Пояснительная записка Программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений 8 класс; 1 полугодие Федорова М. З., Кучменко В. С.,2011 г.; 2 полугодие Чумаченко Н. А., 2011 г



Скачать 109.73 Kb.
Дата02.05.2016
Размер109.73 Kb.
ТипПояснительная записка

  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений 8 класс; 1 полугодие - Федорова М. З., Кучменко В. С.,2011 г.; 2 полугодие – Чумаченко Н. А., 2011 г.

В первом полугодии учащиеся изучают экологию человека. Эта программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых с иерархической и структурной организацией органического мира.

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Настоящая программа предназначена для формирования  у  учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей социальной и природной среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых  с иерархической и  структурной организацией органического мира. Для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя

Во втором полугодии учащиеся изучают введение в ландшафтную экологию. Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности в них процессов.

 Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений, навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

 В первом разделе рассматриваются основы анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов  ландшафта.

Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике. Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона.


  1. Минимум содержания образования.

Экология человека. Человек в экосистеме.

Здоровье человека как мировая проблема. Факторы здоровья человека.

Тема 1. Природная среда и здоровье человека.

Человек в экосистеме и биосфере в целом, его взаимоотношения с окружающей средой. Природная среда – фактор здоровья. Адаптация человека к природной среде. Стресс – наследственная реакция адаптации. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Понятие о природно-очаговых болезнях. Понятие о наследственных заболеваниях, их предупреждение.



Контрольная работа № 1 по теме Природная среда и здоровье человека

Тема 2. Биологические ритмы.

Биоритмы у человека. Синхронизация биоритмов человека с природными циклами. Биоритмологическая индивидуальность человека. Влияние космических явлений на самочувствие человека.

Практическая работа № 1 Определение хронотипа человека по тестам.

Тема 3. Среда обитания человека.

Понятие качества среды. Оценка качества окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Пути оптимизации микроклимата жилых помещений.

Практическая работа № 2 Гигиеническая оценка микроклимата помещений.

Тема 4. Здоровый образ жизни.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья. Физическое развитие, продолжительность жизни человека. Творческая активность, здоровье, долголетие. Физическая культура, культура движения. Вредные привычки, химическая зависимость. СПИД – нарушение работы иммунной системы.

Практическая работа № 3 Гигиеническая оценка качественного и количественного состояния пищевого рациона с учетом его энергетических затрат.

Введение в ландшафтную экологию.

Тема 5. Основные понятия ландшафтной экологии.

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах. Основные черты ландшафта, внешний облик, примерная граница. Классификация ландшафтов, их компоненты. Функции ландшафта, ведущей и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафтов. Устойчивость ландшафта.

Тема 6. Природно-антропогенный ландшафт.

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Урбанизированные территории. Культурный ландшафт и его основные признаки. Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный мониторинг и охраняемые территории. Охрана ландшафта.

Контрольная работа № 2 по теме Антропогенные ландшафты.

Тема 7. Региональная ландшафтная экология.

Ландшафты Саратовской области. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области. Современные проблемы природопользования Саратовской области. Влияние ландшафта на здоровье человека.

Контрольная работа № 3 по теме Ландшафтная экология.


  1. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся  8  класса

Учащиеся должны знать:

- понятия «здоровье» и «болезнь»;

- факторы здоровья и факторы риска болезни;

- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- место человека в системе животных;

- понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

- понятие о природноочаговых  болезнях;

- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы  ландшафтов Саратовской области;

- влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

- оценивать среду жизнедеятельности человека;

- объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

- составлять свою родословную и карту здоровья;

- анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

- подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

- определять тип  ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

- давать оценку состояния ландшафта;



- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКЛОЛГИИ

8 КЛАСС (1ч в неделю)

№ п/п

Тема урока

Использование ИКТ

Дата урока

Корректировка

Экология человека. Человек в экосистеме.

1.

Здоровье человека как мировая проблема. Факторы здоровья человека.

Презентация







Природная среда и здоровье человека.

2.

Человек в экосистеме и биосфере в целом, его взаимоотношения с окружающей средой.

Презентация







3.

Природная среда – фактор здоровья.

Презентация







4.

Адаптация человека к природной среде.

Презентация







5.

Стресс – наследственная реакция адаптации. Природная среда – источник инфекционных заболеваний

Презентация







6.

Понятие о природно-очаговых болезнях.

Презентация







7.

Понятие о наследственных заболеваниях, их предупреждение.

Презентация







8.

Тестовая контрольная работа № 1 по теме Природная среда и здоровье человека










Биологические ритмы.

9.

Биоритмы у человека. Синхронизация биоритмов человека с природными циклами.

Презентация







10.

Биоритмологическая индивидуальность человека. Влияние космических явлений на самочувствие человека.

Презентация







11.

Практическая работа № 1 Определение хронотипа человека по тестам.










Среда обитания человека.

12.

Понятие качества среды. Оценка качества окружающей среды.

Презентация







13.

Микроклимат жилых помещений. Пути оптимизации микроклимата жилых помещений.

Презентация







14.

Практическая работа № 2 Гигиеническая оценка микроклимата помещений.










Здоровый образ жизни.

15.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья. Физическое развитие, продолжительность жизни человека.

Презентация







16.

Творческая активность, здоровье, долголетие. Физическая культура, культура движения.

Презентация







17.

Вредные привычки, химическая зависимость. СПИД – нарушение работы иммунной системы.

Презентация







18.

Практическая работа № 3 Гигиеническая оценка качественного и количественного состояния пищевого рациона с учетом его энергетических затрат.










Введение в ландшафтную экологию.

Основные понятия ландшафтной экологии.

19.

Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах.

Презентация







20.

Основные черты ландшафта, внешний облик, примерная граница.

Презентация







21.

Классификация ландшафтов, их компоненты.

Презентация







22.

Функции ландшафта, ведущей и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафтов.

Презентация







23.

Устойчивость ландшафта.

Презентация







Природно-антропогенный ландшафт.

24.

Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта.

Презентация







25.

Типы природно-антропогенных ландшафтов.

Презентация







26.

Урбанизированные территории.

Презентация







27.

Культурный ландшафт и его основные признаки. Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный мониторинг и охраняемые территории.

Презентация







28.

Ландшафтный мониторинг.

Презентация







29.

Охрана ландшафта.

Презентация







30.

Контрольная работа № 2 по теме Антропогенные ландшафты.










Региональная ландшафтная экология.

31.

Ландшафты Саратовской области.

Презентация







32.

Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.

Презентация







33.

Современные проблемы природопользования Саратовской области.

Презентация







34.

Влияние ландшафта на здоровье человека.

Презентация







35.

Контрольная работа № 3 по теме Ландшафтная экология.











Итого 35 часов. Из них:

Контрольных работ – 3

Практических работ – 3

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал