Пояснительная записка На рубеже II и III тысячелетий н э. экология



Скачать 347.32 Kb.
Дата26.04.2016
Размер347.32 Kb.
ТипПояснительная записка
i:\лилия\раб.программа переделанная после проверки\раб.программа 2015-16уч.год\скан.тит.лист 2015-16год\электив 11 .jpg
Аннотация

Целью эколого-ноосферного образования является обеспечение оптимальных условий для формирования человека как «крупнейшей геологической силы» (В.И.Вернадский). Задачи эколого-ноосферного образования на сегодняшнем этапе развития человечества определяются необходимостью воспитания экологической культуры человечества, ноосферного сознания, понимание причин и последствий возможной экологической катастрофы, готовности каждой личности к пониманию законов взаимодействия природы и общества, оптимизация этого взаимодействия.

Многие ученые изучали взаимоотношения организмов со средой их обитания, что непосредственно предшествовало нашему пониманию биосферы. Наиболее широкое представление о биосфере мы встречаем в работах В.И. Вернадского. Сегодня глубоко актуальны обобщения В.И. Вернадского о биосфере как единого целого. Поэтому данная программа основана на учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Приоритетные направления и принципы развития эколого-ноосферного образования:



  • изучение интересов учащихся на основе мониторинга учебной и исследовательской деятельности ;

  • разработка и реализация программ по экологическому и ноосферному образованию с учетом государственных стандартов и потребностей региона,

  • интеграция школьного и университетского потенциала, формирование разносторонних связей и отношений с другими организациями и учреждениями дополнительного образования.

  • всестороннее удовлетворение сформированных потребностей личности в экологических знаниях и опыте, их углубление и расширение, непрерывное повышение экологической культуры и компетентности,

  • освоение технологии проектной деятельности, самостоятельная разработка проектов.

  • формирование исследовательских компетенций.

Пояснительная записка


На рубеже II и III тысячелетий н.э. экология стала одной из самых популярных наук. Такой интерес к экологии вызван обострением экологических проблем, связанных с существованием человека на Земле.

Цель курса: создание, поддержка и реализация системы экологически личностно – ориентированного обучения и воспитания, формирование творческого потенциала личности ученика.

Задачи элективного курса:


  • всестороннее удовлетворение сформированных потребностей личности в экологических знаниях и опыте, их углубление и расширение;

  • непрерывное повышение экологической культуры и компетентности;

  • освоение технологии проектной деятельности, самостоятельная разработка проектов (педагог выступает в роли консультанта);

  • Формирование исследовательских компетенций в ходе реализации курса;

  • подготовка будущих специалистов для работы в школах, внешкольных объединениях и в среде сверстников;

  • создание условий для творческой самореализации, саморазвития и повышение социальной активности учащихся.

  • формирование умений графического способа представления информации

В данном курсе уделяется большое внимание эволюции биосферы и современным методам и технологиям экологической защиты и реабилитации.

Курс состоит из 3 разделов, к каждому разделу предлагаются темы для семинарских занятий, темы для проектной деятельности, для самостоятельной работы, вопросы для проверки знаний. В качестве приложения к данному курсу предлагаются презентации.


В результате освоения курса ученик должен знать:

  • гипотезы происхождения жизни на Земле;

  • структуру и границы биосферы;

  • круговорот веществ и энергии в биосфере;

  • биогенную миграцию атомов;

  • функции живого вещества;

  • этапы развития цивилизации;

  • глобальные проблемы человечества;

  • концепцию устойчивого развития;

  • понятие о ноосфере;

  • главные проблемы экологии;

  • взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы;

  • методы и технологии экологической защиты;

  • антропогенные изменения в экосистемах.

Ученик должен уметь:

  • формулировать экологические проблемы и предлагать пути их решения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья;

  • последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск экологической информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса будет способствовать формированию новой экологической парадигмы и нового экологического сознания (экоцентризма).

Элективный курс « Биосфера и человек » рассчитан для изучения в объёме 34 часов по 1 часа в неделю.

Формой промежуточной аттестации данного курса является контрольный тест.

Освоение содержания курса планируется осуществлять различными формами и методами обучения. Главным в процессе обучения является исследовательская работа учащихся с использованием ИКТ, графических способов представления информации, которая поможет сформировать экологическое сознание, развить самопознание, самооценку, творчество в решении важных экологических проблем.

Применение разных форм опроса (опрос индивидуальный, экспресс – опрос), разных форм изучения нового материала (лекции, конференции, метод проектов, семинарские занятия, работа в парах сменного состава, работа с учебником, практические занятия, использование Интернет - ресурсов.), будет способствовать более глубокому усвоению курса «Биосфера и человек».


Содержание программы « Биосфера и человек»

Раздел 1


ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ

(10 часов)

Тема 1: Значение работ В.И. Вернадского для науки.(1 час)

Личность В.И. Вернадского, краткие биографические сведения, взгляды на происхождение жизни, учение о биосфере и ноосфере.

Методы обучения: лекция, беседа, презентация, метод проектов.

Тема 2: Происхождение жизни на Земле. (1 час)

Основные гипотезы (гипотеза сотворения, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза самопроизвольного зарождения, гипотеза биохимической эволюции). Условия, механизм и время зарождения биосферы как космическая проблема, тесно связанная с механизмом образования планет (по В.И.Вернадскому)

Представления о сущности жизни. Определения жизни как явления во Вселенной. Живые и неживые системы.

Методы обучения: лекции, беседы, метод проектов, семинарское занятие.

Тема 3: Этапы эволюции биосферы. (1час)

Термины «биология» (Ж.Б. Ламарк) и биосфера (Э.Зюсс), «экология» (Э. Геккель).

Труды Ж.Б.Ламарка о влиянии живых организмов на земную поверхность. Роль живых организмов в преобразовании планеты, организмы как геологическая сила. Свойства и функции живого вещества.

Тема 4: Современные представления о биосфере (1 час)

Современные представления о биосфере, как глобальной живой системе. Видовые формы живого вещества как функциональные элементы биосферы.

Развитие представлений о биоразнообразии. Перспективные направления наук о биологическом многообразии. Проблема сохранения биоразнообразия

Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. Биогенная миграция атомов. «Всюдность жизни». Круговорот углерода, азота, кислорода, серы, фосфора. Косное и биокосное вещество. Геохимическая деятельность человечества. Биомасса живого вещества на Земле.

Проявление периодичности в биосфере, формы ее ритмических изменений.

Практическое занятие: составить схемы круговорота азота, углерода, кислорода, серы и фосфора.

Раздел 2


ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА БИОСФЕРУ. (10часов)

Тема 1: Причины, последствия и пути предотвращения загрязнения окружающей среды.(6часов)

Виды загрязнений и их источники. Экологические проблемы атмосферы и гидросферы. Загрязнение атмосферного воздуха. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди, образование смога. Деградация почвенного покрова, загрязнение почв. Загрязнение вод. Проблемы питьевой воды. Экологические проблемы Алькеевского района.

Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.



Практическая работа: составить схему Фишбоун « Влияние тяжелых металлов на здоровье человека».

Семинарское занятие: « Радиоактивное загрязнение окружающей среды».

Основные понятия: глобальные проблемы человечества, озоновый экран, кислотные дожди, смог, эрозия почв.

Тема 2: Последствия стихийного природопользования (при получении только экономического эффекта) (4 часа)

Экологический кризис и экологическая катастрофа. Зона экологического бедствия как геоэкологическое понятие о пространстве, неблагоприятном для жизни. Условность государственных, административных границ в экологических процессах. Причины экологических катастроф: экологический колониализм, природоразрушительные проекты (переброска рек, вырубка тропических лесов), несовершенство технологических процессов (добыча нефти и газа в зонах шельфа, вечной мерзлоты), недальновидность в прогнозировании (ядерные взрывы при строительстве, вторичное использование труб в быту после нефтегазодобычи)

Угроза гибели цивилизации при существующих моделях природопользования.

Методы обучения: лекции, беседы, метод проектов, семинарское занятие.



Тема семинара: «Рациональное и нерациональное природопользование».

Практическая работа: составить концептуальную таблицу «Тенденция глобальных изменений окружающей среды»

Раздел 3


НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

(14 часов)

Тема 1: Этапы развития цивилизации (2часа)

Естественно - исторические закономерности социально- экономического развития общества. Этапы развития цивилизации.. Эколого- технологическое развитие человечества: биогенный этап (аграрный), техногенный этап (индустриальный) и ноогенный период взаимодействия общества и природы.

Основные понятия: техника, технология, биогенный этап, техногенный этап, ноогенный этап, экологическая ответственность.

Тема 2: Культура дома и города.(2 часа)

Урбанизация, ее закономерности и проблемы.

Традиции древних славян в пространственном расположении городов, их планировки. Гармоничное сочетание городов с ландшафтами, окружающей природой. Современные научные данные об особенностях выбора места в природе для закладки городов, жилых помещений. Понятие о геопатогенных зонах, способах их нахождения. Ошибки в современном градостроительстве и их последствия (гг. Мехико, Норильск, Анадырь и др.) Особенности микроклимата города в отличие от села. Здания повышенной этажности. Значение растительного и животного мира для горожан. Растения- пылеуловители и их значение в формировании микроклимата города. Группы животных, обитающих в городе: природные, прирученные, рудеральные и их значение в жизни человека.

Современные стройматериалы и их воздействие на состояние здоровья человека. Шумовое и электрическое загрязнение жилых помещений. Шкала шумов и влияние шумов на состояние здоровья человека. Борьба с шумовым загрязнением.

Тема 3: Концепция устойчивого развития. (2часа)

Актуальность идей В.И.Вернадского о превращении биосферы в ноосферу. Необходимость «экологизации мышления». Научно-технический прогресс и современное экологическое состояние в России, мире. Понятие об экологической ответственности. Политика и стратегия сохранения окружающей среды. Особо охраняемые природные территории в Алькеевском районе. Значение образования в поддержании равновесия природной среды при взаимодействии производства и природы. Основные прогрессивные технологии получения экологически чистой энергии: ветровые ЭС, приливно-отливные ЭС, гелиостанции, термальные ЭС.

Основные понятия: техника, технология, биогенный этап, техногенный

этап, ноогенный этап, экологическая ответственность.

Школьники должны знать:

- роль техники и технологий в развитии цивилизации;

-основные этапы взаимодействия общества и природы;

- значение и сущность экологической ответственности;

- основные черты развития экологической ситуации в России, в мире.



Практическое занятие: составить ЛСМ « Концепция устойчивого развития»

ТЕМА 4 Методы и технологии экологической защиты(6часов)

Современные технологии и экологические проблемы современности. Приоритет экологических ценностей в производстве. Экологизация производства: уменьшение технической нагрузки на окружающую человека среду; поддержание самовосстановительных процессов в природе; сокращение потерь при добыче, транспортировке и переработке сырья; комплексное использование всех компонентов сложных природных ресурсов; безотходная технология и утилизация отходов и выбросов. Переработка твердых бытовых отходов. Переработка промышленных отходов. Биотехнологии. Методы очистки сточных вод. Биологические очистные сооружения. Система мероприятий по охране и защите атмосферного воздуха

Семинарское занятие: «Переработка отходов».

Практическая работа: составить кластер « Методы переработки отходов».

Тема 5: Понятие о мониторинге.(2 часа)

Классификация методов мониторинга за состоянием окружающей среды. Моделирование и прогноз природных процессов при вмешательстве человеческой деятельности. Использование современных информационных систем обработки экологической информации. Биотехнология в экологизации технических процессов и экомониторинге.

Практическое занятие: составить кластер «Виды экологического мониторинга

Раздел 4. Организация и экология сообществ. (8 часов.)

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Структура и продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ. Экологические сукцессии и их значение. Биосфера и ее эволюция.

Практическое работа: решение задач по теме.

Семинарское занятие: подготовка и защита рефератов по теме.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ

Темы для проектов:

1.Личность В.И. Вернадского.

2.Гипотеза панспермии: «за» и « против».

3. Одиноки ли мы во Вселенной?

4. «Узкие места» гипотезы А.И. Опарина.

5. Похожи ли на нас существа с других планет?



Темы для рефератов:

  1. Вселенная как система.

  2. Системность в природе.

  3. Вернадский о биосфере.

  4. Вернадский о биосфере.

  5. Планета как живой организм.

  6. Движение веществ в биосфере.

  7. Движение энергии в биосфере.

  8. Продукция и распад биоорганики.

  9. «Живое вещество» и «всюдность жизни».

10.Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы.

11. Функции живого вещества.

12. Связь работ В.И. Вернадского с концепцией Л.Н. Гумилева.

13. Проявление периодичности в биосфере, формы ее ритмических изменений.

Темы для семинаров:

I. « Происхождение жизни»



План семинара

1.Жизнь как способ существования материи (по В.И. Вернадскому).

2. Основные гипотезы происхождения жизни.

3. Гипотеза панспермии.

4.Гипотеза А.И. Опарина.

5. Живые и неживые системы.

II. Роль живых организмов в преобразовании планеты»

План семинара

1. Роль зеленых растений в преобразовании биосферы

2.Роль живых организмов в образовании почвы. Гумус, его значение.

3.Геохимическая роль живых организмов.

4. Влияние живых организмов на микроклимат.

РАЗДЕЛ 2. «ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА БИОСФЕРУ»

Темы для проектов

1.Разрушение озонового слоя - кто виноват?

2. Кислотные дожди - причины и следствия.

3. Так ли всесилен парниковый эффект?

4. Чем опасны тяжелые металлы?

5. Редкие и охраняемые виды Алькеевского района.

6.Причины экологических катастроф.

7. Загрязнения пресных вод и вод Мирового океана.

8. Экологические проблемы Алькеевского района

Темы для рефератов:

1. Проблемы сохранения и рационального использования видов растений и животных.

2. Воздействие человека на биомассу планеты.

3. Нарушение человеком природных закономерностей.

4.Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

5.Влияние деятельности человека на процесс круговорота химических элементов.

6.Практическое значение экологических знаний для различных сфер деятельности человека.

7.Использование человеком сложных взаимоотношений в живой природе.

8. Влияние радиоактивного излучения на организм человека.

Темы для семинаров

1. Радиоактивное загрязнение окружающей среды

План

а) понятие об изотопах;



б) радон

в) воздействие радиации на ткани живого организма

г) естественные источники радиации

д) космическое излучение

е) радиация от источников, созданных человеком

ж) испытания ядерного оружия

з) атомная энергетика

и) аварии на Чернобыльской АЭС и на «Маяке», их последствия.

2. Рациональное и нерациональное природопользование.

План


а) понятие рационального и нерационального природопользования

б) влияние природоразрушительных проектов на биосферу Земли

в) угроза гибели цивилизации при существующих моделях природопользования.

Раздел 3. «НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ»

Темы проектов:


  1. Этапы развития цивилизации

  2. Урбанизация и ее проблемы.

  3. Ошибки в современном градостроительстве.

4. Актуальность идей В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу.

5. Охрана атмосферного воздуха.

6. Методы очистки сточных вод.

Темы рефератов:



  1. Основные прогрессивные технологии для получения экологически чистой энергии

  2. Концепция устойчивого развития

  3. Шумовое загрязнение и электрическое загрязнение жилых помещений

  4. Переработка твердых бытовых отходов

  5. Особо охраняемые природные территории Алькеевского района.

Тема для семинарского занятия

«Переработка твердых бытовых и промышленных отходов»

План

а) переработка твердых бытовых отходов



б) переработка промышленных отходов

в) утилизация отходов полимеров

г) использование биотехнологии для переработки отходов

д) проблемы переработки отходов в Алькеевском районе.


ВОПРОСЫ по курсу « Биосфера и человек»

1. Дайте определение «Биосфера»

2. Назовите основные проблемы экологии.

3. Перечислите принципы рационального природопользования

4. Антропогенное воздействие на природу

5. Глобальные экологические проблемы

6. Что такое парниковый эффект?

7. Чем грозят «озоновые дыры»?

8. Что такое опустынивание и обезлесивание?

9. Каково значение работ В.И. Вернадского для развития науки?

10. Проанализируйте все гипотезы происхождения жизни.

11. Объясните, как происходит захоронение отходов.

12. Что такое мониторинг?

13. Какие вы знаете типы загрязнений окружающей среды?

14. В чем отличие между антропогенным загрязнением и естественным?

15. Что является нормированной величиной загрязнения?

16.Каковы особенности негативного влияния на атмосферу транспорта (автомобильного, воздушного, космического)?

17.Какое защитное значение имеет атмосфера для биосферы?

18.Перечислите естественные и искусственные загрязнения атмосферы.

19.Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?

20.В чем сущность физического загрязнения воды, и каковы его последствия?

21.Почему все загрязнители окружающей среды в конечном итоге попадают в океан?

22.Дайте характеристику загрязнения океана нефтью и нефтепродуктам.

23. Охарактеризуйте биотехнические методы переработки промышленных отходов.


Учебно-тематическое планирование по элективному курсу «Биосфера и человек» 11 класс -34ч.






Тема урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности

Вид контроля, измерители

Планируемые результаты, освоение материала

Домашнее задание

Дата проведения

планируемое

фактическое

1

Значение работ В.И. Вернадского

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Участие в беседе, поиск информации на основе анализа рисунков.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Знать определение понятия биосфера, уметь различать среды жизни, знать основные учения В.И.Вернадского

подготовиться по конспекту







2

Происхождение жизни на Земле

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос

Знать основные этапы развития жизни на Земле, уметь пользоваться доп.литературой

повторить конспект







3

Этапы эволюции биосферы

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Знать основные этапы развития жизни на Земле, уметь пользоваться доп.литературой

повторить этапы эволюции







4

Современные представления о биосфере.

Практическая работа №1 «Составить схемы круговорота азота, углерода, кислорода, серы и фосфора».

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№1

Пр.работа, индивидуальный опрос

Знать определение понятия биосфера, уметь различать среды жизни

повторить основные понятия биосферы







5

Загрязнения окружающей среды

1

комбинированный

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос

Уметь решать биологические задачи, знать схемы переноса веществ и энергии в экосистемах

подготовить презентации по теме







6

Последствия стихийного природопользования

1

комбинированный

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь делать выводы на основе сравнения

подготовить дополнительный материал







7

Виды загрязнений и их источники. Экологические проблемы атмосферы и гидросферы. Загрязнение атмосферного воздуха.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности

подготовить дополнительный материал







8

Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди, образование смог.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Знать основные понятия парниковый эффект, кислотные дожди, смог, озоновый слой

подготовить дополнительный материал







9

Влияние человека на растительный и животный мир.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь объяснять влияния экол.факторов и человека на организмы

подготовить дополнительный материал







10

Практическая работа №2 «Влияние тяжелых металлов на здоровье человека». Составить схему фишбоун.

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№2

Пр.работа, индивидуальный опрос

Уметь объяснять влияния экол.факторов на организмы

Закончить схему «Влияние тяжелых металлов на здоровье человека».







11

Семинарское занятие: «Радиоактивное загрязнение окружающей среды»

1

комбинированный

Индивидуальная работа, защита рефератов

индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

Подготовить выступления по теме ««Радиоактивное загрязнение окружающей среды»







12

Экологический кризис и экологическая катастрофа. Причины экологических катастроф.

1

комбинированный

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

подготовить дополнительный материал







13

Семинарское занятие на тему: «Рациональное и нерациональное природопользование»

1

комбинированный

Индивидуальная работа, выступления учащихся

индивидуальный и фронтальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

Подготовить выступления по теме: «Рациональное и нерациональное природопользование»







14

Практическая работа №3 «Тенденция глобальных изменений окружающей среды» составить таблицу.

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№3

Пр.работа, индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

Закончить таблицу







15

Этапы развития цивилизации.

1

комбинированный

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Знать основные этапы цивилизации

подготовить дополнительный материал







16

Эколого-технологическое развитие человечества: биогенный этап(аграрный), техногенный этап (индустриальный), и ноогенный период взаимодействия общества и природы.

1

комбинированный

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Знать основные этапы эколого-технологического развития

подготовить дополнительный материал







17

Культура дома и города. Урбанизация, ее закономерности и проблемы.

1

комбинированный

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

подготовить дополнительный материал







18

Современные стройматериалы и их воздействие на состояние здоровья человека. Шумовое и электрическое загрязнение жилых помещений. Шкала шумов и влияние шумов на состояние здоровья человека. Борьба с шумовыми загрязнениями.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

подготовить выступления по теме







19

Концепция устойчивого развития. Актуальность идей В.И.Вернадского о превращении биосферы в ноосферу.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Знать определение понятия биосфера, уметь различать среды жизни, знать основные учения В.И.Вернадского

подготовить дополнительный материал







20

Политика и стратегия сохранения окружающей среды. Практическая работа №4 «Концепция устойчивого развития».

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№3

Пр.работа, индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать глобальные проблемы и пути их решения

подготовить дополнительный материал







21

Методы и технологии экологической защиты. Современные технологии и экологические проблемы современности.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

подготовить дополнительный материал







22

Переработка твердых бытовых отходов.

1

комбинированный

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Подготовить презентации по теме







23

Переработка промышленных отходов.

1

комбинированный

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Подготовить презентации по теме







24

Методы очистки сточных вод. Биологические очистные сооружения.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Подготовить презентации по теме







25

Семинарское занятие на тему: «Переработка отходов»

1

комбинированный

Индивидуальная работа, выступления учащихся

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Подготовить выступления по теме:»Переработка отходов»







26

Практическая работа №5 «Методы переработки отходов» составить кластер.

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№3

Пр.работа, индивидуальный опрос

Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Закончить кластер по теме: «Методы переработки отходов»







27

Классификация методов мониторинга за состоянием окружающей среды.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Уметь выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Прочитать конспект







28

Практическая работа№6 «Виды экологического мониторинга» составить кластер.

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальная беседа, организация и проведение пр.р.№3

Пр.работа, индивидуальный опрос

Уметь составлять схемы -кластеры

Закончить кластер «Виды экологического мониторинга»







29

Организация и экология сообщества

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера

1

комбинированный

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Знать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

Прочитать конспект







30

Структура и продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. Пастбищные и детритные цепи

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

Прочитать конспект







31

Живые организмы и круговорот веществ.

1

комбинированный

Фронтальная беседа

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос

Знать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

Посмотреть конспект







32

Экологические сукцессии и их значение.

1

Урок изучения первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя с элементами беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Уметь устанавливать закономерности экологической пирамиды

Прочитать конспект







33

Промежуточная аттестация (контрольный тест) -зачет

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Индивидуальная работа

Итоговый контроль

Знать основные понятия по курсу «Биосфера и человек»

Повторить пройденные темы







34

Семинарское занятие. Подготовка и защита рефератов

1

комбинированный

Индивидуальная работа, выступления учащихся

Фронтальный опрос и индивидуальный опрос




Подготовиться к защите рефератов






Литература

1. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы. М.: МНЭПУ, 1997.3.Никитин А.Т., Степанов СЛ. ,Трегер ЮЛ. и др. Критические технологии федерального уровня по приоритетному направлению «Экология, охрана природы и экологическая безопасность». Отчет МНЭПУ, 1997 г.

2.Биотехнология. // Сб. Под ред. А.А.Баева.- М.: Наука, 1985.

3.Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

4. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М: 1994.

5.Вернадский В.И. Биосфера, М.: Мысль, 1967.

6.Ковальский В.В. Геохимическая экология. М.: Наука, 1974.

7.Медоуз Д. и др. Пределы роста. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

8.Медоуз Д. и др. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.

9.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. М: Прогресс, 1992-1995.

10.Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. Россия молодая, 1994.

11. О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995г. Госдоклад. М.: Экосинформ, 1996.

12. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 26. С. 3009.

13.Шилов И.А. Экология. М.: ВШ, 1997.

14.Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Наука , 1987.



Рецензия на элективный курс по биологии 11 класс

на тему «Биосфера и человек»
Целью эколого-ноосферного образования является обеспечение оптимальных условий для формирования человека как «крупнейшей геологической силы» (В.И.Вернадский). Задачи эколого-ноосферного образования на сегодняшнем этапе развития человечества определяются необходимостью воспитания экологической культуры человечества, ноосферного сознания, понимание причин и последствий возможной экологической катастрофы, готовности каждой личности к пониманию законов взаимодействия природы и общества, оптимизация этого взаимодействия.

Многие ученые изучали взаимоотношения организмов со средой их обитания, что непосредственно предшествовало нашему пониманию биосферы. Наиболее широкое представление о биосфере мы встречаем в работах В.И. Вернадского. Сегодня глубоко актуальны обобщения В.И. Вернадского о биосфере как единого целого. Поэтому данная программа основана на учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Цель курса: создание, поддержка и реализация системы экологически личностно – ориентированного обучения и воспитания, формирование творческого потенциала личности ученика.

Задачи элективного курса:



  • всестороннее удовлетворение сформированных потребностей личности в экологических знаниях и опыте, их углубление и расширение;

  • непрерывное повышение экологической культуры и компетентности;

  • освоение технологии проектной деятельности, самостоятельная разработка проектов (педагог выступает в роли консультанта);

  • Формирование исследовательских компетенций в ходе реализации курса;

  • подготовка будущих специалистов для работы в школах, внешкольных объединениях и в среде сверстников;

  • создание условий для творческой самореализации, саморазвития и повышение социальной активности учащихся.

  • формирование умений графического способа представления информации

В данной курсе уделяется большое внимание эволюции биосферы и современным методам и технологиям экологической защиты и реабилитации.

Курс состоит из 3 разделов, к каждому разделу предлагаются темы для семинарских занятий, темы для проектной деятельности, для самостоятельной работы, вопросы для проверки знаний. В качестве приложения к данному курсу предлагается презентации.

В результате освоения курса ученик должен знать:


  • гипотезы происхождения жизни на Земле;

  • структуру и границы биосферы;

  • круговорот веществ и энергии в биосфере;

  • биогенную миграцию атомов;

  • функции живого вещества;

  • этапы развития цивилизации;

  • глобальные проблемы человечества;

  • концепцию устойчивого развития;

  • понятие о ноосфере;

  • главные проблемы экологии;

  • взаимоотношения человека с окружающей средой, современное состояние биосферы;

  • методы и технологии экологической защиты;

  • антропогенные изменения в экосистемах Тамбовской области.

Ученик должен уметь:

  • формулировать экологические проблемы и предлагать пути их решения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья;

  • последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск экологической информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса будет способствовать формированию новой экологической парадигмы и нового экологического сознания (экоцентризма).

Элективный курс « Биосфера и человек » рассчитан для изучения в объёме 34 часов по 1 часа в неделю. Формой аттестации данного курса является научно-практическая конференция.

Освоение содержания курса планируется осуществлять различными формами и методами обучения. Главным в процессе обучения является исследовательская работа учащихся с использованием ИКТ, графических способов представления информации, которая поможет сформировать экологическое сознание, развить самопознание, самооценку, творчество в решении важных экологических проблем.



Применение разных форм опроса (опрос индивидуальный, экспресс – опрос), разных форм изучения нового материала (лекции, конференции, метод проектов, семинарские занятия, работа в парах сменного состава, работа с учебником, практические занятия, использование Интернет - ресурсов.), будет способствовать более глубокому усвоению курса «Биосфера и человек».
Методист ОУ ИМЦ ___________/Галимова А.З./



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал