие тенденции в развитии системы экологического просвещения в естественнонаучных и краеведческих музеях России. База данных научно-методического центра содержит сведения о 180 отделах природы краеведческих музеев и 198 других музеях естественнонаучного профиля (биологических, зоологических, ботанических, музеях леса, палеонтологических, геологических и др.), имеющих природоведческие экспозиции.


Создание новых природоведческих экспозиций

В течение последнего десятилетия во всех регионах страны наблюдается устойчивый рост новых природоведческих экспозиций и модернизация уже существующих. Это касается как крупных областных и краевых музеев, так и мелких районных.

В 1995–1997 гг. открылись новые экспозиции Государственного Дарвиновского музея и Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского, отдела природы Вологодского историко-архитектурного музея-заповедника, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева (г. Владивосток). В 1999–2002 гг. открылись экспозиции отделов природы Пермского и Иркутского областных краеведческих музеев, Красноярского краеведческого музея; Алатырского краеведческого музея (Чувашская Республика) и Виноградовского районного краеведческого музея (Архангельская область). Ранее в музеях Чувашии и Архангельской области природных экспозиций не было.

Ведется строительство новых экспозиций в Свердловском областном краеведческом музее, Государственном окружном музее природы и человека (г. Ханты-Мансийск), Музее природы (г. Кострома), Тюменском областном краеведческом музее, Байкальском музее Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Проектируются новые экспозиции в Тамбовском краеведческом музее, Омском областном краеведческом музее, Музее природы Бурятии (г. Улан-Удэ) и многих других.

В единичных случаях появление природоведческих экспозиций связано со строительством и открытием новых музейных зданий (Государственный Дарвиновский музей, Тюменский областной краеведческий музей). В ряде музеев смена или модернизация природоведческих экспозиций связана с тем, что они “морально устарели”. Кроме того, появились новые формы экспозиционной деятельности.

Смена экспозиции в Музее природы Бурятии, созданного в 1983 г. и бывшего передовым для того времени, обосновывалась тем, что тема “Взаимодействие человека и природы” становится важной частью природных экспозиций, требует глубокого раскрытия на примере традиций природопользования этносов, населяющих регион. Подобный подход характерен для большинства музеев. В экспозиции Государственного Дарвиновского музея (1997 г.) этой теме посвящен большой раздел, история природопользования рассматривается на примере Москвы и Подмосковья с древнейших времен до современности. В Красноярском краевом краеведческом музее в 2001 г. открылась интерактивная экспозиция “Природа. Человек. Планета” и раздел “Природное наследие Красноярского края”, знакомящий посетителя с природой региона.

Важной тенденцией последнего времени стало появление интерактивных экспозиций. В 1997 г. в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева была открыта небольшая, но информационно насыщенная экспозиция “Комната открытий”. В 2002 г. в Государственном Дарвиновском музее создан интерактивный экспозиционный комплекс, рассказывающий об уникальных глубоководных сообществах, и новая цвето-видео-музыкальная экспозиция “Живая планета”. Перспективный план развития музея предполагает постепенное насыщение всей экспозиции интерактивными блоками, разрабатывается также концепция озвучивания экспозиции музея. В перспективе предполагается создать центр неформального экологического образования “Мы и мир”, который будет особым музейно-образовательным комплексом – его основой станет интерактивная экспозиция, раскрывающая перед детской аудиторией возможности самостоятельного познания себя и окружающего мира.

Еще одно интересное направление экспозиционной деятельности естественнонаучных музеев – создание живых экспозиций. В экспозиции музея естественной истории Ульяновского экологического центра в 2001 г. появились живые биогруппы с насекомыми и паукообразными. Здесь можно не только полюбоваться ими, но и получить сведения об их морфологии, систематике, экологии. В 1998–2000 гг. произведен капитальный ремонт теплицы в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, и теперь здесь знакомят посетителей с обитателями тропических и субтропических лесов, болот и пустынь. В этом же музее планируется сформировать ландшафтную экспозицию на участках открытого грунта. В октябре 2001 г. на территории, прилегающей к филиалу Ялуторовского музейного комплекса “Дом природы” (Тюменская область), создана открытая экспозиция “Экологический двор”. Структура экологического двора, его насыщенность живыми организмами дают возможность не только организовывать разноплановые мероприятия с посетителями, но и проводить научно-исследовательскую работу с юными следопытами. Опыт создания и эксплуатации таких экспозиций может стать интересным как для музейных работников, так и для учреждений образования.

Многие естественнонаучные музеи дополняют свои экспозиции не только аудио- и видео-блоками, но и компьютерными терминалами. Пионером в области музейной компьютеризации стал Государственный Дарвиновский музей. В 1996 г. в его залах появились первые компьютерные терминалы. Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Справочные компьютерные программы знакомят посетителей, в том числе и “виртуальных” с отдельными экспонатами, актуальными проблемами биологии. Есть большой блок программ экологической направленности: “Разрушение естественных сообществ”, “Глобальные экологические проблемы”, “Красная книга”, “Экология Москвы и Подмосковья”. Активно используют компьютерную технику для информационного насыщения экспозиции также Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского и Российский музей леса (Москва).

Многие краеведческие и ведомственные музеи столкнулись с рядом серьезных проблем экономического и идеологического характера, которые, как это ни парадоксально звучит, могут благоприятно отразиться на развитии экологического направления деятельности музеев. Во-первых, в силу изменения политической ситуации большинство экспозиций краеведческих музеев устарело, освободившиеся площади иногда передаются отделам природы. В качестве примера можно привести Омский краеведческий музей, в котором большой зал, ранее посвященный советскому периоду истории, передан под природную экспозицию. Во-вторых, многие музеи, занимавшие культовые здания, вынуждены были переехать в новые помещения. Это также повлекло за собой смену экспозиций, в том числе и природоведческих. В-третьих, из-за недостатка финансирования некоторые ведомственные музеи, ранее закрытые для широкого круга посетителей, были вынуждены распахнуть свои двери для всех желающих, т. е. поменять методы и стиль своей работы.


Выставочная деятельность музеев

Практически все естественнонаучные музеи, отделы природы краеведческих музеев имеют богатые естественнонаучные коллекции, что позволяет проводить активную выставочную работу. Как правило, музеи проводят одну – две больших фондовых выставки в год в своих стенах, а также организуют выставки-передвижки. В качестве примера передвижных выставок экологической направленности можно привести интерактивную выставку “Остров открытий” Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. В Саратовском краеведческом музее разработана передвижная выставка, рассказывающая о состоянии окружающей среды в области, экологическом образовании и экологическом движении. Выставки возят по школам. Музей природы Бурятии предлагает другим музеям для показа передвижную выставку “Байкал – любовь моя и тревога”. Музей “Природа моря и ее охрана“ Дальневосточного морского заповедника Института биологии моря создал передвижную выставку-театр “В защиту моря”.

Одним из новых направлений стала организация в рамках выставок культурно-образовательных программ. Инициатором внедрения таких программ в практическую деятельность естественнонаучных музеев выступил Государственный Дарвиновский музей, где с 1998 г. подобные программы действуют на всех выставках. Белгородский областной краеведческий музей подхватил инициативу, организуя городские конкурсы и детские экологические праздники в соответствии с тематикой проводимых выставок. Активное участие в таких мероприятиях принимают школы: так, в рамках выставки “Живое серебро Белгородского края” были организованы 2 конкурса “Я и река”, в них приняли участие 11 школ города на конкурсной основе.
Просветительская деятельность музеев

Наличие хорошей природоведческой экспозиции позволяет всем естественнонаучным и краеведческим музеям вести разнообразную культурно-образовательную деятельность. Традиционным для музеев является проведение лекций и экскурсий для разных возрастных и социальных категорий населения. Обычно около четверти экскурсий приходится на экскурсии природоохранной и экологической направленности.

Природоведческие музеи – важнейшее звено системы неформального экологического образования школьников. Музеи работают в тесном сотрудничестве с местными управлениями образования, разрабатывая программы по экологическому воспитанию и образованию. Например, в 1998 г. на базе экспозиционных материалов отделом природы Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева (г. Владивосток) разработана программа “Музей – Центр экологических знаний”. В основу программы положена идея непрерывного экологического воспитания и просвещения: от младших групп дошкольного учреждения до школьников старших классов, лицеистов, студентов техникумов и вузов. В 2000 г. эта программа выиграла грант Всемирного фонда дикой природы в рамках программы малых грантов “Экорегион” по одному из приоритетных направлений “Повышение заинтересованности местного населения в сохранении окружающей среды экорегиона”.

Сотрудники краеведческого музея г. Энгельса проводят занятия с детьми разных возрастных категорий по программе “Природа. Экология. Человек”. Программа разработана совместно с методистами Института повышения квалификации работников образования, учителями-экологами, городским экологическим фондом. В Саратове при краеведческом музее с 1995 г. работает городская Школа по урбоэкологии для старшеклассников, созданная по инициативе Саратовского отделения Всероссийского общества охраны природы.

Практически во всех естественнонаучных музеях есть биологические кружки. Часто эти кружки имеют давние и славные традиции, например, биологический кружок Государственного Дарвиновского музея был организован в 1948 г. и существует поныне. Многие выпускники кружков становятся прекрасными специалистами-биологами, те же, кто избрал иное профессиональное поприще, наверняка во всех сферах деятельности проявляют себя как люди с грамотным экологическим мышлением.

Сравнительно недавно в государственные образовательные стандарты гуманитарных специальностей вузов введен курс “Концепции современного естествознания”. Как правило, такие вузы не имеют в своем арсенале учебных коллекций, наглядных пособий, лабораторий и т. п., необходимых для изучения и усвоения материала курса. Справиться с рядом трудностей в преподавании курса можно, задействовав экспозиции естественнонаучных музеев. Положительный опыт такой работы имеется в вузах Москвы и Брянска.

Многие музеи проводят интеллектуальные экологические игры, викторины, музейные занятия с элементами исследования и поисковыми творческими заданиями. Для этого необходимы музейная экспозиция и дополнительные материалы из научно-вспомогательного и дублетного фонда музеев, а также наличие отдельного, специально организованного пространства. Недавно в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике появился учебный класс по исторической геологии. Здесь во время занятий-путешествий можно увидеть, что такое раскопки, и даже попробовать самому откопать кость мамонта. Есть места для выполнения практических работ и творческих заданий, справочная литература и образцы ископаемой фауны региона, сюда можно прийти на консультацию, подготовиться к олимпиаде, докладу. В Музее природы Бурятии создан детский музей-лаборатория “Окно в природу”, в котором есть лабораторный класс, выставка живой природы “В гостях у Ерошки” и экспозиционное пространство.

В последнее десятилетие важной, а для некоторых музеев основной категорией посетителей стали не организованные группы, а родители с детьми (в Государственном Дарвиновском музее эта категория составляет более 80% посетителей). В связи с этим появились и новые формы работы, например, театрализованная экскурсия “Былинке каждой другом будь” в Саратовском краеведческом музее; экскурсия-игра “В гостях у колобка”, сопровождаемая играми, сказками, загадками, в Государственном Дарвиновском музее; циклы лекций и экскурсий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенные в игровой форме: цикл “Про зеленые леса, про лесные чудеса”, который знакомит посетителей Саратовского краеведческого музея с природой области в форме сказок о лесных экосистемах; “В гостях у суслика” – путешествие в степь и знакомство со степными биоценозами; “Лягушонок-непоседа” ведет посетителей к водоемам, а музейный гном Рудокопкин знакомит с земными недрами.

В 1996 г. в Государственном Дарвиновском музее впервые в практике отечественных музеев был внедрен крупный просветительский проект, который предусматривал создание индивидуальных обучающих гидов для детей и подростков по всем разделам экспозиции, для всех возрастных групп школьников. За это время в музее создано 30 разных обучающих гидов. С их помощью осмотрели музейную экспозицию около 300 тыс. посетителей. Этот удачный эксперимент не остался незамеченным. Его подхватили в других музеях. Сегодня обучающие гиды есть в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, Пермском областном краеведческом музее, Саратовском краеведческом музее, Петрозаводском краеведческом музее, краеведческом музее г. Великий Устюг и во многих других.

Музей как культурно-образовательный центр способен проводить яркие массовые акции, например, организовывать ежегодные международные экологические праздники в регионе. Такие праздники стали традицией в Государственном Дарвиновском музее. Ежегодно здесь проводятся 6 международных экологических праздников: День воды, День Земли, День птиц, Всемирный день окружающей среды, День животных и День биоразнообразия. Многие из этих праздников отмечаются и в других музеях. В одной только Саратовской области День птиц проводится в Саратовском, Вольском, Балашовском, Пугачевском, Самойловском и Марксовском краеведедческих музеях.

Одно из интересных направлений в работе музеев – создание музейных театров. Уже несколько лет в Улан-Удэ успешно работает экологический музыкальный театр “Душа Байкала”.

Проведение фестивалей – еще одно новое направление музейной деятельности. В отделе природы Белгородского краеведческого музея идет подготовка к межрегиональному Геологическому фестивалю “Каменный цветок Курской магнитной аномалии”. В рамках фестиваля планируется провести межрегиональную выставку “Подземная кладовая края”, объединив усилия Курского, Липецкого и Белгородского музеев. Намечено провести конкурс студенческих научных и научно-фантастических проектов по геоэкологии Курской магнитной аномалии и Геологический научный форум. В них примут участие учащиеся и преподаватели Белгородского государственного университета, Белгородской государственной технологической академии строительных материалов, колледжей города, вузов Курска и Липецка. Мероприятия фестиваля направлены на пропаганду рационального использования недр и рекультивации ландшафтов, нарушенных горными разработками, на содействие возрождению и сохранению лучших традиций отечественной геологической науки и практики.

Музеи, особенно районные, часто становятся местом проведения экологических турниров, организаторами экологических олимпиад и конкурсов. Здесь проходят эколого-краеведческие конференции школьников. Нередко в стенах краеведческих музеев принимаются школьные экзамены по экологии, проходят презентации экологических объединений.

Работники музеев являются постоянными участниками семинаров, совещаний по экологическому образованию, в том числе, международных, а также городских, областных и районных экологических конференций и съездов. Их приглашают в жюри молодежных конференций, фестивалей детских экологических театров.

Таким образом, можно констатировать, что естественнонаучные и краеведческие музеи имеют огромный потенциал для самых разных форм экологического просвещения; однако, в силу разных причин не все могут найти источники финансирования для такой деятельности.
Ботанические сады
Образование и просвещение всегда рассматривалось как одна из важнейших функций ботанических садов, особенно если речь шла об университетских ботанических садах. Традиционно оно строилось на занятиях со студентами по курсу “Ботаника”, экскурсиях для детей и юношества, на издательско-просветительской деятельности. До недавнего времени такой подход к образованию в садах считался исчерпывающим.

С появлением концепции устойчивого развития в начале 1990-х годов в международном сообществе произошли серьезные изменения в подходах к образованию в ботанических садах. В частности, была принята новая образовательная стратегия, основным принципом которой стало экологическое образование. В связи с этим содержание, формы и методы новой образовательной концепции уже несколько лет активно обсуждаются на различных форумах, в том числе и на международных конференциях, специально посвященных развитию экологического образования в ботанических садах, которые организуются Международным советом ботанических садов по охране растений (Великобритания).

В 1995 г. в Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина Российской академии наук (РАН) отделением Международного совета ботанических садов по охране растений был проведен обучающий cеминар “Образование в ботанических садах” для представителей ботанических садов России, на котором обсуждались такие важные вопросы, как:


  • роль ботанических садов в просветительской и образовательной работе;

  • ботанические сады и охрана окружающей среды;

  • специфика образовательных программ для разных категорий посетителей;

  • методы распространения знаний по охране растений и другие вопросы.

Значимым шагом на пути развития экологического образования в ботанических садах стала эколого-образовательная программа старейшего ботанического сада России – филиала Ботанического сада МГУ (“Аптекарский огород”), которая осуществляется с 1998 г. при спонсорской поддержке компании Бритиш Петролеум. Программа многоуровневая и охватывает широкий круг школьников (4–11 классы) и учителей начальной и средней школы.

Программа включает:



  • Тематические учебные занятия со школьниками Москвы, которые проходят как на открытом воздухе на территории Сада, так и в лаборатории. На таких занятиях дети получают возможность существенно расширить и дополнить подчас абстрактные знания из школьного учебника практическими наблюдениями и самостоятельными исследованиями, проводимыми в рамках живого урока в Саду. Занятия проводятся по оригинальным методикам, подготовленным специалистами Сада, с использованием учебных пособий, которые разрабатываются и издаются специально для этих занятий также на средства Бритиш Петролеум.

  • Методический курс для учителей начальной школы и преподавателей экологии, который знакомит учителей с тем, как эффективно использовать возможности ботанического сада в преподавании различных предметов в школе, организовать экспериментальную и учебно-исследовательскую работу по экологии на пришкольном участке или прилегающей к школе территории с использованием простых методик, не требующих дорогостоящего оборудования. По каждой теме в помощь педагогу, помимо практических занятий в Саду, предлагается комплект методических пособий.

  • По выходным дням для детей творческих, желающих проводить самостоятельные исследования и наблюдения, изучая и познавая удивительный мир растений, работает “Клуб юного эколога”. Сейчас Клуб регулярно посещают более 50 школьников в возрасте от 7 до 14 лет. Они разделены на возрастные группы, для каждой сформирована соответствующая программа занятий. Раз или два в год для школьников Москвы и всех желающих в Ботаническом саду МГУ организуются познавательные экологические игры. Игра “Остров Робинзона”, например, стала столь популярной среди школьников и учителей, что даже нашла своих последователей в разных школах Москвы.

Эта программа, по сути, стала пионерной для развития экологического образования в ботанических садах в нашей стране с позиции комплексного подхода. Особенно это касается университетских садов, где занятия в ботаническом саду включены в учебно-исследовательскую программу студентов по курсу “Экология”. Например, в Ботаническом саду Кубанского государственного университета создаются учебные модели интродуцированных биогеоценозов, которые используются в преподавании курса “Экология”. Эти же площадки включены для показа на экологических маршрутах для школьников.

В Ботаническом саду Иркутского госуниверситета активно ведутся поиски новых форм и методов в области экологического воспитания. Здесь с 1999 г. применяют так называемую садовую терапию в работе с детьми и подростками специального учебно-воспитательного учреждения (дети с девиантным поведением) и коррекционной школы Иркутска для детей с отклонениями в развитии. С помощью садовой терапии также предусмотрено вовлечение детей-инвалидов в активную социальную деятельность.

Интересные результаты получаются в тех случаях, когда ботанические сады сотрудничают с учреждениями дополнительного образования школьников. Например, коллектив Ботанического сада Амурского научного центра Дальневосточного отделения РАН (г. Благовещенск) проводит большую эколого-образовательную работу с педагогами и школьниками, в том числе экологические экспедиции, научно-практические конференции, природоохранные акции. В Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН в 2002 г. создан Образовательный центр.

Однако говорить о сложившейся системе экологического образования в ботанических садах России преждевременно, ее предстоит создавать.

Ботанические сады России – уникальные учреждения, обладающие огромными возможностями и ресурсами для ведения экологического образования, они должны вписаться в развивающуюся систему непрерывного экологического образования и воспитания. При этом важно, чтобы ботанические сады ориентировались не только на студентов вузов, но и на различные слои населения. Следует уделять большое внимание воспитанию и образованию дошкольников и школьников, в том числе проблемных подростков, детей с ограниченными возможностями в системе общего и дополнительного образования, способствовать развитию детского творчества и формированию гармонично развитой личности.

Зоопарки

Эколого-просветительская работа как основополагающая ведется в различных формах во всех зоопарках России. В таких старых зоопарках, как Ленинградский, Новосибирский, Ростовский, она хорошо налажена. Здесь накоплены необходимые методические материалы; в крупных, специально созданных отделах работают экскурсоводы, лекторы, методисты, организаторы лекций и экскурсий, фотографы, художники, педагоги по работе с юннатами. В новых зоопарках, где такая работа только разворачивается, порой один сотрудник совмещает с просветительской деятельностью другие обязанности, например, пресс-секретаря.

Развитие эколого-просветительской деятельности зоопарков является одним из приоритетных направлений работы Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов. Ассоциация создана в 1994 г. на базе консультативного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, объединяет зоопарки многих государств, в том числе России и других стран СНГ.

В марте 2002 г. в рамках ассоциации сформирована научно-просветительская секция. Первыми результатами ее работы стало издание сборника “Научно-просветительская работа в зоопарках. Методические разработки” и организация на базе Московского зоопарка научно-практического семинара по просветительской работе, в котором приняли участие представители 23 зоопарков и аквариумов из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Эстонии, Латвии. Основной темой семинара была организация массовых акций и праздников в зоопарках. На семинаре создана рабочая группа ассоциации по просветительской работе, объединившая представителей зоопарков Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Калининграда, Казани, Пензы, Воронежа. По данным ассоциации, к 2002 г. в России зарегистрировано 54 зоологических учреждения. (В 1992 г. на территории бывшего СССР было 32 зоопарка и аквариума).

Безусловно, в каждом зоопарке есть своя специфика, но и общих черт, равно как и общих проблем, имеется достаточно много. Просветительская работа зоопарка состоит из нескольких видов и форм деятельности. В любом из зоопарков обязательно имеются видовые этикетки на экспонируемые виды животных, а также ориентировочно-предупредительные надписи. В последние годы во многих зоопарках этикетки пересматриваются и модернизируются (например, многословный текст заменяется графической информацией, названия даются на нескольких языках и пр.). Просветительская экспозиция в зоопарке – это плакаты, стенды, витрины и выставки природоохранной, экологической и зоологической тематики.

В зоопарках налажена экскурсионно-лекционная работа. Экскурсии – как учебные для школьников, так и обычные для посетителей – могут быть не только разовыми, в ряде зоопарков предлагаются циклы экскурсий (абонементное обслуживание). Ленинградский зоопарк (г. Санкт-Петербург) участвует в межмузейном абонементе, включающем экскурсии в зоопарк и ряд музеев города. Эта работа стала возможной благодаря созданию Ассоциации музейных педагогов, в которую вошли и сотрудники зоопарка.

Выездные группы животных для демонстрации на лекциях имеют не все зоопарки. Такие группы есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Ростове-на-Дону. Ряд зоопарков проводит выездные тематические выставки в школах, домах культуры и пр. Во многих зоопарках лекции (как выездные, так и на территории) читаются с показом слайдов.

В последнее десятилетие все зоопарки стали уделять серьезное внимание массовым акциям, среди которых такие известные экологические и природоохранные праздники, как День Земли, День животных, День птиц, и акции, посвященные охране редких видов животных.

Традиционно просветительская деятельность почти во всех зоопарках включает работу с юннатами. С этой целью разрабатываются на несколько лет специальные учебные программы, в которых предусмотрены занятия в классе, наблюдения за животными, выезды на природу, участие в природоохранных акциях и т. п. Особо можно выделить Новосибирский зоопарк, где юннатское движение организовано таким образом, что зоопарк готовит себе из числа юннатов будущие трудовые кадры.

В ряде зоопарков имеются контактные площадки и детские зоопарки. В Казани, например, контактная площадка стилизована так, что дети как бы попадают в русскую сказку. Под наблюдением педагога зоопарка, ведущего экскурсию, дети трогают, гладят животных.

Помимо работы на территории, выездных лекций и выставок многие зоопарки ведут работу с населением, осуществляя своеобразную “ликвидацию экологической и биологической безграмотности”. Для населения организуются недели биологии, викторины, КВН по экологической и природоохранной тематике. Проводятся благотворительные выезды в интернаты для детей – сирот и инвалидов.

Важный аспект деятельности большинства зоопарков – работа со средствами массовой информации, в которую входит освещение через прессу событий жизни зоопарка, комментарии и разъяснения по различным вопросам зоологии, экологии и охраны природы, пропаганда разумного и бережного отношения в природе.

На уроках биологии в Ленинградском зоопарке школьники проводят почти весь день. Интересен опыт Казанского зоопарка, регулярно ведущий работу с центром временного содержания детей и подростков. В последние годы пользуется большим спросом выездная лекция “Человек, животные, наркотики”.

В деятельности просветительского отдела при Тульском экзотариуме участвует профессиональный психолог, и это резко повысило эффективность просветительской работы с населением. Экспозиция размещена по тематическим блокам, что позволяет на небольшом пространстве проводить экскурсии по различным темам. Наряду с видовыми этикетками на экспозиции представлены паспорта на животных с указанием названия, клички, даты и места рождения.

В ряде зоопарков (Тульский экзотариум, зоопарк г. Всеволожска и др.) регулярно проводятся “хит-парады” животных – своеобразное анкетирование посетителей, которым предлагается выбрать наиболее понравившееся им животное, самую красивую экспозицию и т. п.

Зоопарк в Ростове-на-Дону – пока единственное в стране зоологическое учреждение, имеющее собственный музей. В Московском зоопарке идет активная работа по организации музея истории и современной жизни зоопарка, в экспозициях которого будут отражены история возникновения и современная жизнь Московского и других зоопарков России и мира.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал