Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель



Дата02.05.2016
Размер57 Kb.
ТипУрок
Тема урока:

Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель

Цель урока: Определить значение почвы для жизни растений и животных, как защищать почву.

Оборудование:

  • коллекция почв;

  • карта Краснодарского края.

Содержание урока (урок - лекция):

Что называется почвой?

Из чего состоит почва?

Назовите вещество, которое повышает плодородие почвы.

Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?

Какие почвы встречаются в нашей местности?

Представьте, что произойдет, если почвы не станет? Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Как вы думаете, почему? Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы - нет, поэтому почвы надо охранять. Сегодня мы узнаем, как защищать почвы и охранять сельскохозяйственные земли Краснодарского края.

Защита почв и охрана с/х земель Краснодарского края (лекция учителя, учащиеся фиксируют данные в тетради).



Методический комментарий: лекционная форма проведения занятия не является характерной для начальной школы, поэтому перед тем, как читать лекцию необходимо рассказать учащимся об особенностях данной формы: кроме того, что надо внимательно слушать, надо стараться выделять главное и записывать в тетрадь. В ходе лекции необходимо также нацелить детей на выделение слов, смысл которых не понятен. После лекции можно организовать работу со словарем.

Почвы - это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией - ветровой и водяной. Ветровая эрозия проявляется в виде бурь, поднимающих пыль на различную высоту. Их называют пыльными бурями. Наиболее сильно от ветровой эрозии страдают земли Новокубанского, частично Кавказского и Усть-Лабинского районов, а также территории северных и северно-восточных районов края.

Пашни Отрадненского, Белореченского, Апшеронского, Северского, Абинского, Крымского районов и Черноморского побережья в большей степени подвержены водной эрозии. Водные потоки смывают и разрушают поверхностный плодородный слой почвы.

Нельзя забывать о том, что содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается, что частая обработка почвы тяжёлой техникой ухудшает её вводно-воздушный режим, что несоблюдение правил транспортировки, хранения, и применения ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате этого гибнут черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодородие.

Лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве. Многолетний опыт, данные науки убеждают, что лесные насаждения в комплексе с другими мероприятиями надёжно защищают посевы от суховеев, чёрных бурь, обеспечивают лучшее влагонакопление в почве, способствуют повышению урожайности.

Человек должен разумно эксплуатировать земли: давать отдыхать земле, вносить питание в виде органических удобрений, там, где возможно, не использовать тяжёлые гусеничные машины.



Вопросы для закрепления:

Что такое эрозия?

Какие виды эрозии разрушают почву?

Почвы каких районов страдают от ветровой эрозии? А от водяной?

Что такое гумус? Что влияет на его уменьшение в почве?

Что влияет на загрязнение земли? К каким последствиям может привести загрязнение земли?

Зачем нужны лесополосы?

Что человек должен делать, чтобы сохранить почву?



Домашнее задание: Как охранять почвы Краснодарского края? Сделайте рисунок, призывающий к охране почв.

Тема урока: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».

Цель урока: обобщить знания детей, развивать умение работать по группам, логическое мышление, связную речь, воспитывать бережное отношение к природе.



Оборудование: коллекция почв (либо карточки с названием), карта Краснодарского края, энциклопедическая литература.

Содержание урока:

В нашем крае почвы довольно разнообразны, славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации. Что выращивают у нас в крае? Сегодня мы будем изучать различные виды почв Краснодарского края.



Работа организовывается в группах. Задания:

    1. Каждая группа получает вид почвы (черноземные, луговые, темно-серые лесные, подзолистые, бурые лесные, горно-лесные, перегнойно-карбонатные, каштановые, болотные) и составляет рассказ по плану:

  • Название вида почвы

  • Особенности, состав

  • Где распространен этот вид почвы, показать на карте Краснодарского края

  • Перечислить растения, которые растут на этих почвах

    1. Решение экологических задач:

      • Почва образуется очень медленно: за 1000 лет – 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?

      • Черви при плотности заселения 30 000 на 1 га могут перерабатывать за сезон 1 500 кг листьев. Какова плотность заселения червей на 5 га и сколько килограммов листьев они переработают за сезон на этой площади?

      • Урожайность пшеницы в Великобритании 77 центнеров с гектара, это в 11 раз больше, чем в Казахстане. В России – в 2 раза больше, чем в Казахстане. Какие неизвестные величины можно узнать?

      • Земли Коста-Рики очень плодородны. На самых плодородных участках можно собирать рис трижды в год по 18 т с га. Сколько в год собирают риса в Коста-Рике? В Краснодарском крае урожай риса составляет на 11 т с га меньше. Сколько тонн риса собирают в год в нашем крае?

      • В нашем крае сенокосы – это 45 500 га, пастбища – 324 600 га, пашни – 3 741 000 га. Что можно узнать по данным величинам? Покажите на карте земли, отведенные под сенокос, пастбища, пашни.

      • Площадь земель сельскохозяйственного назначения 4 789 000 га, а промышленного назначения – на 4 563 000 га меньше, чем земель сельскохозяйственного назначения. Земель населённых пунктов - на 364 000 га больше, чем в промышленности. Какие величины можно найти по данным задачи?

      • Земельный фонд Краснодарского края составляет 7 548 500 га земли, земли сельскохозяйственных предприятий занимают 4 788 400 га. Сколько гектаров составляют земли городских предприятий?

    2. Нарисуйте плакат «Охрана почв».

Вопросы для закрепления:

ТЕСТ «Почвы Краснодарского края».

Задание: обозначьте знаком «+» правильный ответ.

1. Выбери правильное определение почвы

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;

в) верхний плодородный слой земли.

2. Характерными почвами нашего края являются …

а) солонцы, каштановые;

б) красноземы, сероземы;

в) серые лесные почвы; черноземы.

3. Какая главная часть почвы?

а) перегной;

б) песок;

в) глина.

4. Плодородие почвы зависит от количества

а) песка;

б) перегноя;

в) солей.

5. В состав почвы входят

а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

6. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

7. Для защиты почвы на полях необходимо …

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Домашнее задание: изучить почву своей местности.

Методический комментарий: один урок, отведенный на эту тему следует отвести под экскурсию (на сельскохозяйственное пр

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал