Пояснительная записка тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология»



Скачать 208.54 Kb.
Дата02.05.2016
Размер208.54 Kb.
ТипРабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В.В.Пасечника и др., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :

Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014г.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждения РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Дополнительные 34 часа выделены из школьного компонента согласно учебному плану и использованы для повышения практической направленности курса, а также для изучения трудных для понимания учащихся тем курса.

Курс биологии на ступень среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции поэтому программа сведения об общих биологический закономерностях , проявляющихся на разных уровнях организаций живой природы.

Основа отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведения человека, в окружающей среде востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляет ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Основы цитологии; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Генетика; Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленном на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;



овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного курса

по биологии

11 класс (базовый уровень)

1.Повторение материала 10 класса (6ч.)

Цитология: химический состав клетки, ее строение, типы клеток. Процессы обмена

веществ и энергии в клетке. Деление клетки: митоз, мейоз. Гаметогенез, половое размножение (оплодотворение и онтогенез).

Основы генетики. Законы Менделя, Моргана. Решение оснговных типов генетических задач. Закономерности изменчивости.

Основы селекции.


2.Основы учения об эволюции (32 ч.)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.






Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.


3.Основы экологии(30ч.)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции




Тематическое планирование

по биологии 11 класс

2 часа в неделю, всего 68 ч.

Наименование темы

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

  1. Повторение материала 10 класса

6

Решение генетических задач




  1. Основы учения об эволюции




32

П.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

П.р.№2 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

П.р. №3 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»

П.р. №4 «Выявление ароморфозов у растений и животных»

П.р. №5 «Выявление идиоадаптаций у растений и животных»


Контрольная работа №1 «Вид. Популяция»

Контрольная работа №2 «Микроэволюция»

Зачет №1 «Эволюционное учение Дарвина»

Зачет №2 «Возникновение жизни на Земле»

Зачет №3 «Антропогенез»

3.Основы экологии

30

П.р. №6 «Наблюдение и выявление приспособленности у организмов к влиянию различных экологических факторов»

П.р. №7 «Описание экосистемы своей местности»

П.Р №8 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах ( цепей питания)»

П.р. №9

« Сравнительная характеристика экосистемы и агроэкосистемы»



П.р.№10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота и воды»

Зачет №4 «Основы экологии»

Итого:

68

10

4


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы.
Литература для учителя

1. А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2014



  1. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2006.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

  4. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.

  5. Каминова Г.С. ЕГЭ.

  6. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009

  7. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.

  8. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

  9. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,

20,23,24\2005, 2,3\2010.

Дополнительная:

Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.
Литература для учеников


  1. А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2014

2.Сборники по подготовке к ЕГЭ 2006-2011гг

Дополнительная:

1.Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

3.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издани

2.Мультимедийное пособие «1 С: Школа.Биология 11 класс»

3. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа

4. Мультимедийное пособие « Общая биология 11 класс» приложение к учебнику, ООО «Дрофа», 2010

http://window.edu.ru

http://mmc.berdsk-edu.ru

http://edu.of.ru

www.alleng.ru/d/bio/bio

mml.3dn.ru/load/33-1-0-320

bio.fizteh.ru

www.chgaki.ru

ege09.ru/biology.php

Календарно - тематический план 11 класс

п/п урока

урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы

Д/З

Фактические даты проведения уроков

11 «б» класс

Фактические даты проведения уроков

11 «в» класс

1.Повторение материала 10 класса – 6 ч.







1.

1.

Химический состав клетки

ЦОР

«1С: Школа. Биология 10 класс»












2.

2.

Строение клетки. Типы клеток

Презентация «Строение клетки»










3.

3.

Обмен веществ и энергии в клетке. Реализация наследственной информации в клетке

Презентация «Обмен веществ в клетке»










4.

4.

Деление клетки. Митоз. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Онтогенез

Презентации «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез»










5.

5.

Основы генетики. Законы Менделя, Моргана. Решение генетических задач. Закономерности изменчивости

Презентации «Законы генетики», «Изменчивость»










6.

6.

Основы селекции

Презентация «Методы селекции»
















2. Основы эволюционного учения – 32 ч.













7.

1.

Развитие эволюционного представлений. Исторические предпосылки создания эволюционного учения. Линнеевский период развития биологии. Эволюционные представления Ламарка

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»




§52







8.

2.

Основные положения эволюционного учения Дарвина

ЦОР «1С: Школа. Биология 11 класс»

П.52 до конца







9.

3.

Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

ЦОР «Лабораторный практикум. Биология 6-11»


§53







10.

4.

Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»




Отчет о работе







11.

5.

Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§54-55







12.

6.

Изменения генофонда популяции. Генетический состав популяции

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§56







13.

7.

Контрольная работа №1 «Вид. Популяция»













14.

8.

Борьба за существование и её формы.

Презентация « Борьба за существование»в программе Power Point

§57







15.

9.

Естественный отбор и его формы. Движущий и стабилизирующий отбор.

Презентация «Формы естественного отбора»


§58







16.

10.

Дизруптивный отбор

Презентация «Формы естественного отбора»

П.58







17.

11.

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов»




Отчет о работе







18.

12.

Адаптации как результат взаимодействия эволюционных факторов. Практическая работа №3 «Выявление у организмов приспособленностей к среде обитания»

Презентация «Адаптации организмов»

П.58







19.

13.

Изоляция. Видообразование.

ЦОР

«1С:Школа.

Биология 11 класс»



§59,60







20.

14.

Синтетическая теория эволюции

Презентация «СТЭ»

конспект







21.

15.

Контрольнгая работа №2 «Микроэволюция»













22.

16.

Типы эволюционных изменений. Главные пути и направления эволюции.

Презентация

«Макроэволюция»в программе Power Point



§61







23.

17.

Практическая работа №4 «Выявление ароморфозов у растений и животных».


§62, отчет о работе







24.

18.

Практическая работа №5 «Выявление идиоадаптаций у растений и животных» «Основы учения об эволюции»




§63







25.

19.

Зачет №1 «Эволюционное учение Дарвина»













26.

20.

Возникновение Земли

Презентация «Возникновение жизни на Земле»

Конспект







27.

21.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотеза Опарина - Холдейна

Презентация «Возникновение жизни на Земле

П.89







28.

22.

Современные представления о происхождении жизни на Земле. Гипотеза биопоэза Бернала. Этап химической эволюции

Презентация «Возникновение жизни на Земле

П.90







29.

23.

Биологический этап эволюции

Презентация «Возникновение жизни на Земле

П.90







30.

24.

Семинар «Возникновение жизни на Земле»




П.89-90







31.

25.

Зачет №2 «Возникновение жизни на Земле»













32.

26.

Развитие взглядов на происхождение человека




П.69







33.

27.

Доказательства происхождения человека от животных

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





П.69







34.

28.

Стадии антропогенеза. Австралопитековые. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





П.70







35.

29.

Движущие силы антропогенеза

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





П.71







36.

30.

Современные проблемы человечества

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





П.71







37.

31.

Прародина человека. Человеческие расы и их происхождение

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





П.72







38.

32.

Зачет №3 «Антропогенез»













  1. Экосистемы-30ч.

39.

1.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§74







40.

2.

Лимитирующие факторы

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§75







41.

3.

Практическая работа №6 «Наблюдение и выявление приспособленностей у организмов к влиянию различных экологических факторов»




Отчет о работе








42.

4.

Защита проектов «Адаптации организмов к среде обитания»













43.

5.

Местообитание и экологическая ниша

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§76







44.

6.

Основные типы положительных экологических взаимоотношений

Презентация «Экологические взаимоотношения»

в программе Power Point ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»



§77







45.

7.

Основные типы отрицательных экологических взаимоотношений

Презентация «Экологические взаимоотношения»

§77







46.

8.

Защита проектов «Экологические взаимодействия организмов в природе»













47.

9.

Конкуренция

Презентация «Экологические взаимодействия»

П.78







48.

10.

Основные экологические характеристики популяций

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»




П.79







49.

11.

Динамика популяций

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»





П.80







50.

12.

Экологические сообщества

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»





П.81







51.

13.

Практическая работа №7 «Описание экосистемы своей местности»


Отчет о работе







52.

14.

Структура сообщества

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§82







53.

15.

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§83-84







54.

16.

Практическая работа №8 «Составление схем переноса вещества и энергии в экосистемах»




Отчет о работе







55.

17.

Экологические пирамиды

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§85







56.

18.

Экологические сукцессии

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§86







57.

19.

Агроценозы

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§81, стр. 316-317







58.

20.

Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика экосистемы и агроэкосистемы»

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




Отчет о работе







59.

21.

Влияние загрязнений на живые организмы

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»




§87,88







60.

22.

Биосфера – глобальная экосистема. Структура биосферы

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»





§89







61.

23.

Круговорот веществ и энергии в биосфере – основа ее существования. Биогенная миграция атомов

Презентация «Круговороты в биосфере»в программе Power Point

§91







62.

24.

Практическая работа №10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота и воды»




схемы








63.

25.

Эволюция биосферы

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§92







64.

26.

Антропогенное воздействие на биосферу

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»





§93







65.

27.

Региональные экологические проблемы

Презентация «Региональные экологические проблемы»в программе Power Point










66.

28.

Глобальные экологические проблемы.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»














67

29.

Семинар «Основы экологии»




П.74-93







68.

30.

Зачет №4 «Основы экологии»














Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал