Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями: Федерального компонента государственного стандарта основного общего (полного) образования



Скачать 156.3 Kb.
Дата25.04.2016
Размер156.3 Kb.
ТипПояснительная записка


1.Пояснительная записка.

Программа  составлена в соответствии с требованиями:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего (полного) образования.

2. Примерной программы основного общего (полного) образования по биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. М. : Дрофа, 2014. – 298 с.

Программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени полного общего образования.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.


2. Основное содержание программы.

Учебно-тематический план.



№ темы

Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение




1







Тема 1

Структурная организация живых организмов

14

1

1

Тема 2

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5







Тема 3

Наследственность и изменчивость организмов

18

3

2

Тема 4

Эволюция живого мира на Земле

20

2

1

Тема 5

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

9

3




Заключение




1




1

Итого




68

9

5


3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения предмета биологии 9 класса учащиеся должны:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;



уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

4.Календарно-тематическое планирование по биологии

Учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс

. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин.

2 часа в неделю в течение года, 68 часов в год.




п\п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

Введение 1 час.

1

Введение

1 нед.




Тема 1. Структурная организация живых организмов 14 часов

2

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1 нед.




3

Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.

2 нед.




4

Органические вещества клетки. Белки

2 нед.




5

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

3 нед.




6

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен у гетеротрофных организмов.

3 нед.




7

Пластический обмен. Биосинтез белка

4 нед.




8

Энергетический обмен у автотрофных организмов. Фотосинтез.

4 нед.




9

Прокариотическая клетка. Неклеточные формы жизни.


5 нед.




10

Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды цитоплазмы.


5 нед.




11

Эукариотическая клетка. Ядро.

6 нед.




12

Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот. П.Р.1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

6 нед.




13

Деление клеток. Митоз.

7 нед.




14

Клеточная теория строения организмов. К.Р.1. Тестовая работа Клетка

7нед.




Тема 2. Размножение ииндивидуальное развитие организмов 5 часов

15

Бесполое размножение

8 нед.




16

Половое размножение

8 нед.




17

Эмбриональный период развития

9 нед.




18

Постэмбриональный период развития

9 нед.




19

Постэмбриональный период развития

10 нед.







Тема 3. Наследственность и изменчивость организмов 18 часов

20

Наука генетика. Этапы развития. Основные понятия генетики

10 нед.




21

Гибридологический метод. Первый и второй законы Г. Менделя.

11 нед.




22

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

11 нед.




23

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

12 нед.




24

Решение генетических задач. П.Р.2. Решение генетических задач.

12 нед.




25

Сцепленное наследование генов. Теория Т.Моргана.

13 нед.




26

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

13 нед.




27


Взаимодействие генов

Роль отечественных ученых в развитии генетики.



14 нед.




28


Обобщающий урок по теме: Закономерности

наследственности.



14 нед.




29

Генотипическая изменчивость. Мутации.

15 нед.




30


Комбинативная изменчивость.

Значение комбинативной изменчивости.



15 нед.




31


Фенотипическая или модификационная изменчивость.

Норма реакции.



16 нед.




32



Выявление изменчивости организмов. П.Р.3.

Изучение изменчивости.

П.Р.4. Построение вариационного ряда, кривой.


16 нед.




33


Развитие селекции.

Центры происхождения культурных растений.



17 нед.




34


Селекция.

Методы селекции растений и животных.



17 нед.




35



Селекция микроорганизмов.

Значение селекции для развития

сельскохозяйственного производства.








36


Обобщение знаний по теме:

Закономерности изменчивости









Тема 4. Эволюция живого мира на Земле 20 часов.

37

Многообразие живого мира. Царства живой природы. Основные свойства живых организмов.






38

Уровни организации живых организмов.







39

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. Работы К. Линнея.







40

Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.







41

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.







42

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.







43

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе







44

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.







45

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Физиологические адаптации.







46

Приспособленность организмов к среде обитания.

П.Р.5. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.









47

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. Популяция – элементарная эволюционная единица.







48

Видообразование. Эволюционная роль мутаций. П.Р.6. Изучение критериев вида.







49

Макроэволюция. Главные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс.

Пути достижения биологического прогресса.










50

Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.







51

Обобщающий урок «Учение об эволюции органического мира»







52

Современные представления о возникновении и развитие жизни на Земле (теория академика А.И. Опарина).







53

Начальные этапы развития жизни.







54

Жизнь в архейскую и протерозойскую, палеозойскую эры.







55

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.







56

Происхождение человека. Место и роль человека в системе органического мира.







Тема 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии 9 часов.

57

Наука экология. Биосфера, её структура и функции. Круговорот веществ в природе.







58

Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды.







59

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.







60

Биогеоценозы. Биоценозы. Влияние условий на формирование.







61

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. П.Р.7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)







62

Взаимоотношения организмов и среды обитания. П.Р.8. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.







63

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования.







64

Антропогенные факторы. Влияние действия антропогенных факторов на окружающую природу. Охрана природы. П.Р.9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.







65

Обобщающее повторение. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.







66

Тестовая контрольная работа по материалам ГИА







Резервное время – 2 часа.

Практических работ -9.

Контрольных работ -5.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений.. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2011

Учебник

Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. М. : Дрофа, 2014. – 298 с.

Материалы для проведения контрольных работ

  1. М.М.Гуменюк. Биология 9 класс поурочные планы.: Пособие для учителя. – В.: Учитель, 2013. – 309 с.

  2. Онищенко А.В.Биология в таблицах и схемах– СПб.:Виктория Плюс, 2013. – 127 с.

  3. Индивидуальные карточки,КИМ



  1. Компьютер

  2. MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

Биология. 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. 1 С:Репетитор. Биология. для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

  1. Проектор

  2. Коллекции.

  3. Учебные пособия на печатной основе .

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО от «_____» ________2014г. ______.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________/ ______________

подпись ФИО

«_____» ______________.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 287 с.

а также методических пособий для учителя:



  1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск : Современная школа : Кузьма, 2009. – 416 с.;

  2. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

  3. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

  4. Настольная книга учителя биологии + Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002. – 158 с.;

  5. Биология. Общая биология. 9—11 классы. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2011. – 330 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

для учащихся:

С.В. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.



Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Гэнджер», 1997. - 96с;

  2. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс./- М.: Аквариум, 1998. – 240с.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006.

  • Биология. 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ. @ ГУ РЦ ЭМТО @ ООО Физикон, 2003 год.

  • 1 С:Репетитор. Биология. для абитуриентов, старшеклассников и учителей. АОЭТ «1С», 1996-2001 гг.

  • Репетитор по Биологии Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий», 1999 год.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ



www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал