Пояснительная записка Данная программа по химии предназначена для обучения учащихся X класса профильной школы. По программе предусматривается изучение неорганической химии в X классе



Скачать 451.63 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер451.63 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина

.

ПРОГРАММЫ



ХИМИЯ

для 10-11 классов общеобразовательной школы

Алматы 2006

Утверждено Приказом № от 672 от 18.10.2006 г. MНОиН Республики Казахстан



Химия. Программа для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое и общественно-гуманитарное направления).

Авторы:

Нурахметов Н.Н., Мендалиева Д.К., Бекишев К.Б., Заграничная Н.А., Темирбулатова А. Е., Сарманова К.А.



Химия. Программа для 11 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое и общественно-гуманитарное направления).

Авторы:

Нурахметов Н.Н., Мендалиева Д.К., Темирбулатова А.Е., Сарманова К.А., Джексенбина К.М., ЖумадиловаР.Н.

Химия. Программы для 10-11 классов общеобрачоннтслыюй школы с русским языком обучения. - Алматы, 2006. 33 с.

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

10 класс

(3 часа в неделю, всего 102 часа)



Пояснительная записка

Данная программа по химии предназначена для обучения учащихся X класса профильной школы. По программе предусматривается изучение неорганической химии в X классе. Целью настоящей программы является углубление знаний о веществах, выявление общих закономерностей, изменение свойств элементов и соединений и усиление политехнической направленности обучения.

Задачами данного курса являются: продолжение и углубление формирования основ химических знаний (понятий, химического языка, фактов, химических законов, теорий) и получение новых знаний, формирование знаний и умений, способствующих развитию навыков, необходимых для приобретения и совершенствования знаний, а также самообразования на основе знаний законов и процессов химии, воспитание общего мировоззрения и экологической культуры.

Данная программа предполагает изучение свойств элементов и их соединений с точки зрения строения атома и расположения их в периодической системе, как представителей s-, p-, d- элементов.

Глубже рассматриваются вопросы о химической связи, строении вещества и их свойствах, основные закономерности химических реакций и на их основе изучаются конкретные химические производства (серной, азотной кислот, металлов и др.). Особое внимание уделяется основным источникам загрязнения окружающей среды, способам защиты от загрязнений, роли химии в решении экологических проблем.

На основе изученного материала предполагается выполнение упражнении, решение различных типов задач, и в том числе с производственным и экологическим содержанием.

В программе для каждой темы указаны учебные материалы, подлежащие изучению, химический эксперимент, демонстраций, упражнения и типы расчетных задач. Такое последовательное построение программы позволяет достичь цели обучения и выполнить поставленные задачи.

Настоящая учебная программа по химии для 10 класса естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений разработана на основе ГОСО РК 2003-2002 и соответствует требованиям к государственному обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Химия». Таким образом, к основным требованиям в сфере химического образования средней школы можно отнести формирование химической картины мира; ознакомление с фундаменталь-ными знаниями о химических реакциях и веществах, об использовании веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве, овладение и ориентация на химические понятия,

которые должны быть атрибутом образованного человека; обоснованное внедрение идеи о центральном положении химии среди других наук естественно-научного цикла.
Тема 1. Основные понятия химия (12 часов)

Химические элементы. Атом, молекула и их характеристики. Относительные атомные и молекулярные массы. Стехиометрические законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава веществ. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем.

Химические реакции и их признаки. Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермические, окислительно-восстановительные.

Классификация неорганических соединений. Химические свойства неорганических соединений и их генетическая связь.

Растворы. Ионная теория кислот и оснований. Ионные реакций. Теории кислотно - основного взаимодействия. Протонная теория. Обобщенная теория кислот и оснований. Применение обобщенной теории в химии. Гидролиз солей.

Демонстрации:

1. Опыты, иллюстрирующие химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей гидроксидов.

2. Показ экзо - и эндотермических реакций.

Лабораторные опыты:

1. Химические реакции, иллюстрирующие сходство и различие свойств нерастворимого основания и щелочи, а также амфотерного гидроксида, щелочи и кислоты.

2. Экспериментальное подтверждение химических свойств кислот.

Расчетные задачи:

1. Вычисление относительной молекулярной массы и молярной массы по химическим формулам.

2. Расчет массовой доли химического элемента в соединении.

3. Вычисление с использованием понятий моль, молярная масса, молярный объем.


Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12 часов)

История открытия периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеевым. Первоначальная формулировка периодического закона, структура периодической системы. Периоды (малые, большие). Группы и подгруппы. Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома. Современная формулировка периодического закона. Порядковый номер элемента, заряд ядра его атома. Периодическая зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома.

Строение атома. Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны) и их характеристики, состав атомных ядер (протоны и нейтроны), изотопы. Электроны. Формы электронных облаков, s-, p-, d-f- электроны. Электронные орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям элементов I-IV периодов. Электронные конфигурации атомов s-, p-, d- элементов.

Валентность и валентные возможности атомов. Степень окисления. Периодичность изменения свойств элементов главных подгрупп: заряд ядра, радиус атома, металлические и неметаллические свойства элементов, электроотрицательность, сродство к электрону, потенциал ионизации, восстановительные и окислительные свойства. Периодичность изменения свойств высших оксидов и гидроксидов, изменение устойчивости водородных соединений и их кислотно -основных свойств.

Значение периодического закона для развития науки, техники и диалектического понимания мира.

Демонстрации:

1. Образцы натрия, магния, алюминия, углерода, фосфора, серы, галогенов, олова и свинца.

2. Образцы оксидов некоторых элементов Ill-периода (натрия, магния, алюминия, кремния, фосфора и серы), растворение их в воде и испытание растворов индикаторами.

Расчетные задачи:

1. Расчет числа электронов, протонов, нейтронов в атомах и в ионах химических элементов.

2. Определение степени окисления, валентности и валентных возможностей атомов по положению в периодической системе.

3. Размещение электронов по энергетическим уровням и орбиталям, составление электронных конфигураций атомов и ионов.

4. Нахождение неизвестного элемента в бинарных соединениях по известной массовой доле другого элемента.
Тема 3. Химическая связь и строение вещества (10 часов)

Структурные частицы вещества: атом, молекула, ион.

Виды и механизмы образования химической связи. Ковалентная связь: полярная, неполярная, донорно-акцепторная связь. Типы гибридизации электронных орбиталей (sp-, sp2-, sр3-гибридизация). Гибридные орбитали. Пространственное строение молекул. Характеристики химических связей: длина, энергия, направленность, полярность.

Ионная связь. Свойства ионных и ковалентных соединений. Металлическая связь. Водородная связь.

Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Зависимость свойств простых и сложных веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Демонстрации:

1. Модели молекул.

2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, графита, алмаза, оксида углерода (IV), меди или других веществ.

3. Образцы веществ с различной химической связью (воды, оксида кремния (IV) и хлорида натрия и др.).

4. Испытание на электропроводность дистиллированной воды и водных растворов сахара, хлорида натрия, образцов меди, алюминия, графита.

Лабораторные опыты:

1. Составление моделей молекул галогеноводородов, воды, сероводорода.

2. Изучение отношения к нагреванию хлорида натрия, оксида кремния (IV), сахара, йода.

Расчетные задачи:

1. Определение типа химической связи в соединениях различной природы.

2. Определение типа гибридизации и пространственного строения молекул.

3. Определение степени окисления элементов по формулам веществ и выполнение упражнений на составление окислительно-восстановительных реакций.


Тема 4. Закономерности протекания химических реакций (10 часов)

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура (правило Вант-Гоффа), концентрация (закон действующих масс), поверхность соприкосновения реагентов. Катализаторы и ингибиторы. Катализ: гомогенный и гетерогенный.

Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле-Шателье.

Значение знаний закономерностей протекания реакций для целенаправленного управления химическими процессами.



Демонстрации:

1. Изучение зависимости скорости химической реакций от а) природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами); б) площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру гранул и порошка цинка с соляной кислотой); в) концентрации и температуры (взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах); г) катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV)).

2. Смещение химического равновесия в системе (на примере роданида аммония (калия) и хлорида железа (111) путем изменения концентрации).

Расчетные задачи:

1. Расчет теплового эффекта реакции.

2. Вычисление изменения скорости реакции от концентрации реагирующих веществ и от температуры.

3. Смещение химического равновесия в зависимости от концентрации, температуры и давления.



Тема 5. Общие свойства металлов (8 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов, s-, p-, d-, f- элементы. Особенности строения металлов и неметаллов. Электроотрицательность и потенциал ионизации, закономерности изменения металлических и неметаллических свойств элементов и их соединений в периодах и группах.

Металлы. Характеристика металлов главных и побочных подгрупп на основании положения в периодической системе. Металлическая связь и кристаллическая решетка. Нахождение металлов в природе. Физические свойства металлов. Сплавы. Понятие о твердых растворах и интерметаллических соединениях. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Основные способы получения металлов. Восстановление оксидов металлов водородом, углеродом, оксидом углерода (II) и металлотермия. Электролиз - один из важнейших способов получения особо чистых металлов. Типы коррозии и меры предупреждения.

Основные месторождения металлов и неметаллов в Казахстане.

Использование металлов и неметаллов в различных отраслях промышленности, техники и в быту. Роль металлов и неметаллов в жизнедеятельности живых организмов.

Демонстрации:

1. Образцы металлов и неметаллов.

2. Модели пространственных решеток металлов и неметаллов

3. Электролиз раствора сульфата меди (II) и иодида калия. Лабораторные опыты:

1. Электрохимическая коррозия меди в присутствии активных (цинка, железа) металлов.

2. Сравнение химической активности металлов и неметаллов. Расчетные задачи:

1. Составление схем процесса электролиза расплавов и растворов.

2. Вычисление массы (объема) продукта при электролизе.

3. Решение задач с использованием электрохимического ряда напряжения металлов.

Тема 6. Важнейшие s-элементы и их соединения (8 часов)

Положение s-элементов в периодической системе химических элементов. Особенности строения их атомов. Сравнение восстановительных свойств s-элементов.



Металлы главной подгруппы I группы. Общая характеристика металлов главной подгруппы I группы. Натрий и калий. Нахождение в природе. Получение натрия и калия. Физические свойства простых веществ. Химические свойства: взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, фосфором, водородом, водой. Важнейшие соединения - оксиды, гидроксиды, соли (нитраты, хлориды, сульфаты, карбонаты). Применение соединений натрия и калия.

Металлы главной подгруппы И группы. Общая характеристика металлов главной подгруппы II группы. Кальций и магний. Нахождение в природе, получение. Физические свойства простых веществ. Химические свойства: взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, фосфором, водородом, водой, кислотами. Важнейшие соединения - оксиды, гидроксиды, соли (карбонаты и сульфаты), их свойства и применение.

Жесткость воды и способы ее устранения.



Демонстрация:

1. Взаимодействие натрия, кальция с водой.

2. Сравнение растворимости оксидов и гидроксидов магния и кальция в воде.

3. Качественные реакций на ионы натрия, калия, кальция (окрашивание пламени),



Лабораторные опыты:

1. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, магния и кальция.

2. Окрашивание пламени спиртовки (горелки) солями щелочных и щелочноземельных металлов.

3. Приготовление известкового молока и известковой воды, взаимодействие последней с оксидом углерода (1У).



Расчетные задачи :

1. Вычисление массы, количества вещества и объема по химическим уравнениям с участием металлов.

2. Выполнение упражнений, указывающих на генетическую связь между металлами и их соединениями.

Тема 7. Общая характеристика d-элементов (6 часов)

Медь, цинк, хром, железо. Положение их в периодической системе. Особенности строения атомов d-элементов. Нахождение в природе. Месторождения этих металлов в Казахстане. Получение. Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения: оксиды, гидроксиды и их особенности. Соли. Гидролиз солей.

Изменение окислительно-восстановительных и кислотно- основных свойств в зависимости от степени окисления на примере соединений хрома. Использование металлов в промышленности и их роль в жизнедеятельности живых организмов.

Демонстрация:

1. Получение гидроксидов железа (II) и (III), меди (II), цинка, хрома (III).

2. Испытание отношения гидроксидов к кислотам и щелочам.

Лабораторные опыты:

Распознавание ионов Cu2+ , Fe2+, Fe3+, Zn2+.



Расчетные задачи:

Расчеты по уравнениям химических реакций с участием металлов.



Тема 8. Важнейшие р-элементы и их соединения (14 часов)

Положение р- элементов в периодической системе химических элементов. Особенности строения их атомов. Электроотрицательность р- элементов. Сравнение окислительно-восстановительных свойств. Важнейшие месторождения р- элементов в Казахстане.

Общая характеристика элементов главной подгруппы III группы. Алюминий. Нахождение в природе. Получение. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, водой, кислотами, щелочами. Амфотерный характер алюминия и его соединений. Обнаружение А13+. Применение алюминия и его сплавов.

Общая характеристика изменения свойств простых веществ и соединений, образованных неметаллами, в зависимости от строения атомов и положения в периодической системе.

Общая характеристика элементов главной подгруппы IV группы. Углерод и кремний. Нахождение в природе и получение. Аллотропия углерода (типы гибридизации, кристаллические решетки). Физические свойства простых веществ. Адсорбция и ее использование. Химические свойства углерода и кремния; окислительные и восстановительные свойства. Важнейшие соединения: оксид углерода (II), оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV), угольная и кремниевая кислоты и их соли. Гидролиз карбонатов и силикатов. Обнаружение карбонат - иона. Применение углерода, кремния и их соединений. Строительные материалы: стекло, цемент, бетон.

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Азот и фосфор. Нахождение в природе. Получение азота и фосфора. Строение молекул азота и фосфора. Физические свойства простых веществ. Химические свойства, окислительные и восстановительные свойства. Важнейшие соединения азота и фосфора. Аммиак, строение молекулы, соли аммония их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, электронная и структурная формулы. Физические свойства, свойства разбавленной и концентрированной азотной кислот. Нитраты и их свойства. Оксид фосфора (V), фосфорные кислоты (мета- и ортофосфорная). Фосфаты. Гидролиз фосфатов. Обнаружение нитрат-и фосфат - ионов. Применение азота и фосфора и их соединений.

Общая характеристика элементов главной подгруппы VI группы. Кислород и сера. Нахождение в природе. Получение кислорода и серы.
Строение молекул кислорода и серы. Физические свойства простых веществ. Аллотропные видоизменения кислорода и серы. Получение и свойства озона. Химические свойства кислорода и серы. Окислительные и восстановительные свойства. Важнейшие соединения. Вода. Тяжелая вода. Физические и химические свойства воды. Сероводород и сульфиды. Гидролиз сульфидов. Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота, электронные и структурные формулы. Физические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной кислот, сульфаты и их свойства. Обнаружение сульфат-иона. Применение кислорода и серы и их соединений.

Общая характеристика элементов главной подгруппы VII группы. Хлор и йод. Нахождение в природе. Получение хлора и йода. Строение молекул, физические свойства простых веществ. Химические свойства: окислительные и восстановительные свойства. Важнейшие соединения. Хлороводород и соляная кислота, свойства соляной кислоты. Хлориды. Обнаружение хлорид - иона. Применение хлора, йода и их соединений. Биологическая роль йода.



Демонстрации:

1. Образцы простых веществ р- элементов (алюминий, уголь, фосфор, сера, йод).

2. Поглощение углем растворенных веществ.

3. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.

4. Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (на модели).

5. Получение аммиака (взаимодействием солей аммония со щелочью), растворение аммиака в вода.

6. Получение солей аммония.

7. Обнаружение карбонат-, нитрат-, фосфат-, сульфат-, хлорид-анионов, катионов алюминия и аммония.

8. Получение аллотропных видоизменений серы, исследование ее свойств.

9. Действие разбавленной и концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлоза, сахар).

10. Обесцвечивание хлором окрашенных веществ.

Лабораторные опыты:

1. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавами.

2. Ознакомление со свойствами угольной кислоты.

3. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов.

4. Ознакомление с образцами природных силикатов.

5. Ознакомление с видами стекол.

6. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

7. Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.

8. Ознакомление со свойствами ортофосфорной кислоты, фосфатов.

9. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

10. Действие раствора йода на крахмал.

Практические работы:

1. Получение аммиака, изучение свойств водного раствора аммиака и солей аммония.

2. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, нитрат-, карбонат-ионы, катионы аммония и алюминия.

3. Решение экспериментальных задач по теме.



Расчетные задачи:

1. Вычисления, связанные с использованием плотности, относительной плотности и молярного объема газов в реакциях с участием р-элементов.

2. Расчеты, связанные с приготовлением растворов кислот.

3. Вычисления с использованием плотности, массовой доли и молярной концентрации растворов.

4. Расчеты по уравнениям реакций с участием р-элементов.

Тема 9. Технология получения важнейших химических продуктов. Охрана окружающей среды (20 часов)

Общие научные принципы химического производства. Полезные ископаемые как сырье для химической промышленности Казахстана. Рациональное использование сырья и энергетических ресурсов. Организация непрерывных, малостадийных и безотходных производств.

Металлургия. Понятие о рудах металлов (оксиды, сульфиды, карбонаты и др.). Важнейшие месторождения металлических руд в Казахстане. Обогащение руд. Основные промышленные способы получения металлов: пирометаллургия (железа), электрометаллургия (алюминия), гидрометаллургия (меди).

Сплавы металлов. Состав, строение, свойства (жаростойкие, антикоррозийные, устойчивые к различным агрессивным средам). Практическое значение сплавов.

Получение цветных и черных металлов и их сплавов в Казахстане.

Производство чугуна и стали. Электрохимический способ получения алюминия. Металлургическая промышленность Казахстана. Вопросы экологии в металлургическом производстве.

Силикатная промышленность. Сырье, получение стекла. Промышленное получение цемента. Бетон и железобетон. Силикатная промышленность Казахстана. Охрана окружающей среды в силикатной промышленности.

Производство аммиака. Выбор оптимальных условий, влияющих на повышение выхода продукта реакции. Производство азотной кислоты. Охрана труда и окружающей среды при промышленном получении аммиака и азотной кислоты.

Производство удобрений. Важнейшие азотные, фосфорные и калийные удобрения. Производство удобрений в Казахстане. Проблемы правильного хранения и рационального использования удобрений в сельском хозяйстве.

Производство серной кислоты. Различные виды сырья для производства серной кислоты. Производство серной кислоты в Казахстане. Охрана труда и окружающей среды при производстве серной кислоты.



Демонстрации:

1. Модели установок промышленного получения серной кислоты, аммиака, чугуна, стали и алюминия.

2. Образцы удобрений.

3. Виды стекла.

4. Затвердение цемента.

Расчетные задачи:

Решение задач промышленного и экологического содержания,



Тема 10. Обобщение знаний по неорганической химии (2 часа)

Значение знаний о периодическом законе и строении вещества для диалектического понимания научной картины мира, развития науки и техники. Развитие химической и металлургической промышленности Республики Казахстан. Борьба с загрязнением окружающей среды отходами химического и металлургического производства. Химическая грамотность и экологическая культура - необходимые условия научно-технического прогресса.



11 класс

(3 часа в неделю, всего 102 часов)



Пояснительная записка

Данная программа по химии предназначена для обучения учащихся 11 классов профильной школы. По программе предусматривается изучение органической химии в 11 классе.

Целью настоящей программы является углубление знаний об органических веществах полученных в 9 классе, выявление общих . закономерностей, изменение свойств соединений углерода и усиление политехнической направленности обучения.

Программа органической химии построена по принципу изучения свойств органических соединений от простого к сложному, на основе электронного строения молекул.

В курсе органической химии предусматривается изучение углеводородов, кислородосодержащих, азотосодержащих органических соединений и даются понятия о важнейших биополимерах и синтетических высокомолекулярных соединениях.

Программа построена таким образом, что при изучении каждого класса органических соединений рассматриваются: общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура, электронное строение, получение, свойства с точки зрения строения молекулы и применение. Важное место в программе отводится генетической связи между основными классами углеродосодержащих соединений.

Особое внимание уделяется основным источникам загрязнения окружающей среды, способам защиты от загрязнений, роли химии в решении экологических проблем.

На основе изученного материала предполагается выполнение упражнений, решение различных типов задач, и в том числе с производственным и экологическим содержанием.

В программе определены темы по годам обучения и для каждой темы указаны учебные материалы, подлежащие изучению, химический эксперимент, демонстрации, упражнения и типы расчетных задач. Такое последовательное построение программы позволяет достичь цели обучения и выполнить поставленные задачи. Однако, учитель по своему усмотрению может поменять последовательность изучения учебного материала или проведение химического эксперимента.

Повторение основных вопросов курса неорганической химии (4 часа)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов. Виды химической связи. .Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Условия, влияющие на скорость реакции и смещение химического равновесия.





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал