Понятие о нормировании



Скачать 240.39 Kb.
Дата27.04.2016
Размер240.39 Kb.
Антропогенная нагрузка на окружающую среду

и принципы экологического нормирования.



Понятие о нормировании

В настоящее время масштабы хозяйственной деятельности человека стали соиз­меримы с масштабами природных процессов. Совершенно очевидно, что человечество не может бесконтрольно продолжать загрязнять окружающую среду, но оно не может и прекратить или хотя бы снизить темпы хозяйственной деятельности. Единственно приемлемый путь выхода из сложившейся ситуации — установление рациональных взаимоотношений с окружающей природой. Рациональные взаимоотношения — это использование природных ресурсов без ущерба, обеспечение их возобновления. Таким образом, эпоха, в которую мы живем — это эпоха регламентированных взаимоотношений с природой, когда стали необходимыми количественные оценки ее состояния и регулирование величины антропогенной нагрузки. Антропогенная нагрузка регулируется несколькими способами: юридическими, экономическими, техническими.

Юридический способ – это принятие законов, постановлений и др. документов, описывающих разрешенные и запрещенные взаимодействия с окружающей природной средой.

В главном Законе страны – Конституции -..

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» вопросам нормирования качества посвящен самостоятельный раздел, включающий десять статей (25-34).

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие – лимитируют вредные воздействия на природу.



Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле.

Качество среды до активного вмешательства человека обеспечивалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений. В природе конечный продукт одного процесса служит сырьем для следующего природного цикла. Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализации твердых веществ или растворению минералов, являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле, при наличии влаги, определенного газового состава атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедаются в дальнейшем животными. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, способствующих повышению ее плодородия.


Методологии экологического нормирования. Существует несколько точек зрения на подходы и методологию нормирования качества окружающей природной среды. Основные подходы к разработке стандартов качества природных сред сводятся к следующим:

1. Любое изменение природной среды следует рассматривать как недопустимое - «нулевая» стратегия.

2. Нормативы должны устанавливаться в соответствии с техноло­гическими возможностями снижения уровня загрязнений и контроля за их содержанием в окружающей среде.

3. Допустимый уровень загрязнения следует устанавливать таким, чтобы затраты на его достижение были не больше стоимости ущерба при неконтролируемом загрязнении.

4. Стандарты должны устанавливаться такие, при которых не будет никаких прямых или косвенных вредных воздействий на людей. При этом любое измеримое повышение концентрации или другого воздействия рассматривается как потенциально вредное.

Первый подход излишне жесткий, так как не все изменения в природной среде приводят к негативным последствиям. В то же время нетронутая природная среда не всегда соответствует тем или иным требованиям людей. Например, даже незагрязненная морская вода не может быть использована для питьевых целей. Необходимо учитывать, что эволюция биосферы и развитие цивилиза­ции неизбежно приводят к качественным скачкам в потоках веществ и энергии. Поэтому было бы неразумно придерживаться «нулевой» стратегии, которая подразумевает активное противодействие любым изменениям. Утопично пытаться нормативными предписаниями закон­сервировать современное состояние биосферы. Хотя, конечно, следует выделять компоненты и параметры окружающей среды, которые должны сохраняться без существенных изменений. В каждом конкретном случае необходимо тщательно оценивать, какие изменения в экосистемах являются угрожающими. Стрессовые состояния, связанные с преувеличением опасности, также могут иметь негативные последствия и создавать новые психологические, социальные, экономические и даже экологические проблемы.

Второй подход широко применяется в некоторых странах (США, Германия, Скандинавские страны), где нет единого принципа нормирования содержания вредных и ядовитых веществ в природной среде. Так, нормы сброса многих загрязняющих веществ в воду устанавливаются по принципу снижения загрязнения до возможного минимума, который обеспечивают наилучшие технологии. Напри­мер, Международная Хельсинкская комиссия (Хелком) установила единую норму сброса фосфора со сточными водами (1,5 мг/л) для стран Балтийского моря с учетом существующих технологий очистки воды.

Иногда будущие стандарты устанавливают ниже технически достижимых уровней, чтобы стимулировать разработку необхо­димой технологии: пример - нормы для выхлопных газов автомобилей в США. Конечно, стандарты, установленные по такому принципу, не исключают тяжелых последствий и для людей, и для природных экосистем. Эти нормы могут быть либо недостаточно, либо излишне строгими, так как не всегда требуется столь глубокая очистка, которая достигается дорогостоящими технологиями.

Третий принцип кажется излишне меркантильным. Отказ от борьбы с загрязнением в том случае, если стоимость природоохран­ных мер больше стоимости наносимого ущерба, по существу, подвергает опасности жизнь, здоровье и благополучие человека. Кроме того, при таких расчетах часто не учитывают отдаленных последствий. Например, в городе Тайлер (штат Техас) с 1954 по 1972 г. на асбестовом заводе руководство не устанавливало необходимое защитное оборудование, и рабочие длительное время подвергались воздействию асбестовой пыли. В течение этих лет сорок человек из 900 умерли. Рабочие подали в суд на владельцев и правительство. Компенсация составила 200 млн. долларов. Общее число исков от рабочих асбестовых заводов и вдов умерших рабочих в США возрастало с каждым годом и составило 10-12 тыс. дел. Ответственность за вызванные асбестом смерти оценивалась уже в 38 млрд. долларов, что, несомненно, превышало затраты на очистные сооружения. Одна из крупных компаний, получив миллиардные иски, объявила о банкротстве. Но страшно то, что многие рабочие умирали, не дождавшись решения своих дел.

Принцип, ориентированный на здоровье людей, счи­тают единственно правильным в России и странах бывшего Союза. При этом экспериментальные методы медицинской токсикологии, оправданные при разработке ГОСТов на питьевую воду и продукты питания, механически переносятся на природные экосистемы, где действуют гомеостаз и саморегуляция. Но при всей внешней привлекательности эти нормативы практически недостижимы, что провоцирует их несоблюдение. Поэтому фактически исполнительные власти вынуждены принимать решения о той или иной степени отступления от норм на местном уровне. Все это приводит не столько к защите окружающей природной среды, сколько к разо­рению предприятий, если нормативы научно не обоснованы и фактически не могут быть выполнены.

Следовательно, необходима разработка таких нормативов, которые позволят обеспечить сбалансированное решение экологи­ческих и экономических задач.

Основа конфликта между обществом и природой, как отме­чалось ранее, в том, что биосфера уже не может обеспечивать растущие потребности человечества. Мы помним, что природная среда - это не только ресурс потребления, который не должен истощаться и загрязняться, но и регулятор условий жизни планеты.

Компромисс между природой и человеком будет найден тогда, когда антропогенные нагрузки не будут превышать компенсационные возможности экосистем и биосферы. Поэтому защита окружающей среды не должна сводиться только к поиску технологий минимизации ее загрязнения.

Оценка экологической емкости региональных экосис­тем и биосферы в целом, т. е. соизмерение хозяйственной деятельности с возможностями природы справляться с антропогенными нагрузками - основная задача природопользования сегодня.

Это уже прозвучало в Законе ООПС (ст. 33), где записано, что должны устанавливаться «предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей».

Улучшить качество жизни людей и сохранить природные экосистемы можно лишь в том случае, если будут найдены методы оценки и механизмы контроля нагрузок в рамках емкости биосферы.

Действующая во многих странах система ПДК загрязняющих веществ создает лишь иллюзию защиты природных систем и интересов природопользователей. Так, например, даже строгое соблюдение ПДК не дает никаких гарантий сохранения качества поверхностных вод и благополучного состояния водных экосистем. Например, некоторые тяжелые металлы при концентрациях, не превышающих ПДК, подавляют самоочищение водоема. В др. случаях, наоборот, природные системы способны скомпенсировать большие нагрузки, чем того требуют гигиенические предписания. Все это относится и к воздействию загрязняющих веществ на наземные экосистемы, в частности, на растения. ПДК для растений отличаются от ПДК для человека.

Хотя для некоторых веществ пороговые концентрации и установлены, государственной системы нормативно-правовой деятельности по разработке и утверждению экологических норм, правил и регламентов не существует. Складывается парадоксальная ситуация: нормы ужесточаются, платежи и затраты возрастают, а состояние природных объектов ухудшается.

Следовательно, нужны иные нормативы, защищающие интересы экосистем, а значит, и здоровье людей. Таким целям отвечают экологические нормативы, принципиально отличающиеся от санитарно-гигиенических ПДК. Разрабатываются также концепции риска Харченко С.Г., Ананьева Р.В. Для окружающей среды научно-производственных комплексов // Экология и промышленность России, апрель 2009, с. 56-59

.

Цель санитарных норм и регламентов - охрана здоровья населения и отдельных популяций живых организмов. Задача же экологического нормирования - обеспечение благополучия экосистем в целом, в т.ч. и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.



Экологической нагрузкой называется любая нагрузка в экосистеме, возникающая в результате какого-либо воздействия и способная вывести её из среднего естественного (нормального) состояния.

Под допустимой антропогенной нагрузкой на ОС понимают нагрузку, складывающуюся из отдельных однородных и разнородных воздействий, которая не меняет качество окружающей природной среды (ОПС), или изменяет природную среду в допустимых пределах, при которых не нарушается существующая экосистема и не возникает неблагоприятных экологических последствий в важнейших популяциях, прежде всего в человеческой.

При определении допустимых нагрузок необходимо соблюдать следующие требования:


  1. Сохранение высокого и приемлемого качества ОС или его небольшие допустимые изменения.

  2. Нормальное функционирование систем и отдельных популяций

Экологическими критериями высокого качества ОС являются высокая для данных климатических условий биологическая продуктивность, оптимальное соотношение видов и биомасс популяций, находящихся на разных трофических уровнях.

При определении допустимых воздействий и нагрузки на Э.С. и О.С. нужно учитывать особенности различных Э.С.

Все Э.С. можно условно разделить на 3 группы:

1). Уникальные или заповедные - в которых полностью исключается выпадение (гибель) любого экологического вида.

2). Естественные Э.С. – для них должны соблюдаться основные требования сохранения экосистем и высокого качества ОС, но считаются возможными некоторые частичные изменения.

3). Зоны с сильно преобразованными или искусственными экосистемами – в таких ОС в дальнейшем возможны любые возможные антропогенные изменения с любыми, намечаемыми человеком целями (каналы, реки, города и т.п.).

Для обеспечения достаточно высокого качества ОС предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – не должна вызывать нарушения нормального функционирования данной экосистемы.


  • для количественного определения ПДЭН нужно знать, в каком состоянии находилась система до начала воздействия и какие факторы комбинированного и комплексного воздействия оказывали влияние на экосистему.

За первоначальное состояние экосистемы принимается усреднённое фоновое состояние до начала антропогенного воздействия при средних (нормальных) гидрометеорологических условиях.

Следовательно, экологические нормативы должны разрабатываться на локальном и региональном уровнях, обеспечивая тем самым экологическое равновесие в глобальном масштабе.

Разработка нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность природных экосистем, является первоочередной задачей. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в экосистеме по аналогии с ПДК можно назвать ЭДК.

ЭДК - это экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, поступающие от различных антропогенных источников и не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем.

На основе ЭДК можно рассчитывать экологически допустимые нагрузки ПДЭН, не превышающие экологической емкости системы.

ПДЭН - это и есть та мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека.


Нормирование качества окружающей природной среды в настоящее время

Конечная цель нормирования - обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов как основы общественного прогресса - своего рода компромисс между экономикой и экологией.



Нормативы качества окружающей среды должны отра­жать требования к ней различных потребителей и обеспе­чивать сохранение экологического равновесия в природных экосистемах в пределах их саморегуляции

Норматив становится юридически обязательным с момента утверж­дения его компетентными органами: Госкомсанэпиднадзором РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Ростехнадзором. Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях: гигиеническое нормирование, экологическое нормирование, а также производственно-хозяйственное (регламентация объемов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду).



Санитарно-гигиеническое нормирование

Нормирование качества окружающей при­родной среды - это деятельность по установ­лению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу. Под воз­действием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду. Наибо­лее распространенным видом отрицательного воздействия является загрязнение, причиняющее вред жизни и здоровью человека, растительному и животному миру и экосистемам. Разумеется, воз­действие человека шире загрязнения: истощение ресурсов, уничто­жение природных экосистем, нарушение стандартов на качество продукции вследствие превышения нагрузок на окружающую при­родную среду и др.

Гигиенические нормативы - наиболее разработанная система норм, правил и регламентов для оценки качества окружаю­щей природной среды.

Они устанавливаются в интересах охраны здоровья чело­века и сохранения генетического фонда некоторых популя­ций растительного и животного мира. Гигиеническое нормирова­ние охватывает также производственную и жилищно-бытовую сферы жизни человека. Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ.

Для питьевой воды предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых вредных веществ были утверждены еще в 1939 г. В настоящее время число установленных ПДК для водных объектов различного назначения приблизилось к 2000. Для атмосферного воздуха в 1951 г. были введены ПДК по 10 веществам; теперь их уже около 500. Для почвы ПДК вредных веществ впервые установлены в 1980 г.; в настоящее время нормативов более 100. Существуют также ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, для воздуха в зоне лесных массивов, для вод, используемых при орошении, и др. Все эти ПДК едины для всей громадной территории РФ, не учитывают никаких региональных различий.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) - это такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Основой для разработки санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических стандартов послужили методы, используемые в медицинской и ветеринарной токсикологии.

Токсикант - ядовитое, вредное для здоровья вещество. Для оценки токсичности веществ проводятся опыты на животных, с последующей экстраполяцией экспериментальных данных на человека. Количество вредного вещества, поступившего в организм, отнесенное к массе тела (мг/кг), называется дозой. Количество вещества, отнесен­ное к единице объема или массы воздуха (мг/м3), воды (мг/л), или почвы (мг/кг), называется концентрацией. Смертельные дозы и концентрации называются соответственно летальной дозой (ЛД) и летальной концентрацией (ЛК). Доза, которая вызывает гибель 50 % подопытных организмов, обозначается как ЛД50 или ЛК50. В зависимости от степени токсичности ядовитых веществ выделяют 4 класса опасности (наиболее опасен 1-й класс). Воздействуя на организм, вредные вещества вызывают острые и хронические заболевания: острые возникают после однократного воздействия и могут приводить к смертельному исходу, хронические развиваются в результате систематического воздействия доз, не приводящих к острому отравлению. Хронические заболевания часто вызывают соединения свинца, марганца, пары ртути и др. Некоторые вещества, например, синильная кислота или цианистый калий, вызывают только острые отравления.

Для большинства веществ устанавливают две пороговые концент­рации: минимальную при остром отравлении (ПДКминостр) и мини­мальную при хроническом отравлении (ПДКминхрон).

Однако необходимо учитывать, что одни и те же концентрации вредных веществ по-разному воздействуют на организмы в зависимос­ти от того, где они находятся: в воздухе, воде или почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться.

Нормирование загрязняющих веществ в воздухе. Воз­дух - среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Еще в 20-е гг. XX века начали вводить ПДК вредных веществ в рабочих помещениях. Обычно содержание примесей в воздухе рабочего помещения больше, чем на площадке предприятия и тем более за ее пределами, поэтому для каждого вредного вещества в воздухе устанавливают по крайней мере два нормативных значения: ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) и ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта (ПДКав).

ПДКрз - это концентрация, которая при работе не более 41 часа в неделю в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей.

Следовательно, при нормировании вредных веществ в воздухе производственных помещений учитывается время пребывания людей в зоне загрязнения. На территории предприятия содержание приме­сей принимается равным 0,3 ПДКрз, так как этот воздух исполь­зуется для приточной вентиляции.

ПДКав - это предельная концентрация, которая на протя­жении всей жизни человека не должна оказывать на него вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Необходимость такого раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии в течение рабочего дня работают практи­чески здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно нахо­дятся не только взрослые, но и дети, пожилые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому ПДКрз > ПДКав Например, для диоксида серы (SO2) ПДКр.з = 10 мг/м3, а ПДКав = == 0,5 мг/м3.

При проектировании или строительстве предприятий в районах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы предприятий нормировать с учетом присутствующих примесей, т. е. фоновой концентрации (Сф). Если в атмосферном воздухе присутствуют выбросы нескольких сходных по действию на человека веществ, то сумма отношений концентраций загрязняющих веществ к их ПДК (с учетом Сф) не должна превышать единицы:

∑Сi/ПДКi - Сфi ≤ 1


п

Е-

где Сi - концентрация i-го вещества; ПДКi - предельно допустимая концентрация i -го вещества; Сф фоновая концентрация i-го вещества; n - число суммируемых веществ.

Таблица 10.2

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов

Вещество


Норматив, мг/м3

Класс опасности





ПДКмр


ПДКсс


ОБУВ

Белок пыли белково-витаминного концентрата


-

0,001

-



2


Взвешенные вещества


0,5


0,15




3


Кадмия оксид (в пересчете на кадмий)




0,002




1


Железа оксиды (в пересчете на железо)


.


0,04




3


Кобальт металлический


-


0,001


-


1


Магния оксид


0,4


0,05


-


3


Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца)


0,01


0,001


.


2


Меди оксиды (в пересчете на медь)




0,002




2


Никеля оксиды (в пересчете на никель)




0,001


.


2


Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния, %: выше 70


0,15


0,05




3


20 - 70


0,3


0,1


.


3


ниже 20


0,5


0,15


-


3


Пыль хлопковая


0,5


0,05


-


3


Ртуть металлическая




0,0003


-


1


Сажа


0,15


0,05


-


3


Свинец и его соединения


. -


0,0003


-


1


Алюминия оксид


-


-


0,04


4



Нормирование загрязняющих веществ в водных объек­тах. Вода, в отличие от атмосферы, является средой, в которой возникла жизнь и в которой обитает большая часть видов живых организмов (в атмосфере лишь тонкий слой около 100 м наполнен жизнью). Поэтому при нормировании качества природных вод необходимо заботиться не только о воде как ресурсе, потребляемом человеком, но и беспокоиться о сохранении водных экосистем как важнейших регуляторов условий жизни планеты. Однако действующие нормативы качества природных вод ориентированы главным образом на интересы здоровья человека и рыбного хозяйства и практически не обеспечивают экологическую безопасность вод­ных экосистем. Эти требования к качеству природных вод регла­ментированы Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения (введены с 1 января 1991 г.). Качество морских вод регламенти­ровано Санитарными правилами и нормами охраны прибреж­ных вод морей от загрязнения в местах водопользования насе­ления (СанПиН № 44631-88, введены с 6 июля 1988 г.).

Требования потребителей к качеству воды зависят от целей использования. Выделяют три вида водопользования



хозяйственно-питьевое - использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабже­ния, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышлен­ности;

культурно-бытовое - использование водных объектов для купания, занятий спортом и отдыха. К этому виду водопользования относятся и участки водных объектов, находящиеся в черте населенных мест, независимо от их использования;

водоемы рыбохозяйственного назначения, которые, в свою очередь, делятся на три категории:

высшая категория - места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб;

первая категория - водные объекты, используемые для сохране­ния и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;

вторая категория - водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей (рис. 10.8).

Конечно, природные воды являются объектами и других видов водопользования - промышленного водоснабжения, орошения, судо­ходства, гидроэнергетики и т. д. Использование воды, связанное с ее частичным или полным изъятием, называют водопотреблением. Все водопользователи обязаны соблюдать условия, которые обеспе­чивают качество воды, соответствующее установленным для данного водного объекта нормативам.

Существуют и некоторые общие требования к составу и свойствам воды (табл. 10.3).

Поскольку требования к качеству воды зависят от вида водополь­зования, необходимо определять этот вид для каждого водного объекта или его участков.

Под ПДК природных вод подразумевается концентрация индивидуального вещества в воде, при превышении которой она непригодна для установленного вида водопользования. При концентрации вещества равной или меньше ПДК вода так же безвредна для всего живого, как и вода, в которой полностью отсутствует данное вещество.






Характер воз­действия загрязняющих веществ на человека и водные экосистемы может быть разным. Во-первых, многие химические вещества могут тормозить естественные процессы самоочищения, в основном биохимическое окисление органических веществ, что часто приво­дит к ухудшению общего санитарного состояния водоема (дефициту кислорода, гниению, появлению сероводорода, метана и т. д.). В этом случае устанавливают ПДК по общесанитарному признаку вредности.

Во-вторых, промышленные стоки и содержащиеся в них вредные вещества могут изменять органолептические свойства воды (мутность, запах, привкус, температуру), что приводит к отказу потребителя от ее использования. В этом случае устанавливаются такие предель­ные концентрации, которые не воспринимаются органами чувств человека. Такой подход несколько субъективен, но, поскольку чувствительность физиологических акцепторов человека очень высока (часто выше, чем у самой точной аппарату­ры), ПДК, установленные по органолептическому признаку, часто являются более жесткими (более низкими), чем установленные по другим признакам вредности.

В-третьих, вредные вещества могут оказывать токсическое дейст­вие при непосредственном контакте или попадании в организм. Поэтому для вредных веществ устанавливают ПДК и по токсикологическому признаку вредности.

Таким образом, для одного и того же вещества могут устанавли­ваться разные предельные концентрации по перечисленным признакам вредности. Например, ионы меди оказывают токсичес­кое действие при концентрации 10 мг/л, нарушают процессы самоочищения в водоеме при концентрации 5 мг/л, а придают привкус воде при концентрации 1 мг/л.

При нормировании качества воды водоемов ПДК уста­навливается по лимитирующему признаку вредности - ЛПВ. ЛПВ - признак вредного действия вещества, который харак­теризуется наименьшей пороговой концентрацией.

ЛПВ создает некоторый запас надежности по двум другим признакам вредности. Так, в приведенном примере в качестве ПДК меди для водоема принимается концентрация, равная 1 мг/л, выбранная по органолептическому ЛПВ. В перечне ПДК (СанПиН 4630-88) всегда указываются ЛПВ, а также класс опасности вещества: от чрезвычайно опасных (1-й класс) до малоопасных (4-й класс).

Кроме того, одно и то же вещество для водоемов, используемых для нужд населения, может нормироваться по одному ЛПВ, а для рыбохозяйственных - по другому. Например, аммиак для хозяйст­венно-питьевого водопользования нормируется по общесанитарному ЛПВ (2,0 мг/л), а для рыбохозяйственных водоемов - по токсикологическому ЛПВ (0,05 мг/л). То же и для меди: для водоемов первых двух видов водопользования она нормируется по органолептическому ЛПВ (1,0 мг/л), а для рыбохозяйственных - по токсикологическому (0,01 мг/л).

Если водоем используется для нескольких видов водопользования, то в качестве ПДК выбирается самая низкая, т. е. самая жесткая предельно допустимая концентрация вещества.

При сбросе в водоемы нескольких загрязняющих веществ и от нескольких источников действует то же правило, что и при выбро­се нескольких загрязнений в атмосферу: сумма отношений концент­раций веществ, нормируемых по одинаковому ЛПВ и относящихся к 1-му и 2-му классам опасности, к их ПДК не должна превышать единицы:


Нормирование загрязняющих веществ в почве. Загряз­няющие вещества нормируются: 1) в пахотном слое почвы сельско­хозяйственных угодий; 2) в почве территорий предприятий; 3) в почвах жилых районов в местах хранения бытовых отходов.

Допустимая концентрация вещества в почвенном слое (ПДКп) устанавливается с учетом его фоновой концентрации, стойкости и токсичности.

ПДК устанавливается экспериментально в зависимости от допустимой остаточной концентрации (ДОК) в пищевых, кормовых растениях и в продуктах питания. ДОК - это мак­симальное количество вещества в продуктах питания, кото­рое, поступая в организм в течение всей жизни, не вызывает никаких нарушений в здоровье людей.

Для летучих веществ ПДКп устанавливают в зависимости от ПДК этого вещества в атмосферном воздухе, т. е. при поступлении этого вещества в воздух ПДКав не должно быть превышено. Кроме того, учитывается поступление загрязняющих веществ из почвы в грунтовые воды, в которых не должны быть превышены ПДК веществ в водных объектах.

С учетом всех этих признаков вредности в качестве ПДКп принимается наиболее жесткая концентрация.

В почвах нормируется в основном содержание пестицидов, т. е. ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями, болезнями, сорняками, паразитами, грызу­нами: инсектицидов, фунгицидов, гербицидов, акарицидов и др. Нормируется содержание и многих других химических веществ: тяжелых металлов, галогенов (хлор, бром), микроэлементов. При этом содержание нормируемых примесей зависит от вида сельско­хозяйственной продукции (мясная, молочная, растительная). Пере­чень ПДКп, для некоторых инсектицидов приведен в табл. 10.4.



При отсутствии ПДК могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДКп), которые определяются по эмпирическим уравнениям регрессии:

ВДКп = 1,23 + 0,48 1g ДОК, (10.3)


Предельно допустимое количество отходов на территории предприятия - это такое их количество, которое можно разместить при условии, что выделение вредных веществ в воздух не превысит 0,3 ПДК этих веществ, установленных для воздуха рабочей зоны, т. е. не более 0,3 ПДКрз. При этом должно соблюдаться уже известное правило:

Содержание ядовитых соединений в отходах определяет класс их опасности. При расчетах учитывают дозу (ЛД), растворимость и летучесть токсичного компонента. Под контролем санитарных служб должны находиться не только сбор, но и транспортировка, места захоронения и переработки опасных отходов (включая осадки станций очистки сточных вод).

Кроме перечисленных ПДК, Законом ООПС предусмотрено нормирование предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, магнит­ных полей, радиационного воздействия, применения химикатов в сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продуктах питания и другой продукции (статьи 28-32).

Итак, нормативы качества окружающей природной среды (ПДК) являются тем краеугольным камнем, на основе которого разрабатываются мероприятия, принимаются ре­шения, рассчитываются затраты на охрану природы и плате­жи за природопользование.

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Один из основных нормативов этой группы - ПДВ (предельно допустимый выброс). Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу. Если вредные вещества поступают в водоем, применяется норматив ПДС (предельно допустимый сброс). ПДВ (ПДС) определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии.
Литература:

Алексеенко В.А., Алексеенко Л.П. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие.- М.: Логос, 2002.- С. 199-206.



Экология: Учебник для технических вузов / Л.И.Цветкова, М.И.Алексеев и др. Под ред. Л.И.Цветковой – М.: изд-во АСВ, 1999.- 488с.

Природопользование: Учебник. Под ред.Э.А.Арустамова.- 4-е изд., перераб.- М: Издательский Дом «Дашков и К», 2002.- С. 80 – 87.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал