Поурочное планирование по биологии 9 класс на 2014 2015 учебный год разработано учителем Корниловой О. А. село Бородино



Скачать 206.25 Kb.
Дата27.04.2016
Размер206.25 Kb.
ТипПоурочное планирование
Приложение к рабочей программе по биологии

основного общего образования

«УТВЕРЖДАЮ» « СОГЛАСОВАНО» Директор МКОУ «Бородинская СОШ» на педагогическом совете.

_____________Яковлева Т.А. Протокол № ___________

«__» ___________________ г. «__» _________________г.

Поурочное планирование

по биологии

9 класс


на 2014 – 2015 учебный год

разработано учителем

Корниловой О.А.

село Бородино

2014 год

Поурочное планирование в 9 классе (2014-2015 год).



№ п/п

Тема.

Характеристика учебной деятельности.

Дата по плану.

Дата по факту.

1

Биология – наука о живом мире.

Называть и характеризовать различные научные области биологии.

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять назначение методов исследования в биологии.

Характеризовать и сравнивать методы между собой.


03.09.




2

Общие свойства живых организмов.

Называть и характеризовать признаки живых существ.

Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы.



05.09.




3

Многообразие форм живых организмов.

Называть четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Объяснять понятие «биосистема».

Называть структурные уровни организации жизни


10.09.




4

Цитология – наука, изучающая клетку.

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.

Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.

Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящие в состав ткани.

Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки.




12.09.




5

Химический состав клетки.

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.



17.09.




6

Белки и нуклеиновые кислоты.

Объяснять структуру белков и нуклеиновых кислот, способы их образования. Сравнивать ДНК и РНК.

19.09.




7

Строение клетки.

Различать основные части клетки.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных.


24.09.




8

Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Многообразие клеток. Строение растительной и животной клетки».

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.

Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



26.09.




9

Обмен веществ – основа существования живой клетки.

Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма.



01.10.




10

Биосинтез белков в живой клетке.

Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

Отвечать на итоговые вопросы.


03.10.




11

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом.



08.10.




12

Обеспечение клеток энергией.

Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза.


10.10.




13

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.



15.10.




14

Типы размножения. Л/р №2 «Способы бесполого размножения организмов»

Характеризовать значение размножения клетки.

Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения.

Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.



17.10.




15

Деление клетки. Митоз. Л/р №3 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.

Давать определение понятия «клеточный цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.

Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


22.10.




16

Образование половых клеток. Мейоз.

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы.

Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза.


24.10.




17

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез.

Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона.

Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.

Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки.



29.10.




18

Повторение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма».

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.



31.10.




19

Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.

Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов.

Давать определения понятий «генотип» и «фенотип».



12.11.




20

Генетические опыты Менделя.

Давать определения понятий «чистая линия», «скрещивание», «гибрид», «моногибридное скрещивание», «гибриды первого поколения», «рецессивный признак», «доминантный признак». Знать работы Г.Менделя. Объяснять суть его опытов.

14.11.




21

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Давать определения понятий «дигибридное скрещивание», «анализирующее скрещивание». Знать работы Г.Менделя. Объяснять суть его опытов.

19.11.




22

Л/р №4 «Решение генетических задач».

Научиться решать задачи на дигибридное скрещивание.

21.11.




23

Сцеплённое наследование генов и кроссинговер.

Давать объяснение понятиям «сцеплённое наследование», «кроссинговер». Формулировать и объяснять закон Т.Моргана.

26.11.




24

Взаимодействие генов и их множественнное действие.

Давать объяснение понятиям «полимерия», «множественное действие ген» «генотипическая среда», «степень выраженности признака».

28.11.




25

Определение пола и наследование признаков, сцеплённых с полом.

Объяснять, чем определяется пол будущего ребёнка. Давать объяснение понятию «наследование сцеплённое с полом».

03.12.




26

Наследственная изменчивость.

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Давать определение понятия «мутаген».



05.12.




27

Другие типы изменчивости. Л/р №5 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях».

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.



10.12.




28

Наследственные болезни, сцеплённые с полом. Повторение и обобщение по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Давать объяснение понятию «наследование, сцеплённое с полом». Называть болезни, сцеалённые с полом, генетические аномалии. Объяснять, как о них можно узнать на ранних стадиях развития ребёнка. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.



12.12.




29

Генетические основы селекции организмов.

Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей.

17.12.




30

Особенности селекции растений. Л/Р № 6 «Изучение фенотипов местных сортов растений»

Называть и характеризовать методы селекции растений.

19.12.




31

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Давать определение понятию «центр происхождения». Различать первичные и вторичные центры происхождения. Называть центры происхождения культурных растений.

24.12.




32

Особенности селекции животных.

Называть и характеризовать методы селекции животных.

26.12.




33

Основные направления селекции микроорганизмов. Повторение по теме «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов».

Называть и характеризовать методы селекции микроорганизмов. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.



14.01.




34

Контрольная работа №1.

Выполнять тестовые задания, предложенные учителем..

16.01.




35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.

Объяснять постановку и результаты опытов

Л. Пастера.


21.01.




36

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.

23.01.




37

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле.

Аргументировать процесс возникновения биосферы.

Объяснять роль биологического круговорота веществ.


28.01.




38-39

Этапы развития жизни на Земле.

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов.



30.01. 04.02.




40

Идея развития органического мира в биологии.

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.

Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.


06.02.




41

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина.

11.02.




42

Современные представления об эволюции.

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу.



13.02.




43

Вид, его критерии, структура.

Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).


18.02.




44

Процессы видообразования.

Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике.


20.02.




45

Макроэволюция – результат микроэволюции.

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию.


25.02.




46

Основные направления эволюции.

Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.


27.02.




47

Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №7 «Изучение изменчивости у организмов».

Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.




04.03.




48

Повторение по теме «Учение об эволюции».

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.


06.03.




49

Эволюция приматов.

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

11.03.




50

Доказательство эволюционного происхождения человека.

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы.



13.03.




51

Этапы эволюции человека.

Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека.



18.03.




52

Первые и современные люди.

Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа.

Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека.



20.03.




53

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный.



01.04.




54

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Повторение по теме «Происхождение человека».

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природе. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы



03.04.




55

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.

Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни.

Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды.


08.04.




56

Общие законы действия факторов среды на организмы

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений.


10.04.




57

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Л/р №8 «Приспособленность организмов к среде обитания»..

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.

Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций.

Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа».


15.04.




58

Биотические связи в природе.

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры.

Объяснять значение биотических связей.


17.04.




59

Популяции.

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.

Объяснять территориальное поведение особей популяции.

Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций.



22.04.




60

Функционирование популяции и динамика её численности.

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.

Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника.



24.04.




61

Сообщества. Л/р№ 9 «Составление цепи питания»


Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».

Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе.



29.04.




62

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника.



06.05.




63

Развитие и смена биогеоценозов.

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края.



08.05.




64

Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л/р №10 «Оценка качества окружающей среды». Повторение по теме «Основы экологии»

Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем.

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия

«сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность». Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия.

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.



13.05.




65

Контрольная работа №2.

Выполнять тестовые задания, предложенные учителем.

15.05.




66

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности».



Описывать особенности экосистемы своей местности.

Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе.



20.05.




67

Диагностическая работа за курс 9 класса

Выполнять тестовые задания, предложенные учителем.

22.05.










База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал