Пояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп



Скачать 380.91 Kb.
Дата26.04.2016
Размер380.91 Kb.
ТипПояснительная записка






Пояснительная записка
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные процессе изучения дисциплин «История», Философия», «Общая и неорганическая химия».

Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» является методологической основой для изучения дисциплин: «Аналитическая химия и ФХМА», «Органическая химия», «Физическая химия», «Общая химическая технология», «Коллоидная химия».

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы (108 академических часов).



2. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, приобретение знаний и умений по осмыслению научной картины мира и важнейших достижений, как отдельных наук, так и естествознания в целом; способности самостоятельно анализировать принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира: системность, историчность, универсальный эволюционизм, теорию самоорганизации; развивать диалогическую сущность сознания, способствовать глубочайшему влиянию естественнонаучного знания на культуру, как отдельной личности, так и человечества в целом.

Задачи изучения дисциплины:

– определить роль и специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, их связей с особенностями мышления;

– сформировать представления о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

– сформировать понимание роли фундаментальных законов природы, составляющих основу современной естественнонаучной области знаний;

– сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для осмысления и дальнейшего изучения различных областей естествознания;

– развить способности к творчеству, в том числе к научно-исследо­вательской работе, и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний в различных областях естествознания;

– сформировать знания о функционировании планеты Земля как сложной гетерогенной природной системы;

– сформировать знания о месте и роли человека в природе, включая его деятельность в космическом пространстве;

– сформировать знания об эволюционной картине Вселенной как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира;

– развить критическое, научное мышление через совершенствование умений работы с веществом, полями, информацией;

–сформировать активное владение концепциями естественнонаучной картины мира;

– развить навыки эффективной самостоятельной работы;

– сформировать готовность к организации и проведению опытно–экспериментальной и исследовательской работы.

3. Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям

Приступая к освоению дисциплины, обучающийся должен

знать: основные факты, законы, теории, изучаемые в курсах физики, химии, биологии средней школы, особенности исторического развития естествознания;

уметь: решать задачи по физике, химии, биологии в пределах курсов естественных наук средней школы;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) знанием концепций природы, человека и общества, изучаемых в средней школы.
4. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:



№ п.п.

Формируемые компетенции

Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям

индекс

компетенция

индекс

результат

1.

ОК-10

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью и готовностью к мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем

З-1

междисциплинарное динамическое описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении и общественном сознании

У-1

понимать методологию дисциплины, состоящую в восхождении через уровни организации эволюционирующего материального мира к человеку как биопсихосоциальному существу, затем – к взаимодействиям биосферы и цивилизации

В-1

навыками аргументации, ведения дискуссии и проблематики

В-2

навыками работы с научной литературой

2.

ОК-11

анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни

З-2

смену методологий, концепций и парадигм в общекультурном, историческом контексте

У-2

целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений

В-3

компетентности в области научного знания, взаимоотношений человека и природы, взаимосвязи естественнонаучной и гуманитарной культуры


5. Структура дисциплины

Мировосприятие и научное мировоззрение. Методологические основы современной науки. Научные картины мира и их эволюция. Биосфера и цивилизация.



6. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, коллоквиумы, диспуты и т.д.



7. Формы контроля

Оценка качества освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» включает текущий контроль успеваемости (опрос, проверка конспектов, контрольные работы, презентации, тестирование, реферат и др.) и промежуточную аттестацию – зачет.

Критерии оценки индивидуальных образовательных результатов (достижений) определяются в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе и технологической картой дисциплины.

Содержание дисциплины
Раздел I. Мировосприятие и научное мировоззрение. Методологические основы современной науки
1.1. Наука и культура

Наука в системе культуры. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Специфика научного знания, его критерии и признаки. Функции науки. Естествознание и наука. Естественные, общественные, технические, гуманитарные и антропологические науки, их специфика и взаимосвязь. Единство науки и научный метод. Общелогические, общенаучные и частнонаучные методы научного познания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь. Специфические особенности естественнонаучной культуры. Техническая и гуманитарная составляющие естественнонаучного знания. Технократизм и сциентизм. Проблема гуманитаризации естественнонаучного и технического знания и образования. Естествознание и ценностные ориентиры общества. Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Наука, философия и религия. Новые возможности диалога.


1.2. Исторические периоды развития естествознания

Этапы развития естествознания как основные вехи в переоценке положения человека в окружающем мире. Познавательные модели в истории науки.

Проблема возникновения науки. Наука в цивилизациях древности. Древнегреческая культура: формирование первых естественнонаучных программ. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации. Хаос и Космос. Субстанция. Мир как число. Атомистическое учение. Физика и космология. Аристотель. Геометрия Евклида. Механика Архимеда. Геоцентризм.

Естествознание эпохи Средневековья. Традиции познавательной деятельности. Возникновение университетов.Преобразования в науке в эпоху Возрождения. Антропоцентризм. Гелиоцентрический поворот. Особенности познания природы в Новое время. Современное естествознание: достижения, противоречия. Перспективы развития науки.


1.3. Структура естественнонаучного знания

Факты, законы, теории в структуре естественнонаучного знания. Язык естественной науки. Качественные, сравнительные и количественные термины в языке естественной науки. Роль измерения в естественных науках. Термины наблюдения и теоретические термины. Физика как лидер современного естествознания. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного знания, их взаимосвязь. Эмпирические и теоретические законы, методы их открытия и обоснования. Индукция и дедукция. Теория в структуре естественнонаучного знания. Функции естественнонаучной теории (описание, объяснение, предсказание). Теории эмпирического и теоретического уровней естественнонаучного знания. Принцип наблюдаемости. Естественнонаучная картина мира в структуре естественнонаучного знания.

Концепции роста естественнонаучного знания. «Третий мир» и «эпистемология без субъекта знания» К. Поппера. Проблемы, гипотезы, верификация, фальсификация в попперовской модели роста естественнонаучного знания. Научно-исследовательские программы в концепции роста естественнонаучного знания И. Лакатоса. Структура научной революции в концепции роста естественнонаучного знания Т. Куна. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда. Место и роль естественнонаучной картины мира в историческом развитии естествознания.

Раздел II. Научные картины мира и их эволюция
2.1. Механистическая картина мира и классическая механика

Картина природы в античной и средневековой философии. Атомистическая философия природы и физика Аристотеля как исторические предпосылки механистической картины мира. Система мира Аристотеля-Птолемея. Механика Архимеда. Картина природы в средневековой философии. Роль Н. Коперника, Н. Кузанского, Дж. Бруно, И. Кеплера в переходе к механистической картине мира. Р. Декарт и Ф. Бэкон о методе изучения природы. Роль Г. Галилея в создании классической механики и механистической картины мира. И. Ньютон как создатель классической механики и механистической картины мира. Эмпирические и теоретические основания классической механики. Законы механики И. Ньютона. Принцип относительности Г. Галилея. Понятие тяготения и закон всемирного тяготения. Дальнодействие и близкодействие. Пространство, время, субстанция, движение, взаимодействие, закон, причинность, необходимость и случайность в механистической картине мира.

Развитие естествознания в рамках механистической картины мира. Небесная механика и астрономия в механистической картине мира. Классическая термодинамика и статистическая механика о природе и законах теплоты. Развитие оптики в XVII-XIXв.в. Учение об электричестве и магнетизме в рамках механистической картины мира. Развитие химии в XVII-XIX в. в. Биология в рамках механистической картины мира.
2.2. Электродинамическая картина мира. СТО и ОТО. «Мир Минковского»

Развитие электродинамики в рамках механистической картины мира. Электростатика. Закон Кулона. Магнитостатика. Магнитное действие электрического тока. Закон Эрстеда. Понятие силового электромагнитного поля и закон электромагнитной индукции (М. Фарадей). Электромагнитный эфир как механическая среда. Теория электромагнитного поляДж.К. Максвелла. Электромагнитные волны: теоретическое предсказание и опытное обнаружение. Свет как электромагнитные волны. Объединение оптического и электромагнитного эфира. Проблема обнаружения движения относительно мирового эфира с помощью оптических опытов.

Эмпирические предпосылки специальной теории относительности. Преобразования Фитцджеральда-Лоренца. Создание специальной теории относительности А. Эйнштейном. Принцип относительности и принцип постоянства скорости света как теоретические основания СТО. Геометрия четырёхмерного пространства-времени Г. Минковского и интерпретация кинематических эффектов СТО. Одновременность событий. Пространственноподобный и времениподобный интервал. «Световой конус». Принцип причинности в СТО.

Теоретические предпосылки и эмпирические основания общей теории относительности (ОТО). Эквивалентность тяготения и сил инерции, «тяжёлой» и «инертной» массы. Искривление пространства-времени и тяготение. Связь геометрии и гравитации. Уравнения Эйнштейна.


2.3. Квантовомеханическое понимание природы

Рождение и развитие представления о квантах (М. Планк, А. Эйнштейн). Квантовая теория света. Объяснение фотоэффекта.

Модель атома Н. Бора. Постулаты Бора. Неприменимость классической физики к описанию явлений макромира. Квантово-механическая картина мира. Концепция неопределенности в квантовой механике. Корпускулярно-волновой дуализм и вероятностный характер предсказаний в квантовой механике. Соотношения неопределённостей (Гейзенберг) и принцип дополнительности (Бор). Классический и вероятностный детерминизм. Концепция детерминизма и статистические законы.
2.4. Перспективы создания квантово-полевой картины мира.
Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира

Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Понятие элементарности. Свойства элементарных частиц и вопрос о структуре элементарных частиц. Виды взаимодействия: сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Развитие концепции атомизма. Кварковая модель адронов. Перспективы объединения концепции атомизма, дискретности и непрерывности, целостности, системного подхода в познании фундаментальных физических свойств материи.

Химия как наука о свойствах и превращениях веществ. Основные положения теоретической химии. Виды химических связей. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Системный подход к изучению веществ.

Концептуальные уровни в познании веществ. Учение о составе. Хими­ческий элемент и химическое соединение. Проблема вовлечения химических элементов в производство новых материалов. Структурная химия. Целенаправленное качественное преобразование веществ, проблемы неорганической химии. «Органический синтез». Учение о химических процессах. Проблема управления химической реакцией. Химическая термодинамика и химическая кинетика. Эволюционная химия. Проблема самопроизвольного синтеза новых химических соединений, являющихся более сложными и высокоорганизованными продуктами по сравнению с исходными веществами. Биокатализ. Роль ферментов в синтезе новых химических соединений. Химическая эволюция как саморазвитие открытых каталитических систем. Характеристика предела химической эволюции и перехода от хемогенеза к биогенезу.

Звездная форма бытия космической материи. Звезды, звездные скоп­ления, галактики, Метагалактика, Метагалактика и Вселенная. Роль грави­тационного взаимодействия при возникновении и существовании мега­объектов. Планеты. Гипотезы их происхождения. Теории происхождения сол­нечной системы (Кант-Лаплас, Джинс, Альфвен-Хойл).

Космологические модели Вселенной. Геоцентрическая модель Космоса Аристотеля - Птолемея. Идея бесконечности (Н. Кузанский, Д. Бруно). Гелиоцентрическая модель Н. Коперника. «Разрушение» космоса. Природа как универсум (Вселенная). Стационарные модели Вселенной: И. Ньютон и А. Эйнштейн. Явление красного смещения и разбегания га­лактик. Не­ста­ционарные модели Вселенной: «расширяющаяся» Вселенная де Ситтера и «пульсирующая» Вселенная А. Фридмана.

Проблема бесконечности Вселенной. Концепция космологической эволюции. Открытие реликтового изучения. Теория «Большого взрыва». Стандартная модель эволюции Вселенной.
2.5. Теория самоорганизации (синергетика)

Понятие синергетики и самоорганизации. Предпосылки возникновения теории самоорганизации. Значение работ Г. Хакена и И. Р. Пригожина для развития синергетики. Свойства самоорганизующихся систем. Термодинамика неравновесных процессов. Второе начало термодинамики.

От моделирования простых систем к моделированию сложных. Идеи самоорганизации в современной науке. Закономерности самоорганизации. Простые и сложные аттракторы. Диссипативные структуры. Самоорганизация в живой и неживой природе. Глобальный эволюционизм. Применимость синергетических представлений к исследованию социальных систем.

Раздел III. Биосфера и цивилизация
3.1. Особенности биологического уровня организации материи. Концепция биологической эволюции. Проблемы генетики и перспективы её развития

Жизнь как особая материальная система, особая форма движения мате­рии. Жизнь как роет, репродукция, наследственность, изменчивость. Борьба за существование и естественный отбор, организованность, инфор­мативность, упорядоченность. Многокачественность и иерархичность жизни. Уровни жизни (молекулярно-генетический, клеточный, тканево-органный, организменный, популяционный, биоценотический, экосистемный, биосферный). Фундаментальные свойства живых систем. РНК – первая самореплицирующаяся молекула, представляющая генетический код в предбиологической эволюции. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Вещественный состав клетки. Прокариоты и эукариоты.

Основные подходы к проблеме происхождения жизни. Гипотеза А. И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни. Роль малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем.

Биологическая эволюция. История Земли и биосферы. Геохроноло­гическая шкала. Различные представления о зарождении жизни (гипотезы самозарождения, панспермии, креационизм). Концепция эволюции в био­логии. Основные предпосылки (идеи Ламарка, Бюффона), задачи и про­блемы эволюционной теории. Учение о биологической эволюции Ч. Дар­вина. Наследственность, изменчивость и естественный отбор как движущие силы эволюции. Мутации и модификации. Слабые стороны эволюционного учения Ч. Дарвина. Представления о возможности целенаправленной и нейтральной эволюции (А. Уоллес, Л.С. Берг, Э. Бауэр, Д. Дана и др.). Концепции прерывистой эволюции. Эволюция и законы генетики. Основные направления и задачи генетики. Генетика и практика: проблемы и перспекти­вы. Современная «синтетическая теория эволюции». Мутации, изоляция и популяционные волны. Формы естественного отбора. Явление ароморфоза. Микро- и макроэволюция.

Изменение представлений об устройстве мира живого в ХХ веке.

Роль достижений биологических наук в продлении жизни, борьбе с болезнями, развитии биотехнологии; клеточная и генная инженерия, селекция, клонирование. Роль биологического знания в решении социальных про­блем. Переоценка ценностей на пороге XXI века: необходимость перехода от парадигмы антропоцентризма к парадигме биоцентризма для сохранения жизни на Земле. Ответственность человека и человечества за выживание всех форм жизни, «право на смерть», правомерность проведения научных экспериментов над животными и человеком. Основные принципы биоэтики. «Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) как возможная этическая основа взаимодействия человека и биосферы.


3.2. Система «человек--природа--общество». Биосфера. Ноосфера

Основные проблемы экологии как науки. Законы социоэкологии.

Человек и биосфера. Экология человечества: проблемы демографии, развития технологической цивилизации, ресурсов биосферы. Антропоген­ное воздействие на природу. Нелинейные и парадоксальные эффекты ан­тропогенных воздействий. Экологический кризис. Критерии кризиса и ка­тастрофы. Доантропогенные и антропогенные кризисы. Принципы рацио­нального использования и охраны природы. Экологические проблемы ур­банизации и пути ИХ решения.

Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса.Экологическое прогнозирование. Римский клуб. Институт всемирных на­блюдений Л. Брауна. Сценарии будущего человечества. Экологическое воспитание и образование. Новые типы обучения. Экологическая культура и планетарное мышление.

Биосфера как продукт взаимодействия живого и косного вещества. Учение В. В. Вернадского о биосфере. Функциональная целостность био­сферы. Биосфера, ее эволюция и космические циклы. Учение о ноосфере (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский). Ответственность чело­вечества за судьбу Вселенной (идеи русского космизма).
3.3. Наука в современном обществе

Ценностное измерение научной деятельности. Социальные и аксиологические основания науки. Достижения биотехнологии, генетики и этика науки. Генная инженерия. Экология человека: технологический, социальный и психофизический аспекты. Техногенные катастрофы ХХ века. Проблемы охраны среды жизни в контексте современных технологических открытий. Экологические, антивоенные и антиглобалистские движения. Космоэкоантропология. Перспективы развития цивилизации в космоэкологическом аспекте.

 Основные факторы, влияющие на формирование научной картины. Главные научные и технологические достижения второй половины XX века. Информатизация общества. Проблемы, стоящие перед человечеством и наукой в начале XXI века. Возрастание экологической нагрузки и глобальные проблемы современности. Теория «устойчивого развития» и ее реализация. Наука и мировое сообщество перед лицом глобальных проблем. Альтернативные сценарии будущего развития человечества.
Содержание лекционного курса
Темы, выносимые на лекционные занятия
1. Наука и культура

2. Структура естественнонаучного знания

3. Механистическая картина мира и классическая механика

4. Электродинамическая картина мира. СТО и ОТО. «Мир Минковского»

5. Квантовомеханическое понимание природы

6. Перспективы создания квантово-полевой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира

7. Особенности биологического уровня организации материи. Концепция биологической эволюции. Проблемы генетики и перспективы её развития

Содержание практических занятий
1. Наука и культура

Наука в системе культуры. Научный метод. Естественные и гуманитарные науки. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Техническая и гуманитарная составляющие естественнонаучного знания. Технократизм и сциентизм. Проблема гуманитаризации естественнонаучного и технического знания и образования


2. Структура естественнонаучного знания

Факты, законы и теории в структуре естественнонаучного знания. Язык естественной науки. Физика как лидер современного естествознания. Эмпириче­ский и теоретический уровни в физическом знании. Функции физической теории (описание, объяснение, предсказание). Термины наблюдения и теоретические термины. Индукция и дедукция. Эмпирические и теоретические за­коны. Принцип наблюдаемости. Физическая картина мира, ее роль в становлении и развитии физической теории


3. Развитие естественнонаучного знания

Концепции роста естественнонаучного знания (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд). Научно-исследовательские программы в истории естествознания. Понятие научной революции. Основные исторические этапы в развитии естествознания. Место и роль научной (физической) картины мира в развитии естествознания


4. Механистическая картина мира и классическая механика

Становление классической механики и механистической картины мира. Физика Аристотеля и атомизм древних. Научный метод Г. Галилея. Эмпирические основания механики и механистической картины мира. Принцип относительности Г. Галилея. Понятие тяготения. Дальнодействие и близкодействие. Законы механики И. Ньютона. Пространство, время, движение, взаимодействие, причинность в классической механике и в механистической картине мира


5. Развитие естествознания в рамках механистической картины мира

Развитие физических наук в рамках механистической картины мира. Развитие химии в XVIII – XIX веках.Науки о жизни в XVIII – XIX веках. Диа­лектические идеи в естествознании XIX века


6. Эмпирические и теоретические предпосылки электро­динамической картины мира

Закон электромагнитной индукции: эмпирическое и теоретическое обоснование (Фарадей, Максвелл). Электромагнитное поле и механический эфир. Уравнения Максвелла. Проблема движения относительно мирового эфира. Эмпирические основания специальной теории относительности (СТО). Теоретические основания СТО. Преобразования Фитцджеральда-Лоренца


7. Электродинамическая картина мира

Четырехмерный континуум событий. «Мир Минковского». Масса, импульс и энергия в СТО. Одновременность событий. «Световой конус». Принцип причинности в СТО. Теоретические предпосылки и эмпирические основания общей теории относительности (ОТО). Эквивалентность тяготения и сил инерции. Эквивалентность тяжелой и инертной массы. Искривление пространства-времени и тяготение. Космологические модели Вселенной


8. Квантовомеханическое понимание природы. Перспективы создания квантово-полевой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира

Эмпирические основания квантовой механики. Законы излучения и фотоэф­фекта. Гипотеза М. Планка. Метод математической гипотезы в современной физике. Теория атома Н. Бора. Принцип соответствия. Теория атомных спектров. Периодическая система элементов. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. «Волны материи» Луи де Бройля. Волновая механика Э. Шредингера и матричная механика В. Гейзенберга. Квантовая механика как физическая теория. Философские основания квантовой механики. «Копенгагенская» интерпретация квантовой механики. Современное представление о строении материи. Особенности мира элементарных частиц. Современный атомизм. Сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия. Структурные уровни организации материи. Современные представления об эволюции Вселенной. Гипотеза «Большого взрыва»


9. Вещество и химические превращения в природе

Предмет познания и проблемное поле химической науки. Уровни развития химических знаний, концептуальные системы химии: 1) химический элемент и химическое соединение; 2) структурная химия; 3) учение о химических процессах; 4) эволюционная химия. Вклад работ российских ученых в развитие химических знаний (М. В. Ломоносов, А.П. Бородин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. Д. Зелинский, С. В. Лебедев). Закономерности химических преобразований во Вселенной. Зависимость химических свойств вещества от состава вещества, его структуры и состояния химической системы. Значение катализаторов. Химические взаимосвязи и химические системы. Неорганическая, органическая и эволюционная химия. Общая теория химической эволюции и биогенеза. Перспективы развития химических знаний


10. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биологической эволюции

Специфика биологического уровня организации материи. Качественное отличие живого и неживого. Сущность жизни. Структурные уровни живого. Иерархия живых систем. Организации и классификации живого. Система воспроизводства и развития живых систем. Генетический и молекулярный уровень исследования. Генетика и некоторые генетические закономерности. Понятие об эволюции. Закономерности эволюционного приспособления живого. Эволюция по Дарвину. Современная теория эволюции. Прогресс и регресс живого. Цель и средство эволюционной приспособляемости. Антропосоциогенез. Основные версии. Эволюционное развитие человека
11. Система «человек-природа-общество». Биосфера. Ноосфера 

Основные понятия экологии. Экологическое равновесие. Гомеостаз экосистем и его механизм. Человек в биосфере. Экология человечества: проблемы демографии, развитие технологической цивилизации. Ресурс биосферы. Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис и его критерий. Принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Концепция «устойчивого развития» (экоразвития). Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса. Сценарии будущего человечества.


Содержание самостоятельной работы


№ п.п.

Раздел или тема, выносимые на самостоятельное изучение

Виды и содержание самостоятельной работы

Формы контроля, оценочные средства

1.

Исторические периоды развития естествознания

Выделить этапы развития естествознания, рассмотреть, особенности познания природы в выделенных исторических периодах, проанализировать и сравнить их с достижения современного естествознания. Сделать аналитический обзор литературы

текущий контроль: сравнительный анализ, аналитический обзор литературы

2.

Проблема детерминизма и причинности в современной физике

 


Рассмотреть роль динамических и статистических законов в современном естествознании

текущий контроль: конспект

3.

Концепция ноосферы

Рассмотреть закономерности развития экосистем. Проанализировать идеи о ноосфере: Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден. Дать определение понятию ноосферы В.И. Вернадского. Проанализировать параметры становления этапа ноосферы. Показать развитие ноосферных идей и альтернативных концепций в работах российских авторов

текущий контроль: аналитический обзор литературы, коллоквиум

4.

Теория самоорганизации (синергетика)

Дать понятие «синергетики». Рассмотреть предпосылки возникновения теории самоорганизации. Изучить значение работ Г. Хакена и И. Р. Пригожина для развития синергетики. Рассмотреть применение законов термодинамики в природе и синергетических представлений к исследованию социальных систем

текущий контроль: аналитический обзор литературы, реферат



Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам
Тема 1. Исторические периоды развития естествознания

1. Естествознание: классика и современность.

2. Фундаментальные парадигмы классического естествознания.

3. Фундаментальные парадигмы естествознания ХХ века.



Тема 2. Проблема детерминизма и причинности в современной физике

1. Микро-, макро- и мегамир: единство и различие.

2. Динамические и вероятностные закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

Тема 3. Концепция ноосферы

1. Понятие ноосферы.

2. Признаки ноосферы.

3. Концепция «устойчивого развития»



Тема 4. Теория самоорганизации (синергетика)

1. Понятие синергетики.

2. Предпосылки возникновения теории самоорганизации.

3. Значение работ Г. Хакена и И. Р. Пригожина для развития синергетики.

4. Свойства самоорганизующихся систем.

5. Идеи самоорганизации в современной науке.

6. Простые и сложные аттракторы.

7. Диссипативные структуры.

8. Самоорганизация в живой и неживой природе.

9. Применимость синергетических представлений к исследованию социальных систем.


Примерный перечень вопросов к коллоквиуму

Тема: Концепции происхождения и развития Вселенной

1. Как соотносятся понятия «Метагалактика» и «Вселенная»?

2. Антропный принцип в космологии.

3. Принципиальное различие стационарной и нестационарной моделей Вселенной.

4. Космологические принципы.

5. «Красное смещение».

6. Сущность космологической модели расширяющейся Вселенной.

7. Смысл «инфляционного сценария» развития Вселенной.

8. Классификация галактик.

9. Какие свойства Вселенной подтверждают эволюционную концепцию?

10. Какие процессы являются источником солнечной энергии?
Тема: Экологические закономерности в биосфере

 1. Биосфера как сложноорганизованная глобальная система.

 2. Эволюция биосферы в свете концепции катастрофизма.

 3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

 4. Единство биосферы и человека у В. И. Вернадского.

 5. Биосферные кризисы в истории Земли.


Тема: Наука в современном обществе

 1. Информатизация общества.

 2. Охрана окружающей среды.

3. Успехи генной инженерии и биоэтика.

 4. Освоение космического пространства.

Содержание научно-исследовательской работы


№ п.п.

Наименование раздела или темы

Виды и содержание научно-исследовательской работы

Формы контроля, оценочные средства

1.

Исторические периоды развития естествознания


подготовка реферата, докладов

защита реферата

2.

Теория самоорганизации (синергетика)


конспектирование первоисточников, аналитический обзор литературы

конспект

3.

Концепции происхождения и развития Вселенной

подготовка доклада, аналитический обзор литературы

доклад, коллоквиум

4.

Происхождение человека. Антропосоциогенез

аналитический обзор литературы

конспект

5.

Наука в современном обществе

аналитический обзор литературы, подготовка реферата

защита реферата



Примерные темы рефератов
Тема: Наука и культура

1. Естествознание в системе научного знания.

2. Панорама современного естествознания.

3. Достижения и противоречия современного естествознания.

4. Философия, религия, наука: взаимодействие и взаимоотношения.

5. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания.

6. Научное знание, его структура и развитие.

7. Проблема демаркации научного знания: К. Поппер.

8. Теория науки Т. Куна.

9. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

10. Теория развития научного знания П. Фейерабенда.
Тема: Исторические периоды развития естествознания

1.Развитие естествознания от античности до наших дней.

2. Античное истолкование природы.

3. Ренессанс и его представители в естествознании.

4. Гелиоцентрическая система Н. Коперника.

5. Галилео Галилей в истории естествознания.


Тема: Теория самоорганизации (синергетика)

 1. Идеи самоорганизации в современной науке.

 2. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Тема: Происхождение и развитие Вселенной

1. Космологические модели в истории науки.

2. Модели Вселенной в релятивистской космологии.

3. Строение и эволюция Вселенной.

4. Вселенная вчера, сегодня, завтра.

5. Антропный принцип и тонкая подстройка Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.


Тема: Особенности биологического уровня организации материального мира

1. Концепции происхождения жизни.

2. Особенности биологического уровня организации материального мира.

3. Развитие системы биологического знания.

4. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов и современность.

5. Синтетическая теория эволюции.

6. Сознание человека.

7. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.

8. «Естественное» и «искусственное» в современном человеке.

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие культуры. Наука как компонент духовной культуры.

2. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Их специфика, взаимодействие, взаимосвязь.

3. Естественнонаучное и гуманитарное понимание и предвидение явлений.

4. Дифференциация и интеграция наук в современных условиях.

5. История естествознания: этапы развития.

6. Типы познания мира. Специфика научного познания.

7. Наука как системное образование. Средства научного познания.

8. Структура научного знания. Уровни научного знания.

9. Методы эмпирического исследования.

10. Методы теоретического исследования.

11. Взаимосвязь уровней научного знания.

12. Философия и методология науки.

13. Проблема демаркации научного знания. К. Поппер и его программа фальсификационизма.

14. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

15. Концепция развития научного знания Т. Куна.

16. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

17. Естественнонаучная картина мира.

18. Механистическая картина мира.

19. Электромагнитная картина мира.

20. Открытия 20-го столетия и преобразование естественнонаучной картины мира.

21. Представления о пространстве и времени в классической механике.

22. Понятия пространства и времени в Специальной и Общей теории относительности.

23. Вероятностные (статистические) законы.

24. Классический и вероятностный детерминизм.

25. Идеи самоорганизации в современной науке.

26. Самоорганизация в живой и неживой природе.

27. Космология как наука о структуре и эволюции Вселенной, ее мировоззренческое значение.

28. Модели Вселенной: стационарная модель и модель «горячей» Вселенной.

29. Концепция космической эволюции о происхождении и развитии Вселенной.

30. Структурные уровни организации материального мира. Поле и вещество.

31. Элементарные частицы и силы в природе.

32. Теория фундаментальных взаимодействий в природе.

33. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм.

34. Квантовая механика. Принцип дополнительности и соотношение неопределенностей.

35. Предмет познания и проблемное поле химической науки.

36. Уровни развития химических знаний.

37. Химические взаимосвязи и химические системы. Перспективы развития химических знаний.

38. Концепции происхождения жизни.

39. Формы и уровни жизни.

40. Этапы развития биологии.

41. Эволюционные теории в биологическом знании.

42. Биосфера как система жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

43. Экологический подход к биологическим системам.

44. Экологические системы и экологические взаимоотношения.

45. Интегральная природа человека.

46. Эволюционная теория происхождения человека. Этапы антропогенеза.

47. Сознание человека. Сознательное и бессознательное.

48. Ноосфера: понятие и основные компоненты.

49. Концепция коэволюционного развития биосферы и человечества.

50. Социально-этические проблемы генной инженерии. Этика науки.

51. Естествознание и нравственность. Роль нравственных ограничений и запретов в развитии цивилизации.

52. Развитие новых технологий и окружающая среда.

53. Освоение космоса как этап развития человечества.

54. Глобальные проблемы современного общества.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
Основная
  1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебное пособие Садохин А.П., Рыбалов Л.Б. Юнити-Дана • 2012 . - 415 с. http://www.knigafund.ru/books/149284

  2. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: Учебник Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Дашков и К 2012. - 540 с http://www.knigafund.ru/authors/28350

  3. Котов Г.И. Концепции современного естествознания: курс лекций: учебное пособие Котов Г.И., Безрядин Н.Н., Прокопова Т.В., Сыноров Ю.В. ВГУИТ • 2014. - 101 с http://www.knigafund.ru/authors/31802

Дополнительная



  1. Бялко А. В. Наша планета Земля. Новосибирск, 1989.

  2. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

  3. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека. Естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов на Дону, 1994.

  4. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с нау­кой. М., 2000.

  5. Гальперин М. В. Общая экология. М.: ФОРУМ, 2007.

  6. Гейзенберг Е. Шаги за горизонт. М., 1987.

  7. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

  8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Высшее образование, 1999.

  10. Грин Н., Стаут К., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М., Мир, 1993.

  11. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.

  12. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

  13. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М., 2000.

  14. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ В. О. Голубинцев ( и др.); под общ. ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  15. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

  16. Общее естествознание и его концепции: Учеб.пособие / В.Г. Рау.

М.: Высш. шк., 2003.

  1. Основы современной философии. СПб, 2004.

  2. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М., 1999.

  3. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

  4. Физика микромира. М., 1980.

  5. Хрестоматия по истории философии. М., 1994. Часть I, II.

  6. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

  7. Эмсли Дж. Элементы. М., 1993.

  8. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 2006.

  9. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов, доп. МО РФ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. 704 с.

  10. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов, рек. МО РФ / Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ, 2007. 287 с.

  11. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов, рек. МО РФ / С.Г. Хорошавина. 4-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 479 с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурс


  1. http://www.edu.ru - Российское образование - Федеральный портал

  2. http://www.elementy.ru - сайт, содержащий информацию по всем раз­де­лам дисциплины

  3. http://nrc.edu.ru/est - электронный учебник Аруцев А. А. и др. «Концепции современного естествознания»

  4. http://www.naturalscience.ru - сайт, посвященный вопросам естествознания

  5. http://ru.wikipedia.org - сетевая энциклопедия «Википедия»

  6. http://www.raen-noos.narod.ru - о ноосфере на сайте Российской академии естественных наук

  7. http://www.rsl.ru/ - Российская Государственная Библиотека

  8. http://www.lib.km.ru/ - Электронная библиотека

  9. http://www.rvb.ru/ - Русская виртуальная библиотека

  10. http://txt.elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека http://www.lib.msu.su/index.html - Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 

  11. http://www.universalinternetlibrary.ru/ - Всемирная электронная библиотека

  12. http://unilib.chel.su/ - Челябинская областная универсальная научная библиотека

  13. http://www.nbuv.gov.ua/ - Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, Киев

  14. http://orel.rsl.ru/index.shtml - Открытая русская электронная библиотека

  15. http://www.reglib.natm.ru/ - Новгородская областная универсальная научная библиотека

  16. http://www.pskovlib.ru/ - Псковская областная универсальная научная библиотека (ПОУНБ)

  17. http://www.lib.tsu.ru/ - Научная библиотека Томского государственного университета

  18. http://www.lib.pu.ru/ - Научная библиотека санкт-петербургского государственного университета

  19. http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/- Фундаментальная библиотека СПб ГПУ



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторная база для лекций

Кабинет, оснащенный организационно-техническими средствами и аудиовизуальным фондовым материалом

Компьютеры

Проекторы

Компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет



Схема распределения учебного времени

по видам учебной деятельности
Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы (108 академических часов)


Виды учебной деятельности


Трудоемкость, час


Общая трудоемкость

108

Аудиторная работа

36

в том числе:

лекции


практические занятия

14

22


Самостоятельная работа

72

Промежуточная аттестация

зачет


Схема распределения учебного времени по семестрам



Виды учебной деятельности


Трудоемкость, час

3 сем.

Всего

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа

36

36

в том числе:

лекции


практические занятия

14

22


14

22


Самостоятельная работа

72

72

в том числе:

реферат


контрольная работа

+

+



+

+




Промежуточная аттестация

зачет

зачет

Учебно-тематический план

п/п




Наименование

раздела, тема

Общая трудоемкость, час

В том числе аудиторных

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация


всего

из них:

лекц.

практ.





I. Мировосприятие и научное мировоззрение. Методологические основы современной науки

30

10

4

6

20




1

Наука и культура

8

4

2

2

4




2

Исторические периоды развития естествознания

14

2




2

12




3

Структура естественнонаучного знания

8

4

2

2

4







II. Научные картины мира и их эволюция

44

20

8

12

24




4

Механистическая картина мира и классическая механика

14

6

2

4

8




5

Электродинамическая картина мира. СТО и ОТО. «Мир Минковского»

14

6

2

4

8




6

Квантовомеханическое понимание природы

11

3

2

1

8




7

Перспективы создания квантово-полевой картины мира. Микро-, макро- и мегамир в современной естественнонаучной картине мира

13

5

2

3

8




8

Теория самоорганизации (синергетика)

8










8







III. Биосфера и цивилизация

34

6

2

4

28




9

Особенности биологического уровня организации материи. Концепция биологической эволюции. Проблемы генетики и перспективы её развития

12

4

2

2

8




10

Система «человек--природа--общество». Биосфера. Ноосфера

10

2




2

8




11

Наука в современном обществе

12










12







Промежуточная аттестация

зачет













зачет




Итого

108

36

14

22

72





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал