Пояснительная записка в начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально



Скачать 78.61 Kb.
Дата02.05.2016
Размер78.61 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

В начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека , его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, духовный , нравственный, экономический потенциал общества.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой ; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.

В 3 классе - работа иллюстративным материалом предполагает коллективное обсуждение , проведение мини-игр , проектную деятельность. В 4 классе система вопросов и заданий исторической части учебника и тетради направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать учителя, одноклассника , участвовать в коллективном обсуждении ( раздел "Основные этапы развития России" ).

Общая характеристика курса

Курс " Окружающий мир " разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Пересматривая содержание первой ступени школьного образования - начальной школы , ученые и педагоги отмечают , что от предметоцентризма следует переходить к образовательным областям.

Ни у кого не вызывает сомнения , что начальная школа представляет собой фундамент , на котором основывается обучение и воспитание в школе. Главное - это всестороннее развитие ребенка. Начальная школа должна не только научить читать . писать , считать , но и способствовать расширению кругозора , формированию чувств , эмоций , воображения , интеллекта.

Интегрированный курс " Окружающий мир " связывает между собой различные области знаний : о природе, человеке и обществе , прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка.

Начальная ступень образования вносит вклад в социально - личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире , о социальных и межличностных отношениях, о нравственно- этических нормах.



Задачи курса

  • Познакомить ребенка с окружающим миром , единством и различиями природного и социального , местом человека в природе и обществе;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение окружающему миру , экологическую и духовно-нравственную культуру, патриотические чувства;

  • развивать умения наблюдать , анализировать , обобщать , решать творческие задачи ;

  • формировать потребность участвовать в творческой деятельности.

Одной из задач современного образования является получение элементарных сведений о безопасности жизни в самых различных ситуациях - от поведения на улице до оказания первой помощи при различных травмах. Данные темы являются неотъемлемой частью предмета "Окружающий мир".

Современное образование дает младшему школьнику всесторонние знания. Развитие интереса к предмету, формирование личностно-ориентированного отношения к природе и обществу в современных условиях насыщенного информационного пространства возможно при тщательном отборе содержания материала.

Младшему школьнику важно не просто получить готовые знания об окружающем мире , а показать процесс взаимодействия человека с растительным и животным миром, процесс освоения Земли и расселения на ней.

Курс призван дать первоначальные сведения о предметах , явлениях и процессах, создающих законченную картину мира , которые подготовят ребенка к восприятию систематических курсов в основной школе.



Основные дидактические принципы построения курса

Принцип систематичности. Программа выстроена на материале , предусматривающем переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе "природа-общество".

Принцип историзма. Естественнонаучные и исторические факты и события даются в соответствии со временем местом и условиями их возникновения.

Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности , его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.

Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребенка сознательным участником важнейших жизненных процессов.

Место курса в учебном плане

Вся программа выстроена из двух взаимосвязанных блоков - историко-культурного и природоведческого. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс - 66 ч ( 2 ч в неделю ) , 2 класс - 68 ч ( 2 ч в неделю ), 3 класс - 68 ч ( 2 ч в неделю ), 4 класс - 68 ч ( 2 ч в неделю ).

Учебно- методический комплекс для каждого класса состоит из учебника , рабочей тетради и методического пособия для учителя.

4 класс - " Человек на планете Земля "

В процессе обучения ученики получают представления о строении организма человека , функционировании его органов ; жизни человека в современном мире , об историческом развитии общества в России. Человек рассматривается как существо биологическое и социальное.



Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества ;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм ;

  • наука как часть культуры , отражающая стремление к истине , к познанию закономерности окружающего мира, природы и социума ;

  • семья как основа духовно-нравственного развития личности;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно развитой личности;

  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека , выражающейся в любви к России, народу, малой родине;

  • здоровый образ жизни, составляющий в единстве здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание курса

4 класс ( 68 ч )

"Человек на планете Земля"

Человек как живой организм ( 22 ч )

Человек - часть живой природы. Сходства и различия человека и животных.

Человек - живой организм. Строение тела человека. Основные системы органов человека, их функционирование.

Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах , ушибах, ожогах, обморожении. Предупреждение наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Закаливание организма.

Опорно-двигательная система. Строение и значение скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.

Пищеварительная система. Продукты питания , их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.

Органы дыхания . Значение дыхания. Гигиена органов дыхания.

Кровеносная система, е значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.

Нервная система, ее значение. Значение головного мозга.

Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. Режим труда и отдыха.

Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья человека.

Человек в современном мире ( 6 ч )

Россия - многонациональное государство. Народы нашей страны. Традиции, культура, религии.



Основные этапы истории России ( 40 ч )

Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Древнерусские города. Быт и занятия людей, развитие культуры.

Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Московское государство в 15-16 веках. Быт и занятия людей , развитие культуры. Книгопечатание. Зодчество.

Российское государство в 17 веке. Правление Петра I. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни людей.

Россия в 18 веке. "Золотой век" русского дворянства. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобретения. Создание первого университета. М. Ломоносов.

Россия в 19 веке. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.

Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. Древнерусский иконописец ( А. Рублев ), архитекторы ( М. Казаков, В. Баженов, А. Фьораванти, В. Растрелли), художники ( А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков ), поэты ( А. Пушкин, М. Лермонтов ), композиторы (М. Глинка, П. Чайковский ).

Путешествия в княжеские палаты, в царский дворец, в усадьбу помещика, в крестьянский дом, в монастырь, в мастерскую ремесленника.

Россия в 20 веке. Революция в России и свержение самодержавия. Развитие страны в 30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Восстановление страны после войны. Освоение космоса. Культурные достижения России в 20 веке.

Россия в начале 21 века.

Практические работы. Подсчитывание пульса в состоянии покоя ипосле физической нагрузки. Оказание первой помощи при легких , незначительных травмах. Определение своего роста и веса.



Основные требования к результатам обучения

К концу 4 класса учащиеся должны знать :

- строение организма человека ;

- части тела человека ;

- правила личной гигиены ;

- значение физической культуры для разития организма ;

- о вреде алкоголя, табака и наркотиков ;

- географическое положение родного края на карте ;

- какие народ живут на территории России (например , русские, татары, башкиры и другие, свой и соседние народы) ;

- важнейшие события в истории России:

образование государства у восточных славян(9-10 века);

крещение Руси (988 год);

Куликовская битва (1380 год);

преобразования Петра I ( конец 17- начало 18 века);

Отечественная война (1812 год);

революция в России (1917 год);

Великая Отечественная война (1941-1945 годы);

- основные памятники истории и культуры России.

Учащиеся должны уметь:

- рассказывать о строении организма человека;

- оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении;

- рассказывать о наиболее важных событиях в истории России; - определять последовательность исторических событий;



- показывать на карте территорию Российского государства , крупные города.

Учебно-тематический план



Название раздела

Количество часов

Всего часов

Проверочные работы

1

Человек как живой организм

22

1

2

Человек в современном мире

6

1

3

Основные этапы истории России

40

1




Всего

68

3



Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Саплина Е.В., Сивоглазов В.И. , Саплин А.И. Окружающий мир. 4 кл.:учебник в 2 ч. –М.:Дрофа 2013г

  2. Саплина Е.В., Сивоглазов В.И., Саплин А.И. Окружающий мир. 4 кл.: рабочая тетрадь в 2 ч. –М.: Дрофа 2013 г.

  3. Саплина Е.В., Сивоглазов В.И., Саплин А.И. Окружающий мир. 4 кл.: рабочая тетрадь для учителя. –М.: Дрофа 2013 г.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал