отходы производства и потребления в сахалинской области



Скачать 184.89 Kb.
Дата23.04.2016
Размер184.89 Kb.





ПОДПРОГРАММА № 1

к государственной программе Сахалинской области «Охрана окружающей среды,

воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением

Правительства 


Сахалинской области

от

     



     




ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Паспорт Подпрограммы





Ответственный

исполнитель

Подпрограммы


Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области


Соисполнители Подпрограммы

Министерство строительства Сахалинской области.

Министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области

Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области

Органы местного самоуправления


Цель

Подпрограммы



Создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов


Задачи

Подпрограммы




Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить проведение инженерных изысканий и разработку проектно-сметных документаций для строительства (реконструкции) полигонов ТБО;

2. Обеспечить проведение проектно-изыскательских работ для выполнения рекультивационных мероприятий на объектах размещения отходов.


Целевые

индикаторы

и показатели

Подпрограммы



Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели и решения соответствующих задач:

1. Количество построенных объектов размещения (обезвреживания) отходов.

2. Площадь рекультивированных земель, нарушенных при размещении отходов


Этапы и сроки

реализации

Подпрограммы


Подпрограмма реализуется в один этап в период
2014 - 2020 годов

Объем

бюджетных

ассигнований

Подпрограммы



Общий объем финансирования на весь срок реализации Подпрограммы составляет 3 824 020,2, в том числе:

из областного бюджета: 3 813 659,4 тыс. рублей, из них:

2014 год – 441 825,9 тыс. рублей;

2015 год – 542 753,9 тыс. рублей;

2016 год – 271 631,4 тыс. рублей;

2017 год – 533 420,1 тыс. рублей;

2018 год – 551 583,2 тыс. рублей;

2019 год – 615 412,5 тыс. рублей;

2020 год - 857 032,4 тыс. рублей.

из местного бюджета: 10360,8 тыс. рублей, из них:

2014 год – 2913,3 тыс. рублей;

2015 год – 7447,5 тыс. рублей.




Ожидаемые

результаты

реализации

Подпрограммы



Реализация Подпрограммы к 2020 году должна обеспечить:

- строительство 11 полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях области;

- рекультивацию 26,1 га земель, использованных под размещение отходов потребления



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
Подпрограммы, основные проблемы и прогноз её развития

В регионе продолжается работа по формированию системы управления в области обращения с отходами. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории области является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации.

Ежегодно в Российской Федерации от жизнедеятельности населения образуется около 40 млн. тонн (~ 200 млн. куб. м) отходов. На Сахалинскую область приходится 0,5% от общего объема ТБО или около 200 000 тонн
(~ 1 млн. куб. м) без учёта медицинских и биологических отходов.

В Сахалинской области 100% муниципальных ТБО направляются на объекты размещения отходов для захоронения. На Сахалине и Курильских островах действуют: 3 полигона твердых бытовых отходов в Корсаковском, Ногликском, Смирныховском районах и 31 свалка ТБО, расположенные в муниципальных образованиях области.

Из-за нехватки земель, размещение свалок осуществляется в удаленности от населённых пунктов. Чтобы далеко не везти, отходы выбрасываются в непредназначенные для этих целей места. Стихийные свалки образуются в местах отдыха, рядом с дачными товариществами. Администрации муниципальных образований испытывают трудности в наличии финансовых и материальных средств для их ликвидации.

Основная проблема - отсутствие на территории области в достаточном количестве полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих технологическим, экологическим и санитарным требованиям: с новой электронной формой учета договоров, потоков; дозиметрическим контролем; новыми логистическими схемами (маршруты, перегруз, пресс, измельчение и пр.); сбором, выводом и обезвреживанием фильтрата полигона; дегазацией полигона; современной инфраструктурой; обезвреживанием медицинских и биологических отходов; термической утилизацией отходов.

Вывоз подавляющего большинства отходов потребления на свалки обусловлен существующего десятилетиями в Сахалинской области подхода к размещению ТБО.

Географические, горно-геологические, топографические и другие условия, обуславливающие специфические особенности рельефа местности островной области, всегда являлись основным препятствием для выбора мест размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям, предъявляемым к подобным объектам. Объективные причины не позволят в ближайшие годы полностью отказаться от полигонов и ликвидировать свалки, ежедневно используемые для размещения отходов. В связи с этим, первоочередной задачей в управлении ТБО на ближайшую перспективу является оптимизация их сбора, удаления и размещения отходов при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения несортированного и неуплотненного ТБО к их переработке и/или обезвреживанию и размещению на полигонах только спрессованных «хвостов».

С целью обеспечения эффективности и полноты реализации мероприятий в сфере обращения с отходами Подпрограмма включает разработку технико-экономического обоснования по двум основополагающим направлениям: оптимизация системы обращения с отходами и использование отходов.

Для реализации планомерной научно-обоснованной технической, организационной и экономической политики формирования комплексной системы обращения с отходами на территории Сахалинской области необходимы:

- строительство современных полигонов для размещения спрессованных ТБО, «хвостов»;

- оптимальная система обращения с отходами на основе анализа рынка вторичного сырья, маркетинговых, логистических исследований с применением современных технологий;

- разработка проекта технико-экономического обоснования создания предприятий по переработке вторсырья в продукцию народного и хозяйственного потребления.

Разработанные проекты позволят оценить затраты и эффективность создания многовариантных систем управления отходами с учетом местных условий каждого муниципального образования (состав и свойства ТБО, годовые нормы накопления, климатические условия, экономические факторы) при наличии современных полигонов, являющихся неотъемлемой частью многовариантных систем.

Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемных вопросов в сфере обращения с отходами, влияющие на эффективность реализации мероприятий следующие:

1. финансовый риск - недостаток финансовых средств на реализацию программных мероприятий;

2. экономический риск - риск более раннего заполнения полигонов в связи с нарушениями условий их эксплуатации (отсутствие на полигоне установок для пресса ТБО), что приведет к сокращению срока их эксплуатации;

3. экологический риск - несоблюдение природоохранных требований в сфере обращения отходами: отсутствие современных объектов размещения и/или обезвреживания отходов приведет к неблагоприятным последствиям для окружающей среды и здоровья населения, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Реализация Подпрограммы будет способствовать оздоровлению экологической обстановки и созданию комфортных условий проживания населения, что является основным направлением в сфере охраны окружающей среды в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере обращения
с отходами, описание основных целей и задач Подпрограммы

Региональная политика в сфере обращения с отходами основана на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, где сформулированы такие задачи как обеспечение стабилизации экологической ситуации, улучшение состояния окружающей среды путем проведения комплексных природоохранных мер.

Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96 № 803 провозглашены три основные цели региональной политики в субъекте Российской Федерации: предотвращение загрязнения окружающей среды; ликвидация последствий загрязнения окружающей среды; комплексная экологическая защита регионов.

Во исполнение Плана действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р, в Подпрограмме предусмотрено строительство полигонов для размещения ТБО до 2020 года.

Основными целями Подпрограммы являются - создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов в области и оказание мер государственного регулирования.

Для достижения целей должны быть решены следующие задачи: строительство полигонов ТБО; рекультивация (реконструкция) объектов размещения твердых бытовых отходов.


3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы

Выполнение программных мероприятий позволит к 2020 году создать оптимальные условия для экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов, а также улучшить санитарное состояние населенных пунктов и рекреационных зон. Эффективность реализации мероприятий отражена показателями: площадь рекультивированных земель, нарушенных при размещении отходов; количество построенных объектов размещения (обезвреживания) отходов.

Характеристика планируемых изменений. В период 2014 - 2020 годов предполагается строительство 11 полигонов твёрдых бытовых отходов в муниципальных образованиях области (городской округ «Город Южно-Сахалинск», «Тымовский городской округ», Углегорский муниципальный район, «Городской округ Ногликский», «Томаринский городской округ», «Макаровский городской округ», «Холмский городской округ», Корсаковский городской округ, «Анивский городской округ», Поронайский городской округ, «Невельский городской округ») и проведение рекультивации 8 объектов размещения отходов, общей площадью 26,1 га. Эксплуатация полигонов ТБО и рекультивация свалок существенно улучшит экологическую ситуацию в муниципальных образованиях.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы

Мероприятия Подпрограммы планируется реализовать в один этап в период 2014 - 2020 годов.


5. Перечень мероприятий Подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы планируется по следующим направлениям:

5.1. Мероприятия по рекультивации объектов размещения отходов, предусматривающие: разработку проектов рекультивации; рекультивацию объектов.

Приведение нарушенных земель в состояние пригодное для последующего использования осуществляется на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разрабатываются проекты рекультивации в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и местоположения нарушенного участка.

Грамотная рекультивация свалок ТБО – устранение негативного влияния твердых бытовых отходов на окружающую среду.

5.2. Проектирование, строительство и реконструкция полигонов твердых бытовых отходов.

На территории Сахалинской области действует 34 объекта размещения твердых бытовых отходов, где применяются традиционные методы работы с ТБО, которые сводятся к складированию и пересыпанием изолирующим грунтом мусора. Свалки становятся источником загрязнения грунтовых вод и атмосферы. Они постоянно разрастаются, требуя ежегодного отчуждения земли. Возгорания биогаза — продукта разложения бытового мусора – вызывают сильные пожары.

Решение проблемы эффективного управления отходами становится одним из приоритетов развития Сахалинской области. На смену свалкам предлагается строительство современных полигонов обеспечивающих максимальную безопасность хранения отходов, в перспективе изъятие и вовлечение полезных фракций твердых бытовых отходов в хозяйственную деятельность, что позволит увеличить срок эксплуатации полигона.

5.3. Развитие системы обращения с отходами, предусматривающее: инвентаризацию отходов производства и потребления в Сахалинской области (объемы, движение); разработку проекта оптимизации системы обращения с отходами в Сахалинской области (маркетинг, логистика, применение современных технологий); разработку ТЭО создания предприятий по переработке вторсырья в продукцию народного и хозяйственного потребления.

Организация действенной системы учета и анализа потоков отходов производства и потребления на всех уровнях их образования будет способствовать сокращению (исключению) стихийного (несанкционированного) размещения отходов на территории области и позволит в полной мере оценить существующие проблемы в этой сфере.

Результаты инвентаризации отходов производства и потребления, мест их образования и размещения будут учтены при классификации отходов с позиции требований технологического цикла обращения с отходами, в том числе в направлении оценки их ресурсного или энергетического потенциала.

5.4. Прочие мероприятия в сфере обращения с отходами, предусматривающие:

- Возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, затрат или недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов.

Реализация мероприятия должна обеспечить соблюдение установленных темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, в части тарифной составляющей, при 100% обеспечении финансовыми ресурсами экономически обоснованных расходов ресурсоснабжающих организаций.

- Расходы на содержание скотомогильника, расположенного на территории Анивского района.

Ежегодные мероприятия по обустройству и содержанию сибиреязвенного скотомогильника служат сокращению прямых и косвенных потерь посредством предотвращения выноса инфекции за пределы почвенного очага, снижению риска заражения сибирской язвой сельскохозяйственного скота и населения.

Согласно архивным материалам на территории населенного пункта Ветряки Анивского района в 1948 году отмечались заболевания сибирской язвой крупного рогатого скота, лошадей и свиней, часть которых была захоронена на месте. Поскольку споры возбудителей сибирской язвы способны сохранять вирулентность в почвенных очагах на протяжении многих десятилетий, территория бывшего населенного пункта Ветряки в Анивском районе и прилегающая к нему в радиусе 1-го км местность, классифицирована как территория, угрожаемая по сибирской язве.

Земельный участок общей площадью 45 га, на котором расположен сибиреязвенный скотомогильник, выведен из хозяйственного оборота, произведено обустройство ограждения территории протяженностью 2912 погонных метров.

Соисполнителями Подпрограммы являются Министерство строительства Сахалинской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, органы местного самоуправления.

Участие органов местного самоуправления планируется в части оформления актов выбора земельных участков, межевания, проведения кадастровых работ, организации общественных слушаний, проведения изыскательских работ и проектирования, работ по рекультивации и строительству. Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении № 1 к Государственной программе.


6. Характеристика мер государственного
регулирования Подпрограммы

В качестве мер государственного регулирования до 2020 года предусмотрено мероприятие по возмещению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов затрат или недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. Главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных на компенсацию недополученных доходов хозяйствующим субъектам (субсидии) в соответствии с компетенцией и полномочиями определено министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.

Цель мероприятия: возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов затрат или недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов.

Прогнозирование расходов областного бюджета на компенсацию разницы между экономически обоснованными и установленными тарифами исходит из параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных темпов роста тарифов, устанавливаемых ФСТ РФ, а также поручений Президента и Правительства Российской Федерации об ограничении темпов роста платы граждан за коммунальные услуги определенным уровнем.

Выплата главным распорядителем бюджетных средств субсидии производится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- постановлением Правительства Сахалинской области о снижении тарифов организаций коммунального комплекса, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО (утверждается ежегодно);

- постановлением Правительства Сахалинской области от 15.08.2012
№ 411, утвердившим Правила предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Реализация мероприятия должна обеспечить соблюдение установленных темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, в части тарифной составляющей, при 100% обеспечении финансовыми ресурсами экономически обоснованных расходов ресурсоснабжающих организаций.

На момент утверждения Госпрограммы дополнительные меры правового регулирования и принятие соответствующих нормативных правовых документов в целях реализации Подпрограммы не требуются.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы

Для оценки эффективности реализации мероприятий предлагается использовать следующие показатели: площадь рекультивированных земель, нарушенных при размещении отходов; количество построенных объектов размещения (обезвреживания) отходов.

Значения целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы по годам ее реализации увязаны с целями Подпрограммы и представлены в приложениях № 4, 5 к Государственной программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих
целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы

Состав целевых показателей Подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить: наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации Подпрограммы и охват всех наиболее значимых результатов мероприятий.

В состав индикаторов (показателей) Подпрограммы включены индикаторы (показатели), отражающие формирование к 2020 году условий для обеспечения экологически безопасного размещений (обезвреживания) отходов.

В перечень индикаторов (показателей) включены индикаторы (показатели) количественного наблюдения с годовой периодичностью: площадь рекультивированных земель, нарушенных при размещении отходов; количество построенных объектов размещения (обезвреживания) отходов.

Перечень индикаторов (показателей) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности индикатора (показателя), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств в сфере обращения с отходами.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы

Общий объем финансирования Подпрограммы предусматривается в размере 3 824 020,2 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 3 813 659,4 тыс. рублей, из местного бюджета 10 360,8 тыс. рублей. Расходы на капитальные вложения составят 84% (3 230 205,2тыс. рублей) от общей суммы средств, предназначенных на реализацию Подпрограммы.

Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценки расходов по источникам реализации Подпрограммы представлены в приложениях 6, 7 к Государственной программе.

Объемы финансирования Подпрограммы из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета и других источников. Уточнение мероприятий Подпрограммы предусматривается осуществлять, в том числе с учетом предложений соисполнителей Подпрограммы.


10. Меры государственного регулирования и управления рисками
с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы

Меры государственного управленческого регулирования, в том числе направленные на снижение рисков реализации мероприятий Подпрограммы, включают: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых методов влияния, способствующих решению задач Подпрограммы. Важнейшим элементом реализации Подпрограммы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Подпрограммы. Принятие управленческих решений в рамках Подпрограммы осуществляется с учетом информации, поступающей от соисполнителей Подпрограммы.

Финансирование мероприятий Подпрограммы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результата мониторинга и оценки эффективности реализации Подпрограммы в отчетном периоде.

Мониторинг хода реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктом 5.8 постановления Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 № 117 «О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области».

При отсутствии финансирования мероприятий Подпрограммы ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы вносят предложения об изменении сроков их реализации либо об исключении из перечня мероприятий.
11. Методика оценки эффективности Подпрограммы

Оценка эффективности реализации Подпрограммы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Подпрограммы.

Для оценки эффективности реализации Подпрограммы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Подпрограммы. Степень достижения ожидаемых результатов планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателям. Подпрограмма предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.

Оценка эффективности реализации отдельного мероприятия Подпрограммы определяется на основе расчетов по следующей формуле:




En =

Tf1

x 100%, где:

TN1

En - эффективность хода реализации соответствующего мероприятия Подпрограммы (процентов);

Tf1 - фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Подпрограммы;

TN1 - нормативное значение индикатора, утвержденное Подпрограммой.

Оценка эффективности реализации Подпрограммы в целом определяется на основе расчетов по следующей формуле:


E =

(Tf1/TN1 + Tf2/TN2 + Tfn/TNn)

x 100%, где:

M

E - эффективность реализации Подпрограммы (процентов);

Tf1, Tf2, Tfn - фактические значения индикаторов, достигнутые в ходе реализации Подпрограммы;

TN1, TN2, TNn - нормативные значения индикаторов, утвержденные Подпрограммой;



M - количество индикаторов Подпрограммы.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал