Понятие, назначение и задачи кадастров природных ресурсов



Скачать 93.94 Kb.
Дата02.05.2016
Размер93.94 Kb.
Лабораторное занятие № 10.

Тема: Понятие, назначение и задачи кадастров природных ресурсов
План

  1. Составные части, виды и принципы кадастров природных сред.

  2. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов - важнейшая народнохозяйственная задача.

  3. Значение и роль земельного кадастра.

Кадастры природных ресурсов - совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном и количественном состоянии природных ресурсов. В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета, данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства, лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Роскомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира, принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидромет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию. территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти.

Земля - несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовывать объекты гражданских прав - участки. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Так, при покупке соседних участков в результате их слияния образуется один новый земельный участок. При отчуждении части земельного участка в результате его разделения образуются два новых земельных участка.

Составные части виды и принципы кадастров природных сред

.Для комплексного учета природных ресурсов разрабатываются и ведутся единые республиканские, краевые, областные кадастры природных ресурсов данные кадастры служат обеспечением рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятия решений о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведут по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся след кадастры и реестры: водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природно-заповедных объектов и т.д. Кадастры ежегодно уточняются и дополняются.

Существующие системы кадастров природных ресурсов включают в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

1 государственная регистрация природопользований;

2 количественный учет природных ресурсов;

3 бонитировку природных ресурсов;

4 экономическую оценку природных ресурсов.

Основными принципами формирования этой системы является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверностью количественного и качественного учета природного ресурса, распределением их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастров используются данные инвентаризации природных ресурсов, которые представляют собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

Правовой основой ведения государственного водного реестра является Водный Кодекс РФ. Государственный водный реестр создают в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Ведение государственного водного реестра осуществляется специально уполномоченным государственным органом – Федеральным агентством водных ресурсов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного реестра РФ» от 28.04.2007 г. №253.

В государственный водный реестр включает документированные сведения:

О бассейновых округах;

О речных бассейнах;

О водохозяйственных участках;

О водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в т.ч. об особом режиме водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

О водохозяйственных системах;

Об использовании водных объектов, в т.ч. о водопотреблении и водоотведении;

О гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

О водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

О решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

О договорах водопользования;

Об иных документах, на основании которых возникло право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляется в соответствии с законодательством о недрах.

Сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Лесной Кодекс РФ определяет правовой статус государственного лесного реестра. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.

В государственный лесной реестр содержит документированную информацию:

О составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

О лесничествах, лесопарках их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

О защитных лесах, об их категории, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

Об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

О лесных участках;

О количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

Об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в т. ч. о лесном семеноводстве;

О предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Ведение государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничивается федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Кадастр животного мира ведется на основании Федерального Закона РФ «О животном мире». Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный кадастр объектов животного мира содержит сведения об их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Организация и ведение этого кадастра осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания по единым для РФ правилам, утвержденным государственным Комитетом РФ по охране окружающей среды.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народно-хозяйственных задач.

Государственный кадастр ООПТ ведется на основании Закона РФ «Об ООПТ» и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Цель данного кадастра заключается в оценке состояния природно-заповедного фонда, определении перспектив развития сети данной территории, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данной территории при планировании социально-экономического развития регионов.

Государственный Комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектам РФ и в целом по РФ, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастров.

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов – важнейшая народнохозяйственная задача.

Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы – почвы, ее плодородия.

Писатель и агроном Сергей Зелыгин писал, что уникальный плодородный слой земли – едва ли не главное чудо нашей планеты.

А основоположник науки о почве – почвенник – великий русский ученый В.В.Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что он (чернозем) дороже каменного угля, нефти, дороже золота.

Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.

По существу почва является невозобновимым природным ресурсом. Для восстановления 1 кв. см. почвы требуется в зависимости от природно- климатических условий от нескольких до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва, в отличии от других природных невозобновимых ресурсов, может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.

Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных угодий, пашни, где вопросы почвы, ее плодородия имеют первостепенное значение.

Почва – неотъемлемый компонент всех надземных экологических систем. Почва – важнейший компонент биосферы.

Вместе с тем, площади плодородных почв катастрофически сокращаются.

Почвы загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения.

Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1.5 млн гектар (га) в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд долларов.

Необходимо отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный характер, то есть обуславливается неразумной нерациональной деятельностью человека.

Таким образом постановка вопроса о решении проблемы рационального использования земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и требует скорейшего разрешения.

Темпы и масштабы деградации почв достигли таких размеров, что это создает угрозу нашей национальной безопасности на перспективу.

Актуальна эта проблема и в правовом аспекте, так как в России до сих пор не принят закон “О почвах”. В правовом отношении почвы в России безнадзорны. Законодательно не установлено, что сохранение почв и их плодородия является одной из приоритетных задач государства и граждан России.

Земельный кадастр - это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр РФ включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.



Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.

Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал