План-конспект для проведения занятия с производственным персоналом, не входящим в состав



страница1/12
Дата26.04.2016
Размер2.33 Mb.
ТипПлан-конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Нормативная документация по ГО и ЧС


План-конспект


для проведения занятия с производственным персоналом, не входящим в состав

нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)
Тема 1: "Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров".



Лекция. Время 1 час.

Учебные цели:


  1. Довести до слушателей основные понятия Гражданской обороны и ее роль и место в общей системе национальной безопасности.

  2. Ознакомить слушателей с основами государственной политики в области Гражданской обороны.

  3. Ознакомить слушателей с принципами организации ГО, структурой и задачами, решаемыми ГО.

  4. Довести до слушателей основные требования Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативно-правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  5. Ознакомить слушателей с Единой государственной и Костромской областной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основными принципами ее построения, ролью, задачами и структурой, нормативно правовым обеспечением.

  6. Довести до слушателей назначение, структуру, состав и порядок работы комиссии по чрезвычайным ситуациям города (района) и ОАО "Костромаоблгаз".


Место занятия: административное здание.
Время: 1 учебный час (45 минут).

Учебные вопросы и расчет времени

Введение









3 мин.

Первый учебный вопрос

Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.



15 мин.

Второй учебный вопрос

Права и обязанности граждан в области гражданской обороны защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

15 мин.

Третий учебный вопрос

Структура, задачи. Состав сил и средств ГО и РСЧС организации.

10 мин

Заключение









2 мин.


Литература:

  1. Федеральный закон от 31.05.96 г. «Об обороне».

  2. Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне».

  3. Федеральный закон от 9.01.96г № 3 «О радиационной безопасности».

  4. Федеральный закон от 21.06.97г. №116 « О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

  5. Федеральный закон от 21.12.94 г. №69 " О пожарной безопасности".

  6. Федеральный закон от 21.12.94 г. №68 " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""

  7. Постановление Правительства от 10.07.99г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

  8. Постановление Правительства от 10.06.99 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

  9. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

  10. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 09.96 года, №1094.

11. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95 года.

Вступление


На современном этапе в мире происходит преодоление конфронтации, расширение партнерства и всестороннего сотрудничества, укрепление доверия в военной области, осуществляется поэтапное сокращение ядерных и обычных вооружений.

Вместе с тем нельзя не учитывать вероятность изменения политического курса отдельных стран, стремление некоторых государств к господству в отдельных регионах и в мире, а также расширение военных блоков и союзов, что может вызвать напряженность в межгосударственных отношениях, создавать возможность возникновения военных конфликтов (Чечня, Югославия, Афганистан, Израиль - Палестина, Ирак).

Возможность локальных и региональных войн не только сохраняется, но и возрастает, что подтверждается последними событиями в мире.

Наиболее вероятной является не прямая вооруженная интервенция против России, а постепенное втягивание ее в конфликты, развязанные в соседних странах и регионах (Афганистан, Ирак).

Крупномасштабные военные действия будут вестись с высокой активностью, интенсивностью, скоротечностью и предельной напряженностью. Они вызовут большие потери личного состава войск и населения, разрушения потенциально опасных объектов, энергетических центров, гидротехнических сооружений.

Уже первыми массированными ударами населению и вооруженным силам воюющих сторон будут нанесены массовые невосполнимые потери, в последующем возможно их прогрессирующее нарастание в результате воздействия вторичных факторов.

Анализ войн прошедшего столетия показывает, что постоянно растет доля потерь среди мирного населения. Если в первой мировой войне она составляла 5%, то во второй мировой - уже 50%, в войне в Корее - 84%, во Вьетнаме – 90%.

Поэтому целью государственной политики в области защиты населения является создание условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В выполнении этой задачи важную роль призвана сыграть Гражданская оборона.

Кроме того, и в мирное время аварии, катастрофы, стихийные и экологические бедствия таят в себе серьезную опасность. Они разрушают социальную среду обитания человека, являются причиной гибели людей, отвлекают значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий бедствия.

Противодействие чрезвычайным ситуациям является трудным, но необходимым делом.

Наша страна одна из первых подняла проблему защиты человека от возникающих катастроф на уровень государственной политики. Строится эта политика по нескольким направлениям. Одним из них является создание нормативно-правовой базы.

Имеющаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база позволяет эффективно осуществлять действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории всей страны.

Активно проводится работа по созданию нормативно-правовой базы и в Костромской области.


ПЕРВЫЙ ВОПРОС

Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Законодательство РФ в области ГО.

Гражданская оборона - как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определена в ФЗ “Об обороне” 1996 г., как одна составляющая общей оборонительной системы государства (ст. 2 “Организация обороны”, п. 9 “Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне”). Далее статья 21 “Гражданская оборона” этого же закона гласит: “Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий”.

В феврале 1998 года был принят ФЗ “О гражданской обороне”, в котором определены - задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, независимо, от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также сил и средств гражданской обороны.

Основные положения закона "О гражданской обороне":

Задачи в области гражданской обороны и защиты населения (Статья 2.)

 Основными задачами в области гражданской обороны являются:

-обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

-предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

-проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

-борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

-обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

-восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

-срочное захоронение трупов в военное время;

-разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

-обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны (Статья 4.)

 1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.


Полномочия организаций в области гражданской обороны (Статья 9).

 

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:



планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.


Органы, осуществляющие управление гражданской обороной (Статья 12).

 Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;,

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



Силы гражданской обороны (Статья 15).

 1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основопологающим Законом определяющим деятельность всех органов управления, организаций и населения РФ является Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принятый 21 декабря 1994 года (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).


Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Основные положения Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":

Основные понятия (Статья 1).

 Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Статья 4).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.


Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 14).

 Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.



Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

(Статья 15).

 Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.



Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Статья 16).

 Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

(Статья 20).

 Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.


Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

(Статья 20).

 Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.


Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 27).

 Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 28).

 

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Законодательство РФ в области обеспечения пожарной безопасности.

Основопологающим Законом определяющим деятельность всех органов управления, организаций и населения РФ в области пожарной безопасности является Закон РФ "О пожарной безопасности" принятый 21 декабря 1994 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 8.04.1996 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004).

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.



Основные положения Закон РФ "О пожарной безопасности"

Основные понятия (Статья 1).

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

Ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

Нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Система обеспечения пожарной безопасности (Статья 3).

 Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

- производство пожарно-технической продукции;

- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);

- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

- учет пожаров и их последствий;

- установление особого противопожарного режима.

Виды и основные задачи пожарной охраны (Статья 4).

 Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная служба;

- муниципальная пожарная охрана;

- ведомственная пожарная охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (Статья 22).

 Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:

на межрегиональном уровне - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

на региональном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.



Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

(Статья 38).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в назначенные установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:

50 процентов - в федеральный бюджет;

50 процентов - в местные бюджеты по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа.
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (Статья 10 ФЗ "О Гражданской обороне").

 Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 18 ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС").

 1. Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 


Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 19).

 Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности (Статья 34 ФЗ "О пожарной безопасности")

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности (Статья 37 ФЗ "О пожарной безопасности").

 Руководители организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС



Структура, задачи. Состав сил и средств ГО и РСЧС организации.
Основными целями РСЧС являются:

  • предупреждение возникновения и развития ЧС;

  • ликвидация ЧС;

  • снижение размеров ущерба и потерь от ЧС.


Основными задачами РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

  • осуществление целевых и научно-технических программ;

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств РСЧС;

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации;

  • подготовка населения к действиям в ЧС;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС;

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

  • ликвидация ЧС;

  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций;

  • реализация прав и обязанностей населения;

  • международное сотрудничество.

Структура РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый).

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав регионального уровня РСЧС входят: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санк-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеренбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.

Так в Центральный регион входит 17 областей (в том числе и Костромская).



Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий.

Объектовый уровень РСЧС создается на базе предприятий, учреждений, организаций.

Каждый уровень РСЧС имеет:



  • координирующие органы;

  • постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • органы повседневного управления;

  • силы и средства;

  • резервы финансовых и материальных ресурсов;

  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Система управления РСЧС

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решениям возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Общее руководство функционирования РСЧС осуществляется Правительством РФ, непосредственное руководство функционирования РСЧС возложено на МЧС России.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы – комиссии по ЧС.

В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» созданы и функционируют:



  • на федеральном уровне - межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности (МВК); ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

  • на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

  • на местном уровне – комиссии по ЧС и пожарной безопасности органов местного самоуправления;

  • на объектовом уровне (в организациях) – объектовые комиссии по ЧС и пожарной безопасности.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Общества, назначается приказом генерального директора и включает в себя представителей практически всех служб административно-управленческого аппарата и структурных подразделений, расположенных в г. Костроме. Председателем комиссии является главный инженер Общества. Аналогичные комиссии созданы в трестах "Нерехтамежрайгаз" и "Шарьямежрайгаз".

Основными задачами объектовых комиссий по ЧС и пожарной безопасности (руководителей организаций) являются:



  • организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;

  • организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

  • координация действий сил при ликвидации ЧС на объектах и эвакуация персонала объектов;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и руководство их использования;

  • организация подготовки руководящего состава сил и средств, а также персонала объекта к действиям в ЧС.

Рабочим органам комиссии по ЧС соответствуют постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления ГО ЧС).

На Федеральном уровне – таким органом является МЧС России.

На Региональном уровне – комиссии по ЧС не создаются, а органом управления являются региональные центры по ГО и ЧС, которые созданы в семи регионах для осуществления полномочий МЧС России на территории военных округов.

Размеры региональных центров определены Указом Президента РФ от 27 июля 1999 года № 900 «О военно-административном делении РФ». В соответствии с Указом Президента РФ от 27 мая 1996 года № 784 «Вопросы ГО РФ» региональный центр ГОЧС является органом управления, специально уполномоченным решать вопросы ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.

На Территориальном уровне органами управления ГОЧС является министерства, главные управления МЧС РФ по субъектам РФ и управления пожарной безопасности и защиты населения и территории от ЧС (ПБ и ЗНТ), создаваемые в составе исполнительной власти субъектов РФ. В Костромской области это Управление ПБ и ЗНТ администрации Костромской области.

На Местном уровне – органами управления ГОЧС (управления, центры, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления. В г. Костроме это МП "Центр гражданской защиты", в районах - должностные лица при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

На Объектовом уровне - в организациях - отделы, секторы, (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организации. Постоянно действующий орган управления - в целом по Обществу - отдел по делам ГО и ЧС, в структурных подразделениях - лица, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления – дежурно диспетчерские службы (ЕДДС). Органы повседневного управления в ОАО "Костромаоблгаз" - аварийно-диспетчерские службы Общества.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной ЧС на базе органов управления ГОЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы или группы.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).

В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:



  • на федеральном уровне – повседневного ПУ, запасного ПУ – городского или загородного, воздушного ПУ на базе самолета, полевых ПУ на базе автомобилей повышенной проходимости, а также мобильного ПУ;

  • на региональном уровне – повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомобилей повышенной проходимости;

  • на территориальном и местном уровнях – повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей повышенной проходимости.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях. Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используются электросирены, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидения.

Силы и средства РСЧС

Важнейшей составляющей частью РСЧС являются силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:



  • осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля;

  • ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

  • проведение эвакуационных мероприятий;

  • проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения;

  • восстановление и поддержание общественного порядка;

  • поддержание личного состава формирований в постоянной готовности;

  • разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

  • силы и средства наблюдения и контроля;

  • силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

  • службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль;

  • формирования Госсанэпиднадзора РФ;

  • ветеринарная служба;

  • служба наблюдения и лабораторного контроля пищевого сырья и продуктов;

  • географическая служба Академии наук;

  • учреждения Агентства по мониторингу ЧС;

  • учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

К силам и средствам ликвидации ЧС РСЧС относятся:



  • войска ГО;

  • поисково-спасательная служба МЧС РФ;

  • противопожарные формирования;

  • Всероссийская служба медицины катастроф;

  • формирования ветеринарной службы и защиты растений;

  • военизированные службы Росгидромета;

  • формирования ГО (ГО ГО);

  • специально подготовленные силы и средства ВС РФ;

- аварийно-технические центры Минатома;

  • служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения гражданской авиации;

  • восстановительные и пожарные поезда МПС России;

  • аварийно-спасательные службы Федеральной службы Морфлота.

В постоянной готовности находятся аварийно-спасательные службы.

При ликвидации ЧС силы и средства используются эшелонировано:



В первом эшелоне:

  • аварийно-спасательные формирования;

  • противопожарные подразделения;

  • подразделения медицинской скорой помощи;

  • войска ГО;

  • дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

Срок прибытия в район бедствия не более 30 минут.

Если для ликвидации ЧС недостаточно сил первого эшелона, то привлекаются силы второго эшелона:



  • подразделения войск ГО;

  • подразделения поисково-спасательных служб МЧС РФ;

  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования;

  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи.

Срок прибытия в район ЧС – 3 часа.

При необходимости могут быть привлечены силы третьего эшелона:



  • соединения и воинские части войск ГО;

  • подразделения поисково-спасательной службы МЧС;

  • ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования;

  • соединения и воинские части ВС РФ;

  • специальные подразделения строительно-монтажных организаций.

Срок прибытия в район ЧС от 3-х часов до нескольких суток.

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами го ГО объекта, звена, территориальной и функциональной подсистемы РСЧС, на территории объекта, где они возникли.

Если масштабы ЧС велики и своими силами ликвидировать ее невозможно, то обращаются в вышестоящую КЧС за помощью.
Режимы функционирования, содержания и направления

деятельности РСЧС



Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной , радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Заключение

Таким образом, важное место в обеспечении национальной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера занимает нормативно- правовая база, определившая комплекс мер по развитию ГО и РСЧС.

Особая руководящая и организующая роль в обеспечении готовности ГО и РСЧС, в решении задач по назначению принадлежит, несомненно, первому руководителю исполнительной власти – губернатору области, главе администрации города, района, сельского округа, поселка, руководителю предприятия.

Чтобы обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов по ГО и РСЧС, более пристальное внимание следует уделить подготовке всех категорий населения к действиям в условиях ЧС.



Руководитель занятия ___________________________________

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОАО "КОСТРОМАОБЛГАЗ"


Генеральный

директор

ОАО "Костромаоблгаз"


Губернатор

Костромской области



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал