Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации



Скачать 162.43 Kb.
Дата02.05.2016
Размер162.43 Kb.


Последствия мирового кризиса для российского малого

предпринимательства: вызовы и возможности адаптации
Карпов С.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Мировая экономика» Московского института государственного и корпоративного управления.

В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России Э.Набиуллиной доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%1.

Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значи­тельные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную эко­номическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора эконо­мики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная за­висимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, не­достаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса, что, собственно, уже и происходит. Рассмотрим кризисную ситуацию и возможности адаптации малого бизнеса к ней с учетом зарубежного опыта.

Банки ориентируются на кредитование лишь эффективно развивающихся предприятий. При этом большинством банков не используются такие широко распространенные за рубежом формы поддержки малого бизнеса, как факторинг, овердрафтное кредитование, кредитования на условиях кредитной линии с лимитом задолженности и с лимитом выдачи и другие банковские продукты. Для малого бизнеса труден, особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущается нужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.

Из-за девальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положении оказался торговый сектор экономики, особенно его малы сегмент. Нарушены связи между производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные с импортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестают функционировать.

Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.

Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.

Недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20%.

Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.

Государство в последние месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.

Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют та­кие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и за­трат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.

В России же пока на уровне региональных правительственных структур ощущается определенное недопонимание складывающейся ситуации. Так, губернатор Петербурга В.Матвиенко на заседании правительства города 17 февраля с.г., отмечая необходимость развития малого предпринимательства, заявила, что "условия кризиса благоприятны для развития частного предпринимательства. Сейчас идет высвобождение работников с крупных предприятий. Мы должны создать условия для занятости горожан, чтобы они работали на малых предприятиях".2

Очевидно, что высвобождение работников по причине закрытия предприятий – далеко не главная предпосылка развития малого бизнеса. Правда, в этом же выступлении В. Матвиенко отметила необходимость создания в целом наиболее благоприятных условий для малого бизнеса. "Ведь нужны всего лишь маленькие помещения и элементарные условия работы... Развитие малого и среднего бизнеса - это самая главная подушка безопасности, самое приоритетное развитие экономики. Hужно уходить от формального подхода и буквально выращивать малый бизнес, помогать ему. Hадо дать возможность всем желающим заниматься бизнесом", - указала губернатор3. С одной стороны, этому трудно возразить.. Но как это осуществлять и за счет каких средств, каков алгоритм действий, особенно в условиях финансового кризиса? В чем будет не вербальная, а практическая, реальная помощь действующим и вновь создаваемым малым предприятиям со стороны региональных структур?

Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев4.

Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый Ю. Караваевым, иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кре­диты, налоговые льготы и т.п.).

Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или до­таций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерлан­ды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно разви­тых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией ор­ганизаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В условиях кризиса существенно возрастает роль региональных торгово-промышленных палат (ТПП). В настоящее время в России их насчитывается около 1505. Для предпринимателей, по сути, ТПП остались одним из немногих мест, куда они могут обращаться со своими проблемами. Президент РТПП Е.Примаков на прошедшем 24 февраля с.г. заседании Совета председателей комитетов РТПП заявил, что развитие малого бизнеса – прорывное направление работы РТПП.

В частности, касаясь взаимодействия банковского сектора с малым бизнесом, Е.Примаков подчеркнул необходимость укрепления кредитно-банковской системы. «Причем, укрепление должно не отдалять, а сближать банки с реальной экономикой. Такого, к сожалению, пока не происходит» - считает Е. Примаков6. Он отметил, что хотя антикризисные меры и были начаты с увеличения ликвидности российских банков, но при этом не было учтено, что корпоративные интересы банков придут в противоречие с интересами реальной экономики. От банков, получивших доступ к кредитным ресурсам, не потребовали сохранения имеющихся кредитных портфелей. В результате были, например, прерваны многие кредитные линии, в первую очередь для малых и средних предприятий.

 Е. Примаков поддержал решение Правительства РФ, объявленное В. Путиным, субсидировать процентные ставки по кредитам, провести реструктуризацию налоговой задолженности, предоставлять налоговые кредиты и при необходимости осуществлять участие государства в капитале предприятий. «Все это было провозглашено, но непонятно, почему до сих пор не осуществляется такая жизненно важная практика», - отметил Е. Примаков.

Выступивший на этом же заседании Председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, президент Ассоциации «Развитие» В.Ермаков считает главной проблемой то, что программы поддержки малого бизнеса работают менее чем для 1% малых предприятий. Между тем по международным стандартам субъектами поддержки должны являться не менее 15% от общего числа малых предприятий, чтобы это вид бизнеса как таковой мог противостоять ударам кризиса.

Многие субъекты РФ не умеют или не хотят правильно воспользоваться оказываемой поддержкой для развития малого бизнеса. В результате доступ к тем или иным видам федеральной поддержки открыт только для бизнеса, приближенного к органам власти.

В условиях кризиса одним из государственных приоритетов провозглашено развитие саморегулируемых организаций бизнеса. Президент РФ Д.Медведев, в частности, недавно сказал: «Я полностью поддерживаю уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым»7. Госдума на пленарном заседании в феврале 2009 г. в первом чтении приняла законопроект о госконтроле за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО)8, которым продолжено создание правовой базы нового для нашей страны института регулирования субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности – саморегулируемых организаций. Председатель Комитета по собственности Госдумы В.Плескачевский отметил, что формирование саморегулируемых организаций предполагает создание условий для успешного развития бизнеса теми, кто готов развивать и соблюдать определенные стандарты. Применение институтов саморегулирования создает условия для обязательного применения модели так называемой коллективной ответственности, т.е. ситуации, когда каждый страхует каждого и все профессиональное сообщество несет ответственность за каждого своего члена.

18 февраля 2009 г. в Центральном доме предпринимателя в г. Москве состоялась рабочая встреча руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы М.Вышегородцева с членами Московской бизнес-ассоциации на тему «Власть и бизнес против кризиса: откуда ждать помощи?»9. Руководитель Департамента информировал о мерах, принимаемых в столице для поддержки малого бизнеса. Основные из них следующие:



  • сформирован перечень московского имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (у Москвы арендуют помещения около 18 тыс. малых предприятий и фирм), при этом установлена достаточно низкая ставка на эти площади: 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год;

  • власти предложили предпринимателям объединиться в пул, для совместного выкупа крупных объектов недвижимости, типа офисных центров;

  • город объявляет конкурс на приобретение здания (либо части здания) площадью около 6 тыс. кв. м для создания нового бизнес-инкубатора;

  • 10 февраля 2009 г. в срочном порядке подписан указ мэра Москвы Ю. Лужкова о приостановлении плановых проверок малого и среднего бизнеса10, а постановлением «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов МСП на территории города»11 число проверяющих организаций снижено с 34 до 22;

  • планируется за счет городских средств выделение субсидий малому бизнесу в размере 500 тыс. рублей;

  • будет осуществляться компенсация процентных ставок по банковским кредитам без учета цели кредита: до 75% ставки при сроке кредита свыше 3 лет, до 50% ставки при сроке кредита от 2 до 3 лет и до 30% - от 1 до 2 лет.

Для поддержки малого бизнеса в столице функционирует Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, 2 венчурных фонда с капиталом по 800 млн. руб. каждый и финансовое агентство «Микрофинанс», которое за 4 месяца работы выдало 600 займов до 350 тыс. руб. каждый.

Однако, даже в Москве, несмотря на определенную поддержку городских властей, у представителей малого бизнеса есть серьезные проблемы. Так, согласно принятому в июле 2008 г. Федеральному Закону № 10812, договоры аренды государственного и муниципального имущества в России могут заключаться только на торгах. Таким образом, продление договоров уже арендуемых площадей фактически может произойти лишь по результатам конкурса или аукциона. При этом прежние арендаторы утрачивают преимущественное право на пролонгацию договора найма.

13 февраля 2009 г. заместитель мэра Москвы В.Силкин на заседании хозяйственно-экономического актива комплекса имущественно-земельных отношений заявил, что количество предприятий в Москве, которые могут лишиться помещений из-за введения обязательных торгов может достичь 9 тысяч13, причем в первую очередь эта проблема коснется малого и среднего бизнеса.

Еще одной проблемой для малого и среднего бизнеса, усилившейся в условиях кризиса, стала реализация прав на выкуп арендуемых объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В июле 2008 г. вышел ФЗ № 15914, который установил преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих эти помещения, на приобретение их без аукциона. Однако целый ряд положений этого закона прописан недостаточно четко, и может трактоваться по-разному. В частности, это понятия «добросовестный арендатор», площадь арендуемого помещения, рыночная стоимость продаваемых помещений и методы ее расчета и т. д.

Очевидно, необходимо установить максимальный размер площади выкупаемых помещений, порядок выкупа помещений в случае смены формы собственности арендатора, например, с ИП на ООО, максимальный срок рассрочки платежа (3-5 лет), наличие преимущественного права на выкуп для предпринимателей, арендующих помещение, например, более трех лет и т.д.

В конце декабря 2008 г. на официальном сайте кабинета министров РФ был размещен Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, среди которых зафиксированы меры поддержки малого и среднего бизнеса. При этом в качестве основной цели поддержки малого бизнеса названо использование его потенциала для создания новых рабочих мест. «Единственный внятный и долгосрочный ответ на безработицу - это создание новых рабочих мест в малом бизнесе. И он не обидный и не ущербный для тех, кто остался без работы", - заявил в феврале 2009 г. Д.Медведев, выступая на заседании президиума Госсовета по вопросу повышения эффективности мер господдержки реального сектора экономики15.

В этих целях запланирована кредитная программа Внешэкономбанка для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в размере 30 млрд. рублей. Федеральный бюджет выделяет 10,5 млрд. рублей на создание новых эффективных малых предприятий через организацию кредитования, субсидирование процентных ставок, введения госгарантий, развития инфраструктуры малого бизнеса, включая создание технопарков и бизнес-инкубаторов, а также выплату грантов и обучающих программ. Намечены меры по ликвидации административных барьеров, снижению налоговой нагрузки, совершенствованию законодательной и нормативной базы развития малого бизнеса.

Следует отметить, что не только правительство пытается помочь малому бизнесу, но и сам бизнес пытается разрабатывать комплексы антикризисных мер. Так, 25 февраля 2009 г. в деловом центре «Александр Хаус» в Москве прошло обсуждение антикризисной «Платформы-2009»16, выработанной при активном участии представителей бизнес-сообщества. Как заявила председатель НП «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева, пакет антикризисных предложений «Платформа-2009» разработан предпринимателями с целью дальнейшего обсуждения их с властными структурами.

Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представи­телями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие:



  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий;

  • сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уров­нем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах;

  • наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельно­сти в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях;

  • быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка;

  • почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса.

На наш взгляд, при разработке любых программ поддержки малого бизнеса в условиях кризиса целесообразно классифицировать направления такой поддержки, что обеспечит ее адресность и повышенную эффективность. Основными такими направлениями могут быть, например, следующие:



  • финансово-кредитные услуги дня малого предпри­нимательства, включая стимулирование инноваций;

  • консалтинговые и информационные услуги для ма­лого бизнеса;

  • стимулирование внешнеэкономической деятельно­сти малого бизнеса;

  • содействие сотрудничеству МСП и крупных пред­приятий;

  • содействие кооперации мелких предприятий;

  • негосударственная поддержка малого предпринимательства;

  • поддержка российского малого бизнеса международными и зарубежными организациями и т.д.

При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

По многим из отмеченных выше направлений и инструментов содействия адаптации мелкого бизнеса к кризисной обстановке в российской экономике, возникшей под воздействием мирового финансового кризиса, либо уже приняты соответствующие решения и нормативные документы, либо они имеются в виду и находятся в стадии разработки. Важно, чтобы они реализовывались на практике компетентными органами государственного регулирования. Пока же такая реализация остается наиболее уязвимым местом в их деятельности.



1 Информационное агенство Клерк.Ру. 26.02.2009 г.

2 В.Матвиенко. В условиях кризиса нужно выращивать малый бизнес // Деловая пресса. № 6, 20.02.2009

3 Там же


4 Московская область: в поддержке малого и среднего бизнеса многое зависит от ТПП // Ежедневные новости – Подмосковье, февраль 2009.

5 Справочник «Весь бизнес России». В2В- Russia.Ru

6 Е. Примаков. Развитие малого бизнеса – прорывное направление работы ТПП / Новости малого и среднего бизнеса, ИА «Альянс-Медиа», 26 февраля 2009 г.

7 Газета «Коммерсантъ» № 205(4022) от 12.11.2008

8 См. Законопроект № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон о саморегулируемых организациях», внесенный 09.02.09 г. депутатом ГД РФ В.С. Плескачевским

9 Информационное агентство «Альянс-Медиа». 19.02.2009 г.

10 Указ Мэра г. Москвы Ю. Лужкова N 8-УМ от 10 февраля 2009 г. «О приостановлении плановых проверок малых и средних предприятий до конца 2009 года.». Информационное Агентство «Альянс-Медиа». 12.09.2009 г.

11 Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы"


12 «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ». ФЗ № 108, 18.06.2008 г. (Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, особенности отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Статья 171. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества)

13 РИА Новости, Москва, 13 Февраля 2009 г.

14 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета, № 4715, 25 июля 2008 г.





15  Д. Медведев. «Мы должны выйти из кризиса не ослабленными, а вооруженными». Выступление на расширенном заседании президиума Госсовета, г. Иркутск, 20 февраля 2009 г.

16 Бизнес выработал собственный пакет антикризисных мер.- Москва, ИА «Альянс-Медиа», 26 февраля 2009 г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал