«Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»



Скачать 117.61 Kb.
Дата02.05.2016
Размер117.61 Kb.
«Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»

Подготовила: старший воспитатель МДОУ ДС КВ N7 с. Кухаривка МО Ейский район Белик Ольга Васильевна.

В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду педагоги должны расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Что даёт искусство детям?
Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.
Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые художниками, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы, вызывают положительные эмоции и способствуют полноте восприятия жизни.

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают художники-пейзажисты. Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами, Одним из первых художников, которые посвятили своё искусство родной природе, был Алексей Кондратьевич Саврасов.


Родился он в Москве. У его отца была небольшая лавка. Торговал он лишь мелким товаром, но купеческим званием дорожил. Приучал к делу и сына, но сын не тянулся к торговле. Ему бы только с карандашом да с листом бумаги укрыться от отцовского глаза и рисовать деревья, воду, листья и траву. С большим трудом мачехе Алексея и учителю удалось сломать упорство купца и в 14 лет Саврасов стал учеником Московского училища живописи. В душе юного художника зрела мечта: выразить в своих работах всю неброскую прелесть русской природы. В 1851 году для студенческой выставки он пишет 2 картины «Вид на Кремль в ненастную погоду» и «Степь днём». Имя Саврасова становится известным, его одолевают богатые заказчики. За свою творчески насыщенную жизнь Саврасов сделал много превосходных пейзажей. Это «Просёлок». «Зимний пейзаж»»Берег реки», «Радуга» и конечно же неповторимая по своему картина «Грачи прилетели».
Его картина «Грачи прилетели» является одной из самых замечательных в нашем искусстве. Всё чрезвычайно скромно и просто, и в то же время, это «целый мир»
высокой поэзии . В картине заключены одновременно печаль и радость, улыбка и раздумье. Саврасов строил колорит картины на сдержанной цветовой гамме, сочетающей серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом решении картины, как и в каждой её детали, проявилась душа художника – страстного почитателя и знатока русской природы. Эта картина настолько жизненна и свежа, что кажется написанной непосредственно с натуры. На самом же деле Саврасов писал её в мастерской.
Среди учеников Саврасова был и будущий знаменитый пейзажист Иссак Ильич Левитан.

Как и Саврасов, Левитан тоже считал, что красоту можно увидеть даже в самом обычном. В его картине «Март» нет ничего особенного: деревянный дом, у крыльца-лошадка, неподалёку темнеет лес. Наверное, ранним утром здесь было ещё сумрачно и морозно. Но взошло солнце и всё преобразилось: небо стало ясным, нежно голубым. Подтаявший снег медленно сползает с крыши. Дверь в дом распахнута. Тепло! Когда смотришь на картину, может показаться, что художнику понадобилось много красок. А на самом деле основных цветов всего четыре: синий, жёлтый, зелёный, белый. Но зато какое множество оттенков, какая богатая палитра. Левитан любил Волгу. Не раз он приезжал на волжские берега, делал наброски. Такие знаменитые картины его картины «После дождя», «Плёс», «Вечер на Волге» посвящены Волге. Для этих картин художнику не нужны были яркие, звонкие краски. Всё в них сдержанно и сурово. Ничего не мешает взгляду охватить тёмную гладь воды и широко раскинувшееся над рекой небо.


Но другая картина «Свежий ветер» показывает нам, что Волга может и быть другой. Легко становится на душе, когда смотришь на этот пейзаж. Краски – радостные, чистые! Голубое небо, синяя вода, расписные баржи, нарядный белый пароход. Всё здесь в движении. Свежий ветер рябит воду, надувает парус. Мы ощущаем движение и деловую жизнь большой судоходной реки. Ряд своих картин он посвятил «Осени». И все его «осени» не были похожи друг на друга. Художник каждый раз находил в природе что-то новое. Иногда эти пейзажи были грустные, иногда хмурые, иногда задумчивые. Но самый прекрасный «Золотая осень» - был радостным. Для этой картины художник выбрал не позднюю осеннюю пору. В богатом уборе, торжественно перед нами предстаёт ранняя осень. Какие здесь звучные яркие краски! Небольшая речка спокойно несёт свои голубые воды. Немного изгибаясь она удаляется в глубине луга. Вода у берега тёмная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления речка всё светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубоватого – синей воды с золотистой окраской берёз усиливает праздничное настроение. Солнечные лучи ярко освещают природу, отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.
В те же годы, когда жил и работал Саврасов и Левитан, в России был известен ещё один прекрасный художник – пейзажист. Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Даже фамилия художника была лесная –
Шишкин Иван Иванович.
За свою жизнь Шишкин исходил немало лесных дорог. Там, в зеленом царстве, острый внимательный глаз подмечал всё многообразие леса. Как не похожи между собой деревья, цветы, травы, как они отличаются по форме, цвету! И не случайно в картинах Шишкина то же нет одинаковых деревьев. Каждое имеет своё лицо, свой характер. Вот могучие сосны – великаны. Сколько им лет? Никто не знает. Самый главный цвет в лесу зелёный. А какое множество его оттенков в пейзажах Шишкина. Изумрудный мох на болоте, светло- зелёные молодые ёлочки, тёмная зелень, в чаще зеленовато – бурая прошлогодняя трава.
Картины этого замечательного художника поражают правдивостью изображения, широтой и величавостью образов, естественной , ненавязчивой простотой. Для знакомства дошкольников с творчеством Шишкина целесообразно выбрать три- четыре картины, различные по настроению, художественному решению.
Например, «Утро в сосновом бору» /старш. гр./, «Зима» /старш. гр./, «Рожь» /подг. гр./ Картина «Утро в сосновом бору» известна всем и большим и маленьким. Шишкин никогда не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек помог ему художник Савицкий – его друг. Медвежата получились забавными и детей прежде всего привлекают они, а красоту окружающего пейзажа они не замечают. Поэтому воспитателям следует особо обратить внимание детей на чарующую прелесть леса. Дремучий бор, наверное никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Картина создаёт радостное, спокойное настроение.
Но не всегда Шишкин изображал лес. Одна из его известнейших картин называется «Рожь». Обильная и могучая Русь раскинулась перед нами. Раздолье, простор. Словно море в ясный день, слегка колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Среди этого безграничного поля колосистой ржи проложен извилистый путь к соснам – великанам. Могучие сосны – великаны величественно возвышаются над полем. За ним простирается ржаное поле до самого горизонта. Яркая бархатная зелень на переднем плане подчёркивает золотистые тона ржи. Чувствуется приближение грозы, об свидетельствуют и кучевые облака, и низкий полёт ласточек. «Русское богатство» - такими словами выразил сам художник идею своей картины. Организуя прогулки, экскурсии следует обращать внимание на красоту природы, вызывать у них чувство любви к красивому. Непосредственное наблюдение научит понимать форму предметов, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время года. Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине. Нельзя не упомянуть об ещё одном известном художнике Викторе Михайловиче Васнецове, о его картинах «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». На всю жизнь сохранил он любовь к народным сказкам.

ХУДОЖНИКИ – ИЛЛЮСТРАТОРЫ

Детскую книжную графику трудно представить без творчества заслуженного деятеля искусств Владимира Михайловича Конашевича.



В соответствии с требованиями программы с творчеством Конашевича детей знакомят только в подготовительной группе. Однако детям читают сказки и стихи, которые проиллюстрировал Конашевич. Это сказки «Путаница», «Мойдодыр» /2 мл. гр./, «Айболит и воробей», «Муха – цокотуха», «Вот какой рассеянный», «Красная шапочка», «Гуси – лебеди» /сред. гр/, «Телефон», «Тараканище», «Сказка о рыбаке и рыбке» /стар. Гр/, «Кошкин дом», «Пожар», «Сказка о царе Салтане» /подг. гр./.
Произведения Конашевича всегда можно отличить от работ других известных художников. Рисунки он выполняет на белом листе. Их многоцветность, яркость создаются за счёт использования множества оттенков. Он работал в основном акварелью и чёрной тушью, пером. Тонкой, подвижной линией он обозначал контуры предметов, силуэты людей. Для всех рисунков характерна декоративность. Но декоративность сказочная, хотя, как говорил сам художник, на реалистической основе. Его цветы, узоры можно было бы назвать аляповыми, но вот представить себе что-то другое на месте роскошных роз, например в книге «Моху – цокотуха» не можешь. Если бы они были скромные, то вместе с цветами ушло бы очарование сказки. Покоряют в иллюстрациях и десятки мельчайших подробностей, сопровождающих каждую строчку текста. Вот, где проявилась творческая выдумка, воображение художника! Все детали выполнены с любовью, Буд-то он рисовал своих любимых родственников, а не букашек или какие нибудь -предметы. Подолгу можно рассматривать книгу «Муха – цокотуха». Всего две строчки, а у Конашевича летит стрекоза, сразу видно – в возрасте, на голове чепчик, в лапках сумочка. Спешат бабочки – красавицы, кузнечик хотя старый и хромой, но в гости всёже идёт.
Конашевич серьёзно относится к детскому восприятию. Он считал, что эмоциональный мир малыша крайне прост и к графическому изображению видимых им образов ребёнок предъявляет те же требования, что и дикарь: ясность, простота и выразительность. Конашевич настаивает: ребёнок - реалист , потому предмет в иллюстрации должен быть изображёе точно и со всеми признаками, цвет то же не должен искажать предмет.
Композиция должна быть проста и вытекать из самого действия, заключенного в тексте. То что «близко» он рисует внизу страницы, а что «далеко» вверху.
Все иллюстрации к сказкам Пушкина – спектакль. Главное, что заключено в рисунках движение. Предметы, изображенные в иллюстрации – это действующие лица, а сама композиция картинки – организация заключенного в ней действия. И это действие, этот драматизм должен быть показан ярко. Чтобы состояние героев передавалось зрительно. Иллюстрации к книгам – самый распространённый вид изобразительного искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание. Каждый художник имеет свой стиль в изображении художественных образов, но у всех в основе лежат предметность, конкретность, эмоциональность.
Творчество Е.И. Чарушина занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят. Чарушин очень любил животных. Он подолгу любовался ими на охоте, в зоопарке, лесу. И конечно же, он много рисовал их. Чарушин говорил:
«Я хочу понять животное, понять его повадки, характер движения. Меня интересует мех. Когда ребенок хочет потрогать моего зверёнка – я рад». Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать и почувствовать.
Е.И. Чарушин иллюстрировал книги Бианки, Пришвина, Маршака, а так же свои собственные рассказы о животных. И во всех рисунках мы видим особый почерк художника – анималиста / размыв туши, акварели, точно выбранная поза животного, выражение глаз, движения. Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два лёгких касания кисти – хвойные веточки, трава. Художник намеренно упрощает рисунок, упускает лишние детали, сосредотачивая детское внимание на образе. Своеобразная манера художника – цветными пятнами он создаёт впечатление силуэта и объёма. Он использует всего 3-4 краски, но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения животных. Герои его словно живые, поэтому они так близки и понятны ребенку. С большим мастерством, любовью Чарушин рисовал детёнышей животных. / «Детки в клетке». Любят ребята книжку. Просят взрослых по несколько раз её перечитывать, рассматривая картинки. Об этом и мечтал художник. Он хотел, чтобы, глядя на его картинки, дети полюбили бы этот прекрасный мир. А помочь им войти в этот чудесный мир должны мы – воспитатели. К знакомству детей с творчеством Чарушина приступают в младшем дошкольном возрасте. С 1мл. группы «Курочка», «Кошка», «Собака» читают, а затем знакомят с иллюстрациями. Во 2мл.гр. знакомство с творчеством этого художника продолжается. После чтения рассказов «ЁЖ», «Волчишко» во 2 части занятия рассматривают иллюстрации. В средней группе воспитатель должен обращать внимание на то, как художник передаёт состояние своих героев.
В старших группах можно занятие полностью посвятить творчеству, где рассказывают о жизни художника, рассматривают иллюстрации, рисуют по ним.
Ещё не менее известный художник – иллюстратор - Е.М. Рачёв.
Чёрный уголь, едва касаясь бумаги ложится на белый лист ватмана уверенным и точным контуром. Постепенно возникает невиданное существо. Да нет же. Это обыкновенный, длинноухий зайчишка. Однако стоит он как- то по особенному:
в забавной заячьей фигурке, одетой в заплатанный крестьянский тулупчик, так и чудится весёлый деревенский озорник.
Перед нами один из многочисленных «рачёвских» зверюшек, хорошо известных всем. Есть среди его героев простаки, добряки, готовые всегда прийти на помощь слабому, есть и хитрецы, обманщики. Кто они? Люди? Нет. Но и не животные. Они – характеры, заключенные в сказочные образы.
В рисунках художника эти характеры получаются столь убедительными, выразительными, что иногда кажется, а не встречали ли мы их в жизни?
В народе говорят: «По оценке встречают, по уму провожают». Мы узнаём этого художника по одежде его зверей. Затем художник наряжает своих героев-животных в человеческую одежду. Он делает это не только для того, чтобы показать читателю характер образа. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Первыми цветными работами Рачёва стали иллюстрации к р.н.с. «Петушок – золотой гребешок», «Рукавичка». Художник кладёт краску локальным красочным пятном, без сложных внутренних переходов, тонким слоем. Его рисунки очень декоративны, ярки, привлекательны.
В старшем дошкольном возрасте можно предлагать сравнивать иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками. Такой приём позволяет показать различия в технике, манере исполнения, использовании средств художественной выразительности.
Есть и другие художники – иллюстраторы с произведениями которых так же можно знакомить детей.
Много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора, все персонажи разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
Основными методическими приёмами работы по знакомству дошкольников с произведениями искусства является беседа или рассказ воспитателя. Правда, не стоит перегружать её разбором нескольких картин, о художнике давать лишь краткие биографические сведения, не употреблять лишних профессиональных терминов / композиция, колорит / картины для рассматривания надо подбирать доступные им.

Как знакомить дошкольников с искусством

Во второй младшей группе у детей начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Их учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации. На первом этапе только рассматривают иллюстрации, затем они овладевают умением выделять средства выразительности. Педагог показывает, как художник изобразил цветущий луг, падающий снег. Дети рассказывают, что изображено, называют средства выразительности / мышка бежит, колобок поёт, медведь слушает и т.д./ На таких занятиях надо подбирать иллюстрации, на которых персонаж изображен крупным планом. В дальнейшем педагог должен создавать условия для рассматривания детьми иллюстраций в их самостоятельной художественной деятельности.

В раскрытии сложного мира человеческой души ведущее место среди художественных жанров принадлежит картине. Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему постигнуть эту сложнейшую сферу человеческой культуры. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства, и приобщит к способам его постижения. В результате специального изучения установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения более близкие и понятные ребенку этого возраста.
На пятом году ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Ребенку становится интересным весь мир. Но для того, чтобы малыш мог проникнуться чувствами и переживаниями, которые царят в окружающем мире, необходимо отобрать содержание, которое доступно его пониманию. Рекомендуется начать работу с постепенного погружения малышей не в реальный , а вымышленный мир сказочных персонажей.
При рассматривании иллюстраций необходимо добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение.
В старшей группе детей продолжают знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детской книги6 Ю.Васнецовпа, Е. Рачёва, Е. Чарушина и т. д.
После чтения художественного произведения педагог организует рассматривание иллюстраций, рассказывает, как художник изобразил персонажей, какие средства выразительности использованы. Каждый художник имеет свой оригинальный почерк, своё видение окружающего мира, своё понимание образа.
Начиная со старшей группы детей знакомят с произведениями живописи: портретом, пейзажами. Педагог учит их видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник изображая природу / радость. грусть /
Можно организовать рассматривание 2-3 картин разных художников с изображением одного и того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере.
В подготовительной группе продолжается работа по закреплению представлений об иллюстрациях к детским книгам Ю.Васнецова, В.Лебедева, Е. Чарушина, Е.Рачёва. В. Конашевича.

Продолжается знакомство дошкольников с произведениями живописи.


«Золотая осень» И.О. Остроухова
«Золотая осень» И.И. Левитана
«Мартовское солнце» К.Ф.Юона
«Февральская лазурь» - И.Э. Грабаря
«Голубая весна» Башкеева и др.

Программные произведения:



«Рожь» Шишкин
«Алёнушка» - В.Васнецов
«Богатыри» - В. Серов.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал