Пояснительная записка на современном этапе развития Российского государства резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создается опасность для здоровья нынешнего и воспроизводства будущих поколений



Скачать 183.1 Kb.
Дата30.04.2016
Размер183.1 Kb.
ТипПрограмма





c:\windows\temp\finereader12.00\media\image1.jpeg



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития Российского государства резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создается опасность для здоровья нынешнего и воспроизводства будущих поколений. Идет процесс расширения особо неблагополучных экологических зон, дальнейшее экономическое развитие которых без надлежащих мер по охране природы может привести к образованию обширных зон экологического бедствия.

Поэтому требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс.

Для решения экологических проблем, стоящих перед страной, необходимо знание основ охраны природы и рационально природопользования. Дети должны знать особо охраняемые территории России (заповедники, национальные парки и т.д.).

Кроме того, экология человека определяет положение человека в системе животного мира, его взаимосвязь с другими животными организмами и с факторами неживой природы. В данной программе предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и т.д.

Программа рассчитана на детей уже ознакомившихся с основами биологических наук и занятия опираются на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии и осуществляются на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления.



Цель: углубить изучение экологических проблем, развитие практических навыков и участие в природоохранной деятельности.

Задачи:

  1. углубить представления о взаимоотношениях человека и окружающей природы на различных этапах его исторического развития;

  2. особо подчеркнуть необходимость научно обоснованного и щадящего отношения человека к окружающей среде;

  3. проанализировать последствия негативных изменений, вызванных деятельностью человека к биосфере;

  4. охарактеризовать наиболее перспективные подходы к научно обоснованному решению актуальных экологических задач.

Программа рассчитана на обучающихся 8-11-х классов средней общеобразовательной школы. Режим занятий: по 2 часа четыре раза в неделю. Всего 8 часов в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

лекции

семинары

консультации, научное рук.

1

Значение лесных экосистем

2

2

4

2

Принципы рационального использования лесных экосистем

2

2

4

3

Степные экосистемы

2

2

4

4

Луговые экосистемы

2

2

4

5

Экосистемы тундры

2

2

4

6

Болотные экосистемы

2

2

4

7

Особенности пресноводных экосистем

2

2

4

8

Рациональное использование пресноводных экосистем

2

2

4

9

Морские экосистемы

2

2

4

10

Общее представление об агроэкосистеме

2

2

4

11

Почвы — главный ресурс агроэкосистемы

2

2

4

12

История обработки почвы

2

2

4

13

Прочие ресурсы агроэкосистемы

2

2

4

14

Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней

2

2

4

15

История севооборотов

2

2

4

16

Экология животноводства

2

2

4

17

Сельскохозяйственное загрязнение

2

2

4

18

Энергосбережение в сельском хозяйстве

2

2

4

19

Зеленые революции

2

2

4

20

Общая характеристика городских экосистем

2

2

4

21

Промышленное загрязнение среды

2

2

4

22

Способы уменьшения вреда от химических загрязнений

2

2

4

23

Очистные сооружения

2

2

4

24

Экология автомобильного транспорта

2

2

4

25

Растения в городе

2

2

4

26

Квартира как экосистема

2

2

4

27

Охрана природы и рациональное природопользование

2

2

4

28

Популяционно-видовой уровень охраны

2

2

4

29

Охрана экосистем. Особо охраняемые территории

2

2

4

30

Экологический мониторинг

2

2

4

31

Перспективы развития энергетики

2

2

4

32

Нетрадиционная энергетика

2

2

4

33

Энергосбережение

2

2

4

34

Ресурсосбережение

2

2

4

35

Международное сотрудничество в охране окружающей среды

2

2

4

36

Экология и национальная безопасность России

2

2

4




Всего:

144

144

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Значение лесных экосистем: хвойные, широколиственные и смешанные, мелколиственные и пойменные леса.

  2. Принципы рационального использования лесных экосистем: превышение расчётной лесосеки, лесные пожары, уменьшение водоохраной роли лесов, влияние на леса пыли и ядовитых газов, влияние водохранилищ, влияние отдыха и туризма.

  3. Степные экосистемы: принцип рационального использования степных экосистем.

  4. Луговые экосистемы: характеристика лугов как сообщество влаголюбивых растений.

  5. Экосистемы тундры: особенности тундровых экосистем, механизм сохранения в них экологического равновесия.

  6. Болотные экосистемы: низинные, переходные, верховые болота.

  7. Особенности пресноводных экосистем: продуценты, взаимосвязанное действие экологических факторов, биологическая продуктивность экосистем.

  8. Рациональное использование пресноводных экосистем: нарушения водных экосистем, причина нарушения, выход.

  9. Морские экосистемы: причины низкой продуктивности морских экосистем.

  10. Общее представление об агроэкосистеме: продуценты, консументы, редуценты.

  11. Почвы — главный ресурс агроэкосистемы: борьба с эрозией, севооборот, сухое земледелие.

  12. История обработки почвы: плужная и безотвальная обработка.

  13. Прочие ресурсы агроэкосистемы: роль естественных экосистем как ресурса агроэкосистемы.

  14. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней: условия поддержания равновесия в агроэкосистекме, сравнение биологических и химических методов борьбы с сорняками, насекомыми вредителями и болезнями.

  15. История севооборотов: чередование стадии пашни и естественной растительности, зависимость от климатических и почвенных условий и от хозяйственной задачи.

  16. Экология животноводства: связь выпаса скота с естественными кормовыми угодьями пашнями.

  17. Сельскохозяйственное загрязнение: загрязнение пестицидами и их остатками, тяжёлыми металлами, нитратами.

  18. Энергосбережение в сельском хозяйстве: правильное размещение сельскохозяйственных культур, смешанные посевы, повышение энергетической эффективности животноводства.

  19. Зеленые революции: первая зелёная революция в 60-70 годы, вторая зелёная революция в80-егоды.

  20. Общая характеристика городских экосистем: причины неравновесности городских экосистем.

  21. Промышленное загрязнение среды: химическое загрязнение атмосферы, химическое загрязнение водоёмов, загрязнение почвы твёрдыми отходами, химическое загрязнение грунтовых вод и почв, биологическое, шумовое, тепловое, радиационное и электромагнитное загрязнение.



  1. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений: разбавление, очистка, замена старых технологий новыми – малоотходными.

  2. Очистные сооружения: механическая, химическая, биологическая очистка.

  3. Экология автомобильного транспорта: уменьшение содержания вредных веществ в выхлопных газах, рационально организовать движение транспорта.

  4. Растения в городе: основные типы зелёных насаждений в городе, влияние древесной растительности на экологическую среду города.

  5. Квартира как экосистема: автотрофы в квартире, фауна квартиры, загрязнение атмосферы квартиры, энергосбережение и ресурсосбережение в квартире.

  6. Охрана природы и рациональное природопользование: два уровня охраны живой природы: популяционно-видовой и экосистемный.

  7. Популяционно-видовой уровень охраны: разведение видов под контролем человека, создание генных банков.

  8. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории: заповедники, национальные парки, памятники природы, заказники.

  9. Экологический мониторинг: что такое мониторинг, отличие наземного мониторинга от аэрокосмического.

  10. Перспективы развития энергетики: развитие теплоэнергетики, атомной энергии.

  11. Нетрадиционная энергетика: использование энергии ветра, приливные электростанции, использование геотермальных источников.

  12. Энергосбережение: основные резервы энергосбережения.

  13. Ресурсосбережение: экономия ресурсов, комплексное использование природных ресурсов, переработка вторичного сырья.

  14. Международное сотрудничество в охране окружающей среды: международные проекты по охране окружающей среды.

  15. Экология и национальная безопасность России: стратегия экологического и экономического возрождения России.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке.—М.: Прогресс,1988.

  2. Яблоков А.С. Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высшая школа, 1998.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. - М.: Просвещение, 1992.

  4. Рейнерс Н.Ф. Популярный экологический словарь. - М.: Наука, 1991.

  5. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология: Особи, популяции и сообщества. - М.: Мир, 1989.

  6. Бродский А.К. Принципы экологической систематики//Соровский образовательный журнал.—1997.—№ 4, 5.

  7. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. T.I, 2.-M.:Мир, 1993.

  8. Миркин Б.М. Экологические аспекты обеспечения продовольственной безопасности//Соровский образовательный журнал.-1997.-№ 12, 28.

  9. Пурмаль А.Н. Антропогенная токсикация планеты//Соровский образовательный журнал.-1998.-№ 9, 39.

  10. Семенов В.Н. Гидрология в решении экологических проблем// Соровский образовательный журнал.-1998.-№ 8, 66.

11. Чернышев В.Б. Охрана природы и защита растений//Соровский образовательный журнал.-1999. —№ 10, 18.

12.Захаров В.Б. Общая биология 9 класс. - М.: Просвещение, 2000.



Календарно-тематическое планирование



Тема

дата

лекции

дата

семинары

дата

конс.

науч.р.


1

Значение лесных экосистем




2




2




4

2

Принципы рационального использования лесных экосистем




2




2




4

3

Степные экосистемы




2




2




4

4

Луговые экосистемы




2




2




4

5

Экосистемы тундры




2




2




4

6

Болотные экосистемы




2




2




4

7

Особенности пресноводных экосистем




2




2




4

8

Рациональное использование пресноводных экосистем




2




2




4

9

Морские экосистемы




2




2




4

10

Общее представление об агроэкосистеме




2




2




4

11

Почвы — главный ресурс агроэкосистемы




2




2




4

12

История обработки почвы




2




2




4

13

Прочие ресурсы агроэкосистемы




2




2




4

14

Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней




2




2




4

15

История севооборотов




2




2




4

16

Экология животноводства




2




2




4

17

Сельскохозяйственное загрязнение




2




2




4

18

Энергосбережение в сельском хозяйстве




2




2




4

19

Зеленые революции




2




2




4

20

Общая характеристика городских экосистем




2




2




4

21

Промышленное загрязнение среды




2




2




4

22

Способы уменьшения вреда от химических загрязнений




2




2




4

23

Очистные сооружения




2




2




4

24

Экология автомобильного транспорта




2




2




4

25

Растения в городе




2




2




4

26

Квартира как экосистема




2




2




4

27

Охрана природы и рациональное природопользование




2




2




4

28

Популяционно-видовой уровень охраны




2




2




4

29

Охрана экосистем. Особо охраняемые территории




2




2




4

30

Экологический мониторинг




2




2




4

31

Перспективы развития энергетики




2




2




4

32

Нетрадиционная энергетика




2




2




4

33

Энергосбережение




2




2




4

34

Ресурсосбережение




2




2




4

35

Международное сотрудничество в охране окружающей среды




2




2




4

36

Экология и национальная безопасность России




2




2




4




Всего:







144












База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал