Пояснительная записка к рабочей учебной программе



Скачать 89.77 Kb.
Дата25.04.2016
Размер89.77 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей учебной программе


Главные задачи курса «География родного края».

_ дать систематические сведения о природе , населении Брянской области;

_ показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учётом исторических факторов;

_ вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей в области ;

_ познакомить учащихся с культурой и бытом населения области.

Одна из важных задач современности – повышение востребованности географических знаний при решении экологических задач как в масштабе всего государства , так и в масштабе своей области.

В основу построения данной программы положены следующие подходы и принципы:

_ непрерывность школьного географического образования , необходимость межпредметных связей с другими дисциплинами;

_необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной географии , методами и средствами географических исследований и простейшими приёмами географического прогнозирования;

_сочетание линейно-ступенчатого и концентрического принципов построения школьной программы по географии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В результате изучения географии Брянской области ученик должен



знать/понимать:

_основные географические понятия и термины;

_географические явления и процессы в геосферах , взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

_географические особенности природы Брянской области, связь между географическим положением , природными условиями;

_специфику географического положения ,особенности её природы, особенности населения;

_природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем ; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;



уметь:

_выделять , описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

_ находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,

_приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов,адаптации человека к условиям окружающей среды;

_составлять краткую географическую характеристику Брянской области;

_ определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

_ для чтения карт различного содержания;

_ учёта фенологических наблюдений в природе своей местности;

_наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности ;

_ решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению.

Учебно- тематический план

(География родного края 6 класс)

№п/п

Тема

Количество часов

Уроки

В том числе практические работы

1

Введение. Физико-географическое положение.

1

1

1

2

Геологическое строение и рельеф

3

3

1

3

Погода и климат

3

3

2

4

Воды

3

3

1

5

Почвы, растительность и животный мир

3

3

1

6

Ландшафты и охраняемые территории

2

2

1

7

Экология и население

2

2

1




Всего

17

17

8


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1

Тема: Определение наибольшей протяжённости своего района с севера на юг и с запада на восток. Подписать на контурной карте названия пограничных государств и областей Брянщины.

Цель работы: Формирование умений определять расстояния и направления по карте; формирование знаний о географическом положении своего района.

Оборудование: атласы, линейка, контурные карты.

Практическая работа№2

Тема: Охарактеризовать рельеф своей местности (какие формы рельефа преобладают, как они образовались).

Цель работы:Выявить основные формы рельефа своей местности.

Оборудование: атласы.

Практическая работа №3

Тема: Составить краткую характеристику климата своей местности по плану:

- средняя годовая температура

- средняя температура июля

- средняя температура января

- самые высокие и самые низкие температуры

-среднее количество осадков за год

- как распределяются осадки в году

- какие преобладают ветры

Цель работы:Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений , делать выводы о состоянии погоды, давать её описание.

Оборудование: атласы.

Практическая работа №4

Тема: Провести наблюдение за погодой. Проанализировать погодные условия суток, недели. Сделать обработку результатов наблюдений за погодой в виде календаря погоды, графиков хода температуры, розы ветров.

Цель работы:Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды ,делать её описание.

Оборудование:Календари погоды.

Практическая работа№ 5

Тема: Определить общее направление течения наиболее крупных рек области и объяснить причины такого направления. Описать ближайшую к школе реку по плану:

-направление течения

-глубина и ширина реки

-водный режим реки и её хозяйственное значение

Цель работы: Формирование умений определять географическое положение изучаемых объектов, формировать умение описывать объект по плану.

Оборудование:атласы.

Практическая работа№6

Тема: Собрать гербарий травяных растений, наиболее характерных для лугов, болот, водоёмов своей местности, а также лекарственных растений и сорняков.

Цель работы: Познакомиться с основными видами растений своей местности, уметь их определять.

Оборудование: определитель растений.

Практическая работа№7

Тема: Определить, как изменился ландшафт под влиянием хозяйственной деятельности человека в своём населённом пункте. Есть ли у вас любимые места отдыха? В каком состоянии они находятся?

Цель работы: Уметь определять как меняется ландшафт под влиянием хозяйственной деятельности человека в своей местности.

Практическая работа №8

Тема: Собрать сведения о своём населённом пункте и описать его:

-название, откудо оно произошло;

-когда возникло;

-число жителей, чем занимаются;

-какие имеются учреждения образования, здравоохранения и культуры;

-какие есть достопримечательности.

Цель работы: Умение пользоваться информацией. Уметь её обрабатывать

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы урока

Сроки

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающегося

Практические работы

Домашнее задание




1

Введение.(1ч)

Физико-географическое положение.






Пограничные субъекты: особенности географического положения Брянской области,размеры территории, протяжённость.

Знать пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ.

Практическая работа№1

§1







Геологическое строение и рельеф.(3ч)



















2

Особенности геологичесгого строение.




Основные геологические эры, структуры земной коры.

Называть и показывать основные геологические эры, структуры земной коры.




§2




3

Полезные ископаемые.




Основные структуры земной коры.

Объяснять закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых.




§3




4

Рельеф.




Основные структуры земной коры.

Знать основные формы рельефа Брянской области. Объяснять образование и размещение форм рельефа.

Практическая работа№2

§4







Погода и климат(3ч)



















5

Особенности климата.




Климатообразующие факторы,влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.

Называть климатообразующие факторы, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа №3

§5




6

Сезоны года.




Климатообразующие факторы,особенности погоды в циклонах и антициклонах.

Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.




§6




7

Особенности погоды.




Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.


Практическая работа №4

§7







Воды.(3ч)



















8

Реки.




Распределение рек области по бассейнам.

Называть реки области по бассейнам.

Практическая работа №5

§8




9

Озёра и искусственные водоёмы.




Озёра и искусственные водоёмы области.

Называть крупные озера области.




§9




10

Болота и подземные воды.













§10







Почвы, растительность и животный мир.(3ч)



















11

Почвы.




Зональные типы почв, их главные свойства. Примеры мелиорации земель.

Называть зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель. Объяснять почвообразовательные процессы.




§11




12

Растительный мир.




Основные виды растительности.

Называть основные виды растительности.

Практическая работа №6

§12




13

Животный мир.




Основные виды животного мира.

Называть основные виды животного мира.





§13







Ландшафты и охраняемые территории.(2ч)



















14

Естественные и антропогенные ландшафты.




Естественные и антропогенные ландшафты.


Называть естественные и антропогенные ландшафты.

Практическая работа№7

§14




15

Охраняемые природные территории.







Знать охраняемые территории области.




§15




Экология и население(2ч).



















16

Современная экологическая обстановка.




Современная экологическая обстановка в области.

Знать современную экологическую обстановку области.




§16

17

Население и города.




Численность, размещение. Народы проживающие на территории Брянской области. Крупнейшие города.

Называть народы. Религии. Описывать особенности быта населения.Оценивать изменение в численности населения, изменение соотношение городского и сельского населения.

Практическая работа №8

§17





Учебно-методический комплект

1.Л.М.Ахромеев,И.В.Шарапаев, В.Т.Демихов, Ю.Г.Данилов.География родного края 6класс.Брянск., «Курсив», 2012-учебник.

2.География Брянской области 6 класс. Под общ.ред. Л.М.Ахромеева.Изд-во товарищество «Дебрянск»,

Брянск 1995.



3.География Брянской области 9 класс. Под ред. Л.М.Ахромеева.Изд-во товарищество «Дебрянск»,

Брянск 1995.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал