Поверхностные воды. Река и ее части



Скачать 80.59 Kb.
Дата01.05.2016
Размер80.59 Kb.
ТипУрок


Тема урока: Поверхностные воды. Река и ее части.

Цели урока:



  1. Создать условия для формирования у учащихся понятия о поверхностных водах, продолжения формирования представления о реке и ее частях;

  2. Способствовать развитию умений и навыков работы с физической картой, умения определять географическое положение реки, выявлению особенностей реки своей местности;

  3. Содействовать воспитанию экологической культуры, формирования научного мировоззрения, повышению интереса к изучению предмета.

Задачи урока:

  • Знать основные понятия: « река», « исток», « устье», « дельта», « речная долина», « русло», « пойма», « приток», « речная система», « речной бассейн», « водораздел».

  • Называть основные части реки и элементы речной долины.

  • Называть и показывать реки Нил, Амазонку, Волгу, Днепр.

  • Характеризовать отдельные реки по плану.

Оборудование:

  • физическая карта мира, физическая карта Беларуси, атласы, рисунки (схемы), учебники.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка изученного материала. ( географический диктант)

1 уровень. Ответить « да» или « нет»



  1. Подземные воды – это реки, озера, моря.

  2. Подземные воды расположены на поверхности земли.

2 уровень. Дать определение:

  1. Подземные воды – это….

  2. Напорные воды – это…

3 уровень.

  1. Как образуются подземные воды? 6. Найти соответствие:



Подземные воды

Выходы подземных вод на поверхность

Водопроницаемые породы

Воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями

Водоупорные (водонепроницаемые)

Подземные воды, в которых растворены подземные воды и газы

Водоносные слои

Воды, находящиеся на первом водоупорном слое

Грунтовые воды

Горячие подземные воды

Источник

Горные породы, не пропускающие или плохо пропускающие воду

Гейзеры

Горные породы, легко пропускающие воду

Межпластовые воды

Подземные воды, способные к самоизлиянию на поверхность

Артезианские воды

Горные породы, в которых находятся подземные воды

Термальные воды

Воды, находящиеся в земной коре

Минеральные воды

Фонтанирующие горячие источники

4 уровень. 7- 8. Дать характеристику подземных вод по условиям залегания. Привести примеры.

5 уровень. 9- 10.Есть ли подземные воды в вашей местности. Каковы цели и перспективы их использования? Нуждаются ли они в охране?

3.Изучение нового материала.

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcq_d1vwnwtkxagmjlx_mrmjkjv4ezvrbjnvrx5krro3wjiy8gcrvg

Великой реки нам исток не найти

Из сотен ключей свой путь начиная

Она, материк смогла обойти

Притоками силу свою наполняя.

От чистых ручьев из горной гряды

Бурлящих, пенящихся, юных как дева

Она превратилась в потоки воды

Спокойно текущих, как королева.

Она обнажила тысячи глыб

Дорогу вперед себе пробивая

Пристанищем стала множеству рыб

И все же, о главном не забывая.

Она утоляет жажду людей

Воды питьевой, источник бесценный

Дорогою служит для кораблей

А, что получает за труд свой нетленный?

Полузима-полувесна,

Природы светел лик!

Туманясь, высят небеса,

В душе восторг возник!

Сквозь облетевшую листву

Переливается река.

Неся последнюю красу,

В ней борется вода,

Пока не скованная льдом

И к морю торопя…

Оставив фокус на потом

В кармане Ноября

Вода- чудесный дар природы, который нас окружает: в реках и озерах, в каплях дождя и сугробах снега. Давайте вспомним , что относят к поверхностным водам. ( демонстрация схемы )

Поверхностные воды:

Реки, ручьи озера водохранилища болота ледники

Какие вы знаете постоянные поверхностные воды и временные? (реки и ручьи)

Кто из вас видел в природе реки ?

По каким признакам вы определили, что это река?

Дайте определение понятию « река».

Сравните свою формулировку с определением, которое дано на странице 115 учебника и выпишите его в тетрадь.

Река – это водный поток с длиной более 10 км. Используя таблицу 7 в Приложении назовите самую длинную реку в мире. ( Амазонка в Южной Америке)

Чтение вслух отрывка из стихотворения Н. Палькина на странице 115 учебника.

Как называется начало реки? ( исток )

Истоки бывают разные. Посмотрите на схему, расположенную на доске, и скажите, что может являться истоком реки? ( ледник, болото, озеро )

Реки впадают в моря, озера, другие реки. Используя схему определите, как называется место впадения реки? ( устье)

Большинство рек Земли имеют устье в виде дельты- это расширенное устье реки, образованное речными наносами. Посмотрите на схему, какую форму имеет дельта? ( треугольник )

Самую большую дельту имеют такие реки как Амазонка в Южной Америке и Волга в Евразии.

На карте река показывается от истока к устью.

Физкультминутка.



1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Задание: назвать и показать на физической карте самую длинную реку земного шара, реки, имеющие наибольшие дельты.

Всякая река течет в продольно вытянутом понижении, которое тянется от истока реки до устья- это речная долина. Используя рисунок 55 на странице 116 назовите части речной долины. ( пойма и русло реки ) файл:low creek02.jpg

Чем русло отличается от поймы? ( Русло- выработанное рекой углубление, занятое водой, а пойма- затопляемая пониженная часть речной долины)



http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctqxmvcojqxym_vfy5orh1l42zsnhkvgnyne690o0iulwatpzoe

файл:morava small lake.jpg

Почти все реки имеют притоки. Река вместе со своими притоками образует речную систему. Посмотрите на схему на доске, какие бывают притоки? ( левые и правые)

От главной реки получают своё название речные системы. Самая крупная речная система на земном шаре – речная система Амазонки. Все речные системы имеют бассейны, а те, в свою очередь – водоразделы.

Запись в тетрадь:

Речная система – река с её притоками.

Бассейн реки – площадь, с которой река собирает воды.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Закрепление изученного материала. ( фронтальная беседа с использованием схемы на доске)

Вопросы:


  1. Дайте определение реки.

  2. Используя схему, назовите изученные вами части рек.

  3. Что называется речной системой? Бассейном реки? Водоразделом?

  4. Работа с картой атласа с. 30 “Физическая карта Республики Беларусь”

В бассейне какой реки находится наша местность?

Какие притоки имеет наша река?

Куда она впадает?

Назовите и покажите крупнейшие речные системы Беларуси. В каком направлении они текут?

Назовите и покажите левые притоки р. Днепр ( Сож, Беседь, Ипуть) и правые ( Березина, Припять)


  1. На карте мира показать речную систему: а) Нила; б) Амазонки; в) Волги

  2. Практические задания ( устно) на с. 147 учебника.

  3. Подберите пару: понятие- определение.

  1. Русло.

  2. Устье.

  3. Водораздел.

  4. Речная система.

  5. Исток.

  6. Бассейн реки.

  7. Речная долина.

  8. Пойма.

а) место начала реки;

б) место впадения реки в другую реку, море;

в) река со всеми притоками;

г) площадь водосбора реки;

д) граница двух речных бассейнов;

е) понижение в рельефе, где течет река;

ж) углубление, где воды текут постоянно;

з) часть речной долины, затапливаемая в половодье.

Работа в группах: Используя дополнительный материал, составьте рассказ о красивейших реках земного шара. ( Приложения 1, 2, 3 )

IV. Рефлексия



  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Что вам понравилось, что было трудным?

  3. Что хотелось бы ещё узнать?

V. Подведение итогов и выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Параграф 26, на с. 117 вопросы №1-4, для интересующихся географией конкурс знатоков на c. 118, найти интересный материал о реках ( загадки, рассказы).



http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctigrdaojdku84x-oxo5lvyibvgoi5hmsxhesrgpwslfr76-o5v

1. Река Футалеуфу (Futaleufu River), Аргентина и Чили.


Крошечный, живописный поселок Футалеуфу, расположенный в Чили, обеспечивает доступ к одноименной реке. Голубые и глубокие воды реки питают озера чилийского национального парка Лос Алерсес (Los Alerces National Park). Образованная талыми водами ледников Патагонии, река Футалеуфу привлекает любителей рафтинга со всего мира.

top10-reka-futaleufu-01

top10-reka-futaleufu-02

2. Река Каньо Кристалес (Cano Cristales River), Колумбия.


Невероятный психоделический водоворот! Каньо Кристалес не без основания называют самой красивой рекой в мире. Это неширокая река, представляющая собой чреду омутов, стремнин и водоворотов. Во время летнего цветения водорослей река превращается в фантастический калейдоскоп красок.

top10-reka-kano-kristales-01

top10-reka-kano-kristales-02

3. Река Замбези (Zambezi River), Замбия и Мозамбик.


Четвертая по протяженности река Африки преодолевает 2500 километров и шесть стран, прежде чем впадает в Индийский океан. Путешествие по реке Замбези позволяет изучить удивительную жизнь африканской флоры и фаун. Главнейшей достопримечательностью реки является один из величайших водопадов в мире – водопад Виктория.

top10-reka-zambezi-01

река замбези (zambezi river), замбия и мозамбик.

Список литературы:

Перепечева Н.Н. « Нестандартные уроки географии» - Москва, 2008г.

Элькин Г.Н. « Физическая география» - Москва, 2001г.



Пикулик В.В. « Начальный курс географии» - Минск, 2010г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал