Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Астраханской области «О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020



Скачать 278.34 Kb.
Дата01.05.2016
Размер278.34 Kb.
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка

к проекту распоряжения Правительства Астраханской области

«О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

Проект распоряжения Правительства Астраханской области «О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» подготовлен в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, а также задачами обозначенными в проекте Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России (на 2012-2020 гг.)", которая должна войти составной частью в Государственную программу «Охрана окружающей среды», разрабатываемую Минприроды России.

Основными целями программы является обеспечение экологически безопасным и экономически эффективным обращением с отходами на территории Астраханской области, выполнение работ и реализации мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды отходами, создание (строительство) производственных объектов, формирующих региональную индустрию переработки, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов, создание условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру.

Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения вопросов, направленных на кардинальное улучшение комплексного управления региональными отходами необходимо разработать и утвердить комплексную целевую программу «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года».

Принятие данного проекта распоряжения не потребует дополнительного выделения средств из бюджета Астраханской области, а также внесения изменений в нормативные правовые акты Астраханской области.

Министр


жилищно-коммунального хозяйства

Астраханской области В.А. Яковлев

О концепции комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

В целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области:



  1. Одобрить и утвердить концепцию комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (прилагается).

  2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

  3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) в срок до 01.07.2011 разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области комплексную целевую программу «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года».

  4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

  5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением

Правительства

Астраханской области

от №
Концепция

комплексной целевой программы

«Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Астраханской области.

Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, ухудшение качества окружающей среды.

Как в городе Астрахани, так и в муниципальных образованиях Астраханской области в течение многих десятилетий при интенсивном развитии экономики воздействие на окружающую среду не учитывалось, в связи, с чем накопилось много нерешенных проблем. К ним относятся интенсивное загрязнение водоемов, загрязнение воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений.

Состояние окружающей среды в регионе остается напряженным, а уровень загрязнения – высоким.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе связана с отсутствием мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов, отсутствием современных очистных сооружений, а также с низким уровнем природных процессов самоочищения окружающей среды.

В настоящее время в Астраханской области вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) осуществляется в основном на санкционированные свалки, которые не имеют комплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Из 5 имеющихся в области полигонов для захоронения ТБО отвечают санитарным правилам только 2.

Кроме того, на территории Астраханской области действуют 146 зарегистрированные в установленном порядке санкционированные свалки ТБО и 131 несанкционированная свалка.

Сортировка мусора или селективный сбор ТБО в регионе не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации/переработки отходов в Астраханской области не развита.

В Астраханской области возрастает рост промышленного производства, улучшается социальная база населения области, что способствует значительному росту отходов производства и потребления. Все эти составляющие приводят к проблемам безопасного сбора, хранения, утилизации и переработки отходов производства и потребления.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:

- накопленные проблемы предшествующих периодов – имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.

Отсутствие цивилизованного решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Астраханской области, негативно влияет на здоровье жителей и природоохранную обстановку уникальных рекреационных территорий региона.

Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в области с обращениями отходов, можно путем реализации мероприятий комплексной целевой программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на стабилизацию сложившейся ситуации в области обращения с производственными и бытовыми отходами на региональном уровне.

Кроме того, данная программа является социально значимой, так как способна улучшить экологическое состояние окружающей среды.

Одним из направлений стабилизации ситуации в области обращения с отходами является формирование комплексного управления отходами обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области.

Вторым направлением является выполнение работ и реализация мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды муниципальными отходами.

Третье направление – это создание (строительство) производственных объектов, формирующих индустрию переработки, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Строительство новых инфраструктурных объектов принесет региону новые рабочие места, отчисление в бюджеты различных уровней, решение социальных вопросов. Новые объекты инфраструктуры создадут импульс для развития малого и среднего бизнеса, будут способствовать развитию рынка вторсырья и переработке отходов.


2.Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом


Для достижения указанных целей и выполнения задач в рамках разрабатываемой Программы предусматривается проведение мероприятий, включающих:

- решения проблем обращения с твердыми бытовыми отходами;

- утилизация биологических отходов путем комплексного подхода на региональном уровне;

- комплексный подход к утилизации медицинских отходов;

- решение вопроса обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп;

- комплексное решение вопроса обращения с образовавшимся на территории региона строительного мусора.

Решение вопроса с утилизацией жидких отходов (канализационных стоков) предусматривается в рамках комплексной целевой программы «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.06.2010 № 258-П.
2.1 Решение проблем обращения с твердыми бытовыми отходами
В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 277. Необходимо отметить, что только 53 процентов свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки – стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.

Малые свалки достаточно распространены в области, преимущественно вблизи некрупных сельских администраций, предприятий сельскохозяйственного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893,0 т отходов размещаются на территории 32,57 га, что составляет 23,13% от общей площади, занятой под размещение отходов в области. По количеству изъятой площади земельных ресурсов для размещения отходов, первенствует Ахтубинский район.

Твердые отходы, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения левобережной части г.Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию г.Астрахань, находящийся на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района. На полигон вывозятся отходы со всех районов областного центра и близлежащих населенных пунктов.

На данном полигоне накоплен самый значительный объем отходов

Полигон расположен на площади 37,05 га, из которых 2,9 га предназначено для хозяйственной деятельности.

Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принятые конструктивные решения, а именно, увеличение высоты земляного вала по периметру полигона, позволили дальнейшее его использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составил 76%.

Только в 2008 году в области произведено 395,4 тысячи тонн твердых бытовых отходов. Очистка территорий населенных пунктов низкая. Особенно напряженная обстановка в сельских муниципальных образованиях – здесь просто не хватает средств на покупку техники, необходимой для сбора и вывоза мусора. Заводов по переработке мусора в области нет. В огромных количествах на свалках скапливается пластик и полиэтилен. Утилизация мусора не производится, часть его сгорает.

Для сбора твердых бытовых отходов в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб.м) и специальные (до 12 куб.м).

Для вывоза твердых бытовых отходов используется малотоннажный (на базе автомобилей ГАЗ и ЗИЛ) и крупнотоннажный (на базе автомобилей МАЗ, КамАЗ, тракторов МТЗ) спецтранспорт. Парк спецтранспорта для сбора и вывоза коммунальных отходов в целом по области по состоянию на 30 декабря 2010 года составил 226 единиц, износ которых составляет порядка 50 процентов.

В настоящее время в Астраханской области существует свободная рыночная ниша в сфере утилизации ТБО.

Проблему утилизации отходов призван решить завод, строительство которого в 2009 году начато на территории Наримановского района.

Мощности завода и полигона должны составить 200 тыс. тн. ТБО/в год. Общая сумма для осуществления строительства составляет 694,7 млн. рублей. Предполагается, что на вновь создаваемый полигон будут вывозить только брикетированные отходы, которые не горят и не дымят, при этом в основании самого полигона будет установлена мембрана, с целью недопущения просачивания ядовитых веществ в почву.

В результате реализации проекта в г. Астрахани будет создана современная комплексная система обращения с отходами, поддерживающая все стадии движения отходов.

Внедряемая в Астрахани технология позволяет извлечь из твердых бытовых отходов (ТБО) вторичное сырье для дальнейшей переработки: бумага, картон, древесина, пенопласт, пластик, полиэтилен, стекло, ПЭТ-бутылки, текстиль, оргтехника, аккумуляторы, металл. После выделения отходов, подлежащих вторичной переработки, будут оставаться так называемые «хвосты» (некондиционные отходы).

«Хвосты», по новой технологии, будут прессовать до достижения высокой плотности в прямоугольные брикеты весом 1 100 кг в 1 куб. м. Таким образом, брикеты становятся негорючими, не пропускают атмосферные осадки и слабо пропускают воздух - в итоге многократно сокращается объем ядовитых стоков.

В основание полигона укладывается геомембрана, которая не пропускает фильтрат в почву, собирает его для дальнейшей очистки в специальной современной установке.

Брикетирование позволит в пять раз сэкономить место на полигоне и продлить срок его эксплуатации.

Срок реализации указанных инвестиционных проектов – 2 года.

Твердые бытовые отходы, образуемые населением частного сектора, туристических баз и домов отдыха, детских спортивных лагерей и иных удаленных мест лечения, отдыха и досуга . предлагается утилизировать по следующей схеме :

1) выделять места для устройства контейнерных площадок и установки контейнеров для сбора отходов, в том числе крупногабаритных;

2) вести постоянную разъяснительную работу с руководством мест отдыха и досуга о недопустимости бесконтрольного обращения с отходами и необходимости централизованного сбора и вывоза отходов с их территории;

3) организовать муниципальный контроль за санитарным состоянием мест лечения, отдыха и досуга;

4) для стимулирования установки мусорных контейнеров и заключения договоров на вывоз мусора снижать плату за землю;

5) дважды в год - весной и осенью - в определенные, заранее анонсированные дни организовывать массовый вывоз отходов с территорий лечения, отдыха и досуга.

2.2. Утилизация биологических отходов путем комплексного подхода на региональном уровне
Биологические отходы могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать возбудителей инфекционных болезней, представляют угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, и как следствие, заболевания животных и людей, в том числе зооантропонозными болезнями, т.е. болезнями, общими для человека и животных.

Помимо трупов животных к биологическим отходам относится также не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.

Накопление биологических отходов создает реальную угрозу биологической безопасности региона.

Биологические отходы как источники особо опасных инфекций требуют строгих режимов при утилизации, обеспечивающих гибель самых стойких возбудителей, либо уничтожения.

Особую опасность представляют биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями таких болезней, как сибирская язва, эмфизематозный карбункул, чума, бешенство, столбняк, злокачественный отек, ботулизм, сап, энцефалопатия и другие.

Такие биологические отходы должны уничтожаться путем сжигания. Заключение об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов выдает ветеринарный специалист после их осмотра или исследования.

На территории Астраханской области на настоящее время зарегистрировано порядка 500,1 тонн захоронений трупов животных.

Биологические отходы зачастую перевозят на транспорте, не приспособленном для данных целей; захоранивают в землю без изоляции, в то время как для обеспечения безопасности необходима специальная подготовка подобных мест захоронений.

Нередко трупы животных для утилизации принимают без соответствующих заключений ветеринарной службы, что создает угрозу распространения особо опасных болезней человека и животных, т.к. при данных условиях захоронения не может быть обеспечен необходимый уровень безопасности для уничтожения возбудителей болезней.

Утилизация или уничтожение биологических отходов на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах, в большинстве случаев находящихся в собственности юридических лиц, как правило, имеет высокую стоимость. В наиболее отдаленных населенных пунктах специализированных утильзаводов и печей нет, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы.

В связи с внесением изменений в нормативные правовые акты участились случаи возникновения разногласий при проведении специалистами государственной ветеринарной службы плановых обследований ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников, которые являются необходимой мерой для обеспечения безопасности этих объектов.

До настоящего времени законодательством не предусмотрено проведение плановых обследований ветеринарно-санитарного состояния иных объектов, связанных с обращением биологических отходов – ветеринарно-санитарных утилизационных заводов и иных предприятий, осуществляющих утилизацию и уничтожение биологических отходов.

К сожалению, перечень проблем, возникающих при обнаружении, сборе, перевозке, утилизации, уничтожении биологических отходов, не ограничивается выше перечисленным.

Иными словами, в настоящее время проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность, и решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на региональном уровне.

Для обеспечения безопасного обращения с биологическими отходами предлагается:

1) обеспечить строгий учет образующихся биологических отходов и контроль за их размещением;

2) обеспечить автотранспортные предприятия специальными автомобилями для транспортировки биологических отходов;

3) уничтожение биологических отходов осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.


2.3 Комплексный подход к утилизации медицинских отходов
Кроме того, в регионе отсутствует комплексный подход к утилизации медицинских отходов.

По данным министерства здравоохранения Астраханской области ежегодно в областных учреждениях здравоохранения Астраханской области образуется порядка 651,1 тонн медицинских отходов. Только в 3 из 40 областных учреждений здравоохранения Астраханской области имеются установки по уничтожению медицинских отходов.

Для снижения негативного влияния отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях (далее- ЛПУ), а также в целях урегулирования отношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки и уничтожения данного вида отходов, необходимо:

1) провести инвентаризацию образующихся отходов, ввести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, иметь документальное подтверждение размещения отходов в установленных местах;

2) согласовать с органами Госсанэпиднадзора условия временного накопления отходов ЛПУ в зависимости от возможностей каждого лечебного учреждения;

3) уничтожение отходов, содержащих фармацевтическую продукцию, осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;

4) обеспечить специализированные автотранспортные предприятия соответствующими автомобилями и возложить на эти предприятия вывоз отходов ЛПУ.

Необходимы разработка и утверждение на уровне муниципальных образований Положения о порядке сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и размещения отходов ЛПУ. Изготовление тары для хранения и удаления отходов ЛПУ следует предусмотреть из вторичных материальных ресурсов на основании областного (муниципального) заказа.

2.4 Решение вопроса обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп
В настоящее время до конца не решен вопрос обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В настоящее время в Астраханской области из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные компактные люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) выбрасываются вместе обычными бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.

В связи с запланированным поэтапным отказом от пользования ламп накаливания и последующим развитием рынка компактных люминесцентных ламп необходимо в ближайшее время решение следующих вопросов:

- создание действенных механизмов и систем сбора отработанных компактных люминесцентных ламп от населения и хозяйствующих субъектов;

- оценка эффективности существующих систем утилизации (переработки) собранных ламп и необходимости их модернизации или увеличения мощности.

- совершенствование нормативно–правовой базы законодательства Астраханской области в части освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций независимо от форм собственности в части доходов, полученных от сбора утилизации, переработки и захоронения промышленных отходов, при условии использования этой прибыли на развитие деятельности по обращению с отходами.

- внедрение современных инновационных технологий по обезвреживанию токсичных промышленных отходов, в том числе для целей их вторичного использования.

- строительство полигонов ТБО для твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых отходов недопустимо.


2.5 Комплексное решение вопроса обращения с образовавшимся на территории региона строительным мусором.
Кроме того, в настоящее время на территории Астраханской области, не ведется мониторинг образующегося строительного мусора, а также его транспортировки и утилизации.

Учитывая высокие темпы строительства инфраструктурных объектов, объектов жилищного фонда в регионе с каждым днем возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации и дальнейшей переработки.

Данный вопрос требует комплексного решения и планируется к разрешению в рамках данной программы.

Таким образом, выработать комплексный, системный и максимально эффективный механизм управления, обращением с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными в Астраханской области возможно в рамках комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (далее – программа) с использованием программно-целевого метода).

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов обращения с отходами на территории Астраханской области на основе:

- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития Астраханской области.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

- координацию деятельности органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и частных инвесторов в области развития региональной инфраструктуры обращения с отходами;

- реализацию комплекса мероприятий, способствующих улучшению качества окружающей природной среды;

- развитие индустрии переработки отходов.

В основу программы заложен кластерный подход к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлением развития Астраханской области. Именно такой подход позволяет сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.


3. Предложения по целям и задачам программы,

ее целевым индикаторам и показателям


Целями программы являются совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, формирование кластера использования вторичных ресурсов в экономике Астраханской области, а также улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Астраханской области

Цели должны быть достигнуты путем совершенствования или реорганизации системы управления отходами в комплексе с созданием на территории области развитой производственной инфраструктуры по первичному селективному сбору, вторичной сортировке, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций, удалению и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Для реализации целей программы предполагается решение следующих задач:

- формирование нормативной правовой базы, в соответствии с которой будет осуществляться государственное регулирование в сфере обращения с отходами;

- формирование системы управления отходами;

- модернизация системы обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области

- проектирование и строительство объектов обращения с отходами на территории муниципальных образований Астраханской области;

- создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории Астраханской области с использованием механизмов государственно-частного партнёрства;

- ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов, скотомогильников и рекультивация техногенных массивов.
4. Основные направления программы.
Для достижения указанных целей и выполнения задач определены основные направления, которые предусматривают:

4.1. На региональном уровне:

- приведение существующих нормативно правовых актов Астраханской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращение с отходами;

- определение порядка и правил обращения с отходами, в том числе определения способов, хранения, обезвреживания, размещения, переработки и утилизации их на территории Астраханской области;

- разработка системы налогового или экономического стимулирования деятельности предприятий и организаций, занимающихся переработкой отходов или использующих в производстве вторичные ресурсы;

- внесение изменений и дополнений к правовому регулированию землепользования в части изъятия земель для захоронения и(или) размещения отходов;

- разработка и принятие территориальных строительных норм, регламентирующих строительную деятельность в области управления обращения с отходами и являющихся нормативной основой для повышения качества возведения полигонов твердых бытовых отходов, оздоровления сложившейся экологической ситуации на территории Астраханской области;

- определение порядка и правил обращения с отходами по видам и классам опасности, в том числе, с крупногабаритными медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими.

- определение порядка и правил сбора отходов в частном секторе, с территорий туристических баз, детских спортивных лагерей, иных отдаленных мест лечения, отдыха и досуга;

- разработку системы льготного налогообложения в части региональных налогов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами или использующих в производстве вторичные ресурсы;

- стимулирование отходообразователей к сдаче отходов предприятиям, занимающимся сортировкой, переработкой с целью вовлечения отходов во вторичный оборот;

- разработку системы государственного заказа на продукцию, изготовленную с использованием вторсырья и отходов производства (пляжное оборудование, парковая и садовая мебель, малые архитектурные формы для парков и набережных, изготовление инвентаря и инструментов и проч.);

- координация действий органов местного самоуправления и региональных органов исполнительной власти в решении вопросов обращения с отходами и контроля за обращением с отходами на территории Астраханской области;

- разработку комплексной системы размещения объектов сбора, переработки, обезвреживания, захоронения отходов на территории Астраханской области в соответствии с Генеральным планом развития Астраханской области;

- воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.

4.2. На муниципальном уровне:

- разработать и утвердить схему санитарной очистки отходов для каждого муниципального образования;

- разработать и утвердить порядок автоматизированного учета и контроля образования, сбора, хранения, транспортировки, переработки, захоронения отходов производства и потребления;

- разработать и утвердить порядок осуществления раздельного сбора отходов и выборки вторсырья (бумаги, стекла, пластмасс, проч.);

- разработать и утвердить порядок сбора, временного хранения, обезвреживания и размещения отходов различных видов и классов опасности;

- определение порядка и правил сбора отходов в частном секторе;

- разработать систему льготного налогообложения в части местных налогов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами или использующих в производстве вторичные ресурсы.

- воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.
5. Срок реализации программы
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем обращения с отходами на территории Астраханской области, эффективности и надежности установленной схемы обращения с отходами выполнение программы осуществляется в 2 этапа.

I этап: 2011-2012 годы – реализация пилотных проектов по созданию организационных механизмов реализации Программы, проведение раздельного сбора ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Астраханской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Астраханской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов Астраханской области

II этап: 2013-2020 годы - планируется реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Астраханской области. Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа Программы.

6. Предложения по источникам финансирования программы


Реализация программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований Астраханской области и инвестиционных средств, включая кредитные ресурсы, а также средств инвестиционной надбавки к тарифу.

Перечень мероприятий программы и объемы финансирования подлежат уточнению исходя из возможностей соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.


7. Механизм формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;

- согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы;

- обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.


8. Организация управления программой

и контроль за ходом ее реализации


Государственный заказчик программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Разработчик программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Исполнители мероприятий программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, отвечающее за текущее управление реализацией Программы, определяет основное содержание направлений программы, их соответствие программным целям и задачам, создает условия для реализации программных мероприятий, а также обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение ее мероприятий.
9. Ожидаемые результаты реализации программы,

возможные формы и методы оценки их эффективности


Ожидаемыми результатами проведения программных мероприятий являются:

- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

- обеспечение экологически безопасной системы обращения с отходами производства и потребления;

- возврат в хозяйственный оборот захламленных и загрязненных земель;

- совершенствование системы экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры населения Астраханской области.

В сфере обращения с отходами программой предусмотрено строительство мусоросортировочного завода на территории Наримановского района с проектной мощностью переработки отходов 200 тыс. тонн/год, финансирование которого производится за счет инвестора. Будет уделено серьезное внимание реконструкции и обустройству существующих мест размещения ТБО, что приведет к увеличению вместимости существующих мест размещения отходов и уменьшению числа несанкционированных свалок.

Инвентаризация несанкционированных и санкционированных мест размещения отходов позволит организовать планомерную систему сбора, временного накопления, хранения и вывоза ТБО на территории Астраханской области. Реализация программных мероприятий позволит привести существующие полигоны хранения ТБО в удовлетворительное состояние.

Осуществление программы позволит сохранить и укрепить систему проведения традиционных экологических акций и мероприятий областного значения (областные смотры-конкурсы, студенческие конференции, слеты юных экологов и т.д.), повысить эффективность работы системообразующих центров по экологическому просвещению населения; обеспечить регулярное информирование населения Астраханской области об экологической обстановке через все виды СМИ, издание справочно-информационных материалов и методических пособий.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации программы по годам ее реализации, представлены в таблице.
Перечень

целевых индикаторов и показателей отраслевой целевой программы комплексной целевой программы «Создание Комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»




№ п п

Наименование индикатора

2010

2015

2016

2020



Количество новых полигонов ТБО

0

3

3

3



Количество мусоросортировочных комплексов

0

2

2

2



Количество мусороперегрузочных станций

0

8

8

8



Количество объектов переработки вторсырья

0

3

3

3



Ликвидация несанкционированных мест размещения твёрдых бытовых отходов к уровню 2009 года, %

10

70

100

100



Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, %

14,1

14,5

14,7

14,7



Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов, %

39

60,7

60,7

61



Прирост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды (по отношению к уровню 2008 г.), %

3

25

30

50



Объем образованных отходов производства и потребления, млн.т

0,4

0,54

0,58

0,71



в том числе отходов I-IV классов опасности, млн. т.

0,15

0,16

0,16

0,17




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал