Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с приказом Министерства образования России от 05. 03. 2004 г



Скачать 289.7 Kb.
Дата26.04.2016
Размер289.7 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Содержание программы курса биологии 9 класса сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.


      Концептуальной основой систематического курса биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. 
      Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. 
      Основными целями изучения биологии в 9 классе являются: 
      • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы
      • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 
      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 
      • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
      • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 
            

Место предмета в базисном учебном плане

В связи с тем, что по учебному плану школы в 9-х классах предусматривается 34 учебные недели, в рабочую программу внесены следующие изменения: на изучение курса отводится 68 часов.



В состав УМК входят:

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

9 А, Б



«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.



Учебник. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая тетрадь. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.

Никишов А. И., Пилипенко Н. Н. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.



Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008.

Калинова Г. С., Кузнецова В. Н., Прилежаева Л. Г. «Сдаем единый государственный экзамен. Биология» (ФИПИ). 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.





Дополнительная литература для учащихся:


  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.

  4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир,1988.

  6. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

  7. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Результаты обучения
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать


      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; 
      уметь: 
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Основное содержание программы

9 класс. Введение в общую биологию и экологию.

(68 ч, 2 ч в неделю)


Введение (3 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.


Молекулярный уровень (8 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.


Клеточный уровень (13 ч)

Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

Лабораторные работы


  1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

  2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


Организменный уровень (12 ч)

Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.



Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа

3.Выявление изменчивости организмов.


Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.



Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа

4.Изучение морфологического критерия вида.


Экосистемный уровень (4 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.



Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Биосферный уровень (3ч)

Биосфера и ее структура, свойства,закономерности.Круговорот веществ и энергии в биосфере.



Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Эволюция(7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.



Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: «Причины многообразиявидов в природе».
Происхождение и развитие жизни (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождениижизни.Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.



Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа

5.Изучение палеонтологических доказательств эволюции.



Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Экология (5 ч)

Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.

Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.



Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, слайдов, кино- и видеоматериалов.

Лабораторные работы

6.Строение растений в связи с условиями жизни.

7.Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

Экскурсия: «Среда жизни и ее обитатели».
Биосфера и человек (4 ч)

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего.



Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Экскурсия: «Антропогенное воздействие на природную среду».

Тематическое планирование


темы

Название темы

Количество часов




Введение

3



Молекулярный уровень

8



Клеточный уровень

13



Организменный уровень

13



Популяционно-видовой уровень

3



Экосистемный уровень

4



Биосферный уровень

3



Основы учения об эволюции

7



Возникновение и развитие жизни на Земле

5



Организм и среда

5



Биосфера и человек

4




Итог

68


Поурочное планирование

урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Д/з

Контроль

Даты

9А.В




Введение (3 часа)




Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Знать систему биологических наук и методы исследования, которые они применяют.

§1

Эвристическая беседа

1.09

3.09



Сущность и свойства живого.

Выделять основные свойства и признаки живых организмов.

§2

Устный фронтальный опрос

3.09

4.09



Уровни организации и методы познания живой природы.

Знать понятие биосистемы и характеризовать уровни организации живой материи.

§3

Тематический тест

8.09

10.09


Глава 1. Молекулярный уровень (8 часов)




1. Молекулярный уровень: общая характеристика

Выделять особенности химического состава живого вещества (органические вещества клетки, биополимеры и мономеры)

§ 4

Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради



10.09

11.09



2.Органические вещества.

Углеводы.



Выяснять особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов

§ 5

Тест текущего контроля

15.09

17.09



3. Липиды.

Выяснять особенности строения и биологическое значение жиров и других липидов витаминов

§ 6

Тест текущего контроля

17. .09

18.09



4.Органические вещества. Белки.

Лаб.раб.№1

Расщепление пероксида водорода.


Определять строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке.

§ 7,8

Тест текущего контроля

Выполнение задания в рабочей тетради



22.09

24.09



5.Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

Выявлять особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение, схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

§ 9

Тест текущего контроля

24.09

25.09



6.АТФ и другие органические соединения клетки

Выделять особенности строения молекул АТФ, их биологическое значение, схематически изображать структуру АТФ.


§10

Тест текущего контроля

29.09

1.10



7.Вирусы.

Выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека.

§12

Устный фронтальный опрос

1.10

2.10



8.Зачет по теме: «Молекулярный уровень»

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы. Делать выводы на основе сравнения, основных органических веществ клеток.

§4-12

Тематический тест

Работа с ИД



6.10

8.10


Глава 2.Клеточный уровень (13 часов)




1.История изучения клетки. Клеточная теория.

Объяснять основные положения клеточной теории

§12-13

Выполнение задания в рабочей тетради

8.10

9.10



2.Общие сведения о клетках. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

Выделять существенные признаки строения и

процессов жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах


§14

Тест текущего контроля

Выполнение задания в рабочей тетради



13.10

15.10



3.Клеточное ядро. Хромосомы.

§15

Устный фронтальный опрос

15.10

16.10



4.ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы.

§16



Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради



20.10

22.10



5.Митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения.

§17


22.10

23.10



6. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

§18

Тест текущего контроля

Работа с ИД



27.10

29.10



7.Зачет по теме:

«Строение и функции клеток»









29.10

30.10



8.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

§

Устный фронтальный опрос









9.Энергетический обмен в клетке.

§

Устный фронтальный опрос









10.Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.


§

Устный фронтальный опрос

Работа с ИД












11. Синтез белков в клетке

§

Устный фронтальный опрос









12 Деление клеток. Митоз.

§

Тест текущего контроля

Работа с ИД











13.Обобщающий урок по разделу «Клетка».

Обосновывать материальное единство живой природы, основываясь на знаниях химического состава и клеточного строения организмов.





Тематический тест

Работа с ИД










Глава 3. Организменный уровень (13 часов)




1.Бесполое размножение организмов.

Выделять существенные признаки процессов рос-

та, развития, размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов.


§

Эвристическая беседа









2.Половое размножение организмов. Мейоз.

§

Работа с ИД









3.Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

§

Тест текущего контроля Эвристическая беседа









4.Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

§

Работа С ИД

Тематический тест











5.Основы генетики. Закономерности наследования.

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости.

Выяснять основные закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Решать простейшие задачи на основные закономерности наследственности.

Сравнивать изменчивость и наследственность.



§

Устный фронтальный опрос









6.Моногибридное и анализирующее скрещивание.















7. Дигибридное скрещивание.

§

Выполнение задания в рабочей тетради









8.Сцепленное наследование.

Взаимодействие генов.



§

Выполнение задания в рабочей тетради









9.Генетика пола

§

Устный фронтальный опрос

Работа с ИД











10.Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Лаб.раб. №3

Выявление изменчивости организмов.


§

Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради











11.Основы селекции. Основные методы селекции.

Определять предмет, задачи селекции, иметь представление о работах Н.И. Вавилова.

Характеризовать основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.



§

Эвристическая беседа









12. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

§

Тест текущего контроля









13. Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»

Объяснять основные понятия генетики и селекции организмов.

-

Тематический тест

Работа с ИД










Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)




1. Вид: критерии и структура. Лаб. раб. №4 «Изучение морфологического критерия вида».

Выделять существенные признаки вида. Характеризовать критерии вида и приводить примеры.


§

Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради












2.Популяция как структурная единица вида и эволюции.

§

Тест текущего контроля









3.Биологическая классификация.

§

Эвристическая беседа

Выполнение задания в рабочей тетради










Глава 5. Экосистемный уровень (4 часа)




1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Выделять существенные признаки экосистемы,

процессов круговорота веществ и превращении

энергии в экосистемах. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Сравнивать

искусственные и естественные сообщества.



§

Тест текущего контроля

Выполнение задания в рабочей тетради











2. Состав и структура сообщества.


§

Устный фронтальный опрос

Работа с ИД











3.Потоки вещества и энергии в экосистемах.

§

Тест текущего контроля









4. Саморазвитие экосистемы.

§

Устный фронтальный опрос








Глава 6. Биосферный уровень (3 часа)




1. Биосфера. Среды жизни.

Объяснять границы биосферы, понятие живого вещества и биомассы.

Выяснять геохимические функции живого вещества в биосфере, свойства и функции живого вещества в биосфере. Характеризовать биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы.





§

Тематический тест

Выполнение задания в рабочей тетради











2. Средообразующая функция организмов.

§

Устный фронтальный опрос









3.Круговорот веществ в биосфере.

§

Устный фронтальный опрос

Работа с ИД










Глава 7. Основы учения об эволюции (7 часов)




1.Развитие эволюционного учения.

Ч. Дарвин.



Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных при-

мерах) и причины многообразия видов.

Выявлять приспособления у организмов к среде

обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.



§

Эвристическая беседа









2.Факторы эволюции.

§

Устный фронтальный опрос









3.Формы естественного отбора

§

Выполнение задания в рабочей тетради









4.Изолирующие механизмы. Видообразование.

§

Тест текущего контроля

Работа с ИД











5.Макроэволюция

Лаб.раб. №5

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.


Приводить основные доказательства эволюции органического мира. Выяснять и объяснять (на конкретных примерах), основные направления эволюции и пути достижения биологического прогресса.

§

Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради











6.Основные закономерности эволюции.

§

Тест текущего контроля









7.Обобщающий урок «Основы теории эволюции»

Повторение и обобщение знаний о теории эволюции.

-

Тематический тест








Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)




1.Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о возникновении жизни.

Характеризовать теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Объяснять основные положения гипотезы А.Опарина-Холдейна. Характеризовать начальные этапы эволюции жизни.

§

Эвристическая беседа









3.Возникновение и развитие жизни на Земле: архейская и протерозойская эры.

Выяснять основные этапы развития жизни на Земле. Характеризовать особенности развития органического мира по эрам.


§

Выполнение задания в рабочей тетради









4. Развитие жизни на Земле в палеозое и мезозое.

§

Выполнение задания в рабочей тетради









5.Развитие жизни на Земле в кайнозойской эре. Возникновение человека.

§

Выполнение задания в рабочей тетради









6. Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле»

Объяснять возможные способы возникновения и развития жизни на Земле.




Устный фронтальный опрос Тематический тест








Глава 9. Организм и среда (5 часов)




1.Экологические факторы. Условия среды.

Узнавать и характеризовать группы экологических факторов, основные абиотические и антропогенные факторы,

Объянять принципы влияния факторов на организмы, толерантность, закон минимума.

Приводить примеры адаптаций организмов к изменениям освещенности, температуры и влажности среды.

Характеризовать основные типы биологических взаимоотношений.

Понимать основные принципы регуляции численности организмов и объяснять причины ее колебания.


§

Эвристическая беседа









2. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

§

Устный фронтальный опрос









3.Экологические ресурсы и адаптация организмов к различным условиям существования.

Лаб.раб. №6

Строение растений в связи с условиями жизни.


§

Тест промежуточного контроля

Выполнение задания в рабочей тетради











4. Межвидовые отношения организмов.

Лаб. раб. № 7

Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме.


§

Устный фронтальный опрос

Выполнение задания в рабочей тетради











5.Экологическая регуляция.

§

Тест промежуточного контроля








Глава 10. Биосфера и человек (4 часа)




1.Эволюция биосферы.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях

деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладевать умением аргументировать свою точку

зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


§

Устный фронтальный опрос









2.Антропогенное воздействие на биосферу.

§

Устный фронтальный опрос









3.Основы рационального природопользования.

§

Выполнение задания в рабочей тетради

Тест промежуточного контроля












4. Обобщающий урок по темам «Организм и среда» и «Биосфера».

Повторение и обобщение знаний о взаимодействии человека и живых организмов на Земле.

-

Фронтальный опрос

Тематический тест



Работа с ИД











Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал