Пояснительная записка Людям,живущим в 21 веке приходится искать ответы на общечеловеческие вопросы: что нас ждёт в будущем? Чему учит нас прошлое? Важно отыскать альтернативу потребительскому отношению к природе, к лесным богатствам



Скачать 94.28 Kb.
Дата01.05.2016
Размер94.28 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Людям,живущим в 21 веке приходится искать ответы на общечеловеческие вопросы: что нас ждёт в будущем? Чему учит нас прошлое? Важно отыскать альтернативу потребительскому отношению к природе, к лесным богатствам.

Содержание факультативного курса «Лес и человек» помогает ответить на эти важные жизненные вопросы,т.к.включает материал,который предполагает формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с реальными экологическими проблемами современной жизни.

Тематическое планирование составлено из расчёта 34 часа за год (1 час в неделю) на основе авторской программы под редакцией Н.В.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротина. В содержании программы были внесены изменения: увеличено количество времени на изучение 1 и 2 разделов на 6 часов — в связи с тем, что дети 5 класса только начинают знакомиться с лесом и поэтому некоторые темы нужно раскрыть более подробно. И по 3 часа в каждом классе добавлено на практические занятия, имея школьный питомник и лесничество дети должны больше участвовать в конкретных практических делах. Увеличение времени на эти разделы произведено за счёт сокращения времени на 3 и 4 разделы.


ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Курс рассчитан на 68 часов (2 года обучения, 5-6 класс). Он состоит из следующих разделов.



  1. «Лес в нашей жизни» раскрывает общие понятия о лесе как основном типе растительного покрова земли. Важное место в разделе уделяется раскрытию ценности леса.Рассматривается средообразующее значение леса, его эстетическое значение, влияние леса на здоровье, экономическое значение леса. Завершается раздел изучением истории взаимоотношения леса и человека.

  2. «Леса планеты Земля» посвящён характеристике основных лесных сообществ мира. Особое место уделяется лесам нашей Родины и заповедным местам.

  3. «Проблемы лесопользования» включают изучение вопросов, касающихся определения и видов лесопользования. Акцентируется внимание на побочном пользовании лесом.

  4. «Влияние человека на состояние лесов» раскрывает последствия антропогенного влияния на лесную экосистему. Внимание учащихся обращается на лесные пожары, загрязнение лесов, их болезни.

  5. «Будущее лесов» посвящается способам изучения леса, ведения хозяйства в лесах планеты и сотрудничеству по охране лесов планеты.

Курс предусматривает практическую деятельность учащихся по изучению состояния лесов и их охраны. Практическая часть скорректирована с учётом местных условий и возможностей.

Личностно-ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие общения учащихся, предполагает использование лекций, дискуссий, игр, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Оно предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности. Наряду с учителями школы к занятиям будет пр ивлекаться лесничий (Пашков В.Н.)

Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии.

Программа курса

Раздел 1.Лес в нашей жизни.

Тема 1.Общее понятие о лесе.

Лес один из основных элементов земной поверхности. Лес и лесная промышленность. Понятие о лесном биогеоценозе. Лес как открытая экосистема. Лесное хозяйство и его задачи.

Тема 2.Многосторонняя ценность леса.

Средообразующая роль леса.

Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и диоксида углерода, влияние на микроклимат, ослабление воздействия радиации, защита от шума.

Почвозащитная роль леса.

Предохранение почвы от водной и ветровой эрозии, выдувания и разрушения плодородного слоя почвы. Сохранение влаги. Полезащитные функции леса. Роль леса в закреплении песков.

Водоохранная роль леса.

Лес как место обитания животных.

Лес и искусство. Лес как источник эстетического воспитания. Лес в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников. Лес и народное творчество.

Лес и здоровье. Лекарственные ресурсы леса. Лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.

Экономическое значение леса. Почему лес называют « зелёным золотом»? Группы лесов. Древесина — продукт леса. Пищевые продукты леса и их запасы. Дикорастущие лесные плодовые и ягодные растения, грибы.

Тема3. История взаимоотношений леса и человека.

Лес и религия. Культура древних охотников и собирателей и растения. Влияние древних и современных цивилизаций на леса. Вырубки, пожары, загрязнения атмосферы — современные факторы, влияющие на леса.

Глобальная проблема обезлесения. Охрана лесов в России и своей местности.


Раздел 2.Леса планеты Земля.

Тема 4.Основные лесные экосистемы мира и России.

Общая характеристика лесов мира.

Лесопокрытая площадь на различных материках и в различных странах. Лесоизбыточне и лесодефицитные районы. Лесистость территории.

Лесотундра. Географическое положение и особенности территории. Линия границы лесотундры в Евразии и Северной Америке. Влияние климата и хозяйственной деятельности на изменение границы лесотундры. Видовой состав растительности. Охрана природных комплексов лесотундры.

Леса умеренного пояса. Географическое положение и состав. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.

Хозяйственная деятельность человека в тайге. Таёжные леса на территории России. Европейская и Азиатская тайга. Лесоизбыточные и лесодифецитные районы России.

Видовой состав смешанных и широколиственных лесов. Смешанные и широколиственные леса России, их краткая характеристика.

Заповедники и заказники, национальные парки.

Лесостепь и степь. Лесные экосистемы в зоне лесостепи и степи, их особенности, характер распространения. Видовой состав и возрастающее значение леса в этой зоне. Фомы и методы лесоразведения.

Саванны и редколесья. Особенности лесных экосистем в этой зоне. Видовой состав растительности. Особенность отдельных представителей. Влияние климата на растительность. Хозяйственное использование леса, особенности его охраны.

Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники. ГП лесов, их состав, особенность различных видов растений. Природные комплексы,характерные для этой зоны. Влияние климата на видовой состав леса.

Переменно-влажные и муссонные леса. Географическое положение данного типа лесов. Тип климата, соответствующий их формированию. Видовой состав растительности, особенности отдельный видов. Хозяйственное использование лесов. Роль лесов в жизни населения. Особенности жизни и быта населения, связанные с лесом.

Влажные экваториальные леса. ГП, состав и особенности растительности, составляющей экваториальные леса. Характеристика отдельных растений. Влияние экваториальных растений на жизнь и быт местного населения. Влияние деятельности человека на экологию экваториального леса. Причины сокращения площади экваториальных и тропических лесов. Сохранение этих лесов.

Тема 5.Заповедные леса.

Жемчужины природы- заповедные леса. История заповедного дела в России и своей местности. Вклад И.Н.Бородина, А.П.Богданова, В.В.Докучаева в развитие заповедного дела. Современное состояние и проблемы заповедного дела в России. Красная книга.


Раздел 3.Проблемы лесопользования.

Тема 6.Лесопользование.

Лесопользование как юридически и экономически регламентированная совокупность форм и методов комплексного использования лесных богатств. Виды лесопользования: главный-заготовка древесины, промежуточный-заготовка древесины и второстепенных материалов, побочный-заготовка ягод, грибов, сенокошение. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства и других нужд.

Тема 7.Принципы лесопользования.

Основы лесного законодательства и основные принципы организации рационального лесопользования. Непрерывное и неистощительное лесопользование. Учёт лесного фонда. Промышленное лесопользование как вид главного лесопользования.

Тема 8.Рубки главного пользования.

Общие понятия о рубках леса и их размерах. Рубки главного пользования: сплошные, выборочные, постепенные. Комплекс по восстановлению лесов на вырубках.

Тема 9.Комплексное использование древесины.

Переработка древесины: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия. Основные районы заготовки древесины в Российской федерации. Экологические проблемы.

Тема 10. Лесная рекреация.

Рекреационная привлекательность лесов. Рекреационная оценка лесов РФ. Основы лесного законодательства. Рекреационные леса своей местности. Типы леса, используемые для отдыха. Воздействие рекреационных нагрузок на лесное общество. Использование, охрана и воспроизводство промысловых зверей, рыб, птиц.
Раздел 4. Влияние человека на состояние лесов.

Тема 11. Загрязнение окружающей среды и лес.

Виды загрязнителей. Загрязнение леса бытовыми и другими отходами и отбросами. Оценка влияния загрязнителей на лес. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды.

Тема 12.Лесные пожары.

Понятие о лесном пожаре. Причины возникновения и распространения лесных пожаров. Пожарная опасность в лесу. Виды лесных пожаров: низовой, верховой, почвенный. Способы и приёмы тушения. Техника безопасности при тушении. Действия человека при пожаре. Охрана лесов от пожаров в основах лесного законодательства.

Тема 13. Болезни и вредители леса.

Причины, вызывающие заболевания. Болезни леса: инфекционные и неинфекционные. Болезни, вызванные антропогенной деятельностью. Меры борьбы с заболеваниями.

Первичные вредители леса. Меры борьбы с ними. Вторичные вредители леса и меры борьбы с ними. Меры по защите леса. Прогнозирование размножения вредителей.


Тема 14. Лесовосстановление и лесоразведение.

Значение и цели лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Фонд лесовосстановления. Способы и методы создания и выращивания лесных культур, оценка их качества. Обеспечение лесокультурных работ районированными семенами и посадочным материалом.

Тема 15.Влияние рекреационной деятельности человека на лес.

Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Значение национальных парков в рекреационных целях. Воздействие человека на лес. Вытаптывание. Правила поведения в лесу. Пути оптимизации рекреационного пользования.

Тема 16. На службе у леса.

Профессии, связанные с лесом. Государственная лесная охрана, её задачи, обязанности. Знаменитые лесоводы России: К.Ф. Тюрмер, Д.М. Кравчинский и др. Юные помощники леса. Школьные лесничества. Правовые вопросы охраны леса.


Раздел 5. Будущее лесов.

Тема 17. Методы изучения лесов.

Мониторинг как процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния лесной экосистемы. Анализ факторов среды. Изучение влияния человека на жизнь леса. Современные методы изучения лесов.

Тема 18. международное сотрудничество по охране лесов на планете.

История, цели, принципы, формы сотрудничества. Основные международные организации, занимающиеся охраной лесов. Основные правовые документы по охране лесов на планете. Участие России в международном сотрудничестве по охране лесов.
Практикум «Наша помощь лесу»

Изучение леса

1.Определение видового разнообразия в ближайшем лесу.

2.Составление комплексной характеристики лесов своей местности.

3. Анализ влияния факторов среды на видовое многообразие леса.

4. Изучение влияния деятельности человека на жизнь леса.

5. Сбор и обобщение материалов по истории заповедного дела своей местности.
Лесные робинзоны.

1. Лесная аптека.

2. Ориентация в лесу.

3. Лесная кладовая.

4. Правила поведения в лесу. Кодекс туриста.
Наша помощь лесу.

1. Опытничество и исследования в лесничествах.

2. Производство лесных культур.

3. Лесное семенное дело.

4. Охрана лесов от пожаров.

5. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.

6. Работа в школьном лесничестве.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать:

-имена учёных, которые внесли большой вклад в изучение леса;

-иметь общее представление о лесе и его задачах;

-в чём заключается ценность леса;

-историю взаимоотношений леса и человека;

основные лесные экосистемы мира и России;

заповедные территории своей области и района;

-проблемы лесопользования;

-правила поведения в лесу.
Учащиеся должны уметь:

-определять видовой состав деревьев и кустарников;

-составлять комплексную характеристику леса;

-ориентироваться в лесу.

Литература.
Баландин В.В., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.М.,1988

Мелихов И.С. Лесоведение. М.,1980

Основы лесного законодательства РФ.М.,1993

Тихонов А.С. Лесоведение. М.,1995

Шуваев Ю.Б. Роль лесничего в государственной охране. М.,1995

Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.,1994



Яншин Л.Л. Уроки экологических просчётов. М.,1991

Подшивки журналов «Лес и человек».



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал