Понятие и определения творческой деятельности (творчества). Творческая деятельность «головы» и



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРешение
  1   2   3




  1. Понятие и определения творческой деятельности (творчества). Творческая деятельность «головы» и «рук».

Творческая деятельность - различного уровня сложности задач. Существует около 30 методов решения творческих задач.

Основа решения творческих задач - концептуальное моделирование. При решении используются задачные технологии.



Творчество - вид деятельности, который порождает нечто новое, никогда ранее не существующее.

Т.е. оттого, что создается “велосипед” творческая функция не увеличивается, но и не уменьшается.

Творчество всегда индивидуально.

Результат творческой деятельности конкретного человека может быть не зависим от того существовал или не существовал ранее похожий результат.



I часть. Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения:

- проблемы,- формирование задачи,- преобразование в задачу,- выработка алгоритма решения.



II часть. Связана с практической реализацией удовлетворения потребностей.

В зависимости от вида потребности II часть творчества может реализоваться

- в материальной сфере,- в идеальной сфере

В материальной сфере говорят о “творчестве рук”

В идеальной - о “творчестве головы”.


  1. Творческая функция – естественный атрибут живого мозга человека.

Творческая функция - естественный атрибут живого мозга.

Любое живое существо попадает в ситуации, когда необходимо решать новую неизвестную задачу, т.е. принять индивидуальное решение.

Конечно, существуют определенные правила решения похожих задач, типологии.Но каждая ситуация - единична. Следовательно, каждое решение - индивидуально.Творческие функции присущи также и животным. У них лишь уровень задач ниже, чем у человека. Творчество существует даже в природе (сталактиты, сталагмиты).У человека творчество - необходимость.

она:


-целенаправлена

-осмыслена

-помогает выжить


  1. Творчество – как результат комбинирования существующих компонентов.

Творчество - результат комбинирования существующих элементов в новые, ранее неизвестные комбинации, которые приводят к порождению новых предметов творчества (словарь).

Такое определение творчества часто описывается в литературе.

У живых существ роль элементов выполняют члены. Увеличивая количество элементов генетического кода - базис, можно увеличить объём осуществления замыслов.

Именно на базисе основано все остальное комбинирование.




  1. Индивидуальное и коллективное творчество: основные методы, их описание.

  2. Новизна – главный атрибут результата творчества. Уровни (виды) новизны.

Новизна как качественная характеристика результата ТД.

Уровни оценки новизны:

1)Индивидуальная новизна (открытие чего-то нового для себя, для конкретного индивида)

2)Коллективная новизна (для совокупности индивидов это новое, но где-то это уже существует)

3)Региональная новизна (территориально обособленные знания)

4)Всемирная новизна (новое для всей цивилизации)




  1. Потребность и творчество. Концептуальная модель творческой потребности.

Побуждающий мотив в творческой деятельности - потребности человека.

Потребности эволюционируют вместе с развитием мозга человек - от потребности в еде и до бесконечности.

Именно потребность рождает мотивацию.

Творчество как механизм и технология реализации потребности.

Принято выделять несколько групп потребностей человека:

1)Материальные

2)Социальные

3)Духовные

ТЛ – творческая личность

ДП – духовные потребности








механизм борьбы мотивов

  • ЦМ = 0

  • ЦМ > 0

  • ЦМ < 0

Сокращения:



*ММП – мотивационные механизмы реализации потребности.

ЦММ – центральные мозговые механизмы.

ЦМ – целевая мотивация.

ДМ – деятельностная мотивация.

ФД – формирование деятельности.

*МЦМ – механизм целевой мотивации.

;мотивация положительная и отрицательная

Аналогия для деятельностной мотивации.




  1. Творческая потребность и творческая деятельность как фактор реализации потребности.

Базовый фактор для воспроизведения творческой деятельности - потребность.

Потребность может быть направлена на реализацию:

- материальных,

- духовных и

- социальных запросов личности.

Удовлетворение любой потребности может осуществляться двумя способами.

1. Рутинный способ - простое действие - посредственное удовлетворение потребности.

2. Преодоление препятствий - для удовлетворения потребности необходимо преодолеть сложности.


В зависимости от уровня таких сложностей, удовлетворение потребности может реализоваться различными методами, которые относятся уже к разделу творческих.
Т.о. если потребность не может быть удовлетворена посредственно, то все другие методы удовлетворения потребности можно отнести к творческим (решение потребности в еде: либо простое поднятие руки - рутинный способ, либо использование палки - творческий метод).
Т.о. творческий метод - жизненный атрибут высшего существа, т.е. только человеку, способному мыслить, присуще творчество.
Потребность реализуется через деятельность, через ее различные виды и формы.


  1. Ментальное (мысленное) творчество, его механизмы и особенности. Ментальные образы – информационные портреты предмета или объекта творчества.

Ментальная деятельность - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой

- предмет и

- объект потребности.

От вида потребности и ситуации зависит вид системы. Если известен объект и предмет, но ими надо завладеть - это одна задача, если что-то неизвестно - другая.

Состояние потребности, ее объект и субъект оцениваются на предметном уровне. Для осуществления необходимой оценки используют атрибутивный подход, где в виде атрибутивных моделей представлены



- начальное состояние предмета потребности,

- конечное состояние объекта потребности.

После окончательного уравновешивания целей и действий (что делать и как делать), уточнив и конкретизировав формируем .



Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модель цели.




  1. Концептуальная модель реализации творческой потребности (ментальный уровень).





диаграммная схема, полен. механизмы реализации потребности на ментальном уровне:


  1. Концептуальная модель реализации творческой потребности (материальный – физический уровень).




  1. Комплексная концептуальная модель реализации творческой потребности на ментальном и физическом уровнях.

При возникновении потребности запускаются ментальные механизмы:



  • память (механизмы запоминания) и

  • мышление (механизмы реализации мысленных образов).


Память + мышление = интеллект
Память используется только в том случае, если известна потребность. В этом случае ментальные механизмы позволяют сопоставить образ потребности с образом, хранящимся в памяти (информационный портрет).
Т.о., если информационный портрет потребности уже существует и хранится в памяти, то возникает задача не формирования образа потребности, а реализации потребности, т.е. осуществляются механизмы реализации потребности.
Следует учитывать, что потребность может быть реализована:

  • на ментальном уровне – духовная потребность (потребность в насыщении знаниями),

  • с помощью деятельности рук – предметная потребность (целенаправленная деятельность).

Т.о. интеллект – умение ставить и реализовывать цели – это его основная функция.




  1. Целевая мотивация в творчестве.

Память используется только в том случае, если известна потребность. В этом случае ментальные механизмы позволяют сопоставить образ потребности с образом, хранящимся в памяти (информационный портрет).
Целевая мотивация – цель деятельности, представление образа результата деятельности, формирование Ментального Информационного Портрета (МИП).

Деятельностная мотивация – пути решения задачи, физическая реализация потребности.


  1. Механизмы формирования ментальной модели, предмета (объекта) творчества (информационный портрет творческой потребности).

Мир очень большой, поэтому взаимодействие личности происходит не со всем миром сразу, а лишь с одним из его фрагментов, который мы назвали ВАФ – выделенный актуализированный фрагмент.

При взаимодействии ВАФ внешнего мира с человеком (личностью), задействованы механизмы и приборы восприятия человека - сенсорные механизмы.

При реализации ВАФ внутреннего мира используются механизмы формирования и использования ЖИР (живого информационного ресурса).

В свою очередь Wint релевантен Wext. Это необходимо для адекватной реакции человека на воздействия внешнего мира.


  1. Творческая деятельность и интеллект: взаимосвязь, взаимообусловленность.

Творческая потребность

  • реализуется на ментальном уровне, всегда конструктивна (созидательна), всегда основана на ЖИР – внутреннем мире человека.

Творческая деятельность на ментальном уровне тем успешнее, чем более высокий уровень интеллекта – когнитивно-ментальной зрелости.

В таком определении интеллекта под когнитивностью следует понимать способность личности к формированию знаний, а под ментальностью – способность к использованию знаний (мышление).




  1. Творчество на основе индуктивного и дедуктивного интеллекта.

Необходимо учитывать, что на генетическом уровне механизмы памяти работают различно. Существует два вида механизмов мышления и памяти:

  • дедуктивный склад ума,

  • индуктивный склад ума.

Т.е. у человека чаще всего развито либо мышление, либо когнитивность (память).

Эти механизмы взаимосвязаны, но у каждого человека чего-то больше, чего-то меньше.

Творческий интеллект связан с мышлением (с учетом хороших знаний).

Т.о. чем лучше мышление и больше знаний, тем выше интеллект.

Но человек, который много знает, не может хорошо мыслить творчески. И обратно, творческий человек не может много знать из-за недостаточно развитой памяти.

Это не означает, что много знающий человек никогда не сможет творчески мыслить. Творчеством может заниматься любой человек, но только в своей области и в определенном объеме, ограниченном кругозором, размерами памяти.


  1. Диаграмма творческой деятельности личности: возникновение, описание, интерпретации.

Диаграмма творческой деятельности личности

A-анализ


S-синтез

R- результат

ТЛ эмпирические знания

ПП-предмет потребности

ЭЗ- экспериментальные знания

ТЗ-технические знания

М - мыслительные процессы

(ментальное моделирование)

Необходимо учесть ТЛ и её эмпирические знания, индивидуальный опыт.

Если технических знаний недостаточно, то имеется возможность рассмотреть эти знания .*В диаграмме необходимо учесть то, что стоит в центре диаграммы.Ментальное(мысленное) моделирование.Человек в своей творческой деятельности создаёт мысленные образы того или иного объекта, и одновременно осуществляет мысленные эксперименты.

Процессы мысленного моделирование реализуются на более высоких уровнях интеллекта: 2 и 3 уровень сознания. Через диаграмму можно раскрыть различные формы творческой деятельности, используя однофазные и многофазные модели задач.


  1. Модель формирования творческой задачи на психофизическом уровне (ментальная технология развития творческой задачи).

Схема включает 3 канала (по вертикале):

- левый – определяет развитие мысленного образа цели деятельности, направляемую на реализацию творческой потребности и запускаемую механизмами целевой мотивации;

- правый – построен аналогично, но отражает формирование мыслительной деятельности, направляется на реализацию цели, и запускается, соответственно, механизмами деятельной мотивации.

Любой из каналов может активизироваться и интенсивно функционировать или, напротив, притормаживать.

- центральный – отражает процессы согласования, координирования, т.е. взаимоувязка процессов развития и реализации целевой и деятельной мотивации.И в правом и в левом канале на заключительном этапе принимается в качестве конечного не любой результат, а некоторый оптимальный и рациональный.




  1. Модель противоречия (диаграммная схема) и её интерпретации.


IV


zнп – начальное состояние

zкп – начальное состояние

∆z – возникающее противоречие между zнп и zкп

G – ось противоречий

zнп - ось возможных начальных состояний потребности

zкп - ось возможных конечных состояний потребности

zп - ось состояний

На данной диаграмме представлено изменение противоречия за счет изменения положения линий “зеркал” объективности.

При изменении угла, линия переходит в область либо завышенных либо заниженных оценок, что влечет изменение противоречия.

Если линии “зеркал” расположены под углом 45º, то оценка состояния потребности называется объективной.

Если линии “зеркал” расположены под углом меньше или больше 45º, то оценка состояния потребности называется субъективной. И следовательно на рисунке ∆z и ∆z – субъективные противоречия.

Приведем некоторую интерпретацию возникновения потребности.

Если возникает потребность, то возникают два состояния:

zн – начальное состояние и zк -конечное состояние.

Их взаимодействие приводит к возникновению ситуации S:

S= zнп x zкп .

Если zнп и zкп не совпадают, то между ними возникает противоречие, и оно приводит к проблемной ситуации.

zн : {Aн, = 1…N}

zк : { Aкi, i= 1…N*}

А –атрибуты состояний. При переходе от zн к zк количество атрибутов А может измениться и они должны быть уточнены за счет своих значений.



τ = (τк - τн) – за это время информационный портрет становится более полным.

Вернемся к рассмотрению диаграммы противоречий.

При угле меньше 45º противоречие увеличивается, т.к. оценка ситуации занижена и удалена от желаемого конечного состояния.

При угле больше 45º противоречие уменьшается, т.к. оценка ситуации завышается.

Диаграммная схема противоречия позволяет рассмотреть творческую деятельность с объективной точки зрения.


Рассмотрим подробнее области диаграммы.

1-й квадрант (область начальных состояний) отражает некоторый желаемый образ цели точкой двухмерного пространства желаемого состояния нашей потребности. На ментальном уровне - это ментальная модель информационного портрета. В этом случае можно говорить, что если результат реализации потребности – есть цель, то информационный портрет выступает в качестве модели цели, к которой нужно стремиться для достижения результата.

Вводя зеркало объективности в 1, а также изменяя угол отражения этим зеркалом, мы можем интерпретировать функциональную роль такого зеркала как механизм мотивации, т.е.:

Если tg угла равен 1, то это нормальная целевая мотивация,

если tg угла меньше 1, то это ослабленная, заниженная мотивация,

если tg угла больше 1, то это повышенная мотивация.

Т.О. в 1 идет речь о целевых мотивациях, а 2- отражает реальное (исходное, начальное) состояние, при котором возникает потребность. Это состояние самой потребности, а точнее - ментального образа этой потребности, когда модель уже существует и хранится в памяти. В этом случае начальное и конечное состояния совпадают, и противоречие не возникает на ментальном уровне, т.е. мы знаем, чего хотим и по образу потребности мы запускаем реализацию.



  1. Память человека и творческая деятельность.

Головной мозг человека мы рассматриваем как среду, в которой реализуется процесс запоминания и обработки информации. Память является неотъемлемым атрибутом мозга

Минимальном элементом в среде головного мозга является нейрон. Моделирование нейрона привело к направление нейронных сетей, нейрокомпьютеров и нейродинамики.

Такой подход используется для выяснения механизмов памяти, запоминания и хранения информации, что необходимо при рассмотрении теории творческой деятельности.





  1. Концептуальная модель памяти: уровни организации и функционирования.





Первый уровень - уровень сенсорных механизмов:

З – зрительный анализатор,

Т – тактильный анализатор,

А – акустический анализатор.

На уровне сенсорных механизмов начинается восприятие внешнего мира или отражение воздействий внешней среды в элементарные сигналы, т.е. создание потока биоимпульсов. Совокупности таких импульсов образуют коды, которые затем поступают в сенсорные регистры.

На уровне сенсорных регистров для зрительного анализатора образуется некоторая область, накапливающая информацию, которая называется иконической (образы) и она рассматривается в некоторой области памяти (иконической памяти). Аналогично для акустического анализатора также образуется некоторая область, накапливающая информацию, которая называется экоической (звуки). В иконической и экоической областях памяти формируются так называемые перцептивные коды: иконические перцептивные коды (ИП-коды) и экоические перцептивные коды (ЭП–коды). И все то, что сохранилось на уровне сенсорных регистров передается в более глубокие уровни памяти. Но может быть и так, что информация будет потеряна или утрачена, вследствие например ее забывания.

МОСИ - механизмы обработки сенсорной информации обеспечивают по существу управление механизмами восприятия и сохранения наиболее актуальной для конкретного момента времени информации.

Следует отметить, что все процессы протекают под управлением ЦНС или ее периферии – вегетативной нервной системы.



Второй уровень –концептуальный.

В кратковременное хранилище перцептивных кодов (КВХК) поступают ИП-коды и ЭП-коды. Затем они поступают в оперативное хранилище перцептивных кодов (ОХПК).

К - П -концептуально - перцептивное преобразование кодов,

П - К -перцептивно - концептуальное преобразование кодов.

Если возникает решение о запоминании перцептивных кодов (ПК), то вступают в действие механизмы обработки, и поток ПК преобразуется в концептуальные коды (КК). Для этого необходимо повторение либо волевое усилие. Здесь также возможна потеря информации.

Обратное преобразование КК в ПК требуется для того, чтобы включить эффекторные механизмы (обратный канал).

КВХИ – кратковременное хранилище информации,

ОПКК – оперативная память концептуальных кодов.

ДВХИ – долговременное хранилище информации.

Третий уровень – уровень архивной или долговременной памяти.

Бф* - буферная память прямая,

БФ** - буферная память обратная,

МОКИ – механизмы обработки концептуальной информации.

ДВХИ – долговременное хранилище информации (архивная память).

Если возникает необходимость сохранения информации из кратковременной памяти в буферной памяти, т.к. КК имеют много уровней и преобразованные коды направляются в ДВХИ.

Эта модель памяти отражает биологические функциональные уровни памяти.



  1. Основные виды памяти и их участие в творческой деятельности.

Принято различать виды памяти, функции памяти.

Наиболее популярна в этой области теория Аткинсона. Он предложил концепцию о существовании многообъемных отделах памяти:



  • гипотеза о наличии кратковременной памяти, в которой информация может храниться в течение нескольких секунд (3-4 сек) с объемом в несколько десятков бит.

  • Гипотеза о наличии долговременной памяти, которая хранит все остальное и время хранения может быть неограниченным.

Существуют и другие подходы , связанные с видами памяти, ее функциями, ее местоположением, механизмами и т.д.



  1. Память человека как интеллектуальная многофункциональная информационная система.

При возникновении потребности запускаются ментальные механизмы:

  • память (механизмы запоминания) и

  • мышление (механизмы реализации мысленных образов).

Память + мышление = интеллект

Память используется только в том случае, если известна потребность. В этом случае ментальные механизмы позволяют сопоставить образ потребности с образом, хранящимся в памяти (информационный портрет).



Т.о., если информационный портрет потребности уже существует и хранится в памяти, то возникает задача не формирования образа потребности, а реализации потребности, т.е. осуществляются механизмы реализации потребности.

  1. Технологии творческой деятельности: обобщённая структурная модель.

  2. Модель технологии творчества по Энгельмееру П.К.: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

По П.К. Эльгельмеру (или трёхактововая модель)

Она включает:



1-ый акт – интуиция, желание, происхождение. Привязываем к уровню сверх сознания.

2-ой акт – знания и рассуждения.

Осуществляется выработка плана, схемы или некоторой программы реализации этой идеи на основе мыслительных экспериментов.

(используется уровень сознания)

Реализация теории замысла на основе мыслей экспериментов, так и в случае позитивных результатов посредствам реальных исследований.



3-ий акт - акт успешный, конструктив выполнения творческого замысла ( не требует творчества; реализуется некоторый опыт специалистом которому передаётся весь результат предварительной творческой деятельности)


  1. Модель технологии творчества по Якобсону П,М,: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

Этапы:

- период интеллекта творческой готовности

- усмотрение творческой потребности.

- зарождение идеи; реализация творческой потребности.

- поиски решений.

- получение принципа; воплощение идеи; реализация творческой потребности.

- трансформация принципа в план; программу, схему (практичная реализация).

- техническое воплощение и оформление решения творческой задачи.




  1. Модель технологии творчества по Шумилину А.Т.: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

Модель технологии творчества по Шумилину проводящему анализ по следующим этапам:

  1. Осознание, постановка и формулирование проблемы или творческой задачи.

  2. Нахождение принципа решения проблемы, выдвижения гипотез, идей, замыслов.

  3. Обоснование и развитие найденных принципов теоретических, технологических и конструктивных идей. Проработка конкретных принципов и доказательство гипотез. Инженерная проработка идей, развитие замысла, экспертная проверка гипотезы, план практического осуществления решения творческой задачи и реализация замысла идей.

  4. Практическая реализация решения творческой задачи и объективизация решений.




  1. Модель технологии творчества по Россмену Дж.: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

Этапы:

(модель построений на основе тестирования НО изобретений любой, из которого в анкете отражал своё видение личного творческого процесса)


Взял за основу модель Г. Уелисса и рассмотрел её.

Структурная схема модели:




  1. Обнаружение проблемы.

  2. Этап подготовки к разрешению проблемы, сбор необходимых исходных данных.

  3. Анализ исходной проблемы.

  4. Формирование идей, накопление их к альтернативе.

  5. Инкубация, передышка для побуждения озарения.

  6. Синтез, соединение разрозненных фрагментов, определяющую некоторую технологию реализации творчества задачи в единое целое.

  7. Оценка получения результата и критика результирующих идей.



  1. Модель технологии творчества по Белозерцеву В.И.: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

Выделяет пять основных этапов творчества:

  1. формирование проблемной ситуации с одновременной осмыслением её структуры, формирование, определяющее творчество задачи.

  2. Рождение новых идей.

  3. Создание идеологической мыслительной модели (информационного портрета)- реализация идеи.

  4. Этап конструирования решения творческой задачи (технические проекты).

  5. Этап относительного завершения воплощения новых идей в технических объектах.




  1. Модель технологии творчества по Пономарёву Я.А.: описание и анализ на основе обобщённой трёхуровневой модели мышления.

  1. Сознательная мыслительная работа – подготовительный этап формирующий предпосылки интуитивному поиску новой цели (уровень сознания).

  2. Бессознательная мыслительная работа - уровень созревания идеи (бессознательная работа над проблемой инкубации).

  3. Переход бессознательного в сознание (этап вдохновения):

В сферу сознания поступают идеи решения в гипотетической форме (первоначально) с последующей необходимостью в подтверждение этой гипотезы.

4) Сознательная мыслительная работа (развитие идеи)

1 фаза – фаза логического анализа

2 фаза – интуитивного решения

3 фаза – осознание и означивание (вербализация интуитивного решения).

4 фаза – формализация получения решения.





  1. Модель технологии творчества по Грейну: модель БРЕТАМ.

Рассмотрим модель БРЕТАМ. Эта модель ориентирована на научное творчество и связана с психологией творчества.

Основные этапы:



  1. Прорыв

  2. Копирование

  3. Эмпирика

  4. Теория

  5. Автоматизация

  6. Зрелость

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных этапов.

1.Прорыв – связан с интуитивной деятельностью на уровне интуитивно-эвристического мышления и соответствует тем этапам, на которых присутствует фаза созревания мышления. Результатом является нарождение идеи (конструктивной идеи), направленной на решение той или иной проблемы. Новая конструктивная идея способствует порождению новых задач, решение которых направлено на формирование новых методов, способов и средств, приводящих к разрешению исходной, а также аналогичных проблем.

2.Копирование - репродуктивный этап, основанный на базе существующих теорий и эмпирических знаний, для разрешения возникшей проблемы. При этом, этап копирования направлен на разрешение некоторой последовательности задач, которые связаны с ответом на следующие вопросы:


  1. Возможно ли свести новую задачу к уже известной или к более простой.

  2. Возможно ли преобразовать новую задачу к подобной, аналогичной, изоморфной задаче, имеющей более легкое решение.

  3. Существует ли для решения исходной, новой задачи какой-либо простой метод, способ, алгоритм.

  4. Возможно ли для решения задачи применить какую-либо теорию, относящуюся к другой сфере, области знаний.

  5. Возможно ли проверить правильность полученного решения на наглядных и очевидных примерах и контрольных примерах.

  6. Какие аспекты, задачи малосущественны для нее и для ее решения.

3.Эмпирика – этап, связанный с накоплением фактической информации, наблюдений и дополнительных знаний, направленных на осмысление исходной проблемы. Обобщение накопленных знаний и фактов и создание некоторого концептуального каркаса, предвосхищающего новую теорию.

4.Теория - за обобщением и конструированием следует формирование некоторой теории в рамках сначала формальных моделей, а затем их обобщения и создания единой обобщенной системы моделей, представляющих новую теорию. В рамках этой теории могут быть сформулированы и другие законы. Совершенствование законов теории и моделей дает возможность, по сути, порождать новые знания и расширять сферу деятельности за счет корректирования существующих знаний на основе порожденных новых знаний.

5.Автоматизация – на этом этапе идея обретает свое практическое воплощение через теорию к некоторым методикам или методологиям решения задач и разрешение проблем не только в исходной сфере деятельности, но и в других сферах.

6.Зрелость – на этом этапе завершилось формирования идеи, созданы модели и построена теория, определены общие способы и принципы, методы, способы и механизмы решения рассматриваемого вида задач, направленных на реализацию исходной идеи. Исходная идея, если она достаточно общая и конструктивна, подготовлена к порождению новых дочерних идей.

Модель БРЕТАМ может быть использована и по рекурсивной схеме, т.е. рассмотренные этапы могут быть использованы для раскрытия каждого из этих этапов по то же схеме.


  1. Мышление и творчество; автоматное, логическое и интуитивно-эвристическое мышление.

мышление (механизмы реализации мысленных образов)

Творческий интеллект связан с мышлением (с учетом хороших знаний).



Т.о. чем лучше мышление и больше знаний, тем выше интеллект.

Но человек, который много знает, не может хорошо мыслить творчески. И обратно, творческий человек не может много знать из-за недостаточно развитой памяти.

Это не означает, что много знающий человек никогда не сможет творчески мыслить. Творчеством может заниматься любой человек, но только в своей области и в определенном объеме, ограниченном кругозором, размерами памяти.



Логические уровни





  1. Концепция трёхуровневой модели интеллекта и её метаморфическая реализация.



Рис.3.2. Трехуровневая модель интеллекта.

Трехуровневая модель выделяет зоны межуровневого преобразования информации. Снизу в верх движутся информационные потоки, правая структура начиная с образной информации определяющаяся внешней окружающей средой организма.

Уровень подсознания: концептуальные коды. Уровень сознания делится на три подуровня:



Нижний - программно – сознательный, направленный на решение задач, знания таковы,

что их вполне достаточно для реализации потребности.

Средний - продуктивно – логическое мышление, не имеем заранее готовых схем реализации потребности. На этом уровне в

результате логического мышления, формируется на основе имеющихся знаний алгоритм реализации потребности.

Верхний - модулирующий по аналогии, перенос знаний из одной области в другую по аналогии и формирует программы реализации потребности.
ПСУ – Программный сознательный уровень;

ППУ – Программный подсознательный уровень;

МУ – Механизм управления;

ХЗ – Хранилище знаний;

ЭУ – Эвристический уровень;

ИУ – Интуитивный уровень;

ИЭМ – Интуитивно эвристическое мышление;

МАМ – Механизм автоматного мышления;

ЛМ – Логическое мышление

ССО – Сенсорные системы организма;

МУ – моделирующий уровень;

ЭСО –Эффективные системы организма;




  1. Осознанное и неосознанное в творчестве (интерпретации и анализ на основе трёхуровневой модели интеллекта).

  1. Уровень осознания

  2. Н
    Уровни интеллекта
    еосознаваемые уровни

  3. Сверхсознание (надсознание)

  4. Сознание (осознавание)

  5. Подсознание (неосозноваемое)

Возможности структуры творчества на основе трех уровневой модели интеллекта

Пономарев подошел наиболее близко и исходил он из анализа творчества чрез взаимодействие сознательного и бессознательного. На уровне сознания оформляется потребность, происходит попытка распознать, какая творческая задача ей соответствует и одновременно рассматривает вопрос как задача может быть реализована и тогда задача передается в область сверхсознания о потребности, о творческой задачи, с тем уровнем знаний хранящихся в ГХЗ и начинается процесс созревания (латентный уровень). Концептуальная схема или идея поступает на сознательный уровень, где возникает уровень наращивания информации для решения задачи. На логическом уровне расшифровываем, затем выдвигаем гипотезу и творческая задача решается.




  1. Структурно-функциональная модель интеллекта и технологии решения в её среде творческой задачи.

Рассмотрим следующую структуру области знания и мышления, модель интеллекта.

Рис. 8.4. Структурированная модель интеллекта


Область отражает структуру областей памяти и соответствия тех знаний, которых память хранит.

ГХЗ – главное хранилище знаний;

БХЗ – буферное хранилище знаний они играют согласующую роль с главным хранилищем;

МОЗ – символизирует расположения механизмов обработки знаний;

 - входящий информационный поток – информация поступает в приемное БХЗ;

 - выходящий поток БХЗ выдающего информацию;

 - для хранения в ГХЗ через МОЗ;

 - выходящий поток из ГХЗ в БХЗ выдающего.




  1. Задачные технологии творческой деятельности на основе КМЗ.

Задача по своей природе является сугубо информационным объектом. Это субъективная категория, т.е. всегда связанная с человеком, для которого возникает потребность решения задачи. Формируется некая информационная система на ментальном или реальном уровне, в рамках которой предполагается возможным получить либо идеальный (информационный) или реальный (материальный) результат.


  1. Информационное представление творческой задачи и его информационная модель на основе КМЗ.


Рис. 9.1. Информационное представление задачи




  1. Жизненный цикл творческой задачи и его информационная модель на основе КМЗ.

Жизненный цикл развития задачи включает 4 основных этапа:

1.Возникновение задачи

2.Описание задачи

3.Постановка задачи

4.Решение задачи

Возможен и пятый этап –Реализация, но он может быть включен в 4 этап.

Каждый этап подставляется в средний прямоугольник рис.9.1.



  1. Концептуальная модель развития творческой задачи в среде интеллектуального решателя.

Рис. 9.2. Задачная технология


Три канала:

    • левый (развитие задачи),

    • правый (развитие решателя этой задачи),

    • средний (отражает технологию решения задачи).

ТР – технология решений.

Итоговая задачная технология Тр

Тр = Тр  Тs Тr

Тр – технология самой задачи,

Тs – технология развития самой задачи,

Тr – технология получения результата решения.


ТЛ – творческая личность.

ТРЗ – технология развития задачи от ментального образа до полной постановки, т.е. по фазам жизненного цикла;

КСЗ – конечное состояние задачи – постановка задачи;

ИСЗ – исходное состояние задачи (ментальный образ задачи);

ИСР – исходное состояние решателя этой задачи по отношению к ИСЗ;

ТРР – технология развития решателя задачи – она определяет метод, алгоритм и программное решение задачи;

КСР – конечное состояние решателя, т.е. полностью найденный метод, алгоритм, программа и механизм оценки;

НСЗС – начальное состояние задачной системы. При поступлении исходных данных в заданную систему может быть инициирован процесс решения задачи.

ТЛ анализирует, оценивает результаты анализа и в зависимости от результатов оценки вводит корректировки. В зависимости от состояния развития задачи по обратной связи проходит коррекция решения и наоборот.

Эта схема отображает процесс решения творческой задачи человеком. А с другой стороны – это преобразование архитектуры решения интеллектуальных задач.




  1. Целенаправленность решения творческой задачи (описание, анализ, интерпретации).

По определению цель – это есть образ или модель предполагаемого результата. Это общее идеализированное представление результата. Это общее идеализированное представление результата, то к чему следует стремиться. Результат всегда конкретен, если цель определенна, то она должна быть в области цели либо на любой его границе.


Рис. 9.4. Целевое пространство


Следовательно, для задачи рассматривая область определения результатов ее решения одновременно может сформировать некоторую модель этого результата – цель, и как следствие предполагать, что желаемый результат находится внутри области целей (см. рис. 9.4.)

Связанное с областью значений целевое пространство предполагает наличие сопряженной области определения задачи.

Область определения включает всю ту совокупность информационных ресурсов, которые могут быть использованы в качестве исходных данных для решения творческой задачи. Анализ задачи и в частности анализ ее цели дает возможность выделить внутри области определения, некоторую подобласть, которая определяет исходные данные конкретной задачи по отношению к конкретной цели при определенных условиях достижения этой цели. В рамках этой подобласти могут быть сформированы различные наборы исходных данных в соответствии с которыми при соответствующих вариациях может быть получен наилучший результат.

Внутренняя функция задачи – это то, что мы хотим получить.


Fp : (ZpCp)(RpDp) - внутренняя функция задачи, которая определяет, что необходимо для получения результата при определенных исходных целях, но не говорит как получить результат.


  1. Метод концептуальных информационных портретов в творческой деятельности.

Для описания и анализа задачных технологий творческой деятельности удобно пользоваться методом графической интерпретации информационных представлений творческой задачи. С этой целью рассмотрим метод представления ментальных информационных портретов в графической форме, который совпадает с их концептуальной формой представления. Формальным представлением такого представления является атрибутивные модели. Любой объект, предмет или явление характеризуется наборами свойств или атрибутов, определенной степенью релевантности и уровнем адекватности. Можно реальные или мысленно представленные объекты оригиналы замещать определенной совокупностью атрибутов этого объекта   Ao, который включает некоторый набор атрибутов Ai : i = 1,…, n .

Ao - определенное свойство оригинала, такое свойство оригинала, может приобретать качественное или количественное значение.

 AI = (i1, … ,ij, …, imi).

ij – значения могут составлять ряды в зависимости от дисциплины.

Выделим некоторую геометрическую область и разобьем ее на подобласти, и в рамках подобласти определим возможные значения.

Рис. 9.5. Объект – атрибут


Совокупность значений образуют поле атрибутов, а совокупность полей атрибутов в свою очередь образуют область, определяющую на атрибутивном уровне тот или иной объект, процесс.

Дисциплины упорядочивания атрибутов и их значений, прежде всего, определяется конкретным объектом, а также решаемыми задачами. Бывает линейное упорядочивание, нелинейное упорядочивание (гнездо) и смешанное (линейно-гнездовое).




  1. Ментальный информационный портрет и творческая деятельность.

При осуществлении любой деятельности существует определенная последовательность действий:

- ментальная деятельность,

- целевая мотивация,

- материальная деятельность,

- деятельностная мотивация.

После окончательного уравновешивания целей и действий (что делать и как делать), уточнив и конкретизировав формируем .


Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.


  1. Концептуальные информационные портреты: формальное описание и уровни представления.

Определим, что концептуальный информационный портрет отличается от физического уровня представления информационных портретов тем, что каждый элемент информационного поля - образ первичного концепта (понятия).

При таком подходе совокупность элементарных полей концептуального уровня представления образует тезаурус информационного поля, который выражен через первичные концепты.

В зависимости от полноты и целостности описания предметов, объектов или предметной области существования объектов, через соответствующий тезаурус, можно говорить об информационном представлении соответствующих предметов, объектов или предметных областей в форме концептуальных информационных полей.

С точки зрения полноты и целостности такого представления можно выделить 4 уровня, каждый из которых представляет информационный портрет (ИП) соответствующего оригинала или предмета объекта, формируемого на ментальном уровне (виртуального объекта).

Исходя из теоретических и практических потребностей целесообразно выделить 4 уровня:

1) Идеальный ИП;

2) Персональный ИП;

3) Коллективный ИП;

4) Глобальный ИП.


  1. Атрибутивная модель идеального информационного портрета объекта реального мира.

Идеальный (идеализированный) информационный портрет.

Введем и рассмотрим понятие идеального информационного портрета для теоретического анализа и обоснования взаимодействия в системе объектовсубъектов на основе теории отображения.



Рис.10.1. Системное взаимодействие субъекта с объектом

Будем исходить из предположения, что при субъектно-объектном взаимодействии все существующие свойства объекта и их характеристики трансформируемы в соответствующие атрибуты и значения этих атрибутов.

Более того, они не только трансформируемы, но и через посредство атрибутов и значений, воспринимаемы объектом, т.е. все от макро до микро уровня может быть представлено в атрибутивном виде.

Через посредство атрибутивного представление существует возможность полного осознания и осмысления человеком. А, следовательно, возможно построить вербальный портрет, который будет целиком и полностью представлять оригинал в информационной форме.

Такое представление несколько идеализированно, но это необходимо для создания шкалы отчета для оценки реальности информационного портрета.

Идеальный информационный портрет - это абсолютная трансформация объекта-оригинала в его информационную форму представления на основе тех или иных методов отображения, в частности - атрибутивных.

Т.е. могут существовать и другие подходы для отображения. Но в данный момент рассматривается только атрибутивный.

Следует отметить, что если представить атрибуты через концепты, то получим концептуальный идеальный информационный портрет.


  1. Атрибутивная модель глобального информационного портрета объекта реального мира.

Глобальный информационный портрет.

Глобальный информационный портрет – информационный портрет объекта или предмета, который сформирован на основе совокупности всех тех знаний, которыми располагает человечество на рассматриваемый момент времени по определенному объекту или предмету.

Глобальный информационный портрет – это увеличение коллективного информационного портрета за счет включения коллективных и персональных информационных портретов в общую систему представления знаний об объекте или предмете.

Глобальный информационный портрет никогда не выходит за границы идеального информационного портрета. Хотя теоретически он может сколь угодно близко приближаться к границам идеального информационного потерта.



Рис.10.5. Глобальный информационный портрет




  1. Рутинная задача и её определение на основе КИП-метода и КМЗ.

Определение рутинной задачи
К рассмотрению этого вопроса подойдем с помощью анализа концептуальной модели задачи, которая представляется кортежами (1) и (2).

(1)

(2)

Такая концептуальная модель задачи из двух кортежей может быть заменена моделью в понятийной форме представления (т.е. символы заменяются понятиями).

Совокупность таких понятий образует информационное поле компетенции эксперта (решателя) – это та система актуализированных знаний, которой обладает решатель по отношению к исходной задаче.

Введем соответствующие поля:


Рис.10.6. Информационное поле компетенции эксперта или решателя

В соответствии с информационным представлением задачи возникает вопрос отражения областей в результат. Т.о. существом решения задачи и является такое отображение.

Рис.10.7. Схема информационное представление задачи – результат



Рис.10.8. Область, определяющая границы компетентности решателя

На рисунках:

- определяет необходимые и достаточные границы решателя, в рамках которых задача может быть решена.

- область компетенции решателя.
Такой решатель может определить решение задачи в том случае, если область исходных данных и область значений результата находятся в сфере компетенции решателя.

Т.е., если все элементы (1) и (2) известны, то необходимо определить лишь результат решения задачи. Такая задача относится к категории рутинных задач.

Если этих условий нет, то переходим к понятию творческой задачи, когда мала компетенция решателя, которая определяется соответствующей областью знаний.

Т.е. помимо простого решения необходимо еще и находить некоторые параметры.



Рис. 10.9. Область противоречий между реальной компетенцией и необходимого уровня

Т.о. возникает необходимость увеличения области до уровня включения

В зависимости от удаленности и определяется глубина противоречия между реальным уровнем компетенции и необходимым.

Для увеличения объема компетенции необходимо:


  • использовать архивные знания (когнитивно-эврестический уровень),

  • использовать внешние источники знаний, в том числе и знания, полученные с помощью ЭВМ, БД,

  • использовать коллективные методы решения задачи,

Если же задача не разрешима, то вопрос о ее решении остается открытым, т.е. решить ее невозможно.

Т.о. метод информационных портретов иллюстрирует возможности определения рутинных и творческих задач, а также реализацию решения творческих задач за счет увеличения области компетенции решателя задач с помощью метода информационных портретов.



  1. Творческая задача и её определение на основе КИП-метода и КМЗ.

  2. Методы сведения творческих задач к рутинным: анализ и интерпретация на основе КМЗ и КИП-метода.

  3. Концептуальная модель творческой задачи: формальное представление, анализ, интерпретации.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал