Планы семинарских занятий тема экологическая концепция россии, предмет и методы экологического права



Скачать 176.26 Kb.
Дата25.04.2016
Размер176.26 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОССИИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Право природопользования как объективное и субъективное понятие. Правовые формы природопользования. Основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами.
Тема 2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Структура правового режима природопользования.Экологические требования к использованию природных ресурсов. Ограничения права природопользования.
Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Система органов государственного управления

в области охраны окружающей среды.

Методы государственного управления.



Экономическое регулирование природоохранной деятельности.
Тема 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

Понятие и виды экологических правоотношений.



Субъекты и объекты экологического правоотношения.

Содержание экологического правоотношения.


Тема5. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Право природопользования как объективное и субъективное понятие.

Основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами.
Тема 6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Структура правового режима природопользования. Экологические требования к использованию природных



ресурсов.

Ограничения права природопользования.



Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Методы государственного управления.

Экономическое регулирование природоохранной деятельности.
Тема 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Экологический мониторинг. Оценка воздействия на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза. Государственный экологический учет. Экологическая и радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий и территорий. Декларирование промышленной безопасности.

Тема 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Государственный экологический надзор. Производственный и общественный экологический контроль.
Тема 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Понятие и виды ответственности за экологическиеправонарушения. Гражданско-правовая ответственность за причинениеэкологического вреда. Административная ответственность за экологическиеправонарушения. Дисциплинарная ответственность за экологическиеправонарушения. Уголовная ответственность за экологическиепреступления.
Тема 11. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Объекты земельных правоотношений. Государственная охрана земель. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.
Тема 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕДР И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСОВ

Правовой режим использования и охраны недр. Порядок предоставления недр в пользование и прекращения права недропользования. Требования, предъявляемые к использованию недр.



Правовые меры охраны недр. Государственное управление в области использования и охраны недр. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Объекты лесных отношений. Правовой режим лесопользования. Государственное управление в области использования и охраны лесов. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.
Тема 13. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЖИВОТНОГО МИРА

Водное законодательство и водные правоотношения. Право собственности на водные объекты. Порядок водопользования. Водоохранные зоны. Государственное управление в области охраны и использования водных объектов. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства. Понятие «животного мира» как объекта правовой охраны и использования. Право собственности на объекты животного мира. Охрана среды обитания объектов животного мира. Правовой режим охоты и рыболовства. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов объектов животного мира. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире.
Тема 14. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Государственное управление в сфере охраныатмосферного воздуха. Организационно-правовые меры охранатмосферноговоздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий.Правовой режим отдельных категорий особо охраняемых природных территорий.

Тема 15. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Правовые формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международный экологический контроль.

Понятие и система экологической безопасности России. Государственное управление в сфере обеспечения экологической безопасности. Правовой механизм защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций природного и техногенного характера.

Тема 16. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, НА ТРАНСПОРТЕ И В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Правовая охрана окружающей среды населенных пунктов. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, строительстве и на транспорте. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

  1. Общая характеристика экологических проблем в мире и России. Причины экологического кризиса, концепции охраны окружающей среды.

  2. Понятие экологических правоотношений и их виды. Содержание экологических правоотношений.

  3. Особенности объектов экологического права.

  4. Соотношение экологического права с гражданским и земельным правом

  5. Понятие и особенности источников экологического права. Система источников экологического права на современном этапе.

  6. Конституционные основы экологического права.

  7. Гражданское, уголовное, земельное и иное законодательство как источник экологического права.

  8. Содержание экологических прав граждан. Политическое и юридическое значение признания экологических прав граждан.

  9. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, понятие и способы защиты.

  10. Права общественных формирований в области охраны окружающей природной среды.

  11. Право собственности на природные ресурсы: значение, понятие, виды, объекты и субъекты.

  12. Понятие права природопользования.

  13. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами.

  14. Плата за загрязнение окружающей среды.

  15. Нормирование и стандартизация как правовые меры охраны окружающей среды. Система экологических нормативов.

  16. Лимитирование и лицензирование природопользования.

  17. Понятие и виды экологической экспертизы. Место экологической экспертизы в правовом механизме охраны окружающей среды.

  18. Принципы, объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы.

  19. Общественная экологическая экспертиза.

  20. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Роль, содержание и соотношение с государственной экологической экспертизой.

  21. Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды.

  22. Мониторинг окружающей среды. Правовое регулирование и содержание.

  23. Функции государственного управления охраной окружающей среды.

  24. Понятие экологического контроля, задачи и виды.

  25. Права и обязанности военнослужащих по охране окружающей природной среды.

  26. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

  27. Правовая охрана атмосферного воздуха.

  28. Правовые основы использования и охраны животного мира.

  29. Правовые основы использования и охраны лесов.

  30. Правовые основы использования и охраны недр.

  31. Правовые основы использования и охраны земель.

  32. Цели создания, понятие и состав особо охраняемых природных территорий и объектов.

  33. Правовой режим национальных природных парков.

  34. Правовой режим государственных природных заказников

  35. Правовой режим государственных природных заповедников.

  36. Правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуации.

  37. Правовой режим зон экологического бедствия.

  38. Международные правоохранительные организации. Международные конференции по окружающей среде.

  39. Понятие, система и источники международного экологического права.

  40. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.



Методика решения задач.

Цель решения задач и ситуаций – выработка навыков самостоятельного изучения учебного и нормативного материала, умения правильно применять нормы экологического законодательства на практике, закрепление знаний по курсу «экологическое право».

Важнейшим условием правильного решения задач является их внимательное изучение. Следующий этап выполнения работы – ознакомление курсанта с соответствующими разделами учебников и учебных пособий, методических указаний и научной литературы. Затем следует изучить необходимые кодифицированные акты, рекомендованные подзаконные нормативные акты (постановления, положения, инструкции и др.).

Решения каждой задачи необходимо начинать с характеристики правового института, нормы которого регулируют данные общественные отношения, а также анализа положений Конституции РФ.

Ответы на все поставленные вопросы должны быть полными, всесторонними аргументированными ссылками на соответствующие нормативные акты. Работу следует завершить составлением списка использованной литературы и нормативных актов.

Напоминаем, что основные нормативные акты публикуются в Собрании актов Президента и Правительства РФ, Собрании законодательства РФ и других официальных периодических изданиях. Курсантам рекомендуется постоянно следить за изменениями в законодательстве.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины

С целью оптимального определения времени на успешное освоение дисциплины, необходимо заранее собрать требуемые материалы. Внимательно изучите список нормативных актов и литературы. Желательно на занятиях иметь при себе данные источники в печатном или электронном виде на ноутбуках или планшетах.

Необходимо иметь доступ к основным, обновляемым источникам информации, помимо справочно-правовых систем. В частности, рекомендуется использовать информацию, содержащуюся на следующих сайтах:



  • http://Consultant.ru/ - Официальный сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс»;

  • http://garant.ru/ - Официальный сайт справочной правовой системы «Гарант»;

  • http://pravo.ru/ - Первый российский юридический портал. Справочная правовая система.




  1. Сценарий изучения дисциплины

Сценарий изучения дисциплины строится на основе учета нескольких важных моментов:

  • систематическое изменение экологического законодательства;

  • большой объем источников информации и нормативного материала;

  • обширная судебная практика.

В связи с названными проблемами обучение строится следующим образом. На лекциях преподаватель дает общую характеристику рассматриваемого вопроса, освещает нормативно-правовое регулирование изучаемого института, указывает дополнительные нормативно-правовые акты и судебную практику. Во время лекционного занятия необходимо фиксировать все нормативно-правовые акты и судебную практику, спорные моменты, проблемы, на которых останавливается преподаватель. Потом именно эти аспекты станут предметом самого пристального внимания и изучения на практических занятиях.

Слушание лекций должно приобрести характер мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, выводы, вопросы.

При работе над текстом лекции необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, имеющиеся исследования по ним, найти все нормативно-правовые акты и судебную практику, указанные преподавателем в процессе проведения лекционного занятия. Определенную специфику имеет самостоятельная работа с научной, справочной литературой, периодическими изданиями. Поскольку далеко не все важные вопросы достаточно полно раскрываются в лекциях, студент должен самостоятельно работать с учебными пособиями, дополняя конспект лекций.

При подготовке к практическому занятию обязательно требуется изучение трудового законодательства и иных источников трудового права, дополнительной литературы по теме занятия. Без использования нескольких источников информации невозможно проведение дискуссии на занятиях, обоснование собственной позиции, построение аргументации.

При постоянном, последовательном изучении всех тем дисциплины, активной работе на лекциях и практических занятиях студенту удается полностью освоить изучаемый предмет.


  1. Работа с литературой

В работе с литературой предусмотрен системный подход, в частности изучение учебников, монографий, статей. При чтении специальной литературы, следует обращать внимание на год издания и учитывать современное изменение законодательства.

Выбор литературы для изучения делается обычно по предварительному списку, который выдал преподаватель, либо путем самостоятельного отбора материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в книге.

Прежде чем приступить к чтению, необходимо запомнить или записать выходные данные издания: автор, название, издательство, год издания, название интересующих глав. Предисловие или введение книги поможет установить, на кого рассчитана данная публикация, какие задачи ставил перед собой автор. Это помогает составить представление о степени достоверности или научности данной книги. Содержание (оглавление) дает представление о системе изложения ключевых положений всей публикации и помогает найти нужные сведения.

Во введении или предисловии разъясняются цели издания, его значение, содержится краткая информация о содержании глав работы. Иногда полезно после этого посмотреть послесловие или заключение. Особенно это важно, если это не учебник, а монография, потому что в заключении объясняется то, что может оказаться непонятным при изучении материала. В целом, это поможет правильнее структурировать полученные знания.

При изучении материалов глав и параграфов необходимо обращать особое внимание на комментарии и примечания, которыми сопровождается текст. Они разъясняют отдельные места текста, дополняют изложенный материал, указывают ссылки на цитируемые источники, исторические сведения о лицах, фактах, объясняют малоизвестные или иностранные слова.

После просмотра книги целиком или отдельной главы, которая была необходима для изучения определенной темы курса, нужно сделать записи в виде краткого резюме источника. В таком резюме следует отразить основную мысль изученного материала, приведенные в ее подтверждение автором аргументы, ценность данных аргументов и т.п. Данные аргументы помогут сформировать собственную оценку изучаемого вопроса.

Во время изучения литературы необходимо конспектировать и составлять рабочие записи прочитанного. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал. В идеале каждая подобная запись должна быть сделана в виде самостоятельных ответов на вопросы, которые задаются в конце параграфов и глав изучаемой книги. Однако такие записи могут быть сделаны и в виде простого и развернутого плана, цитирования, тезисов, резюме, аннотации, конспекта.

Можно выделить три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План - самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект - это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. Понимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мышления, приучает мыслить абстракциями, что важно при усвоении дисциплины.

Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала (учебники и учебные пособия). Необходимость изучения дополнительной литературы диктуется прежде всего тем, что в учебниках зачастую остаются неосвещенными современные проблемы, а также не находят отражение новеллы законодательства и тенденции практики. Поэтому к дополнительной литературе относятся статьи юридических журналов, монографии, диссертации; дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.

Кроме того, при изучении дисциплины целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочтения лекционного материала, содержащегося в учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два особых этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслив над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице оставлять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Записав лекцию или составить ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету.

Необходимо проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности консультации преподавателя.

При работе над текстом лекции студенту следует обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задание и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснения многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы. Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащий изучению, приведен в программе курса. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень освещенных в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в программе курса по данной дисциплине, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из примерного тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса.

Часть тем студенты изучат самостоятельно, прежде всего с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на поставленные в программе вопросы. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изделиях.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юридической науки.




  1. Подготовка к текущему и промежуточному контролю

Экзамен - представляет собой форму промежуточного контроля знаний студента. При подготовке к сдаче экзамена следует руководствоваться перечнем вопросов, входящих в список, указанный в рабочей программе, конспектами лекций, учебниками, нормативными правовыми актами, материалами судебной практики. Предпосылкой положительных ответов на экзамене будет краткий конспект ответа на каждый вопрос, подготовленный студентом перед экзаменом. Кроме того, студенты для допуска к сдаче экзамена представляют проект решения и удостоверения КТС (комиссии по трудовым спорам), решение об объявлении забастовки.

Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:



  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в его историческом развитии;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.


  1. Методические рекомендации по выполнению рефератов

Одной из форм самостоятельной подготовки студента является выполнение реферата. Темы рефератов указаны в рабочей программе. Они являются примерными, поэтому по согласованию с преподавателем студент может предложить свою тему реферата. В случае принятия нового нормативного акта, выхода актуальной литературы, преподаватель, ведущий практические занятия, может уточнить тематику, сузить ее, предложить подготовку реферата с последующей публичной защитой одновременно нескольким студентам.

При подготовке реферата студент должен решить следующие задачи:



  • обосновать актуальность и значимость темы;

  • ознакомиться с литературой и сделать её анализ;

  • собрать необходимый материал для исследования;

  • провести систематизацию и анализ собранных данных;

  • изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования;

  • по результатам полученных данных сделать собственные выводы.

Реферат должен быть оформлен: напечатан, подписан и сдан преподавателю в установленные сроки.

Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа, выполняется на бумаге формата А4, шрифт - 14 Times №ew Roma№, межстрочный интервал - полуторный, границы полей: верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм. Оптимальный объём реферата - 10-15 страниц.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал